Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Священнику


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Решимость в борьбе со страстями и покаяние в гордости.
 Сообщение Добавлено: 22 ноя 2012, 10:11 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 06 сен 2012, 14:19
Сообщения: 118

Вероисповедание: Православный, МП
О. Алексндр, смирение как и все прочее как я понимаю не дается по труду подвижника, а лишь по милости Божией. Отсюда возникает вопрос знаем ли мы о Боге вообще что-то? Получается, что даже имея колоссальную решимость жить по заповедям во всем слушаясь совести и не щадя тела, прилагая все духовные силы для спасения себя и на молитву о ближних Бог все равно может не дать смирениях и других духовных даров? Вот читая Ветхий Завет вижу, что Бог по своему промыслу может ожесточить сердце человека, а может умилить. Получается, что все дело нашего спасения не от нас зависит, мы лишь должны прилагать все усилия, но точку все равно ставит Бог. Отсюда вопрос: как определить подвиг для себя? Ведь скажем грубо говоря имея решимость простоять 1000 дней и ночей молясь на камне в ожидании получить смирение и избавление от страстей и не получив этого можно сломиться, и даже в случае продолжения подвига это не залог успеха?

И второй вопрос: возможно ли избавиться от гордости человеку, который начинает гордиться как только начинает приобретать смирение и перестает осуждать ближних, т.о. получается замкнутый круг, и каким образом вырваться из него? Как убрать из себя внутреннего человека (а может беса?) постоянно анализирующего твою духовную жизнь и в случае верного вектора дающего радость как поощрение? Ведь такая "радость" может по сути является гордостью и искореняет всякое покаяние, давая лишь саму себя, т.е. "радость". Получается, если такая мнимая радость (радоваться то по сути нечему) убирает чувство покаяния, то, что же будет если получить гордому человеку благодать?
Извините если много вопросов, просто очень запутался в духовной жизни.
Недавно очень каялся в гордости, а от этого она еще больше усиливалась и превозносила тем, что я каюсь в том, чего якобы другие в себе редко видят, тут же приходила мысль покаяния и так по кругу пока я не истощился нервно и впал почти в отчаяние, но потом отложил мысль о борьбе с гордостью, т.к. при мысли о повторении такого покаяния просто руки опускаются. В тот день через страсть отчаяния в душу пытались прорваться и другие страсти, благо Господь уберег. Как правильно кается в гордости, чтобы избежать таких состояний?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Решимость в борьбе со страстями и покаяние в гордости.
 Сообщение Добавлено: 22 ноя 2012, 11:40 
священнослужитель
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2011, 12:09
Сообщения: 935

Возраст: 59
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
Добрый день. Мы ведь с вами говорим о духовной жизни а не о душевной, а следовательно и средства должны употреблять соответствующие. Если будем душевными (психологическими) средствами достичь духовного (смирения) то произведем бурю в стакане воды, которая сметет весь наш дом.

Смирение не цель и не благодать, это естественный результат правильной духовной жизни, фундаментальными основами которой являются понуждение себя к жизни по заповедям Евангельским, правильная внимательная молитва и покаяние. Эта троица рано или поздно приведет человека подвизающегося в состояние начального смирения. Сам Бог не может переменить сердце человека без вот этого "делания". Результатом перемены сердца является любовь. Итак, вот цепочка: любовь как состояние максимально возможного для конкретного человека богоподобия возникает в сердце. Сердце переменяет Господь, но Он не может переменить сердца кому захочет, ведь Он хочет этого для всех, а только тому, кто приходит в начальное смирение, и притом в той степени в какой человек смиряется. Смирение же есть естественное следствие правильной духовной жизни. Правильной духовной жизни учиться следует у святых и у подвижников прямо следующих за святыми. Вот лишь несколько имен: игумен Никон Воробьев, схиигумен Иоанн Алексеев, прав. Иоанн Кронштадтский, свят. Игнатий Брянчанинов, преп. Авва Дорофей.

Ответ на второй вопрос вытекает из первого. Нам надо заставлять себя жить по заповедям Евангелия, прежде всего - не делай другому то, чего не желаешь себе. И каяться немедленно если случается согрешить. Не делить грехи на малые и большие, а каяться во всем, что заметит совесть. Если идти правильным путем и законным, то совесть будет приобретать постепенно большую остроту зрения греха. Каяться искренне, так как мы просим прощения у человека от которого зависит наша судьба. Тот час взять себя за шиворот и выведя подальше от "объекта греха" обратиться к Богу: Господи, прости меня, опять я согрешил тем-то и тем-то, опять потщеславился, опять поучаю, надмеваюсь, гневаюсь и т.д. И не прекращать, пока не почувствуете облегчение. Игумен Никон пишет, что признаком принятия Богом нашего покаяния служит мир в душе, а Иоанн Кронштадтский описывает прощение как ощущение душой пространства в сердце. Т.е. это реально переживаемый факт, а не фантазии. А уныние надо от себя гнать, тоже каясь в нем. Не ждите исповеди, кайтесь немедленно, сколько бы не согрешали. Господь переменяет сердце, но не без нашего участия.

К Антонию или Макарию, не помню, пришел инок и говорит: Авва, я пал, - Втань, - я опять пал, - опять встань. - сколько же мне падать и вставать? - до смерти. И не отчаиваться.

_________________
протоиерей Александр Белослюдов


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 49

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron