*
Южанка-Светланка33 писал(а):
Александръ писал(а):
133
А что это за икона? Вроде не в традиции изображать младенца Христа вообще без пелен,
и вокруг головы пятиконечные звезды...обычно шести-восьмиконечные изображают?
Это не икона, Светлана, а произведение искусства.
Автор этого полотна под названием «The Virgin With Angels» - Adolphe William Bouguereau (Адольф-Вильям Бугро) - французский живописец, мастер академической живописи, крупнейший представитель салонного академизма, автор картин на исторические, мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, исполнял стенные росписи и портреты; в 19веке он считался одним из величайших мастеров живописи в мире; годы его жизни - 1825-1905.
Местонахождение картины, если эта информация на сегодняшний день верна, в Париже, Маленький Палац.
*
Это произведение мне очень-очень-очень нравится; впрочем, несравненно больше нравится, приведенное в этом же выпуске снимков, произведение другого выдающегося художника Рафаэля Санти – «Сикстинская Мадонна»; изображение в этой серии - №147;
Кстати, Светлана, на этом знаменитейшем полотне Младенец Христос также без пелен; мы видим только часть мафория Богородицы, на которой (части) находится Младенец Христос.
Вы можете сказать, например, следующее: это запад, это их школа, а нам – православным все это не… указ.
А я собственно и не приводил это, как и первоначальное изображение («The Virgin With Angels») для… указа, а привел, повторюсь, как произведение искусства на религиозную христианскую тему.
Но вот какие дополнительные моменты, чтобы мы не спешили что-то отвергать и заявлять, что это не наше, пусть и как произведение искусства.
Посмотрим историю создания полотна «Сикстинская мадонна».
*
Сикстинская Мадонна- Знаменитейшая из всех картин Рафаэля Санти, составляющая ныне главное, неоценимое сокровище Дрезденской галереи. Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св. Сикста в Пьяченце и украшала собою главный алтарь этого храма до 1754 г., в котором живописец К.-С. Джованнини приобрел ее для саксонск. курфюрста Фридриха-Августа II (польск. короля Августа III) за 20 тыс. дукатов.
Принадлежа последней поре деятельности Рафаэля, поре наивысшего развития его стиля и мастерства, С. Мадонна замечательна также тем, что написана всецело им самим, без участия учеников и помощников, которым в эту пору, будучи завален работами, он по необходимости поручал некоторые из них.
Поэтому ни в одном произведения Рафаэля на религиозные темы его художественная личность не отражается с такою полнотою и яркостью, как в этой картине, не выказывается величественнее и сильнее гениальность, с какою он изобретал священные композиции и облекал их в формы дивной красоты.
Стоящему перед С. Мадонной как бы открывается неземное видение, таившееся за вдруг отдернутой в обе стороны и подобранной кверху зеленой занавеской: Пресвятая Дева с Младенцем Христом на руках парит из глубины лучезарных небес прямо к зрителю, несомая легкими облаками, которых едва касаются ее стопы; из окружающего ее нежно-золотистого света выплывают головки малюток-ангелов, одни в смутных, туманных очертаниях, другие — там, где у краев озаренного светом пространства проглядывает небесная лазурь, — в более ясных формах; справа и слева у ног Богоматери стоят на облаках коленопреклоненные св. Сикст и св. Варвара. Из сонма ангелов двое, совсем впереди, облокотившись на балюстраду, часть которой со стоящею на ней тиарою св. Сикста видна в самом низу картины.
Идеал божественной красоты, олицетворить который фантазия первых христианских художников пыталась еще неразвитыми средствами искусства и который позже, с того времени, как занялась заря Возрождения, значительно ярко выражался в созданиях выдающихся итальянских живописцев, нашел себе здесь, в фигурах Мадонны и ее Сына, поразительно-совершенное воплощение. Рафаэль, видимо, задался целью изобразить Приснодеву, несущую в мир его будущего Искупителя; по своей несравненной, неземной красоте она — тип юной женщины, преисполненной чистоты и благодати: большими широко открытыми очами смотрит она вперед, глубоко проникнутая сознанием своего высокого призвания — сознанием, которое заглушает в ней все другие чувства; ее взор не устремлен ни на что определенное и свидетельствует о том, что владеющая ею мысль, что на руках у нее — обещанный Мессия, не оставляет в ней места ни для какой другой идеи, ни для какого ощущения, ни для какого внутреннего движения.
Несомый ею Младенец, с выражением необычайной нравственной силы в блестящих, больших, неподвижно уставившихся глазах, — нежное существо, которому дивным образом придана экспрессия духовного могущества, долженствующего покорить и искупить человечество; во всем христианском искусстве не найти ничего подобного этой детской фигуре, ничего, что могло бы выдержать сравнение со взглядом этого ребенка, наполняющим душу священным трепетом.
Великолепны также фигуры двух святых у ног Богородицы. В пламенной молитве старец Сикст обратился умиленным лицом к небесному видению и просительным жестом правой руки указывает на мир, нуждающийся в спасении; св. Варвара, наделенная красотою и миловидною грацией, в смущении от необычайности происходящего потупила свои очи.
Наконец, очень хороши по экспрессии два ангела, опирающиеся на балюстраду: наивно-серьезными, детскими глазами они спокойно смотрят вверх, на парящие в небесах фигуры, которые лишь в них одних не возбуждают удивления».
(Процитировал из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
*
А вот что было написано уже православным человеком, архипастырем, священномучеником Иларионом (Троицким).
Не поленитесь, Светлана, прочитайте этот текст будущего мученика за веру нашу православную, прямо из сообщения, либо со страницы, адрес которой также привел после текста.
Письма о Западе. Письмо восьмое. Сикстинская Мадонна Рафаэля«Вижу, вижу, Друг мой милый, что Ты смеешься уже, прочитав только заглавие моего письма! Тебе смешно самое мое намерение писать о величайшем произведении искусства? Это, конечно, потому, что Тебе хорошо известна моя бездарность во всех отраслях искусства. Именно бездарность. Дара нет. Бог не дал... В живописном художестве я совершеннейший нуль. Сам я убедился в этой печальной истине еще в детстве, когда пытался рисовать домики, лошадок, собачек и подобное. Но, Друг мой, к красоте я никогда не был бесчувственным. Меня только всегда несравненно больше привлекала к себе красота Божьего мира. К красоте картин я почти равнодушен, но некоторые картины все же пробивали стену моего равнодушия, таял пред ними лед моей художественной нечувствительности — и я переживал столь сильные впечатления, что не могу их забыть в течение многих лет. Сикстинская Мадонна прямо потрясла меня, и мне хочется поговорить с Тобою, мой Друг, об этом моем выдающемся переживании на Западе. Когда сидел я пред Мадонной, я невольно вспомнил Тебя и мысленно тогда же делился с Тобой своим переживанием. Помню хорошо, как по возвращении домой при первой встрече с Тобой я заговорил о Мадонне. Ты, мой Друг, отнесся тогда к моим речам не только несерьезно, но даже со смехом. С тех пор прошло уж несколько лет, и я теперь обращаюсь к Тебе с письмом о Мадонне. После я старался осмыслить свое непосредственное переживание. Хочу поделиться с Тобой и мыслями о Мадонне. О Ней писали многие, писали люди разные. А почему не попытаться что-нибудь сказать о Ней человеку, который сколько-нибудь прикосновенен к богословию? Ведь изображена на этой картине Богородица, предмет нашего религиозного поклонения и богословского рассуждения. Но буду вперед говорить о своих впечатлениях...
То было в летнюю Казанскую, в светлый и веселый летний день, когда направился я в Дрезденскую галерею. Посещать картинные галереи — это для всех путешественников своего рода долг. Мне этот долг всегда казался тяжелым. В этом виновата она же, моя художественная бездарность. Чего, например, стоило мне обойти бесконечные залы парижского Лувра с их тысячами картин! А ведь иной ходил бы целые дни и все время был бы в восторге. К Дрезденской галерее я подходил с мыслью о Мадонне, и притом с мыслью скептической. «Величайшее произведение искусства»... Посмотрим! Может быть, вся громкая слава Мадонны основана на своего рода самовнушении зрителей!
Лишь только вошел в галерею, как пошли обычные целые ряды зал. Почему-то думалось, что Мадонну увижу сразу и прежде всего. Один зал, другой, третий... Мадонны нет, а другие картины как-то не привлекают к себе внимания. Теряю терпение и обращаюсь к одному из служащих галереи с вопросом, как найти Сикстинскую Мадонну. Он направил меня по длинному коридору. Вхожу в небольшую комнату. Вижу целую толпу людей, но не вижу картины, потому что она ко входу обращена задом. Пробираюсь через толпу зрителей и обращаюсь к картине. Она одна во всей комнате. Все смотрят здесь только на нее. Сначала что-то вроде разочарования. Мадонна не поразила сразу. Больше присматриваюсь — и в душе уж какая-то тревога, которая всегда в ней бывает, когда видишь что-нибудь особенное, непростое, сразу не понятное. Еще несколько минут... и — картина будто пропала. Предо мной Сама Мадонна. Прекрасно сказал В. А. Жуковский: «Это не картина, а видение». Да, и я чувствовал, что я смотрю не картину, а вижу чудесное Небесное видение. Лишь только на диване у противоположной входу стены освободилось место, я опустился на диван и в каком-то полузабытьи пробыл не менее часа. Предо мною на облаках будто плавно и величественно двигалось и в то же время неподвижно стояло чудное видение. Немного развевающаяся синяя одежда, будто ветром надутое и сбитое в сторону покрывало, — создают впечатление движения, но Сама Богоматерь неподвижна и будто погружена в глубокое и сосредоточенное размышление. А Ее лицо, Ее глаза... Как о них расскажешь? И что о них можно написать чернилами? Серьезные и кроткие глаза смотрят в самую душу, и весь прекрасный духовный образ влечет к себе и отрешает от земли. Лик Рафаэлевой Мадонны — это лик мечты и мечты неземной, Небесной, чистой, бесстрастной. Не напрасно на картине папская тиара стоит где-то в углу, будто она брошена. Эта тиара олицетворяет собою землю, с которой так крепко связано папство. Небесная Мать ни на что не смотрит, ничего не замечает. И когда на меня смотрели дивные глаза чудного лика, мне не хотелось ничего видеть, кроме одного этого лика. Я не могу понять, почему иным на картине даже больше лика Богоматери нравится фигура Сикста (например, В. В. Розанову. «Итальянские впечатления»), почему другие говорят с восторгом об Ангелах. Для меня существовала только Сама Мадонна. Мне даже хотелось, чтобы, кроме Ее лика, ничего другого на картине не было. Фигура Сикста мне положительно мешала, может быть, потому, что напоминала о папстве, этом противном для меня историческом чудовище в недрах христианства. Папство — символ материализации христианства; в папстве все грубо, гордо, плотяно. А Мадонна — вся Небо, вся духовна, вся кротка, благородна и по-небесному ласкова. Сикст изображен у Рафаэля в каком-то блаженном умилении. И поэтому как-то не верится, что это папа. Никого из исторически известных римских пап я не могу представить в блаженном умилении. Я могу представить их в сознании и упоении власти и могущества, но умиление — добродетель и блаженство нашего церковного Востока. Да и я пред Мадонной переживал не умиление, а какое-то тихое самоуглубление или восхищение.
В двух верхних углах картины темно-зеленый занавес. Будто этот занавес открыт, и пред тобой предстало дивное виденье. Действительно, когда созерцаешь Мадонну, кажется, что приоткрылась завеса в жизнь иную, в жизнь неземную, в область Неба и Небесных настроений.
Да, Друг мой, впечатление мое от Мадонны было очень сильно. Когда я вышел в соседний зал и увидел целый ряд Мадонн, мне они показались жалкими и бедными, недостойными внимания, и скоро я совсем ушел из галереи. А образ Сикстинской Мадонны живет во мне и теперь и нередко выплывает в сознании. Не думай, что о Мадонне можно судить по копиям или по снимкам. Тому, кто Мадонны не видал, они ничего не скажут. Ведь и я раньше снимков видел немало, но оставался совершенно равнодушен. Теперь же я равнодушным быть не могу. Всем существом я почувствовал, что здесь какое-то чудо, которое может привлекать к себе издалека. Когда я был в другой раз сравнительно недалеко от Дрездена (хотя и в пределах Австро-Венгрии), я очень колебался, не поехать ли опять в Дрезден только затем, чтобы взглянуть на Мадонну и тотчас уехать из города. Уже и расписание поездов посмотрел, да и билет даже был до Дрездена. Но видеть вторично Мадонну мне не было суждено. Однако я не счел бы пустою и глупою эксцентричностью, если бы кто доехал, например, от Москвы до Дрездена, посмотрел там Мадонну и тотчас вернулся бы обратно. Нет, Мадонна этого заслуживает. Я даже запретил бы делать с Мадонны и копии, и снимки. Я понимаю Жуковского, который и не подошел к картине, когда увидел, «что пред нею торчала какая-то фигурка с пудреною головою, что эта проклятая фигурка еще держала в своей дерзкой руке кисть и беспощадно ругалась над великою душою Рафаэля». Тот же Жуковский не хотел купить себе Миллерова эстампа, потому что «он, можно сказать, оскорбляет святыню воспоминания». Сикстинская Мадонна неповторяема и неподражаема. Это признак ее исключительности. Да ведь таким именно единственным явлением ее и признают почти все, за немногими исключениями. Мне приходилось встречать немало описаний — впечатлений от Мадонны. И вот замечательное явление: Мадонна не производила особого впечатления на тех людей, которые мне органически несимпатичны. Герцен ничего не сказал о Мадонне больше того, что Рафаэль писал ее со своей возлюбленной Форнарины. Белинский называл чепухой восторженное письмо Жуковского о Мадонне. «Это,— писал Белинский, — аристократическая женщина, дочь царя... Она глядит на вас не то чтобы с презрением — это к ней не идет, она слишком благовоспитана, чтобы кого-нибудь оскорбить презрением, даже людей... — нет: она глядит на вас с холодною благосклонностью, в одно и то же время опасаясь замараться от ваших взоров и огорчить нас, плебеев, отворотившись от нас». Вот уж воистину чепуха, и притом глупая! Откровеннее писал Грановский: «Рафаэлева Мадонна слишком высока для моего разумения, по крайней мере теперь. Я долго смотрел на нее, смотрел с благоговением, но думаю, что если бы мне ее не указали, то я прошел бы мимо. И благоговение, кажется, было внушено мне не самою картиною, а тем, что я о ней слышал и читал».
Я привел Тебе, мой Друг, эти не особенно почтительные отзывы о Мадонне только затем, чтобы показать, насколько люди бывают различны, друг на друга непохожи. Думается мне, Мадонна не существует для рационалистов, у кого подавлен, как бы засыпан сухим песком рационалистических понятий, живой родник мистики.
А в Мадонне Рафаэля я и усматриваю нечто, как сказали бы философы, иррациональное, сверхразумное, мистическое. В ней есть какая-то тайна. Рафаэль писал Мадонн, кажется, без числа, но многие ли из них известны широким кругам, а не одним только, всегда тесным, кружкам людей, сведущих в искусстве и даже в истории искусства? И в то же время, кому не известна одна его Мадонна — Сикстинская! Сколько картин существует на свете, по галереям и музеям! Но многие ли из них оживают пред зрителем и как бы превращаются в видение? Есть великое множество картин, живо написанных. Иной художник живо схватит на полотно уличную сценку. В морских видах Айвазовского так и катятся волны и будто так же прозрачна их бирюза, как на самом морском просторе. Но здесь видения еще нет. Видение начинается там, где приоткрывается завеса таинственного и невидимого. Всякое видение непременно Небесно. Мадонна и была для меня видением Небесным.
Часто задаются вопросом: что хотел выразить Рафаэль своей Мадонной? Я думаю, что он ничего не хотел выразить, но прямо выразил, может быть, и для себя непонятную, и самим не осознанную тайну. Есть предание, что Рафаэлю и самому было именно видение, и ему удалось рассказать всему миру и целым векам о своем видении.
Видение всегда неуловимо в своей сущности. Оно не бывает отчетливо. В видении именно только приоткрывается завеса в область невидимого, и сквозь небольшое отверстие лишь смутно чувствуется, что за видимой частью стоит еще целая бесконечность.
Но что же выразил Рафаэль в Сикстинской Мадонне? Что Она такое? Многие на это отвечают: это — мать! Но если Она — только мать, то этот образ не относится к Богоматери. Ведь сущность и тайна Богоматери не в том только, что Она — мать. Мне кажется, что Мадонна отражает идею не матери только, но и Богоматери. А чем Богоматерь отличается от матери? На этот вопрос может дать ответ одно православное богословие, а рассудку и неверию здесь остается только замолчать. Здесь тайна великая, тайна единственная, потому особенно и привлекающая. Более того, эта тайна Богоматери, как говорит наше богословие, необходима человечеству, жаждущему спасения.
Когда я вспоминаю Сикстинскую Мадонну, мне приходят на память слова акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая». Девство и рождество противны друг другу по нашим понятиям, но в Пресвятой Богородице побеждаются нашего греховного человеческого естества уставы: девствует Ее рождество. Она — Мать и Дева. В этом сочетании противоположностей, в преодолении этой, скажу по-мудреному, антиномии — тайна Пресвятой Девы, тайна, нам необходимая и нам любезная. Человеку дорого имя «мать», а человечеству нужна «Дева». Вот почему бесконечно нам дорога Мария — Дева и Мать.
Мать... Не знаю другого слова в лексиконе, которое так потрясало бы человека, так затрагивало бы самые глубокие слои нашего существа. У нас теперь лучше всех, кажется, умеет говорить о матери (иногда!) В. В. Розанов: «Ведь что такое “песня Ангела”, которую “слышал и полузабыл, но забыл не вовсе” человек до своего рождения?! Конечно, это только настроения матери, особо передающиеся ребенку! Ребенок, еще из темной могилки своей, видит душу матери с такой особой стороны, какая никому не открыта, да и она сама о себе всего не знает. Все, что мы именуем “врожденными идеями”, довременными предчувствиями — Бог, загробный мир, последний суд, грех и правда, идеалы терпения и подвига — все “врожденное” и есть просто переживания матери, думы и песенки ее, песенки и молитвы, своеобразно отразившиеся на плоде в ее чреве, толкнувшие его, обласкавшие его, согревшие». Прекрасные слова! Ты, Друг, замечал, конечно, что с матерью человек как-то особенно связан. Эта связь лежит, несомненно, в мистических глубинах нашей природы. Отец — не мать. У Тебя есть и отец, и мать. С кем ты ближе, роднее? Ведь с матерью? Ты, мой дорогой, знаешь, что я уже почти двадцать лет назад потерял мать. В то время ощущал я свое сиротство, так сказать, практически, в смысле житейском, а теперь порою я болезненно ощущаю свое сиротство мистически. Так хочется видеть и любить родившую меня мать! Так и мать как-то особенно связана с рождением своим. Видел ли Ты, мой Друг, мать, теряющую ребенка? Ведь прямо ощущается потрясенность материнского существа до самых его глубин, видится, как оружие пронзает материнское сердце и как терзается утроба материнская. Что-то в мистических глубинах надрывается...
Пресвятая Богородица — наша общая Мать, потому что Она родила «нового Адама» и «новое человечество» от нее произошло. Ведь теперь естество человеческое иное, нежели в Ветхом Завете; теперь в нашем естестве есть «Божественное примешение». К Богу стремилось человечество целые тысячелетия, чтобы с Ним соединиться и тем возродиться. Мария — чистейший плод нашего естества; Она — «Избранная от всех родов», как бы вершина человечества, достигшая Небесного Царя. Через Нее род человеческий вступил в родство с Богом. Если в нас живет Христос — в нас живет и Матерь Его. Но эта Матерь должна была пребыть Девой. Утверждая приснодевство Богородицы, богословие наше говорит только о том, что нам необходимо. Порча естества нашего коснулась самого рождения нашего. Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3, 16). Это из уст Божиих услышала древняя Ева, родоначальница ветхого человечества. В беззакониях я зачат, и во грехах родила меня моя мать (см.: Пс. 50, 7). Порча естества в самом его корне — в рождении. Обращение жены к мужу, его обладание женой и болезни рождения — вот признаки природной «растленности»!
Она небес не забывала,
Но и земное все познала,
И пыль земли на ней легла, —
можно сказать и о матери.
Воссоздание естества — а в этом воссоздании и состоит спасение — и должно было начаться с преодоления законов естественного рождения. Бог послал Сына Своего... рождаемого от Жены (см.: Гал. 4, 4), рождаемого без обращения к мужу, без обладания мужа, без болезней рождения. Дева родила и Девой пребыла,
...вечная женственность ныне
в теле нетленном на землю идет.
Воистину и несомненно это —
то, чего ждет и томится природа,
потому что в этом начало спасения твари, с надеждой ожидающей откровения сынов Божиих, когда и она освобождена будет от рабства тлению и придет в свободу славы чад Божиих. И мы сами в себе воздыхаем, ожидая всыновления, избавления нашему телу, которому недостает целости и нерастленности, как и всему естеству нашему недостает целомудрия (см.: Рим. 8, 19–23).
Так для нашего спасения необходимо приснодевство Марии. Божественное достоинство Спасителя необходимо для действительного спасения и обновления твари, а это обновление с того и началось, что Мать пребыла Девой. Божество Христа и приснодевство Марии связаны неразрывно, и без них нет спасения, то есть нет никакого смысла жизни. Западные еретики протестанты так усиленно нападают на истину приснодевства Марии, несравненно настойчивее, нежели древние антидикомарианиты, нападают с самыми усовершенствованными научными орудиями. У меня целая полка их хульных на Богородицу книг. Понятно! Ведь лютеранам нужен учитель, вроде их скучных пасторов. Ну, а разве нам важно, кто была мать нашего учителя! Приснодевство Богородицы необходимо тому, кто живет идеей обожения. Запад отрекся от этой идеи. Протестанты и наши несчастные сектанты только и поют об Иисусе, а Марию Приснодеву забыли. Православие — носитель идеала обожения. Подумай, как у нас прославляется Пресвятая Дева! Ведь, пожалуй, не менее половины песнопений в наших богослужебных книгах посвящено Божией Матери. Открой Октохи, Минеи — всюду и целые каноны Богородице, и повсюду отдельные Богородичны. Сколько у нас праздников в честь Богоматери! Сколько храмов! Сколько Ее чудотворных икон! А ведь наше богослужение создалось в монастырях; не миряне его составляли, но монахи. Монахи-то особенно и чтут Пресвятую Деву и Матерь. Вот гора Афонская, куда не ступает нога женщины, где живут одни монахи! Но эта гора — земной удел Богоматери. Божия Матерь является преподобному Сергию и говорит ему об умножении впоследствии монахов его обители. Значит, это умножение монахов желательно Пречистой Матери! Она Сама — Покровительница монашества. Монашество есть самое громогласное исповедание той истины, что люди бедны и грешны, что в мире незапятнанным ничто не осталось, начиная с человека при самом его рождении. Мир так часто не хочет вовсе знать о том, что грех и смерть царят на земле. Текущая жизнь считается подлинно ценной, настоящей жизнью. Монахи — исповедники и проповедники духовной нищеты человека, с признания которой и начинается процесс спасения человека. Сами дети своих матерей, они прибегают к покрову Матери Девы и Ее именуют столпом девства, не веруя обманчивому миру.
Мое письмо о Сикстинской Мадонне, дорогой Друг, как-то невольно обратилось в богословское рассуждение о Пресвятой Богородице, о Ее месте и значении в деле нашего спасения и возрождения. Основная и спасительная тайна Божией Матери в том, что Она Мать и Дева. И вот, кажется мне, что Рафаэль в своем вдохновении сумел красками сказать на полотне об этой именно тайне Богородицы, совместить в Ее дивном и привлекательном лике две земные противоположности — девство и материнство. По крайней мере, такое впечатление произвела великая картина на меня, и отрешиться от этого впечатления я не могу.
Из всех Мадонн Рафаэля Сикстинская более похожа на икону. Однако это — не икона. Это картина, на которую лишь упал луч Неба. Мне кажется просто невозможным вынести ее на середину православного храма, поставить пред ней подсвечник с лампадами и свечами, пропеть пред ней величание, совершить вокруг нее каждение. Неловко было бы и просто молиться пред Сикстинской Мадонной. В ней все же много человеческого для того, чтобы стать предметом благочестивого поклонения. У католиков она могла стоять в храме, потому что католики чувственны в своих храмах. У них Мадонны, написанные с натурщиц, у них — статуи, иногда одетые чуть ли не в модное платье. Не знаю, Друг мой, как Ты, но я органически не мог бы молиться пред мраморной статуей. Наши иконы — не картины, и наше поклонение поэтому духовно. Наши иконы — символы идей, символы существ. Когда мы взираем благоговейно на темный лик Иверской или Казанской иконы Божией Матери, ведь мы не представляем себе, что такой именно Она и была. Нам даже нет и нужды знать, каков был в исторической действительности Ее вид. Для нас Она — Матерь Божия, Мать и Дева, Заступница и Ходатаица. Икона дорога нам не своими собственными достоинствами, но только потому, что «взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных» и «поклоняющийся иконе поклоняется существу, изображенному на ней». Наши иконы не задерживают нашего внимания на земле и дают полный простор нашему молитвенному возношению на Небо.
Но как религиозная картина, Сикстинская Мадонна, единственное и неповторяемое произведение художественного гения. Пережитое мною пред Мадонной впечатление это как бы тихое и возвышенное видение, остается у меня лучшим воспоминанием о Западе.
Пишу Тебе, Друг, в великий богородичный праздник Введения во храм. Воспоминанием о Мадонне Рафаэля и рассуждениями о Пресвятой Деве кончаю свои письма Тебе, мой чистый и светлый Друг. Прими их как небольшую дань моего сердца, Тебе преданного и Тебе всякую мысль свою и всякое чувство свое поверяющего. Я знаю, как Ты, и не будучи монахом, любишь Пресвятую Деву, как молишься Ей, Чистой и кроткой, как Она миром, чистотой и радостью озаряет Твою прекрасную душу, полную звуков Небес. Она, Мать и Дева, да покроет Тебя от всякого зла Своим честным омофором!
http://www.pravoslavie.ru/sm/5849.htm*
… Какая же сладость для души – читать эти строки архиепископа Илариона (Троицкого)!
*
Вот один из примеров и отечественного произведения:
«Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем». 1833г. Холст, масло 64 х 67
Самарский областной художественный музей.
*
А в Эрмитаже (С-Петербург), как и в московских музеях и галереях, картин на религиозную тему, включая и те, где Младенец Христос изображен без пелен, немалое также количество.
***
Что касается пятиконечных звезд, для сокращения времени расписывания на эту тему приведу сначала одно единственное изображение, а потом дам пару ссылок, с предварительной цитатой, к одной из них.
Если внимательно рассмотрите первое, как и прочтете (и просмотрите) материал на указанных страницах (особенно… казака и, видимо, относительно близкого по проживанию к Вам соседа), то, наверное, станет все-все ясно, и уйдет… расхожее для многих заблуждение.
Знаете, какого здания этот верх с крестом и с… пятиконечной звездой?
- аж самого… Храма Рождества Христова в Вифлееме!!!
А вот чтобы разобраться с этим, как и с другим, – прочтите по возможности и просмотрите все по приведенным ссылкам.
«В который раз хочется напомнить, что один и тот же символ в разном контексте может иметь совершенно противоположный смысл. Если для сатаниста перевёрнутый крест есть символ поругания Креста Христова, то в контексте христианской иконографии он будет означать мученическую смерть апостола Петра.
«… Что до звёзд, то христианство свободно от поиска «глубокого смысла» в количестве лучей звезды. Разумеется, восьмиконечной звезде принято придавать смысл «двойного креста», но в целом, в традиционной православной иконографии употребляются разные варианты звёзд – и шестиконечные, и пятиконечные.
Интересно, что сказали бы ревнители, увидев икону Преображения Господня кисти преподобного Андрея Рублёва, где лучи позади Спасителя изображены не просто в виде пятиконечной звезды, но в виде перевернутой пентаграммы (ещё и чёрной!). Совершенно очевидно, что преподобный Андрей не подозревал, что спустя 500 лет перевернутая пентаграмма станет символом западноевропейского сатанизма.
Можно ещё отметить, что пятиконечная звезда также считается одним из символов Рождества Христова. Так, храм Рождества Христова в Вифлееме на месте самого этого события увенчан крестом, над которым стоит пятиконечная вифлеемская звезда».
http://orthodoxy.org.ua/content/da-ne-s ... itsy-22069А теперь ссылка на сообщения и изображения от… соседа – казака (он так прописал свою национальность в профиле портала).
http://forum.kazakia.info/viewtopic.php?p=7069*
И последнее по Вашим вопросам.
Если зайдете на ниже приведенную страницу православного сервера (имеющего, как это видно, и благословение нашего Патриарха), то увидите то изображение, которое Вас смутило; мне можно было бы ограничиться только этим одним адресом, чтобы как-то пояснить, что это изображение я не где-то в «неправильном месте» нашел; решил же подробно ответить, чтобы полностью разъяснить все вопросы в деталях.
http://www.sedmitza.ru/news/1910813.htmlАнга писал(а):
По поводу 123 -надо же, я месяц назад вспоминала об о.Данииле,слушала его лекции...и прочла книгу его матушки. Честно говоря, потрясает меня его история до глубины души...
Александра, меня также потрясает.
Есть, что рассказать в связи с этим, но… клюкаю уже носом об… клавиатуру (а еще на два следующих отклика в теме надо ответить бы); как-нибудь другой раз приведу свои строки.
Анга писал(а):
173-особенно запомнилась...Она очень счастливая, эта фотография...
То есть эта:
У меня много лет, Александра, есть и другое подобное изображение в архиве, но уже адаптированное к нашей земле, к ее ландшафту; тоже… счастье прописывает в голове моей, пусть и на время.
Иной раз мне думается (причем думается периодически во все эти годы, как увидел его где-то, и оттуда перенес к себе в базу):
- вот бы так когда-нибудь уединиться – в покое, в мире душевном, в любимом и душеполезном чтении, чтобы никого и ничего вокруг, а только тишина, лес, молитва, чтение, размышление, неспешные дела (так чтобы никуда не нестись со «сломанной головой»), минимальное питание на основе малого огородика по соседству, как и сбора ягод, кореньев и т.д,; выходы из «схрона» по воскресным дням к «соседнему» монастырю - километров за 15 - на богослужения, для исповеди и причастия…
… Короче… размечтался…
- так я всегда себя останавливаю, и вновь в эту жизнь возвращаюсь, где надо бегать, спешить, успевать, опаздывать, пролетать,.. проскакивать, и т.д. и т.п.
… Размечтался!
Марина_В писал(а):
Цитата:
Я подобные облачения и не видела никогда... Ни на фото, ни в жизни
*
Совсем кратко, Марина.
Этот снимок сделан лично мною несколько лет назад в г. Чехов, на богослужении в Зачатьевской церкви, где в службе принимали участие и два архиерея – епископ и архиепископ.
Относительно разновидности и допустимого и недопустимого, как и новшеств в облачениях сказать ничего не могу (не спец в этом вопросе); но коли все было в православном храме и при таком высоком представительстве, то увиденное – правомерно.
А вот священника стоящего на заднем плане с зажженной свечой и без камилавки на голове – более в этой жизни нам не увидеть.
- Отец Павел Герасимов отошел ко Господу в декабре прошлого года.
Это была трагедия для многих (родных и близких, прежде всего), как и для моего сына, который его хорошо знал по совместному служению.
На форуме в декабре 2011г. и в январе 2012г. в теме «Умер молодой священник»
viewtopic.php?f=12&t=31288просил форумчан о молитвах, и очень был благодарен всем воздохнувшим о упокоении души молодого пресвитера Церкви.
В этой же серии снимков есть еще одно изображение, когда о. Павел был еще жив (фото №136** – несет впереди икону),
а снимки №№138**-141**
- сделаны уже во время его отпевания и похорон.
… Вот такие дела.
ОляВ. писал(а):
А №181 не Анадырь ли???
Да, Ольга, это теперь уже известный во все мире - анадырский Троицкий собор.
Вот другая версия его изображения –
И строки о нем:
«Построенная в Анадыре церковь является самым крупным в мире деревянным зданием подобного типа. Возведенный в столице Чукотки кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы, по заверению самих строителей, является особым. Девять золоченых куполов, желтые светящиеся стены храма на высоком берегу лимана, на заснеженном пространстве хорошо видны со всех сторон. Сегодня сюда приходят не только горожане, но и гости Чукотки.
Храм расположен в самом центре столицы Чукотки, на высоком берегу Анадырского лимана. Он сложен из бревен, но фундамент у него каменный, на сваях. Высота храма составляет около 25 метров, площадь превышает 600 квадратных метров. В соборе установлено 8 колоколов, отлитых в Воронежской области.
В течение двух лет строители возводили храм из завезенных из села Знаменское Омской области материалов. Трудностей было немало. Грунт оказался талым, имеющим плюсовую температуру.
Подобных крупных храмовых деревянных зданий в мире нет, тем более на Крайнем Севере. Ведь на Чукотке свирепствуют не только морозы (до минус 50), но и дуют шквальные (до 45 м в секунду) ветры. Архитектор Павел Аверченко спроектировал храм в виде пирамиды или чукотской яранги, поэтому шквальный ветер обтекает его. К тому же строители использовали особые ветроустойчивые технологии.
При строительстве храма использовались различные породы дерева: стены сделаны из сибирской сосны, полы и потолки – из лиственницы, часть внутренней обшивки – из душистой ели, двери – из ясеня, в иконостасе применен ильм, кедр, липа. Между двойными стенами пространство заполнено негорючим базальтовым утеплителем. Дерево пропитано антисептиками и антипиренами, которые охраняют его от огня, гниения, насекомых, атмосферных влияний. Кровля выполнена из 4-миллиметровых медных листов, которые, как утверждают строители, на протяжении пяти веков смогут выдерживать суровый климат.
Следует отметить тот факт, что строительство кафедрального Собора на Чукотке стало возможным благодаря частным пожертвованиям».