Человек1234 писал(а):
Моя тётя сказала, что завтра сама пойдёт в храм и позовёт священника. Александръ, спасибо за совет, правда некоторые инструкции с этого сайта уж слишком чёткие... Не говорить священнику здравствуйте - это конечно нечто
Про благословение по телефону так же странно... нет, конечно многие просят благословления по телефону, даже вот в православных передачах бывает, но не всегда даже священник благославляет при этом (сам в нескольких передачах такое наблюдал). Да и инструкции излишне чёткие, как будто для народа, который совершенно не воспитан и не может сам достойно пригласить и встретить гостя. Тут конечно с этим большой перебор. Но в целом - полезная информация.
Предваряя предыдущее свое сообщение, написал:
Александръ писал(а):
может что-то пригодится
Поэтому, коли появился Ваш адресный ответ и ко мне, а в нем я усмотрел некоторые новые штрихи в русле темы, - продолжу, но также с предваряющей фразой: «может что-то пригодится» из того что напишу ниже.
***
- В моем понимании, когда ситуация критическая или случается, что-то вроде этого, то не только о «Здравствуйте» приходится порой забыть, но и о взятии благословения, как и вообще о каком-то принятом стандартном обращении к иерею Церкви.
О чем я?... Сейчас поясню.
Однажды в прошлом согрешил крупно (хотя я не скажу, что сейчас только по мелкому... увы! грешу); с тяжелым сердцем вскоре пошел (через «не могу») на Исповедь.
Священник, услышав от меня фразы о сути греха, оборвал и выдал примерно следующее: Да тебе с таким грехом надо было – на первом же перекрестке, где появился бы священник,.. «хватать его» и каяться!..
---
- Сказано сердечно было духовником и в точку!
- Дано было понять, что имея за пазухой «смертные грехи», не могут люди вновь и вновь откладывать «на завтра» свою исповедь, искать разные оправдательные для себя предлоги к не приходу с покаянием в Церковь; ибо никто не знает своего последнего часа.
Опытный священник, не убоится и не смутится тем фактом, что к нему обратились не по форме и не испросили благословения, в т.ч.
Иерей Церкви, прежде всего, помнит о том, на что он поставлен Богом.
Господь в Таинстве Священства дает ему, в т.ч., и власть – вязать и разрешать грехи людей.
Вот об этом и должны, прежде всего, помнить и мы верующие миряне, а не о чем-то другом второстепенном, по сравнению с главным.
Ибо и за… «3 секунды» до последнего вздоха человека, священник может снять огромный смертный груз с души умирающего, накопленный от всей его прошедшей жизни; было бы только желание к исповеди этого уходящего в другой мир человека.
Ясно и очевидно и то обстоятельство, что лучше бы не копить такую копилку к последнему своему часу, а… разбить ее намного раньше.
Поэтому, когда ситуация очень серьезная, то бывает не до формальностей в обращении; но есть этикет и правила, - желательно их (при малейшей возможности), хоть в чем-то, придерживаться. Впрочем, жизнь дает и множество других вариантов обращения («вбок от стандартов»), - были бы они только уважительные, с добротой и с сердечностью.
Что касается благословения по телефону или через эфир (радиопередача, например), то мне также известны случаи, когда священник молчит в ответ или даже указывает на то, что такая просьба сейчас неуместна.
Но также мне известны многие другие случаи, когда священник благословляет и по телефону и через эфир.
Например, пишущий эти строки, с радостью и с верой просит по телефону (тем паче при личной встрече) благословение у своего старшего сына – иерея Церкви, причем получив его, далее разговор может быть продолжен и по схеме общения «отец – сын»; и в таком диалоге родитель может указать сыну и даже пожурить его за что-то (как сына), сделав это с любовью и по-отечески. – Сын, как правило, в таких ситуациях, смиренно выслушивает и благодарит отца.
А в конце беседы папаня вновь "превращается в мирянина" и испрашивает благословения у… священника и получает его; а если разговор происходит при личной встрече, то и прикладывается благоговейно к руке… священника.
Теперь о «четкостях» инструкций.
Как представляется, инструкции и должны быть по определению четкими, например, правила по Технике Безопасности, которые часто писаны… кровью.
Что касается ясных, очень полезных и недвусмысленных советов (а именно так их я воспринимаю) священства и самой Церкви во всей Ее полноте на какие-то важные стороны нашей жизни и на какие-то непростые и даже критические моменты, то здесь ситуация бывает и посерьезнее, в сравнении с той же производственной нормалью по ТБ. Нарушив правила последней, мы можем остаться без кисти, руки,.. , а вот если мы проигнорируем правила, которые нам определены Церковью – мы можем остаться, как вариант, и без… жизни Вечной.
***
В заключительной части своего сообщения расскажу одну историю, но уже не только для автора темы, но и для других возможных читателей.
– Интересна, полезна и поучительна она будет, - делать вывод не мне.
Что касается лично меня и моих родных - эта история была и остается весьма и полезной и поучительной.
… Впрочем, читатель во всем может усмотреть «Его Величество Случай» и не согласиться ни с какими выводами или представлениями со стороны автора повествования, - это его право и это обычная понятная ситуация со стороны другого человеческого опыта.
Но если бы я взялся описать все «случайности», которые были в моей жизни (и о которых я помню), а многие братья и сестры присоединились бы также и своими историями, то, думаю, сервер «Доброе слово» - задымился бы от перегрузки.
***
2001 год, 1-я Градская больница в Москве. В реанимации лежит отец: разбил его уже 3-й инсульт по счету, теперь лишился и речи, выявлен и очередной 3-й инфаркт. Отцу 71 по возрасту, состояние критическое, врачи ясно дают понять: готовьтесь; близкая родственница, оповещенная нами, однозначно произносит: теперь он точно… умрет.
Уходим из больницы после разговора с медиками, рядом со мной брат и мама. Настроение у всех горестное, медленно двигаемся к остановке наземного транспорта.
В голове у старшего сына (т.е., у меня) печаль, тоска и какой-то мысленный… ступор.
Но брат нарушает общее молчание и произносит: знакомый мне милиционер,.. он верующий человек, как-то о подобной ситуации сказал, что обязательно надо исповедовать и причастить умирающего…
Услышав эти слова - «просыпаюсь». В голове – укор: как мог об этом забыть, коли и воцерковленным уже себя считал последние годы.
Произношу в сторону родных примерно следующее: если отцу суждено умереть, то, действительно, надо сделать все возможное, чтобы его исповедовать и причастить.
Произнес-то, произнес эти слова, а в голове: а как это сделать?
- Январь месяц, вечер, темень,.. где найти священника?.. А если и найдем, как святые Таинства отцу пройти, если он и речь потерял, а самое главное, - не было в его взрослой жизни никакого опыта и усилий на этот счет, касательно жизни в Церкви.
???...
Но уже решил, что просто так сесть в троллейбус и уехать от больницы никак нельзя, - отец может умереть и ночью.
Обращаюсь к родительнице: мама, пожалуйста, вернись в реанимацию и жди нас там, а мы срочно сейчас идем в храм (вспомнил в эти минуты, что при больнице уже действует храм во имя св. благоверного царевича Димитрия), и, может быть, там еще застанем священника.
Мама внимает словам старшего сына и возвращается; я и брат устремляемся в направлении храма.
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1 ... 7.jpeg&p=0Территория больницы огромная, но по прошествии нескольких минут, влетаю по ступенькам в верхнее внутреннее помещение храма (следом несется и брат), и с радостью вижу одиноко стоящего иерея… Ура!.. вот удача!.. не верил, что в столь позднее время застану в храме священника.
… Быстро приближаюсь к нему и с ходу: батюшка!.. у нас отец… умирает в реанимации!..
А вслед добавляю: он крещен,.. православный!..
---
Слышу за собой… дыхание брата, «чувствую кожей», что эти минуты сделали и его предельно серьезным, в сравнении с обычной и прохладной его жизнью в отношении всего церковного.
---
Священник произносит: в Церковь ходил?
- Нет, отвечаю.
… Крест нательный носил?
- Нет, вновь произношу то же самое.
---
Вижу глаза священника, которые направлены на меня, чувствую, что сейчас диалог может… завершиться.
---
Собравшись с духом, произношу следующее: более того, батюшка, отец вообще может не понять и не принять предложение касательно и исповеди и причастия; есть еще и другое осложняющее обстоятельство: он потерял теперь и речь.
- Произнеся все это, понял сам, что прошу, наверное, невозможного, и видимо, в схожей (по противоречиям) ситуации, если бы она случилась где-нибудь в другой обстановке, выглядел бы глупцом, если не… идиотом.
Священник произносит: так как же вы представляете выполнение вашей просьбы,
с учетом всего того, что вы сейчас сообщили?
???...
- В ответ заминка с моей стороны, одновременно чувствую, что и брат напрягся до предела в предчувствии, что сейчас наступит развязка - не в пользу нас и нашего отца…
Но произношу следующее: батюшка, но ведь как-то ему надо помочь!.. Ведь он может умереть в ближайшие часы и даже минуты и уйти из жизни - не исповеданным и не причащенным!..
Услышав последние слова, иерей просит подождать его пару минут, направляется, чтобы одеться и собрать все необходимое.
- Выходим все вместе и садимся в старенькую машину (видимо приданную храму для быстрых перемещений клириков по огромной территории больницы), через несколько минут мы уже у корпуса с реанимационным отделением.
Ждем напряженно все трое (я, брат, мама) внутри у дверей в мед. помещение с критическими больными; в моей голове - огромный знак вопроса: как отца можно исповедовать и причастить?
Но вот открывается дверь и выходит наш дорогой батюшка, поверх облачения надета… епитрахиль, - сердце у меня ёкает,.. наверное,.. удалось!
- Все хорошо, - произносит он, - исповедован, причащен.
… Ура! – проносится у меня в сознании, но вновь я вопросом к батюшке: а как же удалось-то исповедовать отца?
Слышу ответ:
- после всех фраз, обращенных к нему, спросил его: каетесь ли Вы в этих грехах?..
- Ваш отец утвердительным кивком головы дал однозначный ответ…
---
… Отец жив и сейчас, а прошло от тех событий без малого – десять лет.
Он очень сложен в уходе и в плане проживания рядом с ним, причем это реальность многих и многих лет. Но каждому в этой жизни дается крест и его надо нести. Очень трудно ему, очень трудно мне, очень трудно и многим-многим людям в этом мире; но трудностями, скорбями и болезнями мы также призваны спасаться.
***
Рассказал эту историю и с той целью, чтобы кто-то из читателей прочувствовал и следующий момент: не всегда присутствуют гладко и правильно все условия для приглашения священника к одру умирающего, но всегда (во всяком случае, как это я для себя усвоил) необходимо использовать хоть малейшую возможность для того, чтобы священник оказался рядом с отходящим от этой жизни.
Нет ничего страшнее, чем перешагнуть черту земной жизни, так и не соединившись со Христом ни святым Крещением, ни самой своей жизнью: не прибегнув ни разу к Таинствам Церкви, не исповедовав ни единого греха своего, не приняв в себя Святые Христовы Тайны.
***
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". (Ин.3:36).---
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день". (Ин.6:53-54).