Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, настоятель храма Преображения Господня в Звездном городке игумен Иов (Талац) недавно совершил полет в стратосферу на современном истребителе МиГ-29УБ. Это единственный случай в мире, когда священник смог так высоко подняться над землей, увидеть ее сверху. Не всю сразу, как ее видят космонавты, но достаточно обособленно, чтобы почувствовать всю малость человеческую по сравнению с космосом и собственную оторванность от привычного мира. Сегодня игумен Иов рассказывает читателям нашего сайта о впечатлениях во время полета, о своем увлечении космонавтикой, о Божием Промысле в жизни каждого человека о том, что познание мира невозможно без Бога.
Один на один со Вселенной
- Настоящий полет с тренировками не сравнить даже. Несмотря на реальные ощушения на тренировке, понимаешь, что ты на земле, что все, что сейчас с тобой происходит - это лишь серьезная мужская игра. Время, отведенное на это, закончится, и тебя выведут из этой игры, ты пойдешь домой, и в твоей жизни будет все, как обычно. Понимания оторванности от привычного уклада жизни нет. А в полете - все иначе. Конечно, тренировки помогли быстро адаптироваться к полету. Я почти не заметил переход на сверхзвуковую скорость. Вот во время старта было ощутимо. Щеки сразу «запали», потому что нагрузка, конечно, значительная. А когда перед тобой Земля на горизонте, отчетливо понимаешь, что остался один на один со Вселенной…Тогда, как говорят, кожей чувствуешь, что под тобой внизу на целых 18 километров ничего нет. Сердце в такие минуты молится само...
Я почти сразу стал крутить головой направо и налево. Такую красоту увидел, даже трудно выразить словами. У меня есть фотографии, но они процентов только на 60 передают великолепие увиденного мною. Сам я не снимал, не до этого было. На борту самолета установлена камера, вот откуда у меня снимки. Там я почувствовал, почему человек, полетевший в космос неверующим, поворачивается лицом к Богу, вернувшись домой. В космосе нельзя не понять, что Вселенную мог создать только Бог, только Творец. Удивительно было видеть черно-синее небо и землю немного скругленную, но ни страха, ни тревоги не было. Наоборот, в душе были покой, тишина, как будто время остановилось. Конечно, я брал с собой мощи святых: преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Иова Почаевского, Крест-мощевик был на мне, а в нем ниточки от Ризы Спасителя, Ризы Матери Божией. Себя крестил, самолет. А потом, это же послушание, благословение на полет в космос я получил от владыки Феогноста.
Детские мечты и Промысел Божий
- Мне кажется, моя любовь к космосу берет свое начало из детства, а потому встреча с российскими космонавтами видится мне промыслительной. Мама рассказывала, да и сам я это помню, как приходил в детский сад, где на площадке стояла серебристая ракета. Во время прогулки я забирался «на борт» и мог просидеть там несколько часов подряд. Дети обижались, воспитатели жаловались на меня маме, но я никого не пускал на «свой корабль». В школе всерьез интересовался астрономией, наблюдал в телескоп за звездным небом, хотел пойти в летное училище, но после армии все же решил поступать на исторический факультет. Успешно сдал экзамены в Московский историко-архивный институт, который оставил после третьего курса, чтобы уйти в семинарию. Но интерес к космосу как к Творению Божию не покинул меня. Наряду с главным делом, которым всегда было и остается для меня монашество, я по-прежнему продолжал интересоваться астрономией: рассказывал братии о том, где и когда восходит Сатурн, откуда появляется Юпитер, о сверхновых звездах в разных созвездиях, о скоплениях галактик… Кто-то подшучивал надо мною, кто-то вполне серьезно относился к моему увлечению.
Думаю, и мой интерес к космонавтике даже в детском возрасте не был пустым мечтанием. Господь позволил ему развиться, а потом направил в нужное русло. Только представьте себе: в России лишь 116 космонавтов летали в космос. Всего в мире на шесть миллиардов населения приходится 500 космонавтов, летавших в космос. Некоторые люди за всю свою жизнь могут ни разу не встретить космонавта, ведь правда? А я постоянно общаюсь с ними, знаю их семьи, многие из них для меня стали близкими людьми, вместе мы ездим в паломничества, отдыхаем… Думаю, что теперь это уже моя обязанность — отвечать перед Богом за этих людей. Владыка Феогност как-то сказал, что Господь всегда использует «в Своих целях» те устремления, которые заложены в человеке.
И когда однажды руководитель Центра подготовки космонавтов Василий Васильевич Циблиев спросил меня: «Батюшка, а Вы не хотели бы попробовать пройти нашу подготовку?» - подумал: греха здесь нет, но нужно ли? Я спросил об этом у одного из наших старцев в Лавре. А он говорит: нужно! Как апостол Павел писал: «Я с иудеями был как иудей, чтобы приобрести иудеев. Для подзаконных я был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных. Для чуждых закону был чужд закона, чтобы приобрести чуждых закону, не быв чуждым перед Христом. Для всех я сделался всем, чтобы приобрести, по крайней мере, некоторых». И еще старец добавил: «Ты, может быть, будешь отвечать за этих людей на Страшном суде! Ты должен им помочь в первую очередь прийти ко Христу! Если они встретят Христа на Земле, то всякая деятельность, где бы они ею ни занимались – пусть даже на другой планете, – во славу Божию!» Чем бы человек ни занимался, надо делать это во имя Бога…
И вот первое, что мне предложили, это пройти на тренажере «Выход-2» имитацию выхода в открытый космос на Земле в скафандре «Орлан МТ». Позже я летал несколько раз на невесомость. Надо сказать, что ощущения, которые при этом испытываешь, удивительны. Кажется, что весь мир находится в подвешенном состоянии. Словно читаешь строки Библии из Книги Иова Многострадального о Господе: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Иов. 26, 7).
А еще через некоторое время космонавты предложили мне «пойти на гидроневесомость». Это тоже имитация выхода в открытый космос, только уже под водой. На глубине двенадцати метров есть гидролаборатория. За полтора часа пребывания под водой я потерял полтора килограмма и понял, какой труд у космонавтов, работающих на орбите. И по-другому просто нельзя. Чтобы говорить с космонавтами на их языке, надо понимать их, знать жизнь этих людей, в полной мере осознавать, чем они занимаются.
Очень хорошо сказал однажды греческий митрополит Иерофей Влахос: «Космонавты очень похожи на монахов: и те, и другие стремятся на небо, космонавты летят через первое на второе небо, монахи же стремятся сразу на третье небо. Но и космонавтам, чтобы их дело было Богоугодным и приносило пользу им самим и ближним, также нужно стремиться на третье небо, это – цель всех людей на Земле. Церковное предание говорит : Бог сотворил три неба: первое небо – это видимая атмосфера над головой, второе – звездный космос, твердь, куда летают космонавты. Третье небо – Горний мир, туда ракеты никогда не долетят, его можно достичь только, очистив свое сердце от духовных недугов. Это совсем другой мир, другая Вселенная, в которой действуют законы, не похожие на законы нашего мира: там нет смерти, нет тления.
Конечно, интересно понять, как устроен мир. Любопытство ненормально, когда человека тянет подсматривать в щелочку, кто какой грех делает. Это не наше дело, наше дело – молиться, просить: «Господи, спаси всех!», даже если видим, что кто-то поступает неправильно. А любопытство в плане интереса к мирозданию, исследованию мира, который сотворил Бог, для человека естественно, но изучать его нужно с помощью Божией.
Миф о противостоянии Церкви и науки
- Человек, вглядываясь в творение Божие, не может оставаться неверующим. Много свидетельств об этом величайших ученых, которые искренне, не обманывая себя, изучали мироздание. Вот, например, что сказал Иоганн Кеплер, великий немецкий ученый астроном, физик и математик, открывший законы планетарного движения, один из творцов небесной механики в последней своей работе «Рудольфовы таблицы» движения планет : «Прежде чем оставить этот стол, за которым я совершил все свои исследования, мне остается только, возведя очи к небу и подняв руки, поблагодарить Творца Вселенной за Его милосердие ко мне». А потом такие интересные слова добавляет : «О, как счастлив тот, кто может через науку возвышаться до Небес! Там видит он превыше всего творчество Божие». «Я хотел стать теологом, но сейчас я вижу, как Бог прославляется через мой труд в астрономии, так как Небеса возвещают славу Божью. Велик наш Господь и велика держава Его, и премудрости Его нет конца». «Бог может повелеть явиться новому светилу во всяком месте и во всякое время». «Великий Боже... Благодарю Тебя за все радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел. Вот я окончил книгу, в которой заключаются результаты всех моих трудов. Я вложил в нее все способности, какими Ты наделил. Я сообщил людям о величии Твоих дел. Но если я, ничтожный червь, рожденный и взросший во грехе, сказал что-нибудь недостойное Тебя, тогда, о Боже, молю Тебя не допустить меня до самообольщения этим трудом, который посвящен Твоей Божественной славе!»
И другие ученые говорят о том же. Вот, например, польский астроном, математик и экономист Николай Коперник - один из создателей гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции : « Вся моя жизнь была приобретена терпением. И была она и радостью, и экстазом. Хотя должен сознаться, я не постигаю путей Вседержителя во всей полноте. Но мне казалось, что я иду по следам Бога». Он еще говорил: « Когда я иду работать, я иду на свидание с Богом». «Моя задача — найти истину в великом Божьем творении». «Не благодати, воспринятой Павлом, желаю я. Не благоволения, с которым Ты простил Петра. Лишь той же милости прошу я у Тебя, которую Ты даровал разбойнику на кресте».
Есть свидетельство Вильяма Гершеля – величайшего английского астронома, который сделал множество открытий : "Все человеческие открытия служат для более сильнейшего доказательства истин, находящихся в Священных Писаниях".
Величайший итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени Галилео Галилей, которого нам часто преподносят как безбожника и борца с церковью таковым не являлся. У него много сочинений опубликовано, можно прочитать в них правдивые высказывания об отношении к Творцу. « Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания… Было бы опасно приписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один раз оспоренное опытом». Он даже советовал другим быть осторожными в своих выводах, чтобы не нанести вред святой вере, представляя положения Святого Писания ложными.
Можно много примеров привести. Американский астронавт Джеймс Ирвин побывал на Луне и потом, когда вернулся, поднимался несколько раз на гору Арарат, искал Ноев ковчег. На вопрос, зачем он это делает, ответил : «Если пребывание на Луне заставило меня оценить серьезно красоту Земли – этого Божьего творения, поддерживающего нашу жизнь, то восхождение на гору Арарат помогло мне лучше осознать покровительство Бога своему народу и Его осуждение не только людей того времени, но и сегодняшнего поколения. После экспедиции на Луну, 27 октября 1971 года на космодроме в Хьюстоне он объявил, что на Луне «постоянно чувствовал связь с Богом, ощущал его присутствие гораздо сильнее, чем это было на Земле».
Бог управляет миром через Божественные энергии и они через какое-то время запечатлеваются в материальном мире и люди начинают их замечать, изучают, выстраивают какие-то закономерности и называют это физическими законами. Но это всего лишь следствие Божественных влияний. Познание мироздания и самого себя должно совершаться только с Господом. Когда человек в первый раз захотел познать добро и зло без Бога, это привело человечество к страшной трагедии. Адам и Ева, как всем известно, оказались вне Царствия Божия. Когда человек со смирением и в то же время с упованием на Бога познает этот мир, то он получает великую милость и благословение Божие и пользу для себя, и для всего человечества. И не только для этой жизни, но и для будущей.
Один всемирно известный ученый математик в Санкт-Петербурге преподает небесную механику. Он рассказал мне, что гениальные математики теряли свой дар, если совершали грех, потому что математика – божественная наука. Сын Адама Сиф, праотец наш, считается покровителем математики и астрономии. В православном предании сказано, что он был восхищен в горние обители и созерцал там нетварные божественные энергии. Господь показал ему горний мир, галактики, открыл законы, по которым движутся светила и звезды. Вернувшись, он создал азбуку вместе с Адамом и все знания записал на двух столбах – и о Горнем Небе, и о мире материальном.
Думаю, не за горами время, когда нам скажут, что многие наши открытия неверны. Сколько было попыток столкнуть церковь и науку! Говорили, церковь отрицает научные открытия, потому что это противоречит ее христианскому мировоззрению. На самом деле никакого противоречия между церковью и наукой нет и никогда не было. Великие ученые были верующими. Если церковь и занимала какую-то жесткую позицию, то это было вынужденно. Церковь просто защищалась против лживых утверждений. А противоречат кощунники типа Вольтера, Дидро. Их лживые уверения и приводили в доказательство противостояния.
Еще не надо забывать, что самое главное творение Бога – человек. Каждый человек уникален, другого такого нет во всей Вселенной. И самое страшное для человека, если у него не состоится встреча со Христом. Если она не произойдет на Земле, то и в Вечности этой встречи не будет. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мрк 8:36). Жизнь без Бога для человека подобна смерти. Только с Богом человек наполняется безсмертной жизнью, просвещается Божией премудростью, которая помогает проникать в тайны мироздания.
Бог нам дал возможность изучать материальный мир, но для глубокого постижения тайн Божьего творения нужно выполнить одно очень важное условие – соблюсти Евангельские заповеди. Ведь главное для человека – приблизиться к Богу, встретить Христа здесь, на Земле.
После полета в стратосферу, который мне устроили наши космонавты Юрий Лончаков и Валерий Корзун, у меня еще больше сердце тянется к Творцу. Уверен, что подобное происходит со всеми, кто серьезно относится к изучению мироздания, в том числе и космонавты. Стратосфера еще не космос, но уже чувствуется его дыхание. Я монах, но это нисколько не помешало мне совершить этот полет. И я могу сказать только одно : слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Ты все так премудро устроил!
http://www.stsl.ru/news/all/poznanie-mi ... o-bez-boga