Хризолита писал(а):
... Буду очень благодарна любой информации!
Из материалов Института Русской Цивилизации. ЛУКАШЕВИЧ Клавдия Владимировна (1859—1937), писательница. Родилась в Петербурге в семье чиновника. Была учительницей до 1881 (некоторое время в Иркутске). В 80-е начала литературную деятельность; писала исключительно для детей в разных жанрах: повести, рассказы, очерки, пьесы («Веселые дни. Сцены из народного быта», 1896; «В сельской школе. Сцены для школьного театра», 1898, и др.), биографии великих людей. Лукашевич составляла хрестоматии для семьи и школы, детские календари, сборники к литературным юбилеям («Школьный праздник в честь Л. Н. Толстого»), историческим событиям («Осада Севастополя») и др. Ее «Азбука — сеятель и первое чтение для школы и семьи» (1907) выдержала множество изданий. Сборники рассказов для детей и младшего возраста («Зернышки», 1889, и др.), среднего и старшего возраста («Босоногая команда», 1896, и др.) были в свое время популярны. Произведениям Лукашевич присущи сентиментальность и дидактичность; в то же время они проникнуты любовью к детям, желанием пробудить в них человечность, трудолюбие, внимание к окружающему миру. Наиболее значительны автобиографические повести: «Мое милое детство» (1914) и «Жизнь пережить — не поле перейти» (1918).
Сочинения: Истинный друг человечества. Доктор Ф. П. Гааз. СПб., 1900; Курский астроном-самоучка Ф. А. Семенов. М., 1901; Как жил В. А. Жуковский и что он писал. М., 1902; Мое милое детство. Ч. 1. 2-е изд. М., 1916; Сын стрелочника. М., 1927.
*
Из статьи П. В. Николаева ((из словаря "Русские писатели. 1800-1917" (Т. 3. С. 403-404.)) ЛУКАШЕВИЧ-Хмызникова Клавдия Владимировна [урожд. Мирец - Имшенецкая; 11(23).12.1859, Петербург - февр. 1931, Ростов-на-Дону], детская писательница, педагог.
Из семьи обедневшего украинского помещика, коллежского асессора; мать -- двоюродная сестра Л. И. Пальмина. В доме родителей бывали Д. И. Писарев, Н. Г. Помяловский, Н. А. Некрасов, Н. И. Костомаров и другие; некоторое время здесь жили писатели-народники Н. И. Наумов и Н. А. Благовещенский. Под влиянием Благовещенского мать Лукашевич "ушла в народ", оставив трех дочерей на попечение отца. В 1871-79 Лукашевич училась в петербургской Мариинской женской гимназии, где выпускала рукописный журнал "Звезда", помещая в нем свои стихи и поэмы. Брала уроки музыки и рисования, в том числе у художника К. А. Савицкого. С 12 лет давала уроки сама, занималась перепиской для заработка (ИРЛИ, ф. 377).
Первая публикация -- стихотворение "На смерть государя императора Александра II " ("Детское чтение", 1881, No 3). В 1880-х годах печаталась также в журнале "Семейные вечера". Литературная деятельность Лукашевич сочетала с педагогической. В 1885 переехала в Иркутск, куда ее муж, Константин Францевич Лукашевич, был назначен инспектором Девичьего института Восточной Сибири; здесь Лукашевич преподавала в младших классах русский язык. В 1889 за рассказ "Макар" (СПб.) получила премию петербургского Фребелевского общества, которой впоследствии были удостоены также рассказы "Птичница Агафья" (СПб., 1893), "Рыбка - колюшка - резвушка" (СПб., 1896), "Аксютка-нянька" (СПб., 1897). После скоропостижной смерти мужа и 10-летней дочери Лукашевич в 1890 с тремя детьми вернулась в Петербург. Поступила на службу в правление Юго-Восточной железной дороги, детей временно определила в малолетнее отделение Николаевского сиротского института. По рекомендации А. Н. Плещеева, которым, по словам Лукашевич, она была тепло принята (автобиография -- ИРЛИ, ф. 136, No 1), сблизилась с издательницей журнала "Игрушечка" А. Н. Толиверовой, а через нее познакомилась с И. Д. Сытиным и другими издателями. В 1892 снова вступила в брак -- с К. В. Хмызниковым (ум. в 1895). Деятельно участвовала в Русском женском благотворительном обществе, Родительском кружке, состояла членом Правления кассы литераторов, позднее -- членом Литературного фонда и других обществ. Поддерживала дружеские и деловые отношения с Д. Н. Маминым-Сибиряком, А. Луговым (Тихоновым), Т. Л. Щепкиной-Куперник.
Сотрудничала Лукашевич практически во всех детских периодических изданиях. Первый сборник -- "Ясное солнышко и другие рассказы" (М., 1898; рец.: СО, 1898, 23 февр.; 7-е изд., М., 1912). Около 200 книг Лукашевич были изданы Сытиным (главным образом); И. Н. Кушнерёвым, М. О. Вольфом, М. М. Ледерле, М. М. Стасюлевичем и другими; их иллюстрировали художники Е. М. Бем, М. П. Клодт, А. П. Апсит и другие. Повести и рассказы Лукашевич часто основаны на событиях и впечатлениях личной жизни: "Мое милое детство" (ч. 1--2, М., 1914--18) и другие.
Следуя традиции К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, Лукашевич стремилась заложить в детские души основы нравственности, воспитать в ребенке чувство природы, родственности и сочувствия всему живому, привить любовь к труду и знаниям, пробудить чувства дружбы и благодарности. В большей части ее произведений -- занимательность фабулы, умение строить сюжет на событии исключительном: нападение разбойников и неожиданное спасение ("Бедный родственник"), подвиг отца, решившего пожертвовать жизнью сына ради предотвращения железнодорожной аварии ("Стрелочник"), героический поступок девочки-няньки, спасшей своего питомца из-под колес несущейся тройки ("Аксютка-нянька").
Лукашевич -- автор развлекательных комедий для детей (с приложением нот), написанных живым разговорным языком: "Веселые дни. Сцены из народного быта (для среднего возраста) с пением и плясками" (СПб., 1896), "Среди цветов" (СПб., 1902), "Победила" (СПб., 1893) -- все три переизданы в одной книге (М., 1901--02), "Кукольный переполох" (М., 1909, 1912), "В сельской школе. Сцены для школьного театра" (СПб., 1898; 5-е изд., М., 1914) и др.
Рецензенты относились к произведениям Лукашевич сочувственно, однако упрекали ее в излишней сентиментальности (РМ, 1901, No 12, с. 399--400), "избытке добродетели" (РМ, 1902, No 1, с. 26).
Подобную критику Лукашевич не признавала: "если сентиментальностью назвать то, что щадила детское воображение от жестоких, тяжелых картин, то я делала это сознательно. Я изображала правду жизни, но брала большею частью хорошее, чистое, светлое; оно действует на юных читателей успокоительно, отрадно, примиряюще" ("Мое милое детство", предисловие, с. 5--6).
А. А. Измайлов писал: "Когда просматриваешь оригинальные вещи Лукашевич, начинаешь понимать секрет ее успеха. Задушевностью хорошей женской души, ненаигранной любовью к детям дышат ее повести" (рец. 1909 г. -- ГПБ, ф. 124, No 1823).
Популярностью в демократической читательской среде пользовались ее детские альманахи, примыкавшие по направлению к аналогичным изданиям "Посредника": "Обо всем понемногу" (М., 1905), "Почитаешь -- другим скажешь" (М., 1907). Лукашевич активно способствовала популяризации народных и авторских сказок: "Малороссийские сказки" (обработка и пер. с укр. яз.; вып. 1-7, М., 1907-08), "Русские нар. сказки" (пересказ; вып. 1-3, М., 1911), антология "Сказки современных русских писателей" (т. 1-2, М., 1910).
На историко-патриотическую тему написаны книги Лукашевич "Оборона Севастополя и его славные защитники. Для детей и народа" (М., 1904), "Гроза надвигается. (Очерки из обороны Севастополя)" (в. 1--2, М., 1903; 2-е изд., М., 1904).
Практический опыт Лукашевич - педагога лег в основу ее многочисленных учебников и хрестоматий для начального обучения ("Азбука-сеятель и первое чтение для школы и семьи", СПб., 1907; 10-е изд., 1916; "Сеятель. Первая после Азбуки книга для чтения в школе и семье", СПб., 1907; 11-е изд., 1916; "Светлый луч. Хрестоматия для семьи и школы", М., 1905; 9-е изд., 1916), пособий по проведению детских и юношеских музыкально-драматических утренников, вечеров, праздников.
Заметным явлением в детской литературе стали календари Лукашевич: "Мой друг. Настольный календарь..." (М., 1903--09), "Отрывной календарь..." (М., 1906--09; бесплатное прил. к журналу "Нар. образование").
В годы 1-й мировой войны, продолжая активно печататься, Лукашевич содержала на свои средства палату для раненых в лазарете им. Л. Н. Толстого, устроила приют для детей воинов, ушедших на фронт. В 1916 потеряла на войне сына. В 1917 выехала на лечение в Геленджик. В дневниках Лукашевич 1920 (ИРЛИ, ф. 136, No 19) -- живые подробности трагических событий периода Гражданской войны. В 1921 вернулась в Петроград по вызову А. В. Луначарского "для работы в области детской литературы" (Заявление Лукашевич о возвращении ей жилья -- ИРЛИ, ф. 136, No 19).
В 1923-24 получала пособие Центр, комиссии по улучшению быта ученых, которого затем была лишена "за недостаточную активность после революции".
В 1923 ее сочинения были исключены из библиотек: на предложения переделать свои произв. "в духе времени" Лукашевич ответила отказом (ИРЛИ, ф. 136, No 1, 4).
В советское время увидели свет лишь два рассказа Л. "Сын стрелочника" (М., 1927, переработ, изд.), "Митрофашка" (П., 1924, переработ, изд.), выпущенные кооперативными издательствами.
Последние годы жила в крайне стесненном материальном положении.
П. В. Николаев.
***
Что же касается конкретно:
Хризолита писал(а):
... Как сложилась судьба у самой Клавдии, у ее сестер Лиды и Женечки. Как сложились отношения Клавдии с матерью и с сестрами потом? ЧТо случилось с тетей Манюшей, которая уехала в Сибирь.
Читала , что Клавдия была замужем и муж погиб рано и дочь 10-ти летняя. А что конкретно с ними случилось? Почему погибли? И ее дети- кто они??? Жив ли кто-то из детей, или может внуки? Кто они, как их зовут хотя бы, может быть с ними можно связаться, чтобы что-то узнать...о Клавдии Лукашевич...
То не все дано узнать читателю из будущих времен - и по причине возможного полного отсутствия соответствующих строк на эти темы от самой писательницы, а также и тем фактом, что во все времена нередко люди «уносят с собою в могилу» многое то, в чем был бы и большой интерес и подчас огромная польза для еще живущих, но так и не получившим по разным причинам доступ к этим сводам бесценного жизненного опыта, накопленных знаний - отшедшего в иной мир человека.
Всю свою взрослую и сознательную жизнь не могу простить себе того, что будучи еще подростком, и находясь подчас рядом со своим дедом Иваном, бывшим узником сталинских лагерей, совершенно ничего у него не спрашивал о тех временах и о тех его тяжелейших днях жизни, как и подробно ничего не узнавал о своей родословной по его линии; дед унес в могилу бесценные рассказы и сведения для меня и для моих родных – потомков.
Был он не очень разговорчивым, много пострадал в жизни, сам мало что на эти темы рассказывал.
Поэтому и совет всем молодым и зрелым людям, имеющим пока живых своих матерей, отцов, бабушек, дедушек,.., имеющим к тому же и многие способы - записывать не только звуковую речь, но видеоизображение:
- не тяните с подробными расспросами, беседами,.. вокруг своих старших близких; узнавайте от них – побольше и поглубже, все-все-все, о чем они смогут и посчитают нужным рассказать; свои родословные («дерево, ствол, ветви, ответвления») составьте на основании их слов, многое другое услышьте и запомните от них; запишите не раз их милые образы – в самом высоком доступном видеоформате для ваших соответствующих съемочных устройств; заархивируйте записи на разных носителях (сегодняшние флэшки, болванки, магнитоленты - не самый лучший способ для удерживания на многие годы архива, но как доп. копии – подойдут; внешний же противоударный винчестер – получше в плане сохранения «цифрового» архива, - как узнал об этом от молодых своих коллег - спецов); записывайте просто… пером на бумаге - о чем расскажут, рисуйте кистью, грифелем, красками (если есть к тому талант) на бумаге и полотнах - то и тех, кто пока еще жив и рядом (бывает) с вами – из ваших дорогих.
*
Произведения К.В. Лукашевич и сам очень люблю; книги с рассказами этой писательницы часто дарю тем своим знакомым и родственникам, у кого уже есть немного подросшие маленькие детки, или Милостью Божией – только родились, или должны еще только родиться – также - Милостью Божией, великим дарованием от Бога.
Постоянно и сам в поиске (для прочтения и для целей подарков) других изданий, где есть или будут, новые (непрочитанные или впервые опубликованные) произведения Клавдии Владимировны Лукашевич.
Царствие Небесное ее душе!
*****