Франсуаза Дольто писала : «С раннего возраста дети становятся слабыми из-за протекционизма и постоянной опеки родителей: малыш не должен огорчаться - успокоительное, чтобы он заснул - тоже. Человек перестает терпеть даже малейшее беспокойство и неудобство. От него скрывают смерть, болезни, старость .Тревогу заглушают лекарствами...». Заметим, что психиатр А. Данилин на вопрос: «Что же все-таки главное в человеке?» - давал ответ : «Для христианина, во всяком случае, подлинной основой, ядром, «завязью» личности является страдание».
С другой стороны, Дольто пишет9, что «значительное число детей, у которых полная семья, приходя из школы, находят дом пустым, а холодильник набитым, потому что и отец и мать на работе». Дети предоставлены сами себе. «Как они узнают, как вести себя в обществе, если родители не научили их на собственном примере и не поговорили с ними об этом? Телевизор становится единственным источником общения для одиноких детей в пустом доме без взрослых». Воображаемый мир при отсутствии личностного действия не воспитывает серьезное и ответственное отношение к жизни. Очень часто лишенные общения со взрослыми подростки собираются на тусовки, где курят «травку», которая является для них утверждением группового способа существования. Основной вред «травки» заключается даже не в том, что после нее многие становятся неизлечимыми наркоманами, а в том, что она ослабляет волю к жизни и способность к действию, к тому, чтобы нести ответственность. «Быть в кайфе» становится естественным и необходимым.
Альтернативой направленности жизни на получение удовольствий является христианское понятие несения креста, т.е. кроткое принятие и терпение всего, что дается.
В страшных Соловецких лагерях был такой случай. Привезли группу монахинь из какого-то монастыря. Это были крепко сбитые, чисто одетые русские женщины. Все издевательства и побои они терпели с такой кротостью, что даже у бывалых палачей пропадало желание бить. В конце концов, их поместили в барак и велели им шить. Во время шитья они пели молитвы, а через некоторое время передали своему духовнику: «Мы шли на мучения, а нам здесь хорошо...».
Получается парадоксальная ситуация: направленность на удовольствия рождает стрессы, а несения креста делает условия Соловецкого лагеря «хорошими».
Понятие несения креста в христианстве не предполагает обязательного терпения страданий. «Крестом» для человека может быть маленькая зарплата, которая еле-еле позволяет сводить концы с концами, «вторая половина», имеющая злобный характер и т.д. Несение креста - это не конкретные жизненные обстоятельства, а отношение к ним, настроенность с кротостью, без истерик принять то, что приходит в жизни.
В Евангелии есть такие строчки: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас». Обычно, цитируя эту фразу, обращают внимание на то, что во Христе утихают все людские страдания, и это, безусловно, так. Но в ней есть еще и другой смысл. Не могут не трудившиеся и не обремененные войти в светлую Христову радость. Установка на «здесь-и-теперь» удовлетворение всякой потребности отрезает голову у стремления в небо. Да и в земной-то жизни желание удовольствий лишает возможности ощутить радость от плодотворно прошедшего дня, от выполненного долга и т.д.
Современная субкультура держит человека в бесконечном круге: забвение-удовольствие-стресс. Круг бесконечен, т.к. забвение реальности совершается для получения удовольствия, направленность на последнее рождает стресс, стресс требует отхода от реальности - забвения. Напомним, что древние изображали в виде бесконечного круга ад. Таков труд Сизифа, который снова и снова должен вкатывать камень на гору и видеть затем, как камень катится вниз. Также бесконечно и однообразно мучается Тантал, вращается в огненном колесе Иксион.
По-настоящему выход из такого круга для современного человека возможен только через восприятие христианского мировоззрения. Призыв Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные...» не случаен. При этом христианство предполагает следующие этапы. Первый шаг -трезвение, затем вместо направленности на удовольствие - готовность нести крест, и, наконец, выход в радость. Пока крест Христов забыт для человека, его участь - вращаться в бесконечном круге стрессов.
Поговорим о понимании трезвения в христианстве. Духовное трезвение - это состояние, в котором человек реально видит свою жизнь и себя самого, при этом, святые отцы добавляли: «в соотнесенности с Божией Святостью». Трезвый взгляд на себя позволяет человеку понять, что причины большинства его неудач кроются в нем самом, позволяет без истерик принять данные ему обстоятельства жизни и с достоинством понести их.
Посмотрим теперь на нашу современность. Все в ней противоположно святоотеческой заповеди. «Расслабься», «забудься», «отвлекись» - вся наша субкультура направлена как раз на то, чтобы увести нас от реальности. Реальность для большинства наших современников тяжела. Если вдруг она осознается, то возникает стрессовое состояние: чувство одиночества, тоски, бессмысленности существования. Поэтому ее нужно отодвинуть, забыть. Постоянная громкая музыка, дискотеки, вино не дают реальности проникнуть в сознание, и кажется - все отлично. Виртуальная реальность, наркотики прячут от реальности так хорошо, что вернуться к ней уже бывает невозможно.
Однако остановимся более подробно на том, что дает духовное трезвение - способности нести жизненный крест. Апостол Павел писал, что понятие Креста Христова является для эллинов безумием, для иудеев -соблазном. Несение жизненного креста также непонятно для людей, незнакомых с христианством. Со стороны такого рода состояние кажется очень унылым: ты терпишь, терпишь, терпишь... Однако, как когда-то Крест Христов принес на землю ни с чем не сравнимую пасхальную радость, так и теперь радостью в жизни каждого человека увенчивается несение креста.
Отрывок из доклада на секции Христианской псхологии Рождественских чтений консультанта министерства образования Литвы Янушкявичене О.Л.
Полностью доклад здесь:
http://fotopalomnik.ru/content/view/127/54/