Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 12 окт 2010, 19:26 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 11 окт 2010, 21:45
Сообщения: 5

Возраст: 29
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Здравствуйте!
Хотела бы найти тут добрый совет и поддержку, так как нахожусь в отчаянии.
Так получилось, что совсем перестала ходить в церковь. Потом жизнь начала давать множество сбоев, последней надеждой стала искренняя исповедь и причастие. Очень старалась, тщательно готовилась, но после исповеди не почувствовала никакого облегчения. Как будто и не ходила вовсе. Потом поняла, что не могу молиться. Просто не чувствую общения с Богом. Как будто стихи читаю. Молиться перестала.
А без духовной поддержки и душевное состояние идет на спад. Не хочу рассказывать, во что я превратилась сейчас.
Сейчас хочу все изменить, но не знаю, как подготовиться к исповеди. Очень боюсь, что Бог не простит меня и не примет. Что я так и не начну Его снова слышать. Ведь я очень опустилась за это время, и уже не уверена, что покаяние что-то изменит.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 12 окт 2010, 20:21 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 апр 2009, 19:21
Сообщения: 5013

Откуда: Подмосковье
Вероисповедание: Православный, МП
Не отчаивайтесь.
Цитата:
Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.
Свт. Игнатий Брянчанинов

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Цитата:
Так получилось, что совсем перестала ходить в церковь.

Ходите снова на службу. Не оставляйте молитву и душевное состояние обязательно переменится.

Цитата:
Очень боюсь, что Бог не простит меня и не примет.

Страх тоже относится к грехам. И в этом случае помогает молитва.
Не оставляйте молитву. :)

_________________
Не тянитесь к прошлому, не стоит -
Все иным покажется сейчас…
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным остается в нас.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 12 окт 2010, 22:14 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 22 июл 2009, 08:16
Сообщения: 2294

Вероисповедание: Православный, МП
Так а чего тут советовать? Нигде не написано, что читая молитвослов, поднимайтесь к потолку.... летите на крыльях из храма после Причастия... по всякому бывает.... Настолько грустно иногда осознавать..... вот, взять прошлое воскресение.... мне в магазине магнитолу оставили, мне не терпелось ее себе в машину вкорячить.... Сначала решил, что вообще не пойду на службу, и к 10 к открытию в магаз.... Совесть начала грызть... Ладно, думаю, схожу, свечки поставлю и в магаз!!!! Нет, опять понимаю, что что-то не так.... ЗАСТАВИЛ себя достоять до отпуста. Реально заставил.... грустно, не о Боге думал, а о куске пластмассы.... а Вы говорите молитва не идет... так она у половины форуме на идет, наверное.... Но, повторюсь, Господь не сказал не идет - не молись - не твое. Он сказал МОЛИСЬ! Идет, не идет не в твоей власти... Он Сам управит....
Так всегда бывает.... новоначальным Господь помогает.... а потом чуть отпускает руки, как бы говоря... а вот теперь ТЫ САМ! Ты САМ выбрал эту дорогу! И ты должен САМ по ней пройти до конца....
Петр Мамонов:
"Потому что молитва — это ведь целая история. Как нас учат старшие, Господь молитву дает молящемуся. Молись, молись, и увидишь: придет. Не надо умствовать об умной молитве… Встань и говори эти слова. Сначала будешь механически, потом почувствуешь на языке прямо сладость. Все придет, все придет. Произноси хотя бы эти слова. Слова-то хорошие. Я вот так: не идет молитва, не хочется; ну, думаю, хотя бы механически прочитаю. Смотришь — прочитал, в конце — губы не ватные, голова чуть-чуть прочистилась. Читаешь механически, когда мысли парят, бегают. Ничего, читай, читай. Потом привыкнешь — без этого не сможешь уже. Как бы ни устал, а без этого не ляжешь. Вчера устал, наговорился, думаю: ну какая уж молитва. Пришел, спать ложусь, ну не могу: дай, думаю, хоть начну. Начал — раз, и все, и прочитал, и все хорошо, и лег, и не заметил… А вроде и устал, и весь трясся, на нервах. И ничего, пошло. А почему? Потому что привык уже, 10 лет. Если б первый раз — лег бы так спать. И не смущайся, что не все сердце вкладываешь, это… куда там. Это только по милости Божией. Вечером особенно трудно, потому что устал, и все. Я себе все время говорю: прочитай хотя бы. Не жди никаких озарений, просветлений, никаких эмоций, просто прочитай: ну ведь текст же хороший, не матом написан. Прочитаешь — смотришь, и какая-то крупиночка попала, какая-то пара слов осталась в сердце, ну и хватит — значит, на сегодняшний день так обстоят дела. А все это рвение…." (с)

Так что не переживайте... мы все нерадивые.... я с пьянством своим не всегда справиться могу.... Христианин это не тот, кто не падает. Христианин это тот, кто падая, опять поднимается.... так и живем.... затаскивая себя по воскресениям в храм, запинывая себя по вечерами к иконам.... ибо мирское давит... некогда... а НАДО! Вот и не разбирайтесь хорошо или плохо....

Помните притчу о двух сыновьях, которых отец попросил поле вспахать?! Один сказал, да лень мне, отче, устал я.... ну его это поле.... и не пошел... А второй сказал, да, отче, конечно я все сделаю, но, только для того что бы отец отстал.... он тоже не пошел пахать....
Но, первому сыну стало стыдно, что он ослушался отца и он пошел пахать поле, а второй, так и остался не у дел.... так кто из них выполнил волю отца?

Я сужу лишь по себе. Может быть всем остальным правило, ежевоскресные посещения храма и прочее дается легко, то тогда прошу меня простить. Возможно это мне, алкоголику, так Господь тяжело попускает выполнять, а остальные с радостью это делают.... Так что все вышенаписанное, лично мое мнение. Оно может быть в корне не верным.

_________________
Если кому-то я нужен, я в контакте: http://vk.com/sharky_spb


Последний раз редактировалось Уходя, уходи... 12 окт 2010, 22:17, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 12 окт 2010, 22:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2008, 10:19
Сообщения: 30315

Вероисповедание: Православный, МП
Катюш, такое у многих бывает. Бог простит и примет.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 13 окт 2010, 19:31 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 11 окт 2010, 21:45
Сообщения: 5

Возраст: 29
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Спасибо вам!
Переборов себя, встала на утреннее правило.
Готовлюсь к исповеди... Страшно конечно, но опять откладывать не хочу.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 13 окт 2010, 23:22 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2008, 00:21
Сообщения: 6426

Возраст: 53
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Трудная Катенька писал(а):
Спасибо вам!
Переборов себя, встала на утреннее правило.
Готовлюсь к исповеди... Страшно конечно, но опять откладывать не хочу.


Вот и здорово! Главное - научиться вставать! А падать мы все умеем, этому даже учиться не приходится. :)

Помоги Господи! :au:

_________________
У человека нет возможности всем делать добро, но у него есть возможность никому не причинять зла...

- Как тебя понимать?
- Понимать меня необязательно. Обязательно любить и кормить вовремя.
© Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 14 окт 2010, 11:13 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 16:11
Сообщения: 2190

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Здравствуйте, Екатерина.

С праздником Вас - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Ваше начальное сообщение увидел скоро, но ответить не успел.
Если не все вопросы сняты для Вас в эти дни (а по Вашему первому сообщению увидел много моментов), то и со своей стороны (как участник форума) могу написать Вам - в качестве одной из версий ответа,.. естественно, в спокойном и дружественном стиле.

Коли хозяйка темы (в плане ее открытия) - Вы, то и ответа буду ждать – только от Вас.

Александр. 14.10.2010

_________________
Изображение


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 14 окт 2010, 22:02 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 16:11
Сообщения: 2190

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Добрый вечер, Екатерина.

Получил Ваш утвердительный ответ через ЛС , благодарю.

Но ЛС я использую только в исключительных случаях на форумах (старые друзья, надежные и проверенные знакомые), - поймите меня правильно.

Ничего предосудительного я Вам не планировал писать.

Просто увидел, что сообщение в основе своей - серьезное, поэтому и хотел - обстоятельно ответить, в рамках своих представлений и какого-то жизненного опыта.

Если ответ обычным порядком устраивает, то к исходу воскресного вечера (если не случатся нештатные ситуации со здоровьем родных) отправлю ответ в тему. Быстрее не получится, на то есть причины.

Если ответ обычным порядком не устраивает, то отпишите - остановлюсь с ответом.

С уважением, Александр.

_________________
Изображение


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 17 окт 2010, 23:47 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 16:11
Сообщения: 2190

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Здравствуйте, Екатерина.

Несколько раз перечитал Ваше начальное сообщение в теме. Весьма удивился рассудительности человека в возрасте 15 лет, написавшего такой текст.

… Мне бы такую способность - в мои 15, быть может, не совершил бы многие свои грехи и ошибки, - из того, что совершил.

… Но и в свои 25 и даже в 40, не имел подобных мыслей и подобного желания - уйти от прошлого греховного и восстать для новой жизни, - в Боге, - с Богом.

… На свою первую исповедь пошел накануне своего 43-летия. - Скорби привели, а также (наконец-то!) осмысление во всей полноте некоторых событий и фактов, которые произошли, в т.ч., и непосредственно в моем родственном окружении.

… С тотальным своим безбожием тогда начал… кровавую войну, которая и по сей день не закончена, и порой, – летят пули и падают снаряды, а я подбитый и подстреленный – валяюсь в воронке,.. - ранен, но милостью Божией, - не смертельно; потихоньку выбираюсь из ямы и ползу в направлении лазарета… - храма Господнего.

---

С лирическим, но вместе с тем правдивым, вступлением закончил; перехожу непосредственно к ответу.

---

Выделил в Вашем тексте, Екатерина, ключевые моменты (как они мне представились таковыми).

«Здравствуйте!

Хотела бы найти тут добрый совет и поддержку, так как нахожусь в отчаянии.
Так получилось, что совсем перестала ходить в церковь. Потом жизнь начала давать множество сбоев, последней надеждой стала искренняя исповедь и причастие. Очень старалась, тщательно готовилась, но после исповеди не почувствовала никакого облегчения. Как будто и не ходила вовсе. Потом поняла, что не могу молиться. Просто не чувствую общения с Богом. Как будто стихи читаю. Молиться перестала.
А без духовной поддержки и душевное состояние идет на спад. Не хочу рассказывать, во что я превратилась сейчас.
Сейчас хочу все изменить, но не знаю, как подготовиться к исповеди. Очень боюсь, что Бог не простит меня и не примет. Что я так и не начну Его снова слышать. Ведь я очень опустилась за это время, и уже не уверена, что покаяние что-то изменит

Конечно, Екатерина, хотел бы сразу написать - свои личные строки в ответе, но в данном конкретном случае, поступлю по-другому, - более правильно, как представляется.

Объясню сначала следующее:

твердо теперь убежден, что мы – православные христиане, должны во всех своих житейских случаях прибегать (в т.ч., и с целью получения ответов на какие-то свои вопросы) – к священным текстам Нового Завета, к святоотеческому наследию.

Поэтому и ответные строки выстроил в такой последовательности.

Ответы, Екатерина, на все Ваши вопросы уже даны и они содержатся в словах Господа, которые мы слышим из Евангелия, - если только открываем эту священную книгу, - если задумываемся над святыми словами и принимаем их для своей жизни.

Из Вашего сообщения понял также, что церковная жизнь Вам не в новинку, во всяком случае, ей было место в прошлом.

Тогда Вам должны быть хорошо известны следующие слова Спасителя:

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» Мф., 43 зач., 11, 27–30

… Можно было бы, Екатерина, более мне ничего далее не писать и не включать ничего в ответ.

Слова Господа (эти и все другие, которые открываются из Святого Писания) – отвечают на все главные наши вопросы.

Слова Спасителя, направленные к людям, не имеют временных рамок; они звучат из Евангелия для всех людей, во всех поколениях.

Если следуем с верой и открытым сердцем зову Господа - рано или поздно вылезаем из греховной тины и рано или поздно с помощью Божией начинаем устраивать свою новую жизнь - для Господа и во спасение своей души.

Но люди… немощны, - духовно, прежде всего, и часто, зная уже прописные и заповеданные истины от Господа, - ищут ответов, забывая или не желая использовать главный источник знаний для дел спасения души.

Пути к Господу неисчислимы и неисповедимы. Каждый идет своей дорожкой. Главное в том, чтобы дорожка привела к Господу нашему Иисусу Христу, к Спасителю душ наших.

---

В помощь на путях спасения дано нам и святоотеческое наследие.

Поэтому, Екатерина, и включил в ответ (вторым местом) подобранные цитаты из очень любимого мною наследия святых старцев Оптиной Пустыни. Сгруппировал их по разделам, которые должны дать Вам (как это представилось мне) однозначные и душеполезные ответы - на все Ваши вопросы, чаяния, и благородные движения Вашей души.

– Уверен в том, что ответы найдутся, только не спешите… быстро пробежаться по строкам цитат.

… Если все-таки останутся вопросы – обозначьте их в теме, - напишу еще одно сообщение для Вас, где уже будут присутствовать описания случаев (из личного багажа историй и наблюдений), которые могут (предполагаю это), что-то добавить в плане объяснения и доброго совета.

Помощи Божией.

С уважением, Александр.

---

Отчаяние.

Прежде же надобно оставить грех и удаляться случаев, приводящих к оному, а отчаиваться отнюдь не должно; ибо отчаяние лишает надежды спасения, ввергает еще в вящие согрешения и само считается пред Богом тягчайшим грехом (преп. Макарий, 24, т. I, 275).

В отчаянии — все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться об них и каяться, но надеяться на помилование, ибо Господь за грешников пролиял Пречистую Свою Кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться от дел своих спасения, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню. (преп. Макарий, 24, т. I, с. 433).

Отчаяние — грех смертный. Бегай его. А веруй в Мило¬сердого Бога и Заступницу нашу Богородицу и святых. Они все могут сделать. А смириться и потерпеть непременно нужно (преп. Анатолий, 7, с.89).

Маловере, почто усумнилася еси в силе Божией, вместо того, чтобы убедиться в ней, видя свое бессилие? Иона на дне морском, поглощенный китом, не терял надежды, но молился, а ты, малодушная, наслаждаясь светом солнечным, не лишаемая даже духовного солнца, т. е. святой Литургии и служб церковных, да еще живя в среде мучениц, т. е. избранных невест Христовых, изрыгаешь хулы отчаяния, неверия, подозрения и других скаредных грехов. Ты, поддав¬шись ропоту, и разум потеряла: говоришь, что потеряла надежду исправиться — безумные глаголы! Девчонка гото-ва лишить себя жизни, что не может исправиться! Ну, так можешь покаяться! Куда нам лезть в исправившихся, т. е. совершенных! Милость Божия, если попадем в стадо спа¬сенных (т. е. кающихся)! (преп. Анатолий, 7, с. 114-115).

Отчаиваться в милосердии Божием ни в каком случае не следует, приводя в пример евангельскую блудницу, раз¬бойника и мытаря, покаявшихся и получивших прощение от Милосердого Господа... (преп. Анатолий, 7, с. 159).

А что отчаянию ты позволяешь входить в сердце — это не христианское дело. Подходя к Страшным Христовым Тайнам, мы не обинуяся и не лукаво, а искренно говорим: «Верую и исповедую, яко Ты еси Христос Сын Бога Живаго, аз же первый от грешников...» (преп. Анатолий, 7, с. 236).

...Описываете свое жизненное неустроение и нерадение, в чем прошу вас не отчаиваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, но уповать на Бога, Той силен исправить стопы ваши к деланию святых и животворящих Его запове¬дей, о чем я сколько могу молю Господа... (преп. Лев, 221).

...Об отчаянии, которое святой Иоанн Лествичник по¬читает хуже всякого греха. Во всяком грехе человек мо¬жет покаяться, имея твердое намерение вперед на то же не возвращаться, и таким образом получить прощение и милость от Господа. А отчаявшийся что может сделать и что получить? Поистине отчаяние хуже всяких зол. Поло¬жим, что человек иногда много и очень страдает: но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих и утешительное слово Апостола: «егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6) (преп. Амвросий, 23, ч.1, с.106).

Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучаясь и не претерпев вражиих нападений, и не познав своей немощи, и смирив¬шись, просто сказать, ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем или, вступя в службу нижним чином, сделаться сейчас генералом, и, начав учиться азбуке, вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые. Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто как захотел, так и сделал. Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание за¬поведей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием, отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум, и так помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Гос¬подь ублажает тесный и прискорбный путь, а не простран¬ный и безскорбный. Прошу вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь вас сохранить (преп. Лев, 225).

Церковь.

Для спасения необходимо быть членом Православной Церкви. В настоящее время развелось множество сект: все секты находятся во вражде между собою и только в одном сходятся — это в непримиримой вражде к Православной Церкви, в желании устроить ей какую-нибудь пакость... Иногда приходят ко мне сектанты: «Вот мы веруем во Христа и ищем Его, где Он?» — «Он, во-первых, на небе особенно проявляет славное Свое присутствие, а во-вторых, на земле в Церкви; вы находитесь в ней?» — «Нет, от Церкви мы отошли, но все-таки надеемся спастись». — «Ну, так суетна ваша надежда, вне Церкви спасение не¬возможно». Люди, находящиеся в Церкви Православной, направля¬ются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий — Сам Христос; те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конеч¬но, невозможно, и гибнут безвозвратно (преп. Варсонофий,3, с.237-238).

Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог неви¬димо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны, она нам отрада и утешение в скорбях и радостях (преп. Иларион, 10, с.178).

Исповедь.

Приступая к Таинству исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом как Богу, прогневанному грешником. В смирении — чрез сознание своей греховности. С надеждою — ибо присту¬паем к Чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего ис¬купления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоз¬дил их на кресте и омыл пречистою Своею кровию... В случае смущения и забвения грехов своих можно, идя к Таинству, записать оные для памяти и при забвении, с позволения духовника, посмотреть в записку и объяснить ему. Подобные примеры встречаются в житиях и учениях святых отцев (преп. Макарий, 4, т.1, с.326-327).

Бояться срама при исповеди — тоже от гордости; об¬личив себя пред Богом при свидетеле, получают успокое¬ние и прощение (преп. Макарий, 24, т.4, с.525).

На вопрос твой об исповеди подробно скажу: святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подроб¬но, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя (преп. Макарий, 24, т.6, с.166-167).

...Когда духовный отец, по данной ему от Бога власти, сказал вам: «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», эти слова должно принять так, что языком его произнес оные Сам Иисус Христос, и в ту же самую минуту разре¬шение оное подтверждается на небеси Богом Отцем и Свя¬тым Духом. Видите, сколь милостив Бог к кающимся греш¬никам!.. Сим духовного отца словом разрешаются не одни только устно исповеданные грехи, но и неисповеданные по забвению или по неведению, одни только те грехи духовный отец разрешить не может, которые грешник с намерением утаивает от стыда и страха, каковых грехов и Сам Бог не прощает. Ваши же грехи все прощены и разрешены, и хотя бы в свое время случилась вам и смерть, то с полною верою и надеждою на милосердие Божие о спасении своей души должны мирными в духе своем быть, понеже грехи юности — неведения вашего — не воспомянутся пред Бо¬гом, в чем уверяю вас святым именем Его. Сомнение же ваше о разрешении грехов своих есть действие противного духа, и весьма опасное, коему отнюдь не должно верить. Хотя бы мы с вами грехами своими превзошли от века всех грешников, то и в то время отчаиваться не должно в мило¬сердии Божии, ибо Он того ради и Сына Своего Едино¬родного послал с небес в мир, да спасет грешных: убо и нас с вами, премногогрешных, по велицей милости Своей спасет и наследниками Царствия Своего соделает (преп. Антоний, 22, с.236-237).

...Исповедь — это духовный суд. Исповедник — судья, а исповедающий свои грехи — преступник. И, как каю¬щемуся преступнику, подобает ему иметь не только душевное сокрушение о содеянном зле, но и телесно выражать свою виновность, ибо душа и тело человека неразрывны (преп. Никон, 8, с.300).

Считаю нужным напомнить вам, что я всегда особенное обращал внимание на тщательную исповедь. Есть указание у святых отцов и у епископа Игнатия Брянчанинова, что греховные навыки и страсти не поддаются уврачеванию без исповеди. Всякое врачевание будет неполным и недоста¬точным без исповеди, а при помощи исповеди они удобно искореняются. Поэтому я прошу вас всегда обращать осо¬бенное внимание на исповедь, всегда тщательно готовиться к ней и чистосердечно исповедовать все свои согрешения. И я всегда старался неспешно и тщательно каждого из вас исповедать и подробно спрашивал, чтобы ничего не остава¬лось на совести. А если кто по неразумию не все откровен¬но и чисто исповедал, то пусть исповедует, чтобы совесть была неоскверненною. Духовника бояться нечего, и стыдиться его не должно. Духовник все знает, все грехи знает, так как у него не одна душа, а сотни исповедуются, и его не удивишь никаким грехом, как бы он велик и тяжек ни был. Наоборот, вся¬кий исповеданный какой-либо тяжкий грех возбуждает во мне особенную заботу о душе, и я никогда не изменялся и не могу измениться в своем отношении к душе, какие бы ни были исповеданы ею согрешения, наоборот, я больше о ней болею, беспокоюсь, забочусь о ее уврачевании и спа¬сении. Поэтому старайтесь ничего не скрывать, старайтесь чисто исповедоваться (преп. Никон, 6, с.189).

Необходимость исповеди подробной доказывается не только внутренними переживаниями человека, но и самим чином исповеди, изложенным в Требнике церковном. Сделать такое примечание побудило то, что некоторые, стыдясь духовника, по различным причинам ищут спосо¬ба не сказать на исповеди всего подробно, говоря в общих словах или так, что духовник не может ясно понять, что сделано, или даже совсем утаивая, думая успокоить свою совесть различными рассуждениями с собою в своей душе. Тут враг нашего спасения умеет в извращенном виде напомнить слова святых отцов и даже Святого Писания, чтобы не допустить человека до спасительной и необхо¬димой исповеди грехов перед духовником в том виде, как они были сделаны. Но если совесть у человека не потеря¬на, она не дает ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано все подробно. Не следует лишь говорить подроб¬ности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их. Такую живопись картин греха, не чуждую услаждения воспоминанием греха, особенно в блуд¬ных делах, отцы не советуют дозволять себе, чтобы сердце, еще любящее грех, не умедлило и не усладилось грехом (преп. Никон, 20, с. 17).

Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя таинства. Необходимо лишь, чтобы духов¬ник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веро¬вать и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств (преп. Никон, 20, с.28).

Очень дорого иметь благоговейного духовника, с кото¬рым можно было бы посоветоваться и выяснить те или иные вопросы жизни духовной и просто побеседовать дабы согреть духовною беседою холодное сердце и полу¬чить подкрепление духовное в скорбях, нас окружаю¬щих, — но, если не можем сразу найти такого, весьма неразумно совсем не прибегать к исповеди. Это подобно тому, если кто, не имея хорошего веника для уборки свое¬го дома, совсем не будет вычищать его. Нет хорошего веника, возьми какой есть. Лишь бы было в доме чисто, или, не имея хороших дров, совсем не будет топить дом и будет мерзнуть… (преп. Никон, 20, 28-30).

Кто в простоте сердца скажет свои согрешения с сокрушением и смиренным чувством, с желанием исправиться, тот получит прощение грехов и мир совести своей силою благодати Божией, действующей в таинстве (преп. Никон, 20, с.30).

<Из воспоминаний духовной дочери>: на мое при¬знание — «во всем грешна», <старец> спросил: «А ло¬шадей крала?» Я ответила: «Нет». — «Ну вот, видишь, и не во всем», — сказал старец, улыбнувшись. На мои сло¬ва, что совсем не умею исповедоваться, батюшка заме¬тил: «От исповеди выходишь, как святая» (преп. Амвро¬сий, I, ч.2, с.25).

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и ис¬поведанием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и ду¬ховному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя ук¬лонению и осторожности и охранению себя, чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением ре¬шения своей участи (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.77).

Бодрость духа

Вы жалуетесь, что не спокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятью вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое стра¬хом Твоим смири и помилуй мя! Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сла-дим, не только с невидимыми врагами (преп. Антоний, 22, с.284-285).

Дарования

Пишешь, что сожалеешь о том, что не имеешь слез в очищение своих согрешений, — слезы есть дар Божий, который, как и все дарования духовные, рождается от сми¬рения, но искать прежде времени высоких дарований, не предочистив и не приготовив себя к сему смиренным де¬ланием, исполнением Божественных Христовых заповедей и терпеливым несением скорбей, не только не полезно, но паче и вредно... (преп. Макарий, 24, т.2, с.140).

Еще скажу вам, чтобы вы не искали высоких дарований, восхищений и утешений духовных, оные даруются по мере нашего смирения. Да и можно ли войти в Царский Чертог и наслаждаться вечери Его, бывши в нечистом рубище страстей? Очистим оные покаянием и смирением и предоста¬вим воле Божией, когда Ему угодно будет, вести нас в Чертог Его, а сами будем считать себя недостойными того (преп. Макарий, 24, т.1, с.310).

Хотя вы и ощущаете иногда утешительные чувства и слезы, но на них не должно полагаться и не считать за велико, но паче смиряться, полагая себя недостойным быть таковых дарований. Святые отцы чем выше были жизнью, тем более себя уничижали и смиряли, а смирение еще более привлека¬ло к ним Божию благодать и дарования (преп. Макарий, 24, т.1, с.148-149).

Может быть, вы смущаетесь, не находя в себе высоких чувств любви и умиления при молитве. Сии и подобные чувства суть дарования или награда, даемая от Господа достойным и смиренным. Но мы видим из примеров, что многие, получая дарования и наслаждаясь оными довольно... потом пали чрез возношение или, и того опаснее, обольстясь своим исправлением или святостью, помрачились в уме и пребыли неисцельными в таковой прелести. Возношение же так тонко подкрадывается, что и заметить трудно... другим дать оное <дарование> не вовремя — послужило бы не на пользу, но на погибель (преп. Макарий, 24, т.1, с.19-20).

Молитва

Просите молитв о вас, то молюсь, как и о всех, но сами больше молитесь, не ленитесь, потому что молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает. Не осуждайте никого, всех прощайте. Счи¬тайте себя худшими всех на свете и спасены будете. Как можно больше смалчивайте (преп. Иосиф, 57).

...Молитва, пост и бодрствование над собою, т. е. хра¬нение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих трех дел есть молитва — вечная добродетель, которая вследствие уп¬ражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига. Молитва труд¬на, так как ей противится наш ветхий человек, но она трудна еще и потому, что враг со всею силою восстает на молящегося. Молитва — есть вкушение смерти диаволу. Хотя, конечно, он уже умер духовно, но молитва как бы снова поражает его, а потому он всячески ей противится. Даже святые, уж кажется, должны бы только утешаться молитвой, но по временам она и для них трудна. Правда, молитва несет с собою и высокие утешения, и не только праведнику, но и грешнику (преп. Варсонофий, 3, с. 268).

...Заметьте эту последовательность: начинает хвалить Господа душа, и от этого приходит в веселие и начинает радоваться дух. Это относится ко всякому человеку, когда он начинает молиться или прославляет Бога (преп. Вар¬сонофий, 5, с.112).

Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно об этом мы не знаем. Он Один Судия праведный, а можем ложь признать за истину. Молись и веруй (преп. Анатолий, 7, с.101).

Молись больше! И ходя молись, и лежа молись. А что на тебя смеются, это тебе полезно и спасительно. За все благодари Бога! (преп. Анатолий, 7, с.129).

Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь ска¬зал: «Аще не будете яко дети, не можете внити в Цар¬ствие Божие» (Ср.: Лк. 18, 17) (преп. Анатолий, 7, с.154).

...Тебе хочется, чтоб я исполнял твое желание — писал бы к тебе, а мне желается, чтоб ты не письмами наслаждалась, а молитвою да чтением святых писаний. И в скорбях-то бежала бы скорей ко Господу. «Молитву пролию ко Господу и тому возвещу печали моя». Учись, Т.! Пора браться за разум... (преп. Анатолий, 7, с.277).

«Просите, и дастся вам: толцыте и отверзется» (Мф. 7, 7). Многие из вас, не получая долго просимого, уныва¬ют. Унывать не следует. Вспомните, как Господь поступил с хананеянкой. Как она Его просила исцелить ее дочь! Даже апостолы стали умолять Господа, чтобы Он отпустил ее. А Господь даже с псом сравнил ее... А вы немного помолитесь и, не получая просимого, унываете. Это бывает оттого, что забываем, что между сеятвой и жатвой должно пройти известное время (преп. Никон).

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. Пос¬ле молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное, умиленное настроение души, необходимо мол¬чание. Иногда даже простое, по-видимому, даже незначи¬тельное слово может нарушить и спугнуть, как птичку, из души нашей умиление (преп. Никон, 8, с.332).

Непрестанная молитва — дар Божий (преп. Никон, 8, с.377).

Не забывай молитвы — она жизнь души (преп. Никон, 8, с.374).

...В постигшей вас скорби да утешит вас Господь. Он зрит на сердце и слышит молитву, где бы она ни соверша¬лась... (преп. Никон, 8, с.383).

Молитвою испрашивается помощь Божия, привлека¬ется Божие благословение... Будет человек призывать бла¬гословение, и приидет к нему оно, и наоборот, как ска¬зано: «Не восхоте благословения, и удалится от него» (Пс. 108, 17) (преп. Никон, 6, с.191).

...Мы сами по себе, без божественной помощи, и по¬молиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться (преп. Никон, 6, с.221).

Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому... Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов... (преп. Никон, 6, с.251).

Необходимо хранить плод молитвы. Он погубляется, теряется очень часто от празднословия сразу после молит¬вы и от мечтания, которое есть то же празднословие, но лишь с самим собой. Молчание после молитвы весьма по¬лезно: оно удерживает молитву в уме, сердце и даже на устах вслух себе (преп. Никон, 20, с.22).

Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молить¬ся друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть (преп. Иларион, 10, с.205).

Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи, помилуй!» (преп. Нектарий, 13, с.91).

Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тог¬да преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его (преп. Нектарий, 13, с.93).

Сила молитвы не в многословии, а в искренности мо¬литвенного вздоха (преп. Нектарий, 13, с.98).

Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно по¬молится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцов, или мгновенно Божиим сверлом (преп. Лев, 12, с.185).

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлага¬ли свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи» (преп. Амвросий, 1, ч.1, с. 106-107).

...Так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно, — лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится, и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос Воскресе!» А скворец отвечает: «Вот то-то и беда наша, что воскрес», — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся» (преп. Амвросий, 1, ч.1, с.107).

С покровенной главой <женщине> нужно молиться (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.71).

Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную; как пишет святитель Димитрий Ростовский, для того поми¬луй мя, что час прошел, ближе к смерти стало. Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.71).

Хорошо молиться перед распятием, вспоминая страда¬ния Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения, при этом смиряется дух (преп. Амвросий, 232, ч.2, с.98).

...Пишешь, что ты желаешь молиться и молиться: мо¬лись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.38-39).

Ревнующему о молитве следует всегда помнить слова Самого Господа: «не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие: но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех» (Мф. 7, 21). Воля же Отца Небесного объявлена в Евангельских заповедях, исполнение которых есть единственный незаблудный путь спасения. На сем пути должно иметь три признака: смирение, милость и любовь, которые различаются только одними названиями, свойство же их одинаковое. На сию троицу добродетелей весь полк бесовский ниже противовзирати может (Добротолюбие, ч. 2, Каллиста и Игнатия, гл. 73) (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.43-41).

....Молитва всегда сильнее псаломскими словами, неже¬ли собственными нашими (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.65).

С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы: она приобретается многим временем и трудами, как писание святых отец говорит: «Бог дает молитву моля¬щемуся... » (преп. Иларион, 44).

Молись пока, как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведники спасти, но грешники при¬звать на покаяние, как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающем¬ся. Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени милостью Божиею избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения. Вкратце сказано: «многими скорбями подо¬бает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Помни это и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, прощай разумеющему и не разумеющему, по слову Господню: «оставите, и оставится вам» (Ср.: Мф. 6, 14). Вот что значит умудряться во спасение (преп. Амвросий, 23, ч.1, с.179).

...Принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге (преп. Варсонофий, 5, с.165).

Ты ищешь чистой и горячей молитвы, что достигается многим временем и смирением (преп. Макарий, 24, т.6, с.42).

Пусть никто из вас не говорит: «Теперь поживу как-нибудь, а вот когда будут соответствующие условия, тогда я и буду молиться». Но разве можно быть уверенным, что завтра ты будешь жив? Прочтите в 3-м томе Игнатия Брянчанинова. Надо не забывать о том, что только этот день дан тебе. Нельзя надеяться на завтрашний день. Пом¬ните всегда: «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения!» (2 Кор. 6, 2) (преп. Никон, 8, с.326).

Пишешь, что усердия и теплоты не ощущаешь в молитве. По Божиему смотрению бывает сие, к смирению нашему, иногда же и за осуждение ближних или за превозношение попускается сие. Надо смиряться более, и признавать себя недостойной дарований, и более прилежать молитве. Остав¬лять же молитву никак не должно. За терпение не оставит Господь… (преп. Иосиф, 111).

«Богородицу» читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.69).

...Ты жалуешься на рассеянную свою жизнь и на сухую безотрадную молитву. Ежели мы должны в терпении нашем стяжавать души наша, то и в этом случае надобно предаться терпению. Горячая и утешительная молитва есть дар Божий и награда, но оная не столько даруется нашему деланию, сколько смирению, а когда мы и в делании еще скудны, то больше должны смиряться, а награды не искать. Будем молиться мытаревою молитвою, который не искал отрады, а просил милости грешному. Молитву нашу мы не можем сами ценить, но молиться со смирением, когда и отрады нет, должны смиряться, молитву не оставлять и не искать отрады, получив оную, можем обольститься, а терпевши лишение, получим милость (преп. Макарий, 24, т.5, с.706).

Когда не имеешь время много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь, а Бог примет твое произволение, помни, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше (преп. Макарий, 24, т.1, с.472).

Огорчение твое о том, что не могла горячо, усердно помолиться, неправильно... Смиренный может ли когда по¬думать, что он хорошо молится? Он всегда видит свою худость и не мечтает о высоте молитвы, а вопиет, как мытарь, а Бог приемлет молитвы смиренных и дает им цену, а не сами мы (преп. Макарий, 24, т.1, с.488).

Вы, прибегая к молитве, видите ее нечистою и гово¬рите: какая это молитва? Правда, что худая, однако ж не фарисейская, но, кажется, хотя не совершенно мытарева, но ближе к ней. И не должно ее оставлять, укоряя себя за скверну ее и стараясь воззвать от помыслов. Оставивши ж ее, какую приобретете пользу? Там, по крайней мере, за неисправность ее осуждаем себя, а может быть, когда и одно слово может умилостивить Бога, нам неведущим, а только смиряющим себя. Оставя ж молитву, совершенно охладеем (преп. Макарий, 24, т.1, с.522).

Молитва вещь такая, что, проживши в монастыре не¬сколько лет, не скоро научишься молиться как следует, а теперь пока молись, как умеешь и как можешь, только с мытаревою мыслью (преп. Амвросий, 23. ч.1, с.177).

Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой сте¬пени; Господь давал им по безграничному Своему мило¬сердию, но им самим она не была впрок... (преп. Варсонофий, 5, с.166).

...Пишешь, что молилась псаломскими словами: «искуси мя, Господи, и испытай мя...» (Пс. 25, 2), и после этого ис¬пытана сильное нападение вражие. Вперед так не молись, эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого долж¬на быть сообразна с его мерою, должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала о чем молишься, просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему не годна еще и немощна (преп. Амвросий, 23, ч.3, с. 15).

...Пишешь, что иногда от брани хульных помыслов не можешь взглянуть на икону. Чтобы помыслы меньше стужали тебе, можешь изредка только взглядывать на иконы, но должна знать, что иконы только для глаз внешних, и потому, стоя на молитве, мы должны помнить, что предсто¬им пред Богом. Икону же воображать во уме ни в каком случае не следует (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.96).

Нерадение

Ежели дух благочестия в вас становится слабее, сие не¬удивительно, потому что вы в таком находитесь кругу, где все противное оному духу и видите, и слышите, и во всем уча¬ствуете сердцем и волею, и неволею, о чем и не без сожале¬ния бываю по вас. Однако не надобно, братец, вовсе не радеть о душе, но все-таки дух оный разогревать то чтением духовным, то молитвою хотя краткою, то памятью вечности и прочим деланием заповедей Христовых питать и возращать себя в мужа совершенна, в меру возраста испол¬нения Христова. Вспомните оного, постыдную и зловредную должность исправлявшего, мытаря евангельского, который, хотя совсем в противном богоугождению образе жизни был, однако не оставлял ходить в церковь. И в одно время слу¬чилось так, что он много Богу угодил немногими только словами покаяния, и вышел из оной оправдан паче фарисея, ревностного наблюдателя всего закона. Любезный! не уга¬шай вовсе духа и не ослабляй себя нерадением, и излишнею дебелостью тела, и рассеянием ума в пристрастные вооб¬ражения, да не постраждеши последи жребия евангельско¬го ленивого раба, скрывшего талант благодати, приятой в крещении, которая отнюдь не должна быть тоща и бесплодна в каждого христианина душе (преп. Моисей, 326).

Я сердечно пожалел о твоем нерадении, что ты оставила ходить в церковь к службе Божией, да и в своей келье правила своего не исполняешь. Это все равно: если двери кельи своей растворить настежь и выставить в окошках рамы, то комната или келья вся выстынет, и человек будет чувствовать лихорадочный озноб. Подобным образом, если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и наполняется вся¬ких нечистых мыслей, об которых и пересказать бывает стыдно. А посему да помилует тебя Господь от такого плачевного состояния (преп. Антоний, 22, с.283-284).

Искушения

При начале призвания к жизни духовной Господь посе¬щает благодатью Своею и различными утешениями, но по¬сле отнимает оные и ввергает в огнь многообразных ис¬кушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо, (преп. Макарий, 24, т.1, с.486).

Всякому нужен огнь искушений к испытанию и науче¬нию в терпении. Ты смотри на вещи с точки той, как Промысл Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обуче¬нию, а другому еще не пришло время (преп. Макарий, 24, т.2, с.307).

...Считаю за нужное напомнить вам, чтоб вы не стра¬шились искушений, какие будет угодно Богу послать вам к познанию и уведению своей немощи и к смирению. Я по¬мню, как вы говорили, что боитесь искушений, а без иску¬шения и спасение не совершается: «муж не искушен — не искусен», и «всякому делу благому или предыдет, или после¬дует искушение», а без того и дело твердо быть не может. Я вам давал читать малую книжицу к новопоступившему монаху; вы там видели, что нужны искушения, и когда оные обыдут вас, то не смущайтесь, аще и тысячу язв на день приймете; кто не имеет искушений, тот лишается и даро¬ваний духовных (преп. Макарий, 24, т.5, с.503).

...Дарования без искушений весьма опасны; враг может обольстить святынею, а искушения смирят. Буди же воля Господня. Искушений устрашаться не должно, и не наскаки¬вать на них, а какие пошлет Бог, принимать с благодарени¬ем; в кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения (прей. Макарий, 24, т.6, с.75).

...Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, — слава Богу! но после встрети¬лись болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющим нам смирение (преп. Макарий, 24, т.4, с.422).

Юная подвижница! Не унывай, когда бывают тебе ка¬кие потрясения: это необходимо в обучении духовной жиз¬ни; старайся находить в себе вину и не обвиняй никого из ближних твоих (преп. Макарий, 24, т.4, с.525).

Вы пишете о приходящем вам рассуждении, что люди чрез несчастия делаются мудрыми, истинно так, искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны, из оных мы познаем свою немощь, можем судить здраво о ближних и видим, сколь наша вера есть мала, когда тогда только благо-душествуем, когда получаем благое, а когда оное отъемлется, упадаем духом. Но да поможет вам Господь смирен¬ным духом и благодарным сердцем принимать от Господа <все> посещения, а Он силен и паки восставить ваше по¬ложение и привести в порядок торговые ваши дела (преп. Лев, 211).

Когда вы находитесь в хорошем, благодушном настроении - ждите бури... Так почти всегда бывает... Действительно, всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение... (преп. Варсонофий, 5, с.87).

Когда усердно молишься, то так и смотри, что иску¬шение будет. Это и со всеми случается (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.70).

...Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (Ин. 15, 20). Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20).

Относиться же к этим искушениям нужно различно с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помо¬щью благодати Божией, внешним же врагам — прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравне¬нию с одной минутой их все земные радости — ничто (преп. Варсонофий, 3, с.84).

Тяжесть какую чувствуешь в церкви, иногда попускается и святым. А мы с тобою пока еще не святы. Потерпи. Укори себя — и будет с тебя (преп. Анатолий, 7, с.83).

Падения

...Враг... ничего бы не мог успеть, когда бы не пред¬варила твоих падений гордость... После падений одно средство — смирение, сознание своей немощи и испрошение прощения с обвинением себя (преп. Макарий, 24, т.3, с.246).

...<О> твоих неисправлениях приноси всегдашнее по¬каяние и проси Бога подать тебе помощь; оттого мы и падаем, что не имеем смирения, ибо, по слову святого Иоанна Лествичника, где совершилось падение, там пред¬варила гордость. О падении надобно разуметь всякого рода: в помыслах, словах, нерадении и лености (преп. Макарий, 24, т.6, с.164).

...Враги наши бодры, бессонны, бесплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надобно от нападения их за¬ключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и сми¬рения, то нужен и страх Божий, ибо «Страхом Господним уклоняется всяк от зла» (Притч. 15, 27), нужны иногда и поползновения, к познанию своей немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами не¬уловимое, а чрез падения и познаем, что оные предварила гордость... (преп. Макарий, 24, т.1, с.206-207).

...Скажу тебе, что и ныне есть змий, Ева и Адам, и древо, и всегда подлежим искушению и обольщению; чув¬ственность — змий обольщающий, Ева — воля наша, ра¬зум — Адам; чувственность обольщает, воля соглашается, и разум, послушав воли, падает. Так-то и мы вкушаем ежед¬невно от запрещенного плода, различными страстями побеждаясь. Так будем же стоять на страже, делая и храня, замечая свои страсти, противоборствуя им, а в немощи сми¬ряясь, да оттого-то они и одолевают нас, что вместо сми¬рения имеем возношение (преп. Макарий, 24, т.3, с.247).

...Падаяй и востаяй, каяся и смиряяйся лучше непа¬дающего и некающегося, и несмиряющегося; от браней научаемся искусству (преп. Макарий, 24, т.3, с.232).

Исправление

Пишете, что еще собою недовольны: ничего не исправ¬ляетесь, бывают вспышки; мы не можем исправиться, когда хотим видеть, что мы исправились; это льстит нашему самолюбию и приводит в гордость, а от оной и падения бывают. Нам надобно видеть свои согрешения, т. е. по¬мнить, ежели какие были прежде, и настоящие, хотя и малые. Святой Пророк в молитве своей к Богу вопиял: «беззакония мои аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс. 50, 5)... (преп. Макарий, 24, т.1, с.690).

Но только помни, не забывай, что теперь ты едва-едва вырвалась от бесовских рук, а то и не вырвешься. Внимай себе. Время заняться собой, обуздывать свой язык и ха¬рактер (преп. Анатолий, 7, с.128).

Смиримся! Вот и спасемся!.. Погибнуть же ты не по¬гибнешь. А только здесь пострадаешь за упрямство и само¬любие. Но все, Бог поможет, обделается. Мы ведь пришли учиться духовной жизни: что ж удивительного, если по¬грешаем? Будем исправляться! А исправит нас Сам Бог! (преп. Анатолий, 7, с.121).

Вижу твое сожаление о своих душевных немощах и недостатках и остаюсь в благонадежии. Потому что, кто внимает себе, и жалеет о слабой жизни, и ищет помощи от Бога, тот поневоле пойдет путем мытаря, похваленного в Евангелии (преп. Анатолий, 7, с.236).

...Прими к сердцу искренний мой совет: зазри себя и постарайся исправлять себя. А исправлять мы себя не мо¬жем, если не начнем с самоукорения (а не с укорения других) и с посильного послушания старшим (преп. Анато¬лий, 7, с.249).

Однако ты, видно, не знаешь, что говорит святой Зла¬тоуст, что здешнее земное, тяжкое самое и нестерпимое, не может даже и сравниться с тамошним самым легким. Спа¬сайся! Мир тебе! А во всех исповеданных тобою грехах и немощах да простит тебя Господь. И да поможет Он, Всемилостивый Спас наш, и Его Пречистая Матерь тебе положить исправление. А исправление наше есть смире¬ние, т. е. сознание своих немощей. И помни слово, что Богу любезнее грешник, кающийся и смиряющийся, чем пра¬ведник, сознающий свою правду. А ты вот мне и Богу каешься, и уничижаешь себя, и стыдишься за свои немощи: то Господь и помилует тя, и спасет тя. И узриши благая Иерусалима! (преп. Анатолий, 7, с.252).

Если и духовную жизнь оставила — и этим страшить себя не следует, а постараемся исправиться, а не сможем, постараемся укорить себя и смириться. Я сам живу неис¬правно, ну что ж, и ахать? Никогда! До последнего вздоха не теряй надежды на исправление и на спасение! Раз¬бойник в этом нам грешным порукою и ободрением. Пред¬ставь: такие великие Божии угодники — Ной, Авраам, Да-ниил, Моисей, Давид-царь и великое множество других великих — были еще в аду, а разбойник был уже в раю! (преп. Анатолий, 7, с.317).

Бог да простит тя во всем содеянном. Но простит в надежде исправления; твердил тебе и повторяю: не будь лжива и лукава. Раскаешься, да поздно. «Лукавнующие потребятся» (Пс, 36, 9), пишет слово Божие (преп. Анатолий, 7, с.324-325).

Вышел как-то старец в хибарку, чтобы преподать бла¬гословение, и говорит: «У хозяина были гуси, — он и лас¬кает их: те-жа, те-жа, а они все те же» (преп. Амвросий, 1, ч.1, с.108).

Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг нале¬гать, а как тянуть барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! — Не все вдруг, а понемногу. — Знаешь рожон на корабле. Это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, и если тянут за него, то потихоньку и все тянется, а если взять сразу, то все испортишь от потрясения (преп. Амв¬росий, 1, ч.1, с.101).

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит (преп. Амвросий, 1, ч.1, с.101).

Что упала чересчур низко - не унывай. Все же не ниже Ионы-пророка. И ты, если подобно ему, воззовешь ко Господу, и услышит тя. И изблюет тя кит уныния на твердый камень упования, и будешь, аки новый Петр, познавая свою немощь и снисходя чужим немощам. Будь же мирна! Восстани, берись за свое дело, посильно тяни лямку и неспешно, но смиренно шествуя, обрящешься с первыми (преп. Анатолий, 7, с.289).

_________________
Изображение


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 18 окт 2010, 16:58 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 11 окт 2010, 21:45
Сообщения: 5

Возраст: 29
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
О, это более чем обстоятельный ответ.
Спаси Вас Господи.
Прежде чем обозначить новые вопросы - досконально изучу то что уже есть :)
Благодарю еще раз


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 18 окт 2010, 20:24 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 16:11
Сообщения: 2190

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
… Хотел, Екатерина, извиниться за свою оплошность при создании предыдущего сообщения.

Не проверил текст цитат при вставке в сообщение из Word (в котором предварительно подготовил цитаты), в результате не усмотрел появившиеся разрывы в некоторых словах. Не знаю: почему они появились, в Word их не было.

Простите за досадный недогляд.

_________________
Изображение


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 20 ноя 2010, 07:59 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 авг 2010, 11:38
Сообщения: 12425

Возраст: 74
Откуда: РФ
Вероисповедание: Православный, МП
Нельзя,ненужно и неправильно на молитве что-то чуствовать-читай со вниманием-для мирян этого довольно/свт.Игнатий Брянчанинов/Чуства наши плотские, святые молитву ,,с чуством,,называют духовным блудом.Не надо путать духовное и душевное-почти всегда явления противоподложные.Так что Ваше состояние-это скорее духовный рост-шаг вперед от молитвы чуственной ко внимательной.Желание чуственности в делах святости называется прелестью духовной-неисцельной болезнью результат которой погибель.Есть книга по трудам свт.Игнатия,,О Прелести,,-постарайтесь прочесть.

_________________
"Блюдите, яко опасно ходите"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 21 ноя 2010, 20:46 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 янв 2009, 22:47
Сообщения: 1422

Возраст: 33
Вероисповедание: Православный, МП
Трудная Катенька писал(а):
Спасибо вам!
Переборов себя, встала на утреннее правило.
Готовлюсь к исповеди... Страшно конечно, но опять откладывать не хочу.

Ой, милая Катенька, а ведь как я себя иной раз заставляю на правило вставать! Словами передать не могу. А сколько отлынивал, а сколько пропускал. Потом стыдно, а на следующий день снова мысли "Вот встал рано, день тяжёлый, до этого несколько дней не высыпался. Зато завтра - выходной! Вот и помолишься как следует, а сегодня поспи ещё полчасика лишних..." Не Вы одни с такими проблемами - они почти у каждого. А уж про храм и вовсе молчу. Когда начинал воцерковляться, с вечера думаю "Завтра в храм на утреннюю, обязательно в храм". И будильник заведу, и приготовлюсь. А с утра думаю "Один выходной на неделе, Господь простит, если отдохну, неохота идти". И пропускаю.
Так что не думайте, что Господь наказывает, это наши страсти в нас борются. Господь Вам в помощь! :au:

_________________
Меня зовут Сергей.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 21 ноя 2010, 22:00 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 20 окт 2006, 18:50
Сообщения: 15363

Возраст: 46
Вероисповедание: Православный, МП
- Очень старалась, тщательно готовилась, но после исповеди не почувствовала никакого облегчения.
Это и не нужно - ждать от таинств легкости или какого-то возвышенного состояния, эти чувства обманчивы, они скорее от лукавого особенно если им уделяешь внимание. После исповеди не надо расслабления, надо наоборот готовится - обычно через некоторое время начинается атака - сатана хочет вернуть потерянное.

-Как будто и не ходила вовсе. Потом поняла, что не могу молиться. Просто не чувствую общения с Богом. Как будто стихи читаю. Молиться перестала.Почитай "Скучание о Боге"Силуана Афонского - он очень сильно переживал подобное состояние. Но он наоборот усиливал молитву- Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.
Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы... Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе.
* * *
Скучает душа моя о Боге и слезно ищет Его.
Милостивый Господи, Ты видишь падение мое и скорбь мою, но смиренно прошу Твою милость: излей на меня грешного благодать Твоего Святого Духа. Память о ней влечет ум мой снова найти Твое милосердие.
Господи, дай мне смиренного Духа Твоего, дабы снова не потерял я Твою благодать, и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге.


А без духовной поддержки и душевное состояние идет на спад. Не хочу рассказывать, во что я превратилась сейчас. Ты когда тяжело, молись хоть понемногу, кратко, главное совсем не прекращай. Мы ведь в этом мире как водолазы-переставая молится словно подачу воздуха сами себе перекрываем-мой батюшка так говорит.

Сейчас хочу все изменить, но не знаю, как подготовиться к исповеди. Очень боюсь, что Бог не простит меня и не примет. Что я так и не начну Его снова слышать. Ведь я очень опустилась за это время, и уже не уверена, что покаяние что-то изменит.
Ага, Господь "не примет", как чиновник из министерства скажет - "отказать" и разрешение на прощение грехов не подпишет :D а духовник во время исповеди схватит подсвечник и размахивая им погонит тебя из церкви с криком "анафема тебе, старая грешница!" :D Да еще побьет :D


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Посоветуйте нерадивой христианке...
 Сообщение Добавлено: 23 ноя 2010, 11:40 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 окт 2009, 11:12
Сообщения: 23403

Откуда: с того берега моря
Вероисповедание: Православный, МП
Трудная КАТЕНЬКА!
Помоги вам ГОСПОДЬ!
После Александра и Василя писать нечего,только БОГА о вас попросить...
Бывает,всех заносит...
Тут главное-просто идти,хоть и упала.И стараться не думать какая вы сейчас,духовная или нет.Встать и идти.

_________________
Κύριε ἐλέησον


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: