"Деловой Вторник" от 12.12.2006 г.
Осторожно: кино!
ПОЧЕМУ НАВЯЗЫВАЕМЫЕ ДЕТЯМ ФИЛЬМЫ СТРАШНО СМОТРЕТЬ ДАЖЕ ВЗРОСЛЫМ
Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон направил открытое письмо генеральному директору Первого канала К.Л.Эрнсту.
Уважаемый Константин Львович!
Как вы, ученый-биолог, сын биолога и академика, можете объяснить все возрастающую пропаганду лженауки и оккультизма на Первом канале?! Как это все вяжется с декларацией просветительских принципов телевещания? Кто из менеджеров телеканала так усердно лоббирует «оккультное просвещение»?
С великим сожалением воспринимается уже длительное существование на Первом канале программы «Малахов +», которую ведет известный оккультист и пропагандист оккультно-сектантских и лженаучных методов «оздоровления» Геннадий Малахов.
Создатели программы «Доброе утро» периодически потчуют собирающихся на работу россиян откровенно безумным бредом. То показывают уфолога, место которого не на федеральном канале, а в психиатрическом диспансере, с умным видом рассказывающего об имплантатах, внедряемых инопланетянами людям, после чего те начинают раздвигать вокруг себя радиацию (!) на 20 км. То показывают «кармического психолога», заявившего недалекой пациентке, что родинки на ее теле стали результатом того, что она в «прошлой жизни»… была мужчиной, умершим от какой-то казни. То показывают колдунов и целителей, у которых на лбу написано «шарлатаны».
Это просто невероятно! XXI век на дворе, и я, архиерей Русской Православной Церкви, не раз ложно обвиняемой в противлении научному прогрессу, встаю на защиту науки и просвещения и, конечно, здоровой духовности, в то время как «прогрессивная элита» масс-медиа тиражирует на многомиллионную аудиторию лженаучные знания, средневековое мракобесие и суеверия.
С уважением,
НИКОН,
Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский,
Управляющий Уфимской епархией
Русской Православной Церкви.
...Не за горами школьные каникулы, новогодние и рождественские праздники. Замечательно, если дети проведут эти дни, катаясь на лыжах, санках и коньках. Но редко в какой семье в праздники обойдутся без телевизора, без просмотра старых и новых фильмов. Что показывать детям, а от чего их лучше бы оградить? Что происходит с нашим детским кино? Об этом шла речь на «круглом столе», который собрался в редакции московского православного журнала «Нескучный сад». На эту встречу пришли люди, которые прежде всего чувствуют себя родителями, а потом уже психологами, священниками, художниками или журналистами. На дискуссию был приглашен и наш обозреватель Дмитрий Шеваров, записавший самые важные моменты разговора.
Священник Андрей БЛИЗНЮК - преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Традиционной гимназии:
- Если бы мы жили где-то на Соловках или еще где-то, то я бы своим детям кино не показывал. Но они живут в большом городе и общаются с другими детьми. Как дети знакомятся? «Ты «Властелин колец» видел? А «Гарри Поттер» как тебе?..» На этом уже строятся дальнейшие отношения. Ребенок, которого дома так строго держат, что он не смотрит кино - он белая ворона в классе. Однажды кто-то из ребят спросил меня: «А в раю кино будет?..» Даже в православной школе у детей самые интересные разговоры - о новом фильме. Поэтому я в школе показываю детям кино. Часто документальное - о природе, о жизни растений и животных. Увы, наших фильмов на эти темы мало и приходится пользоваться западными - «Птицы», «Птицы-2», «Сверхъестественное в природе»…
Я убежден, что нельзя просто сидеть с детьми перед телевизором. Не говорю про рекламу - это всем очевидная беда. Просмотр с детьми требует пауз, объяснений непонятного, серьезного обсуждения. И на своих уроках я использую отрывки из фильмов как повод к серьезному разговору. Когда говорю со старшеклассниками на тему героизма, о готовности к подвигу, о сложной внутренней борьбе, то показываю фильм Ларисы Шепитько «Восхождение». Показываю с паузами, подчеркивая, что тут важен каждый кадр.
Борис ЛАЗАРЕВ - многодетный отец, директор книжного магазина:
- Как-то священника Дмитрия Смирнова спросили: как вы к кино относитесь? А он сказал: я к кино не могу никак относиться, поскольку там нет личной ответственности, это искусство коллективное. Но все-таки почему так много хороших фильмов было в нашем детстве? Почему мы надолго привязывались к актерам? А потому, что они были личностями, отвечающими за то, что они делают!
о. Андрей БЛИЗНЮК:
- Прежде всего надо говорить об ответственности продюсеров. Фильмы сейчас выходят не такие, какими их хотят сделать сценаристы и режиссеры, а такими, какими их видят продюсеры - люди в большинстве своем духовно необразованные. Только что я был в Доме кино на фестивале «Лучезарный ангел», и там один продюсер искренне признался: «Мы духовно необразованные люди».
Дьякон Федор КОТРЕЛЕВ, отец шестерых детей:
- Моим детям понравился «Князь Владимир», особенно мальчишкам - у меня пять мальчиков и одна девочка. Пожалуй, это единственный новый фильм, который мы всей семьей посмотрели за последнее время. Обычно смотрим старые советские фильмы. Детям очень нравятся «Гости из будущего» и «Приключения Электроника». В детском фильме должно быть четко видно, кто хороший, а кто плохой. В нынешних же фильмах разобраться в этом трудно.
Александр МЕЛИК-ПАШАЕВ, доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО, главный редактор журнала «Искусство в школе»:
- Нельзя все свести к простым понятиям и моралистическим выводам. Высокое искусство обладает сверхрациональным воздействием, которое невозможно разложить по полочкам. Само соприкосновение с этим искусством может быть целительно. Ощущение любви к Божьему миру может быть для души важнее, чем прямая проповедь о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Дьякон Дионисий ГУДЗЬ:
- Если герой привлекательный, ребенок проживает с ним весь фильм, он ему сочувствует. Душа ребенка незаметно берет все, чем живет, чем дышит этот герой. И все поступки героя, даже самые ужасные, начинают видеться ребенку в привлекательном свете. Решает все споры кулаком - это здорово, перешагивает через людей - отлично. Вот в чем опасность этого жанра: он незаметно дает психологические установки.
Александр МЕЛИК-ПАШАЕВ:
- Ребенок смотрит то, что смотрят его близкие люди. То, что они считают хорошим. Поэтому, мне кажется, взрослым надо быть строже к себе. То, что вредно ребенку, вредно и нам с вами.
о. Андрей БЛИЗНЮК:
- Мне не понравился «Князь Владимир». Это богатый фильм, в американском стиле, но надо бережнее обращаться с историей. Нельзя из князя Владимира сделать такого рубаху-парня, хорошего язычника. Это был злой, коварный князь, он своего брата Ярополка обманом выманил из Киева, чтобы умертвить. А в фильме Ярополка убивает варяг. Зачем такая ложь?.. Помню, в 1988 году вышел мультфильм Леонида Носырева «Смех и горе в Бела море». Сценарий по сказкам Шергина и Писахова написал Юрий Коваль. А какие актеры озвучивали: Татьяна Васильева, Клара Румянова, Евгений Леонов… Это такой сильный мультфильм. Я когда увидел его, подумал: «Как здорово - появилась православная анимация!» И тут же все загинуло. В 90-е годы ничего не сделали. Сейчас вспомнили, но я боюсь, что все превратится в подражание американской анимации.
Борис ЛАЗАРЕВ:
- Мне довелось работать в кино. Я убежден, что в фильмах для детей должны сниматься актеры, за которыми стоит что-то чистое и ясное. Те, кто берется снимать для детей, должны быть и нравственными людьми, и большими профессионалами. Такими, как Птушко, - помните его великолепные киносказки? Я недавно вновь посмотрел «Королевство кривых зеркал» - какие декорации, костюмы!
Теперь такое кино нам уже не снять. Нам надо снова дорасти до этого. Мы утратили все школы: и операторскую, и режиссерскую, и актерскую. Были в кино актеры, которые играли в основном только в эпизодах: Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Борислав Брондуков… Мы на них не обращали внимания, а сейчас смотришь и поражаешься: крошечный эпизод, а какой блеск истинного таланта!
о. Дионисий ГУДЗЬ:
- Я стараюсь следить за тем, что происходит в нашем кино. Я пока не вижу ничего, чтобы достигало того нравственного и профессионального уровня, который был у нас в советское время. Я рос на таких чудесных фильмах, как «Ох уж эта Настя!», «Сказка странствий», фильмы Ролана Быкова. Сейчас почти совершенно исчезли фильмы о жизни сегодняшних детей.
Александр МЕЛИК-ПАШАЕВ:
- Если говорить о маленьких детях, то я бы им давал смотреть те мультфильмы, которые делают их маленькие сверстники. К сожалению, взрослые мало знакомы с таким замечательным явлением, как анимационная педагогика. В Новосибирске есть студия «Поиск», в Днепропетровске - «Веснянка», в Екатеринбурге - детская студия анимации «Аттракцион» под руководством Сергея Айнутдинова, есть интересные студии в Москве и Казани. К сожалению, работы ребят почти не тиражируются, их можно увидеть только на фестивале «Жар-птица». Сами студии живут без всякой поддержки государства. Их то выселяют, то требуют непомерную арендную плату.
о. Андрей БЛИЗНЮК:
- В школах раньше были энтузиасты, которые ставили с детьми спектакли. Сейчас техника такая, что можно делать кино в школьных условиях. И это огромное воздействие и на вкусы, и на душу. Мы у себя в гимназии сделали несколько документальных фильмов о жизни ребят, и часто они просят: «Вы что-нибудь про нас покажите!» Им это интереснее бывает, чем кино, сделанное взрослыми, пусть даже очень качественное.
Дмитрий ПЕТРОВ - художник, отец семерых детей:
- Мы все сейчас связаны тем, что от любой нашей деятельности - журнал, кино, газета или радиопередача - требуют коммерческой отдачи. А рыночный подход что диктует? Давайте опустимся на уровень подростков. Если речь идет о чем-то глубоком, сложном, то тут же нас останавливают: этого никто не купит, никто не поймет.
Александр МЕЛИК-ПАШАЕВ:
- А чем больше будем потакать, тем меньше будут понимать.
о. Андрей БЛИЗНЮК:
- Как в детском фильме не должно быть сюсюканья, так в фильме для подростков нельзя говорить на слэнге только для того, чтобы им понравиться. Дети сразу чувствуют, что взрослые перед ними встали на задние лапки.
Борис ЛАЗАРЕВ:
- Продюсеров можно понять: они хотят, чтобы все окупилось. Убедите их, что и серьезное, нравственное кино окупится. И некоторым режиссерам удается убедить, иначе не вышел бы «Итальянец»…
о. Андрей БЛИЗНЮК:
- Этот пример - счастливое исключение. И за ним не стоит никакой государственной линии. А ведь такой фильм, как «Итальянец», должны были поддержать и государство, и Церковь. Но когда вышел «Итальянец», все СМИ обсуждали «9-ю роту», рассказывали, как к Федору Бондарчуку пришел президент, посмотрел и одобрил. И что он одобрил? Гадость, мастерски сделанную. Надо было президенту в это время идти на просмотр «Итальянца», и поддержать, и сказать: вот это фильм. Но - нет…
Дмитрий ПЕТРОВ:
- Мальчишки хотят смотреть про войну, но что они видят в сегодняшних фильмах про войну? Кровь, агонию, подробное смакование того, как в человека входит пуля, как падает снаряд и отлетает голова… Разве это могло быть у Бондарчука-старшего в «Войне и мире» или в «Они сражались за родину»?
о. Андрей БЛИЗНЮК:
- Недавно вышли фильмы о героизме русских воинов в Чечне - «Грозовые ворота» и «Прорыв». К сожалению, получились агитки. Авторы допустили множество искажений событий в угоду тому, чтобы нервы зрителей наматывать на штопор. Чего не должно быть в детском кино? Прежде всего - жестокости.
о. Федор КОТРЕЛЕВ:
- А как же Дюма, «Три мушкетера» - там много кровищи…
о. Андрей БЛИЗНЮК:
- Поймите, в жизни человек увидит жестокость, только если Господь попустит. А если он смотрит по телевизору все подряд, то привыкнет к жестокости, его сердце огрубеет, притупится восприятие. И когда надо будет помочь человеку, он будет смотреть на беду с любопытством - так, как он привык смотреть на нее в телевизоре.
Мужество лучше всего воспитывать так: пойти с детьми в поход. Заниматься с ними лошадьми, лыжами, плаванием. Помочь детскому дому или старикам. На кино будет меньше времени оставаться, ну и слава Богу. Хороших фильмов очень мало, и они никуда не денутся. Дети рано или поздно их посмотрят. А вот живого общения с родителями может не хватить. И тогда уже никакие фильмы не помогут.
________________
Дмитрий ШЕВАРОВ.
(Материал подготовлен при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.)
___________________
На фото: Интересно, какой новогодний кинококтейль приготовят ребятам на сей раз.