В Храме Христа Спасителя пройдет мемориальный вечер, посвященный памяти священника Павла Флоренского и других соловецких узников 8-10 декабря 2010 года исполняется 73 года расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецкой тюрьмы ОГПУ, передаёт Патриархия.Ру.
8 декабря 2010 года в 16.00 в Храме Христа Спасителя в рамках выставки «Соловки: Голгофа и Воскресение» состоится мемориальный вечер «Неугасимая лампада», посвященный памяти священника, философа и ученого Павла Флоренского и других соловецких узников, погибших осенью и зимой 1937 года.
Перед началом вечера в храме в честь Преображения Господня (нижнем храме комплекса Храма Христа Спасителя) будет совершена заупокойная лития.
В программе вечера:
поименное поминовение расстрелянных соловецких узников;
чтение глав романа А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», посвященных трагическим событиям декабря 1937 г. (читает Н.Д. Солженицына);
выступление родных и близких соловецких узников и почетных гостей;
представление документального фильма «Соловки», снятого по сценарию Ю.М. Кублановского (Франция, 2009 г.);
выступление хора Соловецкого подворья в Москве.
Организатор вечера — Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.
***
30 июля 1937 года был подписан оперативный приказ Народного комиссара внутренних дел СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», согласно которому все репрессируемые люди разбивались на две категории: «К первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — расстрелу. Ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки».
Нарком внутренних дел Ежов распорядился в четырехмесячный срок уничтожить и ранее репрессированных представителей «первой категории», которые уже отбывали заключение: «наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу». Во все уголки СССР полетели депеши со страшными цифрами. На Соловки пришла разнарядка: ликвидировать 1200 человек.
Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) работала не покладая рук. Основанием для вынесения приговоров служила справка (представление) начальника Соловецкой тюрьмы ОГПУ, старшего майора государственной безопасности И. Апетера. Задание было выполнено на 152 % — к расстрелу были приговорены 1825 соловецких узников.
Поскольку столь большое количество людей на Соловках уничтожить единовременно оказалось затруднительным, расстрел пришлось организовывать в три этапа. Первый, самый большой этап (1111 человек) доставили морем в город Кемь, а затем — в Медвежьегорск (Карелия). Расстреливали заключенных в урочище Сандормох недалеко от Медвежьегорска целую неделю, с 27 октября по 4 ноября 1937 года.
Второй этап из 509 заключенных расстреляли в Ленинграде 8-10 декабря. Третий соловецкий этап из 200 человек вывезти не успели: море замерзло. Пришлось расстреливать заключенных «своими силами» на Соловках в феврале 1938 года.
Среди расстрелянных под Ленинградом в декабре 1937 года были, в большинстве своем, русские православные ученые, инженеры, преподаватели, в числе которых — выдающийся богослов, ученый, священник Павел Флоренский, литератор В. Бестужев-Рюмин, адвокат А. Бобрищев-Пушкин, актер Малого театра В. Головин, двадцать православных священнослужителей, офицеры царской армии, рабочие, крестьяне.
В числе тысячи восьмисот пятидесяти двух расстрелянных осенью и зимой 1937 года соловецких узников — видные представители украинской науки и культуры: режиссер А. Курбас, литератор В. Пидмогильный, академик С. Рудницкий; великий удмуртский писатель и просветитель Кузебай Герд; выборный глава московского цыганского табора Г. Станеско; поляки, в том числе тридцать четыре католических священника; татары, евреи, латыши, киргизы, узбеки, молдаване, осетины, чеченцы, финны, немцы, корейцы, венгры, румыны и представители других народов.
http://www.pravoslavie.ru/news/43305.htm