Древние отцы, когда творили канон, говорили полную, совершенную молитву, то есть:
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ, БОГОРОДИЦЫ РАДИ, ПОМИЛУЙ МЯ!
Последующие, оставив слова "Богородицы ради", начали употреблять такую молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя". Дальнейшие выбросили "Слове Божий", - стали говорить: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Следующие за ними покинули "Сыне Божий", и стали говорить: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Теперешние, современные отцы оставили Христа, ухватившись за "хриса" (т.е. золото по-гречески) и говорят: "Господи Иисусе, помилуй мя". Будущие оставят слово "Господи", станут говорить: "Иисусе, помилуй мя". Потом оставят слово "Иисусе" - станут говорить лишь: "Помилуй мя", и не будут сознавать, что именно хотят они этим получить, и не будут сознавать того, Кто имеет их помиловать...
Ничего себе! Вспомнилось, что на Рождественских открытках сейчас повсюду пишут просто "С Рождеством" - кому Рождество непонятно, не указывается. Я нашла только пару открыток с "Рождеством Христовым"..
Косатик
Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
Добавлено: 28 мар 2010, 22:28
мне тут понравилось
Зарегистрирован: 09 мар 2006, 15:23 Сообщения: 370
насколько я знаю, до сих пор в основном используется форма "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И употребляется наравне с кратким вариантом "Господи, помилуй" - это не менее древняя форма, сохранившаяся в богослужении. "Полный" вариант молитвы я, честно говоря, вижу впервые в Вашем сообщении Возможно, это какая-то специфически афонская молитва (Афон - земля Богородицы, отсюда "Богородицы ради"). Древнее христианское исповедание (записанное в Посланиях ап. Павла) звучало "Господь Иисус Христос". Всё остальное - плод развившейся богословской мысли, как, кстати, и сама молитва Иисусова - плод развившейся аскетической практики
_________________ Дорогой читатель, будь осторожен с мюмлами, их интересуют все, а сами они никак не могут понять, что они интересуют далего не всех (Туве Янсон) Omnia mea mecum porto Наталья.
Я собственно потому и написал этот пост что тоже увидел впервые этот вариант. И ещё меня удивило то, что об этом никто ни где не пишет и в той же википедии ни слова. Что касается развития богословской мысли, то думаю более душеполезно следовать за развитием, чем скатываться к начальным или совсем урезанным формам молитвы.
_________________ Понимай сердцем
Косатик
Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
Добавлено: 29 мар 2010, 09:39
мне тут понравилось
Зарегистрирован: 09 мар 2006, 15:23 Сообщения: 370
я не думаю, что энциклопедия должна цитировать всё, что кто-либо из отцов сказал о Иисусовой молитве. Тем более это настолько редкое мнение, тем более, простите конечно, богословие тут престранное. Я бы не стала популяризовывать подобные мысли.
ВИТ писал(а):
Что касается развития богословской мысли, то думаю более душеполезно следовать за развитием, чем скатываться к начальным или совсем урезанным формам молитвы.
это, интересно, почему? и что Вы имеете в виду под "следовать за развитием богословской мысли"? и почему Вы считаете, что человек, употребляя первоначальную форму молитвы, куда-то "скатывается"? И ( в данном случае) чем Вас не устраивает "совсем урезанный" вариант Иисусовой молитвы (на самом деле я сомневаюсь, что кто-то молитву специально резал), встречающийся в аскетической практике и употребляемый в богослужении?
_________________ Дорогой читатель, будь осторожен с мюмлами, их интересуют все, а сами они никак не могут понять, что они интересуют далего не всех (Туве Янсон) Omnia mea mecum porto Наталья.
Возраст: 42 Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
Иисусова молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" по сути своей очень близка к молитве мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18:13). Мы обращаемся к Самому Иисусу Христу, называя Его по Имени и исповедуя Сыном Божиим. Самая краткая форма молитвы Иисусовой, при которой не теряется суть, такова: "Господи, помилуй!" (что мы и слышим много раз на каждом Богослужении).
_________________ Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).
Ваше мнение о том, что приведенный мною вариант молитвы является специфическим и нигде кроме Афона не использовался, по сути только Ваша теория и не более того. Мы точно не знаем насколько была распространена эта практика. Очень может быть что она была повсеместной и была утеряна со временем.
Косатик писал(а):
это, интересно, почему?
Этим вопросом Вы меня шокировали. Вы как бы и не меня сейчас спрашиваете, а тех святых что кропотливым духовным трудом создавали душеспасительные молитвенные формулы и духовные практики. Как бы говорите этим святым, зачем мол Вы так старались, нам мол этого не надо. Нам бы чего попроще и покороче, то что проканает. (выражение "проканает" является слэнговым и обозначает то что не соответствует смыслу канонов но соответствует их букве) Я конечно утрирую, но вопрос по моему странный.
Косатик писал(а):
и что Вы имеете в виду под "следовать за развитием богословской мысли"?
Есть духовный опыт, который был получен долгой практикой. И плоды этого опыта более совершенны (душеспасительны) чем первоначальные духовные практики. Вы же солите еду, пресную ведь не едите. А почему же тогда духовную пищу предпочитаете в пресном виде? Про испорченную пищу я вообще не говорю.
Косатик писал(а):
и почему Вы считаете, что человек, употребляя первоначальную форму молитвы, куда-то "скатывается"?
Потому что происходит деградация из поколения в поколение. Яркий пример того постоянное сокращение церковной службы. Об этой проблеме уже по моему не говорил только ленивый. И из столетия в столетие всё только хуже и хуже, это настоящая беда.
Косатик писал(а):
И ( в данном случае) чем Вас не устраивает "совсем урезанный" вариант Иисусовой молитвы (на самом деле я сомневаюсь, что кто-то молитву специально резал), встречающийся в аскетической практике и употребляемый в богослужении?
О том что молитва "Господи помилуй" является урезанным вариантом Иисусовой молитвы, я впервые узнал будучи в армии из жития святого, имя которого уже не помню. Там говорилось что правильно надо молиться "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного" (написано было ес-но по церковнославянски). И этот святой точно также сетовал на то что верующие теряют столь драгоценный дар как правильная Иисусова молитва. Когда я это всё читал, то рядом со мной сидел мой друг и сослуживетц Владимир Шевко и он точно так же как и Вы сейчас, стал смеяться над всем этим. Но через мгновение его глаза стали серьёзными, и я бы сказал что он на мгновение побледнел. Володя вдруг стал извиняться за свои насмешки, стал объяснять что полностью разделяет всё то что там написано об Иисусовой молитве.
_________________ Понимай сердцем
Косатик
Заголовок сообщения: Re: Иисусова молитва
Добавлено: 29 мар 2010, 17:31
мне тут понравилось
Зарегистрирован: 09 мар 2006, 15:23 Сообщения: 370
Что Вы вообще пытаетесь доказать? Что практика сокращения Студийского устава - признак деградации Церкви? А почему нельзя служить по Иерусалимскому уставу, или по уставу Великой Церкви? Или Вы считаете, что чем больше, чем длиннее молитва, тем она благочестивее? Почему короткая молитва - признак деградации? Многообразие творений святых Отцов столь велико, что каждый может выбрать то, что ему ближе и понятнее. Кому-то будет ближе "расширенный" вариант, а кому-то достаточно простого "Господи, помилуй". Один - "бездуховнее" другого? Откуда такой ригоризм? Молитву "Господи, помилуй", как и "Слава в вышних Богу" Церковь употребляет с первых веков существования, это пресная пища, по-Вашему?
Проясню свою позицию: ни одна молитва не может быть хуже или лучше другой. Короткая молитва не может быть хуже длинной молитвы. Молитва ценна не словами и не их количеством, а Тем, к Кому мы с этими словами обращаемся.
_________________ Дорогой читатель, будь осторожен с мюмлами, их интересуют все, а сами они никак не могут понять, что они интересуют далего не всех (Туве Янсон) Omnia mea mecum porto Наталья.
Митрополит Антоний Сурожский очень хорошо написал об Иисусовой молитве. Мне трудно себе представить что бы он смог написать что то подобное про сокращённый вариант этой молитвы: "Господи помилуй".
митрополит Антоний Сурожский писал(а):
Эта молитва глубоко коренится в духе Евангелия, и не напрасно великие учители Православия всегда подчеркивали, что молитва Иисусова заключает в себе всю суть Евангелия. Вот почему молитвой Иисусовой во всей ее полноте может молиться только тот, кто принадлежит Евангелию, кто действительно член Церкви Христовой.
Все Евангельское благовестие, и более того – вся реальность Евангелия заключается в имени, в личности Иисуса. Если вы возьмете первую часть молитвы, вы увидите, как она выражает нашу веру в Господа: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий. В самом сердце молитвы мы находим имя Иисусово; это имя, перед Которым преклонится всякое колено (Ис. 45: 23), и когда мы произносим его, мы утверждаем историческое событие Воплощения. Мы утверждаем, что Бог, Слово Божие, собезначальное Отцу, стало человеком и что в Его личности полнота Божества обитала среди нас телесно (Кол. 2: 9).
Для того, чтобы в галилеянине, в пророке израильском увидеть воплотившееся Слово Божие, Бога, ставшего человеком, мы должны быть водимы Духом, ибо и Воплощение Христа и то, что Он есть Господь, открывается нам только Духом Божиим. Мы называем Его Христом и тем самым утверждаем, что в Нем исполнились ветхозаветные пророчества. Говоря, что Иисус есть Христос, мы признаем, что вся история Ветхого Завета – наша, что мы принимаем ее как истину Божию. Мы называем Его Сыном Божиим, ибо знаем, что Мессия, Которого ждали иудеи, человек, которого Вартимей называл Сыном Давидовым, есть воплотившийся Сын Божий. В этих словах заключено вкратце все, что мы знаем, все, во что мы верим об Иисусе Христе на основании Ветхого и Нового Завета и многовекового опыта Церкви. В этих нескольких словах мы произносим полное и совершенное исповедание нашей веры.
Но недостаточно исповедовать так свою веру, недостаточно верить. Бесы также веруют и трепещут (Иак. 2: 19). Веры недостаточно, чтобы осуществилось спасение, она должна привести к правильному отношению с Богом; итак, исповедав во всей полноте, точно и ясно, нашу веру во Христа как Господа и как личность, веру в Его историчность и Божественность, мы ставим себя перед Ним лицом к лицу в правильном сознании: Помилуй меня, грешного!
Это слово – помилуй – употребляется во всех христианских Церквах, а в Православии это ответ народа на прошения, произносимые священником. Греческое слово, которое мы находим в Евангелии и ранних литургиях – elehson, “элеисон”, neiai oiai ?a ei?iy, ?oi elaion, “элеон”, обозначающее оливково дерево и его масло. Если мы просмотрим весь Ветхий и Новый Завет, отыскивая все места, связанные с этим основным понятием, мы встретим его в целом ряде разнообразных притчей и событий, позволяющих полностью понять значение слова. Образ оливкового дерева мы находим в книге Бытия. После потопа Ной посылал птиц, чтобы выяснить, есть ли суша, и одна из их, голубь – и не случайно именно голубь – вернулась с маленькой оливковой веточкой. Эта веточка была для Ноя и всех находившихся с ним в ковчеге вестью, что гнев Божий престал и что Бог дает человеку возможность начать все заново. Все, кто находится в ковчеге, могут снова поселиться на твердой земле, попытаться жить по-новому и никогда больше, если только сумеют, не подвергаться гневу Божию.
В новозаветной причте о милосердном самарянине оливковое масло возливается для того, чтобы облегчить боль и исцелить раны. В помазании царей и священников в Ветхом Завете опять же на голову их возливается масло в знак благодати Божией, которая нисходит и изливается на них (Пс. 132: 2), давая им новую силу совершать то, что вне человеческих способностей. Царь должен стоять на пороге между волей людей и волей Божией, он призван вести свой народ к исполнению Божией воли; священник также стоит на этом пороге, чтобы провозглашать волю Божию и даже больше: чтобы действовать за Бога, возвещать повеления Божии и осуществлять Божии решения.
Масло говорит прежде всего о прекращении гнева Божия, о мире, который Бог предлагает людям, согрешившим против Него; оно говорит, далее, об исцелении нас Богом для того, ?тобы мы могли жить и стать тем, чем призваны быть; и так как Он знает, что мы не способны своей собственной силой исполнить ни Его волю, ни законы нашей тварной природы, Он обильно изливает на нас Свою благодать (Рим. 5: 20). Он дает нам силу на то, чего иначе мы не могли бы делать.
Слова “милость” и “помилуй” по-славянски – того же корня, что и слова, выражающие нежность, умиление; и когда мы произносим эти слова – elehson, have mercy on us, помилуй, мы просим Бога не только избавить нас от Его гнева, – мы просим о любви.
Если мы вернемся к словам Иисусовой молитвы – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного, то увидим, что первые слова точно и полно выражают евангельскую веру во Христа, историческое воплощение Слова Божия; а конец молитвы выражает все многогранное богатство взаимоотношений любви, существующих между Богом и Его тварью.
Также дело обстоит и с церковной службой которая по своей сути тоже является библейским повествованием. И её сокращение также нежелательно.
Буду писать вам теперь о способах, как возжечь постоянный огонек или теплоту в сердце. Припомните, как возбуждается теплота в физическом мире: трут дерево об дерево, и получают теплоту и даже огонь; держат вещь на солнце, и она согревается, а если сосредоточить побольше лучей, то и загорается. Способ к зарождению духовной теплоты похож на это. Трение - труды подвижничества; держание на солнце - умная молитва к Богу. Трудами подвижничества может загораться огнь и в сердце, но не скоро, если они оставляются одни: путь этот многопрепятствен. Потому-то изстари ревнители спасения, опытные в духовной жизни, не отступая от этих трудов, по Божию внушению, открыли и предали к употреблению всех другой способ для согретия сердца, и притом простейший и легчайший на вид, но не менее трудный к исполнению, только скорее приводящий к цели: это целесообразное совершение умной молитвы к Господу Спасителю. Оно состоит в следующем: стань умом и вниманием в сердце, и возставив убеждение, что Господь близ и внимает, взывай к Нему умиленно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную»
...Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела - установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной... ...В тяжкой борьбе с невидимыми врагами спасения нашего превосходнейшим оружием служит молитва Иисусова... ...Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа... ...Эта молитва есть духовный меч, дарованный от Бога, на заклание врага наших душ...
_________________ Простите меня, люди добрые Дай Вам Бог здоровья
Страница 1 из 1
[ Сообщений: 10 ]
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 30
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения