священник Валентин Свенцицкий, Война и Церковь писал(а):
Нельзя отмахиваться от вопроса и говорить:
- Я знаю одно: не убий! Это заповедь Божия. Пусть убивает злодей - я заповеди не нарушу.
Нет, нарушишь! Потому что сколько бы ты ни оправдывался <формальной отпиской>, что ты не взводил курка винтовки, значит, не убивал - для совести, <по существу>, останется непреложным, что всякий, имевший возможность защитить от убийцы и не сделавший этого - сам участник убийства.
Вспомнилась такая история... Дело было в средние века, но рассказываю современным языком, ибо не помню действующих лиц той истории дословно.
Цитата:
Идет монах с послушником по дороге через мост. Двое полицейских собираются скинуть с моста некого человека. Монах спрашивает:
-- За что вы его хотите его казнить?
-- Он обвиняется в убийстве и разбойных нападениях.
-- Отдайте его ко мне в монастырь, на перевоспитание.
-- На, забирай.
Забрали они того человека, он в монастыре перевоспитался, покаялся, стал монахом.
Спустя время идет тот же монах с послушником по той же дороге через мост. И опять двое полицейских собираются казнить человека. Монах с послушником прошли мимо, и полицейские казнили его, скинув с моста вниз. В монастыре послушник спрашивает монаха:
-- Почему ты не взял человека на перевоспитание, как в тот раз?
-- Видишь ли, тот был преступник, а этот ни в чем не виновен.
-- Как? Спас преступника, и позволил казнить невинного!?
-- Именно. Тот преступник был осужден справедливо, и была опасность для него умереть без покаяния, вот я его и взял. А этот человек, будучи казнен невинно, теперь спасется.
Поэтому, защитить кого-то от убийцы - это по-человечески правильно, но и допустить убийство - не всегда ошибка. И не надо того, кто не убил убийцу, обвинять в убийстве, как это делает священник Валентин Свенцицкий. Да, его время было тяжелым, становление советской власти, большевики, которых он, очевидно, терпеть не мог, и, наверное, справедливо. И разумно он, вроде бы, аргументирует свою позицию. А у нас сейчас тоже ситуация не из лучших. И священник Андрей Лоргус по своему прав, говоря о том, что война - занятие, скажем так, не совсем благопристойное.
Я вот что скажу: если рассуждать аналогично тому, как рассуждает Валентин Свенцицкий, то можно задать вопрос: почему Господь не убивает убийц, демонов, которые позволяют себе уничтожать Его друзей - людей, ради спасения которых Он приходил сюда, умер и воскрес? Тех, чью природу Он принял, и теперь она присуща Ему неразрывно? Задаст священник Ему такой вопрос? Что-то об этом Валентин Свенцицкий не написал. А написал зачем-то о гражданской войне, которая куда менее опасна. А вот я этот вопрос задаю и себе, и Господу, и не нахожу пока ответа.
Если ангелы - служебные духи, а демоны - вышедшие из строя ангелы, которые перестали правильно функционировать, почему не отключить, не деактивировать их и не выбросить на свалку, подобно тому как человек выбрасывает сломанную технику, или останавливает технические процессы, вышедшие из-под контроля?
А то священник Валентин Свенцицкий говорит: давайте убьем убийц, раз уж они нападают и готовятся убить! Ну, давайте... Но нужно иметь в виду, что когда мы убиваем убийц-людей, если принять за правду то, что человек переходит в тот мир таким, каким уходит из этого ("в чем застану, в том и сужу"), то получается, что это опасно в смысле перспектив вечной жизни этих убийц. В этом смысле уничтожение убийц-демонов более оправдано, ибо это не люди, а всего лишь служебные духи, да к тому же еще и глючные.