Воистину Воскресе. Наталия, это высказывание не есть учение Церкви. Просто идиоматическое выражение. На самом деле есть два принципиально разных пути послушания Богу. Первый - путь умеренного и благодарного пользования всем тем, что дал Бог человеку в жизни временной. Второй - путь исключительного сосредоточения на конечном предназначении человека - Царстве Божием. Конечно, и в миру, и в монастыре, присутствуют элементы и того и другого, но приоритетом обладает один из них. Полностью сосредоточиться на Царстве Божием могли только единицы, за всю историю человечества. И те, если почитать труды преподобных отцов, видели в себе множество пут привязывающих их в ветхому, плотскому человеку. Как видите, даже те, кто принял решение для себя, отныне буду следовать за Господом, не может быть свободен от компромисса, и в этом промысел о смирении: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. В итоге, получается, что реально, путь к Богу и к спасению один... и эти "два пути", о которых было сказано, сливаются в него, если с них не сворачивать.
Монашество, как институт, появилось не сразу в истории Церкви, однако люди, избравшие для себя одиночество были от начала. Они были и в Ветхом Завете, и в Новом. Апостолы Иоанн, Павел, евангелисты Марк и Лука, были девственниками. И сейчас возможно то же самое. Однако, надо заметить, что монашество, по природе своей, есть наилучшая форма жизни избравших для себя одиночество. Оно имеет специальные механизмы, средства, оберегающие подвижника от многих подводных камней, на которые самочинный подвижник будет натыкаться постоянно, и набивая шишки не получать от этого пользы.
_________________ протоиерей Александр Белослюдов
|