|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Коржик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 16 мар 2009, 20:33 |
|
вы меня уже узнаете? |
|
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 11:34 Сообщения: 47
Откуда: Москва
|
Кстати,а где же обещанный рассказ про Сергия Сребрянского?
|
|
|
|
|
Артем
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 16 мар 2009, 22:38 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 10 янв 2005, 01:14 Сообщения: 570
Откуда: Северо-Запад
|
дауж Тверь изменилась , а я там учился, правда давным давно.
_________________ Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием.
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 17 мар 2009, 20:00 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Артем писал(а): :) дауж Тверь изменилась , а я там учился, правда давным давно.
Изменилась!
По крайней мере в плане действующих церквей это точно! В 80-х годах у нас был всего один действующий храм в городе - Белая Троица. Теперь же почти все имеющиеся храмы переданы Церкви и построено несколько новых. Слава Богу!
Артем, а где учились-то?
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 17 мар 2009, 21:01 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Коржик писал(а): Кстати,а где же обещанный рассказ про Сергия Сребрянского?
а вот и он:
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
Преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 г. в селе Трехсвятском Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей священников, Митрофан Васильевич закончил духовную семинарию, однако не стал сразу священником.
Под влиянием народнических идей Митрофан Васильевич поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он стал усердно посещать православный храм. В Варшаве он познакомился со своей будущей женой, Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской епархии; она окончила курс Тверской гимназии, собиралась работать учительницей и приезжала в Варшаву навестить родственников. 29 января 1893 г. они обвенчались.
В Варшаве Митрофан Васильевич вновь стал размышлять о правильности выбора своего пути. В душе было пламенное желание служить людям и он решил вступить на поприще служения священнического. 2 марта 1893 г. епископ Воронежский Анастасий рукоположил Митрофана Васильевича в сан диакона, а 20 марта 1894 г. епископ Острогожский Владимир рукоположил его в сан священника.
Прослужив в двух храмах три года, 1 сентября 1897 г. отец Митрофан был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Федоровна. С этого времени начался относительно продолжительный период жизни отца Митрофана в Орле.
Летом 1903 г. в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах был отец Митрофан. Здесь он был представлен Великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.
В 1904 г. началась Русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и отец Митрофан. За семь лет служения полковым священником в Орле он настолько сжился со своей воинской паствой, что она стала для него как одна большая семья, с которой он разделял все тяготы походной жизни. Везде, где представлялась возможность, он со своими помощниками ставил походную церковь и служил.
15 марта 1905 г. отец Митрофан как опытный пастырь и духовник был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны. 2 июня 1906 г. он вместе с полком вернулся в Орел. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные время войны, отец Митрофан 12 октября 1906 г. был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте.
В 1908 г. Великая княгиня преподобномученица Елизавета усиленно трудилась над проектом по созданию Марфо-Мариинской обители. Предложения по устроению обители были поданы от нескольких лиц. Подал свой проект и отец Митрофан; его проект настолько пришелся по душе Великой княгине, что именно его она положила в основу устроения обители. Для его осуществления она пригласила отца Митрофана на место духовника и настоятеля храма в обители.
Отец Митрофан привык к служению в Орле, где у него сложились прекрасные отношения с паствой, которой он отдавал все свое время и силы, и ни он не хотел с ней расстаться, ни она с ним. « Бывало, кончишь давать крест после обедни, а народ все идет и идет. С одним побеседуешь, другой просит совета, третий спешит поделиться своим горем — и так тянутся часы... Матушка ждет меня обедать, да только я раньше пяти часов вечера никак из церкви не выберусь», — вспоминал отец Митрофан.
Не смея отказаться от предложения преподобномученицы Елизаветы, отец Митрофан обещал подумать и дать свой ответ позже. На пути из Москвы в Орел его душа пришла в смятение, и он решил отказаться от предложения Великой княгини. В тот момент, когда он это подумал, он почувствовал, что у него отнялась правая рука. Он попытался поднять руку, но безуспешно. Отец Митрофан понял, что это, видимо, Господь его наказывает за сопротивление Его святой воле, и он тут же стал умолять Господа простить его и пообещал, если исцелится, переехать в Москву. Понемногу рука обрела чувствительность, и через два часа все прошло.
По приезде домой, видя переживание паствы, добрый пастырь все откладывал с отъездом. Он даже снова решил отказаться и остаться в Орле. Вскоре он заметил, что у него без всякой видимой причины начала распухать правая рука, и это стадо приносить ему затруднение на службе. Он обратился за помощью к врачу и тот, осмотрев руку, сказал, что никаких причин болезни нет и он не может дать в этом случае какого бы то ни было медицинского объяснения и помощи. В это время в Орел привезли чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Отец Митрофан стоя перед образом, пообещал, что примет бесповоротно предложение Великой княгини и переедет в Москву. С благоговением и страхом он приложился к иконе и вскоре почувствовал, что руке стало лучше. Он понял, что на переезд его в Москву и поселение в Марфо-Мариинской обители есть благословение Божие, с которым нужно смириться.
Отец Митрофан подал прошение о переводе в обитель, и 17 сентября 1908 г. священномученик Владимир, митр. Московский, назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке, поскольку сама Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность только с 10 февраля 1909 г., когда Великая княгиня Елизавета переехала в дом, предназначавшийся под обительский.
Отец Митрофан, поселившись в обители, сразу же принялся за дело, отдавшись ему всей душой, — как это было в Орле. Он часто служил, не жалея сил наставлял тех, еще немногочисленных, сестер, которые пришли жить в обитель. Несмотря на трудности и новизну предпринятого дела, обитель благословением Божиим, смирением и трудами настоятельницы, духовника обители отца Митрофана и сестер с успехом развивалась и расширялась. В 1914 г. в ней было девяносто семь сестер, она имела больницу на двадцать две кровати, амбулаторию для бедных, приют для восемнадцати девочек-сирот, воскресную школу для девушек и женщин, работавших на фабрике, в которой обучалось семьдесят пять человек, библиотеку в две тысячи томов, столовую для бедных женщин, обремененных семьей и трудящихся на поденной работе, кружок для детей и взрослых «Детская лепта», занимающийся рукоделием для бедных.
На поприще христианской деятельности Великая княгиня Елизавета прослужила до мученического конца. Вместе с ней (и до самого закрытия обители) трудился и отец Митрофан. Наступил 1917 год — февральская революция. Почти сразу после нее был совершен набег на Марфо-Мариинскую обитель вооруженных людей. Вскоре Великая княгиня была арестована. Незадолго перед арестом она передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи. Великая княгиня была увезена на Урал, в Алапаевск, где 5 (18) июля 1918 г. приняла мученическую кончину.
25 декабря 1919 г. Святейший Патриарх Тихон, хорошо знавший отца Митрофана, преподал ему первосвятительское благословение с грамотой и иконой Спасителя. Много лет живя в супружестве батюшка с матушкой воспитали трех племянниц-сирот и желали иметь своих детей, но Господь не давал исполниться их желанию. Увидев в этом Божию волю, призывающую их к особому христианскому подвигу, они дали обет воздержания от супружеской жизни. Это было уже после переезда их в Марфо-Мариинскую обитель, а после революции супруги решили принять монашеский постриг, который был совершен по благословению святого Патриарха Тихона. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга — с именем Елизавета. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита.
В 1922 г. безбожные власти произвели изъятие церковных ценностей из храмов. Многие священнослужители были арестованы, некоторые расстреляны. Одним из предъявляемых обвинений было чтение в храмах послания Патриарха Тихона, касающегося изъятия церковных ценностей, за что 23 марта 1923 г. о. Сергий был арестован. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения и затем по приказу ГПУ от 24 августа 1923 г. был выслан на один год в Тобольск.
Из ссылки в Москву отец Сергий вернулся 27 февраля 1925 г. - в Марфо-Мариинскую обитель. Однако недолго пришлось ему прослужить там. В 1925 г. власти приняли решение ее закрыть, а насельниц сослать. Часть здания была отобрана под поликлинику. Некоторые из ее работников решили отобрать обительскую квартиру у отца Сергия и для этого донесли в ОГПУ, обвинив священника в антисоветской агитации среди сестер обители. На основании этого доноса 29 апреля 1925 г. отец Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 2 июля отец Сергий был освобожден. За то время, пока он был в заключении, Марфо-Мариинская обитель была закрыта, а сестры арестованы. Некоторые из них были высланы относительно недалеко — в Тверскую область, но большинство сослано в Казахстан и Среднюю Азию.
Отец Сергий и матушка Елизавета выехали в село Владычня Тверской области и поселились в доме, в котором когда-то жил отец матушки, протоиерей Владимир Исполатовский. Сразу же по приезде, а еще более после того как отец Сергий стал служить во Владычне, его стали посещать многие из его духовных детей. Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой жизни. Люди стали обращаться к нему за помощью, и некоторые по своей вере и молитвам праведника получали исцеления. Несмотря на пережитые узы и тяжелое время гонений, отец Сергий продолжал подвизаться как духовник и проповедник.
Но в селе были люди, которые относились враждебно к отцу Сергию за его открытую проповедническую деятельность. В результате, в феврале 1930 г. отец Сергий был арестован, а 7 апреля 1930 г. «тройка» ОГПУ приговорила его к пяти годам ссылки в Северный край. Священнику было тогда шестьдесят лет, и после нескольких тюремных заключений, ссылки, этапов он тяжело болел миокардитом. Это время было самым тяжелым для ссыльных. Прошла коллективизация. Крестьянские хозяйства были разорены. Хлеб продавался только по карточкам и в самом ограниченном количестве. Выжить можно было, если присылались посылки.
Через два года ссылки власти из-за преклонного возраста священника, его болезней и за успешно выполняемую работу о. Сергия освободили. На этот раз, вернувшись во Владычню о. Сергий с матушкой поселились в другом доме, который был куплен его духовными детьми. Здесь прошли последние годы жизни старца. Покровский храм во Владычне был закрыт, и отец Сергий ходил молиться в Ильинский храм в соседнее село. Впоследствии власти стали выказывать неудовольствие по поводу его появления в храме, и он был вынужден молиться дома. Последний период жизни отца Сергия стал временем старческого окормления духовных детей и обращавшихся к нему страждущих православных людей, что было особенно существенно в то время, когда большинство храмов было закрыто и многие священники были арестованы.
Во время Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась воинская часть и предполагался здесь большой бой. Офицеры предлагали жителям уйти дальше от передовых позиций, кое-кто ушел, а отец Сергий и монахини Елизавета и Милица (жившая с ними) остались. Почти каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это было отмечено и самими военными, у которых возникло ощущение, что село находится под чьей-то молитвенной защитой. Однажды отец Сергий пошел на другой конец села со Святыми Дарами причащать тяжелобольного. Идти нужно было мимо часовых. Один из них остановил отца Сергия и, пораженный видом убеленного сединами старца, бесстрашно шедшего через село, непроизвольно высказал ту мысль, которая владела умами многих военных: «Старик, тут кто-то молится».
Неожиданно часть была снята с позиции, так как бои развернулись на другом направлении, неподалеку от села Медное. Местные жители, очевидцы этих событий, приписывают чудесное избавление села от смертельной опасности молитвам отца Сергия.
В последние, годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 г., его духовником был протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу. Отец Квинтилиан сам несколько лет пробыл в заключении и хорошо знал, что такое — нести тяготы и горечь гонений в течение многих лет. Он вспоминал об отце Сергии: « Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... Он весь был объят Божественным желанием... Это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы..."
Наступило приснопамятное утро кончины о. Сергия. Проститься с ним пришло все село, в храме яблоку негде было упать. На отпевании рыдали не только женщины, но и мужчины..С большим трудом вынесли гроб через малые узенькие сенцы на улицу. Гроб хотели поставить на дровни, нести на себе его на кладбище было невозможно, ибо дорога на кладбище представляла местами топкую грязь, местами была покрыта сплошной водой. Тем не менее из толпы неожиданно выделяются люди, поднимают гроб на плечи... Потянулись сотни рук, чтобы хотя коснуться края гроба, и печальная процессия с неумолкаемым пением «Святый Боже» двинулась к месту последнего упокоения. Когда пришли на кладбище, гроб поставили на землю, толпа хлынула к гробу. Спешили проститься. Прощавшиеся целовали руки старцу, при этом некоторые как бы замирали, многие вынимали из кармана белые платки, полотенца, маленькие иконки, прикладывали к телу усопшего и снова убирали в карман.
(прославление преподобноисповедника Сергия в лике святых)
Еще при жизни батюшка говорил своим духовным детям: « Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам».
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. А 28 декабря этого же года в Воскресенском кафедральном соборе Твери (где ныне и покоятся мощи преподобноисповедника Сергия) прошла величественная служба прославления святого. Поскольку последние годы жизни о. Сергий провел на нашей Тверской земле, то, по благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия 2, мощи преподобноисповедника покоятся в нашем городе.
Я была на этой службе - и впервые в жизни видела, как прославляют святого..! Служба была необыкновенная - очень торжественная и трогательная, то и дело наворачивались слезы.. и почему-то внутри все тряслось.
Теперь рядом с ракой, где покоятся мощи преподобноисповедника Сергия, висит большая икона преподобномученицы Великой Княгини и инокини Елисаветы с частицей ее св. мощей.
Буквально пару месяцев назад закончилась реставрация Воскресенского кафедрального собора. Раньше он был белого цвета с зелеными полосами, теперь же полностью белоснежный. Рядом с ним построена часовня в честь святых Царственных страстотерпцев.
Преподобноисповедниче Сергие Сребрянский, моли Бога о нас!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
Коржик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 17 мар 2009, 21:21 |
|
вы меня уже узнаете? |
|
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 11:34 Сообщения: 47
Откуда: Москва
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 17 мар 2009, 22:16 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Коржик писал(а): Олечка,спасибо !
Пожалста!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 мар 2009, 18:53 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Святитель Арсений, епископ Тверской
Год рождения святителя неизвестен. С юных лет он принял на себя подвиг монашества. Пострижен был в Киево-Печерском монастыре и проходил там различные послушания. Чистотою жизни приобрел высокие добродетели и заслужил любовь и увжение митр. Киприана, который, уезжая из Киева на Московскую митрополию, взял с собою и инока Арсения, возвел его в сан архидиакона и поручил ему все дела, касающиеся внутреннего устройства митрополии.
В 1390 г. Арсений хиротонисан во епископа Тверского по желанию тверского князя Михаила. Хиротонию возглавлял митрополит Киприан. На архиерейской кафедре преосв. Арсений явил образец доброго, попечительного пастыря и подвижника благочестия. Он с редкой неутомимостью обучал пасомых вере и благочестию, был кроток и ласков, всем оказывал помощь и утешение. О кротости святителя сказано, что он "ни от кого не отходил с гневом или враждою", т. е. имел нрав нераздражительный при любых обстоятельствах жизни.
Свт. Арсений "был защитником сирот и вдов, с любовию обходился с нищими и убогими, ободрял ослабевших, всем помогал советом, деньгами или отеческими наставлениями". Был милостив к бедным, защищал притесняемых, раздавал одеяния и пищу неимущим, выкупал рабов и пленных.
Очень часто святителя Арсения на иконах изображают вместе со святым князем Михаилом Тверским, потому что особенно ярко в облике святителя проявилось нравственное качество миролюбия. Он не раз умиротворял распри враждующих князей, направляя их к взаимной братской любви. Так в 1403 году он примирил Иоанна Михайловича, князя Тверского и Василия Михайловича, князя Кашинского.
В течение 20 лет свт. Арсений сиял на Тверской кафедре своими замечательными добродетелями. Усердием святителя в епархии были построены многие храмы и монастыри. К ним относятся: каменный собор в честь Преображения Господня и храм во имя преп. Антония и Феодосия Печерских, а в 1404 году основан Успенский Желтиков мужской монастырь на берегу реки Тьмаки (об этом монастыре будет отдельный рассказ). Здесь он часто предавался богомыслию, молитве и упражнялся в подвигах иноческой жизни, показывая своими личными подвигами пример братии для подражания.
К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов).
За свою святую жизнь еп. Арсений получил от Бога дар исцеления и врачевал недужных возложением рук с молитвою и окроплением святой водой или через помазание елеем с призыванием имени Божиего.
Скончался св. Арсений 2 марта 1409 года. Непрестанно памятуя о смерти, он еще при жизни высек из большого камня себе гроб, в котором и был погребен вне церкви в созданной им обители. В 1483 году его мощи обретены нетленными и поставлены в монастырском соборе. В том же году иеромонахом Феодосием написано житие и канон святителю. На соборе 1547 года состоялось общецерковное прославление святителя Арсения. В 1744 году мощи святителя Арсения переложены в новую серебряную раку из древней раки св. Филиппа, в которой они до того почивали.
Церковь совершает память свт. Арсения 15 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня (празднуется собор Тверских святых).
Недавно у нас в городе был построен храм в честь святителя Арсения
Святителю отче Арсение, моли Бога о нас!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
TatianaSI
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 28 мар 2009, 23:34 |
|
вы меня уже узнаете? |
|
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 13:47 Сообщения: 33
Возраст: 44 Откуда: Москва, Новомосковск
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ольга, очень интересное повествование про жития и про прекрасный город Тверь! Так хочется побывать!
Изредка бываю в Тверской Епархии в г.Конаково, там есть пока единственный храм - в честь свв. Михаила Тверского и Анны Кашинской, а в соседнем селе- Ильинский храм.
В них есть частицы святых, о который в этой теме так хорошо изложено!
Спаси Господи!
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2009, 11:56 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Во славу Божию! Спасибо вам на добром слове..!
Да, в Конаково храм пока единственный и то на территории Культурно-образовательного центра «Новая Корчева», усилиями и стараниями которого и построен этот храм, а Ильинская старая церковь - в селе Селехово Будем надеяться, конаковцы еще воздвигнут себе храмы..!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 29 мар 2009, 12:09 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Успенский Желтиков мужской монастырь
История знаменитого Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением - знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти. В этом году 15 марта исполнилось 600 лет со дня преставления святителя Арсения!Избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь.
Называется он Желтиковым потомучто был построен на поле, именуемом Желтиково, т.к. там цвело множество желтых цветов.
Вот так монастырь выглядел до разрушения. Фото Прокудина-Горского
Была построена теплая деревянная церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. А через 10 лет, в 1404 г., заложен каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, где святитель Арсений завещал похоронить его после кончины. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г., а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь. Потом храм еще перестраивался и обнолялся иждивением тверских граждан и при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине 2.
Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. Престолов было два. Главный - во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского.
После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета, в 1709 г. им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году.
Арочный вход и руины братского корпуса - вот и все, что осталось от Желтикова монастыря..
В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца.
После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. До войны они хранились в музее. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.
До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери. Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части. В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны. Ныне областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет взятые под охрану вновь территории и остатки построек Желтикова монастыря.
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 апр 2009, 19:54 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
6 апреля - день памяти иконы Божией Матери "Тучная Гора"
Эта икона была прославлена на нашей Тверской земле.
Из преданий об этой иконе известно, что лет 200 тому назад мастер Козьма Волчанинов производил в одном из Тверских монастырей многие внутренние работы в храме, и все им было сделано исправно и добросовестно. По окончании всех работ и расчетов настоятель, довольный подрядчиком, пожелал благословить его святой иконою, по его выбору. Волчанинов указал на икону Богоматери, именуемой «Тучная Гора», которая стояла на полу за левым клиросом.. Желание его было исполнено.
Как величайшую святыню, Волчанинов принял этот дар, перенес его в свой дом, чтил его но всю жизнь с благоговением и, умирая, заповедал детям своим, чтобы сию святую икону хранили в доме своем е благоговением, чтоб она переходила из рода в род старшему сыну, по пресечении же мужского колена - чтоб она была передана в храм Божий. Внук Волчанинова, получивший в наследство от отца и деда вместе с имуществом святую икону, пренебрег прародителским завещанием: икона показалась ему лишнею - и он вынес ее на чердак. Царица Небесная Сама вразумила его.
Много напрасных обид и огорчений терпела в семье его невестка и, доведенная до отчаяния, решилась наложить па себя руки. Тихо спустилась она с крыльца, чтоб уйти в баню и там удавиться. Вдруг калитка отворилась, и пред нею явился незнакомый монах. «Куда ты, несчастная, идешь? - сказал он. Воротись назад, помолись Божией Матери "Тучная Гора", и жить тебе будет хорошо и покойно». В испуге бросилась она домой и все рассказала, не скрывая своего греха. Никакого монаха не нашли, но поспешили отыскать заповедную икону Божией Матери и поставить ее на подобающем месте. В тот же день икона была найдена, а приходской священник от служил перед ней всенощную. С тех пор жизнь в доме шла спокойная и благочестивая. Невестка Волчанинова обрела мир и довольство под покровом Божией Матери.
Святая икона переходила из рода в род более полутораста лет. Наконец род Волчаниновых пресекся в мужском поколении; оставалась одна девица Екатерина, вышедшая в замужество за Коняева, и, как единственная наследница после отца, получила со всем имуществом и св. икону. После смерти мужа своего Екатерина оставалась жить в доме его брата, старшего Коняева, а е нею оставалась и св. икона. Когда же умерла и Екатерина, старик Коняев хотя и знал завещание Волчанинова, однако долго не мог решиться, в какой храм отдать икону: так и пребывала она у него в доме более 50 лет.
Между тем пред чудотворною иконою стало собираться много богомольцев, особенно матери с больными детьми прибегали к Царице Небесной с горячею надеждою на Ее милосердие. Молитва веры не оставалась напрасною, Владычица мира давала облегчение. От Иконы происходили чудесные исцеления, и потому Количество приходящих к ней становилось все больше.
Пред иконою теплились три лампады неугасимо. Благодарные почитатели украсили святую икону серебряною вызолоченною ризою.
В 1863 году священнослужители и церковный староста Смоленской кладбищенской церкви намерились устроить придельный храм, чтобы можно было совершать и вторую литургию во время родиельских суббот и других праздников. К ним явился старец Коняев и стал просить, чтоб они устроили два придела и один из них во имя Божией Матери «Тучная Гора». «У меня в доме эта икона находится более 50 лет, - говорил он, - я стар, сыновей у меня нет. Для святой иконы лучшее место в храме Смоленской Божией Матери, потому что место, на котором эта церковь построена, называлось в старину горою, как самое высокое место из городской части. На эту гору в прежние годы жители городской части во время наводнений сносили свое имение и здесь сами спасались от погибели. Пусть же Царица Небесная «Тучная Гоpa» почивает Своею благодатию на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своею милостию».
Его просьба была принята, и в сентябре 1865г. приступили к постройке придела, а 15 мая 1866 -икона «Тучная Гора» с крестным ходом перенесена в устроенный для нее придел и поставлена в иконостасе около царских врат.
Судьба чудотворного образа после 1917 года неизвестна. Теперь написан новый список с этой иконы, который находится в Вознесенском соборе Твери. 6 апреля в день памяти иконы совершается торжественная архиерейская служба.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 12 апр 2009, 16:00 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Свято-Успенский Отроч монастырь
Вот таким был этот монастырь
Сегодня здесь тверской речной вокзал и территория, прилегающая к нему.
По преданию, Отроч монастырь основан княжеским отроком Григорием между 1182 и 1205 гг. Уйти в монастырь, согласно легенде, его заставило вероломство князя Ярослава Ярославича, который, влюбившись в невесту отрока, женился на ней. Нам сложно судить о том, насколько правдив рассказ "Повести об Отроче монастыре", поскольку её наиболее древний из сохранившихся списков относится к XVII веку, а события "Повести" происходили в середине XIII столетия. Тем не менее, название монастыря Отроч - словно напоминает о происшедшей сотни лет назад драме.
Впервые монастырь упомянут летописной строкой в 1206 г. В 1238 г. его разорили татаро-монголы, но в 1265 г. он был восстановлен при князе Ярославе Ярославиче. В монастыре в XVI в. в ссылке и заточении пребывали митрополит Филипп, открыто осудивший жестокость царя Ивана Грозного, и преп. Максим Грек.
Первый каменный храм обители (Успенский), судя по "Повести", заложен по решению и на средства первого Тверского князя Ярослава Ярославича и его жены Ксении. Остатки первоначального собора Отроча монастыря удалось обнаружить во время археологических раскопок. Архитектурные и технические особенности этого здания дают возможность относить его к числу древнерусских храмов конца XIII - начала XIV вв. По-видимому, каменную монастырскую церковь возвели сразу после завершения Спасо-Преображенского собора или в ближайшие после строительства кремлёвского храма годы.
Отроч монастырь по праву может быть отнесён к числу придворных: именно его игумен написал в первой четверти XIV века "Повесть о Михаиле Тверском"; сюда уходили на покой тверские владыки; выходцем из Отроча монастыря был новгородский архиепископ Моисей (XIV в.). Во второй половине XV - начале XVI вв. здешние игумены, сменяя друг друга, становились тверскими епископами.
В первой половине XVI века обитель явилась местом заточения знаменитого философа и богослова Максима Грека.
Здесь же в декабре 1569 года в одной из монастырских келий опричник Малюта Скуратов задушил опального митрополита Филиппа (Колычева).
Судя по отдельным упоминаниям в документах и результатам археологических исследований, в конце XV - первой половине XVI вв. в Отроче монастыре велось каменное строительство. По-видимому, в этот период здесь была сооружена трапезная и перестроен Успенский собор. В 1670-е-680-е гг. в монастыре появилась новая трапезная с церковью во имя святителя Петра, митрополита Московского, а в первой четверти XVIII века после разборки древнего собора возведён новый, каменный. Сегодня это единственная постройка монастыря, уцелевшая в 1930-е гг. В последней трети XVIII - XIX вв. вдоль южной стены монастырской ограды, являвшейся основным "волжским фасадом" обители, сооружались архимандритские и братские кельи, колокольня, каменные кладовые, перестроена трапезная.
В 1920-е гг., после закрытия, в монастыре разместились биржа труда и исправительный трудовой дом. При строительстве речного вокзала в 1932-1938 гг. были разобраны многие сооружения обители. В 1962 г. снесли братский корпус, угловую башню и последний фрагмент монастырской ограды.
Успенский собор
Успенский собор - единственное сохранившееся сооружение монастыря. Собор архитектурно выполнен в стиле барокко с высоким восьмериком и в плане представляет собой равносторонний крест. На внутренних стенах сохранились фрагменты росписи. Предполагается, что соборный храм Отроч монастыря был посвящен Успению Божией Матери первыми основателями этого монастыря, вероятно, иноками Киево-Печерской Лавры в память о главном храме своей обители.
В 1994 г. в праздник Успения Божией Матери епископ Тверской и Кашинский Виктор отслужил в Успенском соборе молебен и последование от осквернения.
Сегодня этот храм все еще восстанавливается, т.к. был передан Церкви в очень плачевном состоянии, впрочем, как и большинство церквей..
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 17 апр 2009, 20:40 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 19 апр 2009, 16:30 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
Светлана28
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 19 апр 2009, 16:59 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 24 фев 2006, 12:57 Сообщения: 8378
Откуда: Московия
|
Олечка, спасибо за фото! Я решила фотик не брать на службу - народу просто о-очень много. А у вас много людей было на службе? Тебя на балкончик пустили?
С Праздником!
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 19 апр 2009, 18:42 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
С праздником, Светик!
Да у нас тоже много людей на службе, но уже нет такой давки, какая была лет 7 назад. Сейчас в городе, слава Богу, открыто достаточно храмов, чтобы люди ходили каждый в своем районе. Раньше-то все ехали в Белую Троицу, в наш Вознесенский, да в кафедральный Воскресенский. А сейчас многие церкви отреставрированы и даже отстроены совершенно новые, так что люди уже как-то определились по приходам. В общем, пофотографировать можно. Но я решила, что в следующую Пасху (Бог даст доживем) фотоаппарат точно не буду брать, все-таки он отвлекает от службы, от самого главного..
Цитата: Тебя на балкончик пустили?
У нас не то, чтобы балкончик, а второй этаж. Там есть второй придел в честь св. Антония и Феодосия Печерских, а так же там книжная лавка, так что туда пускают всех. Великую пятницу снимала оттуда, а вот Пасхальные фото делала в основном с первого этажа, просто стояла близко к алтарю..
для наглядности
Это виден второй придел храма, расположенный в правом крыле второго этажа. Параллельно ему точно такое же крыло, где располагается клирос. А по центру пространство, где стоят прихожане во время службы.
воть
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
Сергеич
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 20 апр 2009, 07:47 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30 Сообщения: 6086
Возраст: 48
Вероисповедание: Православный, МП
|
оля-су писал(а): Настоятель нашего собора Архимандрит Адриан
Какой благостный пастырь!
_________________ С уважением,
Сергеич
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 20 апр 2009, 09:30 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Да
и очень любимый всеми нами..!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
TatianaSI
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 25 апр 2009, 19:13 |
|
вы меня уже узнаете? |
|
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 13:47 Сообщения: 33
Возраст: 44 Откуда: Москва, Новомосковск
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ай как на душе РАДОСТНО!!
как в святой Твери побывали!
Христос Воскресе!!!
|
|
|
|
|
Ли_да
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 25 апр 2009, 19:35 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 02 фев 2005, 01:51 Сообщения: 3317
Откуда: г. Казань
|
Оленька, меня когда-то Василий пастырями вашей епархии поразил. Очень мне понравился один пастырь новомученник, который всегда в зашитом подряснике ходил, потому что буквально всю одежду отдавал. Эх, память моя, подвиги-то помню, а с именем могу ошибиться... может найду страничку на вашем портале...
Оля, а дайте пожалуйста ссылку на официальный сайт вашей епархии, постоянно попадаю не туда...
И собственно, как там Василий поживает?
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 апр 2009, 11:24 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
TatianaS писал(а): Ай как на душе РАДОСТНО!!
как в святой Твери побывали!
Христос Воскресе!!!
Воистину Воскресе Христос!!!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 апр 2009, 11:35 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ли_да писал(а): Оленька, меня когда-то Василий пастырями вашей епархии поразил. Очень мне понравился один пастырь новомученник, который всегда в зашитом подряснике ходил, потому что буквально всю одежду отдавал... Лида, у нас таких пастырей было несколько..! Один из них как раз владыка Фаддей, о котором я уже рассказывала выше. Но, может быть, Вася говорил о каком-то другом священномученике..?.. Не именно из Твери, а, например, из Бежецка, Кимр..?.. Бог даст, потихоньку обо всех расскажу Цитата: Оля, а дайте пожалуйста ссылку на официальный сайт вашей епархии вот - http://tver.eparhia.ru/ - Добро пожаловать! Цитата: И собственно, как там Василий поживает?
Надеюсь, что хорошо!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
Ли_да
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 апр 2009, 12:29 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 02 фев 2005, 01:51 Сообщения: 3317
Откуда: г. Казань
|
Оля, спасибо дорогая! Епархия ваша очень понравилась. Василий ссылочку давно присылал, но сайт вроде был другой... просто хотелось бы что-то выделить для себя, друзьям показать... да ладно, буду листать, может встречу.
А ты продолжай, рассказывай, все очень интересно. Спаси тебя Господи!
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 апр 2009, 14:46 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Спасибо, Лида..!
а рассказать еще есть о чем, и о ком..!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 май 2009, 21:20 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Преподобный Савватий Оршинский и Савватьева пустынь
Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня.
В Тверь прп. Савватий мог попасть в свите свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского устава. Поэтому неудивительно, что вместе с собой он решил взять несколько монахов с православного Востока, и, надо думать, монахов выдающихся, могущих передать непосредственно русским опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим высоким авторитетом.
В 1390 г. свт. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа «палестинских иноков», принесших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина».
В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В 12 верстах к востоку от Твери на берегу р. Орша он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг прп. Савватия с камнем составлял 57 фунтов, т.е. около 25 кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы, в конечном итоге принесшие плод святости и обильных даров Духа.
Св. Савватий Оршинский и Евфросин Тверской
В конце 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники: прпп. Савва Бороздин, Вишерский чудотворец († 1460), Савва Тверской чудотворец (†1461) и Варсонофий Тверской чудотворец (†1467), основатели и игумены Саввина монастыря; прп. Нектарий Тверской чудотворец (†XV в.), основатель Нектарьевой пустыни; прп. Ксенофонт Тутанский чудотворец (†XV в.), ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на р. Тьме; прп. Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни и многие другие.
По преданию, старец Савватий, провидя духом приближение посетителей, выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни.
Многие из тех, кто приходил к прп. Савватию, желали остаться жить рядом с ним и подвизаться под его руководством. Так и возник монастырь Савватьева пустынь. Согласно Иерусалимскому Уставу обитель была общежительная, т.е. все братия жили вместе и имели все общее. Наряду с этим наиболее строгие иноки селились вокруг монастыря в уединенных келиях, подражая в подвиге своему учителю, старцу Савватию, который и после основания обители не оставил своего уединения в лесной пещерке. В ней подвижник прожил 44 года вплоть до своей кончины 24 апреля 1434 года.
Первый монастырский храм прп. Савватий поставил по особому откровению свыше, на том месте, где он сподобился видеть сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. Первоначально это была небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Надо думать, этот храм был первым на Руси (!) с таким посвящением, т.к. образ Богородицы «Неопалимая Купина» стал известен на Руси только в 1390 г., когда икону принесли в Москву с Ближнего Востока те самые «палестинские иноки», среди которых, предположительно, был прп. Савватий. Позже, но еще при жизни Савватия, этот храм был разобран или сгорел, а на его месте новгородскими мастерами была воздвигнута церковь «Знамения» Богородицы, которая долгое время оставалась главным монастырским храмом или собором.
В конце апреля 1434 года здесь в Знаменском храме и было отпето и погребено честное тело основателя монастыря преподобного старца Савватия, пустынника Тверского.
Монастырь Савватьева пустынь до разрушения
В XV веке монастырь быстро обустраивался попечением богатых и знатных жителей города Твери. В 50-х гг. здесь возводится еще одна каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца и большая каменная колокольня при ней. Предположительно в первой половине XVI века здесь возводится большой собор в честь праздника Сретения Господня, ставший главным храмом обители.
Слава о савватьевских старцах распространялась далеко за пределы Тверского княжества. В поисках опытного духовного руководителя сюда приходили многие стремившиеся к совершенству подвижники, в числе которых известнейшие русские святые прп. Иосиф Волоколамский (†1515) и прп. Корнилий Комельский (†1537). Даже в XVI веке, известном общим упадком подвижничества на Руси, Савватьева пустынь не теряет своего значения, оставаясь одним из заметных духовных центров русского Северо-Запада.
Согласно «Переписной книге Савватьева монастыря 1692 года», монастырь в конце XVII века был процветающим, имел значительные вотчины, крепкое хозяйство и даже подворье в Тверском кремле рядом с архиерейскими палатами.
Любопытный факт, - карету тверского владыки, которым в то время был Архиепископ Сергий, возили иноходцы с савватьевского конюшенного двора. Роковую роль в истории монастыря сыграло приписание его в 1693 г. к Воскресенскому на р. Истре монастырю «Новый Иерусалим» и начавшиеся в XVIII веке «великие реформы» Петра I. Уже в 20-х гг. XVIII века Савватьевский монастырь запустел, в 1764 г. – упразднен в связи с введением «монастырских штатов» и стал обычным сельским приходом.
Надгробная плита из некрополя Савватьева монастыря, найденная на месте разрушенной Знаменской церкви
Однако история обители прп. Савватия на этом не закончилась. Савватьевские храмы называли не иначе как «монастырем», а почитание самого святого было весьма сильно в Твери. Это связано прежде всего с многочисленными исцелениями по молитвам к прп. Савватию от различных болезней. Раз в году, во вторую неделю по Пятидесятнице, в Савватьево проходил многотысячный крестный ход в память исцеления по молитвам святого Савватия домашних животных от падежа. Со временем этот день стал отмечаться как главный праздник села Савватьево и назывался «Сборная», потому что в этот день собиралось в савватьевском Сретенском соборе множество духовенства и народа из г. Твери и окрестных селений. Их число доходило до 7 тысяч человек.
В XX веке в дни жестоких гонений на церковь савватьевских храмах служба совершалась до окончательного их закрытия в 1935 году. В 1936 году весь архитектурный ансамбль монастыря был варварски разрушен, позже – сломана пещерка в лесной пустыньке прп. Савватия, а примерно в 1979-80 гг. засыпан прудик и колодец рядом с пещеркой.
Колодец преп. Савватия в пустыньке
Но, несмотря на все усилия богоборцев, народ не переставал почитать прп. Савватия, молиться ему и получать по его молитвам от Бога исцеления от душевных и телесных недугов. В лесной пустыньке тайно совершались молебны, а на разрушенной пещерке верующими был водружен крест с одного из взорванных храмов. В начале 90-х гг. его сменил большой поклонный крест, а знаменитую своим целебным свойством савватьевскую воду верующие стали набирать из источника, открывшегося на берегу р. Орша рядом с дорогой.
Возрождение святой обители по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора началось в 2000 году, когда духовенством и прихожанами Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери было принято решение о возрождении главной святыни монастыря церкви «Знамения» Богородицы, в которой под спудом покоятся мощи самого святого основателя преподобного старца Савватия пустынника Тверского, игумена Оршинского чудотворца (†1434).
Воссозданная Знаменская церковь
Еще ранее этого, с 15 марта 1998 года в пустыньке святого Савватия начались регулярные богослужения. Дважды в месяц по воскресеньям от Воскресенской (Трех Исповедников) церкви г. Твери в Савватьево стал отправляться автобус с паломниками, желавшими помолиться на святом месте за себя и своих близких. Начали поступать свидетельства от верующих об исцелениях. На разрушенной пещерке преподобного служились молебны.
В 2001 году был найден фундамент разрушенной церкви и выполнен проект возрождаемого храма, к концу года – завершены работы по сооружению нового фундамента. В 2002 году началась кладка стен, а к концу этого года кровля была подведена под купола. В 2003 году – кровля покрыта металлом и начались отделочные работы.
28 июня 2003 года (савватьевская «Сборная»), на месте разрушенного Сретенского собора Савватьева монастыря был водружен большой поклонный Крест, а в воскресенье 29 июня, в самый канун праздника после Божественной литургии в строящейся Знаменской церкви перед этим Крестом отслужен первый молебен. 23 августа 2003 г., был установлен еще один поклонный Крест - на том месте, до которого прп. Савватий провожал приходивших к нему тверских подвижников и где они прощались.
Знаменская церковь
В 2007 году начата реконструкция церкви Знамения Пресвятой Богородицы. Благодать исцелений данная людям на этом святом месте Господом Богом привлекает в Саватьево всё больше народа.
Сегодня церковь полностью построена и в ней совершаются богослужения. Также восстановлена пустынька преп. Савватия, отрыт прудик и колодец преподобного, в которых люди по молитвам подвижника, получают многочисленные исцеления.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Не могу умолчать, что, омывшись водой из Савватьева прудика и я тоже получила исцеление от страшной аллергии на шее - за один день! Около 12 дня я омылась, а к вечеру кожа полностью восстановилась. Это было большое чудо в моей жизни, что даже мои в то время скептически настроенные родственники разглядывали меня весь вечер и просили потом "той самой водички". В нашем городе святого Савватия почитают за большого чудотворца, исцелителя недугов!
Преподобне отче Савватие, моли Бога о нас!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 08 май 2009, 12:25 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Храм Серафима Саровского на древнем Волынском кладбище Твери
Эта церковь находится в старом Заволжском районе Твери на Волынском кладбище - очень древнем и некогда красивом.. Сейчас здесь больше нет кладбищенской ограды и осталось очень мало могил, которые похожи на могилы - в основном только видно холмики, поросшие травой. А ведь здесь хоронили купцов по гильдиям, священников, не только простых горожан..
В советское время кладбище неоднократно подвергалось нападению вандалов, могилы разрывались среди бела дня - искали драгоценности в купеческих захоронениях.. Помню, у нас проходили занятия по физ-ре на этом кладбище - бегали кросс. Так мальчишки находили человеческие кости, черепа - тогда нам казалось смешно..
Церковь была построена прихожанами храма святой блаженной Ксении Петербуржской и жителями поселка Соминка в 2004 году на месте разрушенной в 30-е годы церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Строили всем миром, но и крупные жертвователи были тоже.
Уже во время строительства не раз совершались попытки помешать этому благому делу. Когда строительство еще только задумалось - на месте будущего храма установили крест и еженедельно перед ним читался акафист преп. Серафиму. А однажды от креста осталось только основание. Крест вскоре нашли в реке Тверце, которая неподалеку.. А вот людей, сделавших это, так и не нашли, да и не пытались особо.. Крест ломали не один раз.. Приход будущего храма ездил в Дивеево, попросить заступничества Серафимушки Саровского, в честь кого задумано построить храм! Попросили сестер молиться о благом деле, привезли водички святой из источника Серафимова, земельки с канавки. Обошли всю территорию с этой водой и земелькой.
Затем 22 ноября 2004 года уже построенный храм пытались поджечь. Тогда бочки с бензином, приготовленные для поджога, вовремя обнаружили. Но однажды храм все же подожгли.. Нападение вандалов не удалось предотвратить. В день Отдания праздника Рождества Христова и накануне первой литургии в церкви, которая должна была состояться 15 января и которую должен был возглавить Владыка Виктор, около 8 часов утра был совершен поджог. Пострадал притвор и все внутренние стены храма, обгорел иконостас, приготовленный для размещения икон, и три иконы: Спасителя, Божией Матери и Серафима Саровского
Не раз обращался настоятель церкви иерей Сергий Дмитриев к властям и работникам правоохранительных органов с просьбой обратить внимание на периодически совершающиеся в городе посягательства на здания церквей и оградить памятники архи- тектуры и вновь построенные храмы от осквернения преступниками. Но, к сожалению, меры приняты не были и это привело к печальному событию.
Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор выступил с обращением к верующим Тверской епархии по поводу случившегося, в котором предал анафеме (отлучению от церкви) совершивших злодеяние. Владыка обратился к городским и областным властям и работникам УВД с требованием восстановить подвергшийся нападению храм и оградить вверенную ему паству от подобных посягательств. Долг властей города и области помочь восстановить эту святыню.
На Волынском кладбище, на которым находится храм, покоятся останки известных и уважаемых в Твери людей: священников, архитекторов, преподавателей, купцов, военноначальников и офицеров Русской Армии. Территория за кладбищем является братской могилой для мучеников, расстрелянных в годы гонений, но кладбище находится в заброшенном состоянии и места расстрелов даже не обозначены. Церковь Серафима Саровского построена и как храм-памятник в честь невинно убиенных: в ней моляться о упокоении душ усопших, посещение служб верующими будет препятствовать дальнейшему расхищению кладбища.
Сейчас храм, молитвами преп. Серафима, построен и в нем регулярно совершаются богослужения. Слава Богу!
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 30 май 2009, 12:34 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Исток великой русской реки Волги
Место тихое, удивительное, святое. Это особое значение Истока осознавалось с давних пор. В 1133 году новгородский посадник Иванко Павлович поставил каменный крест на болотис
том берегу озера Стерж, в 8 км от истока, где Волга впадает в Верхневолжские озера. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича здесь, на холме, представляющем собой высшую точку Валдайской возвышенности, был устроен Волговерховский мужской монастырь во имя преображения Господня на горе Фавор.
Однако в 1727 году монастырь сгорел и не возобновлялся вплоть до конца 19 века. Над истоком Волги стояла только маленькая деревянная часовенка, а на холме - другая. В 1897 году по инициативе Тверской земли, архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия, Губернатора Твери князя Голицына, Председателя Осташковского Комитета по постройке церкви на истоке р. Волги архимандрита Пахомия начался сбор пожертвований на строительство храма. 18 губерний участвовало в этом великом деле.
Вот величественный каменный Спасо-Преображенский храм построен. Освящение его состоялось 29 мая 1912 года. Тогда же основан Волговерховский женский монастырь Святой Равноапостольной Великой княгини Ольги. Но просуществовал он недолго. Его, как и сотни других обителей Святой Руси, ждала печальная судьба.
Новая жизнь началась здесь в 1996 году, когда Указом его Высокопреосвященства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в Никольский храм, что в деревне Волговерховье, был назначен настоятель - священник Валентин Цвелев.
И вот снова, как сто лет назад, разнеслось обращение ко всем поволжским губерниям о помощи в возрождении Ольгина монастыря, религиозно-просветительного центра на истоке Волги: «Возродим же монастырь, начнем богослужение в храмах, освящая исток Великой русской реки, и пусть ее воды несут благословение по всей 6оголюбимой земле». Ежегодно праздник освящения вод великой русской реки 29 мая собирает десятки сотен людей. Торжественное архиерейское богослужение в Никольском храме заканчивается крестным ходом к истоку и водосвятным молебном.
Памятник Николаю-Чудотворцу и Никольский храм
В 1999 году в честь 2000-летия Рождества Христова отсюда, из глухой деревушки Волго-верховье, где среди холмов и оврагов бьется трепетный ручеек начинающейся великой реки, был начат международный крестный ход.
В декабре 1999 года зарегистрирован Ольгин женский монастырь указом Священного Синода Русской Православной Церкви. Начинается возрождение иноческой обители на истоке великой русской реки.
В этом году сегодня (дату перенесли на 1 день) снова начался очередной Волжский Крестный ход, который от истока пройдет по Волге по всей земле Тверской. Каждый год он совершается с какой-нибудь святыней - была у нас и Почаевская икона Богоматери, и Феодоровская, и Николая-Чудотворца из храма Христа-Спасителя, и другие святыни.
Проходит крестный ход и с местными святынями - с мощами свв. Нила Столобенского, Сергия Сребрянского, а в этом году - с мощами преп. Вел. Кн. Анны Кашинской. В этом году, как я уже рассказывала, 100 лет со дня второго прославления преп. Анны.
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
sashk
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2009, 10:30 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:51 Сообщения: 3303
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
оля-су,
Спаси Господи! Исток Волги недалеко от нашей дачи. Мечтаю там побывать, но пока не сподобились. Ольгинский монастырь - чудо!
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 01 июн 2009, 13:26 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Во славу Божию..!
О, обязательно побывайте! Ольгинский монастырь - действительно чудо!
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
sashk
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 02 июн 2009, 12:41 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:51 Сообщения: 3303
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Оковцы
Церковь Смоленской Богоматери Одигитрии в селе Оковцы
Церковь Смоленской Богоматери Одигитрии в селе Оковцы сооружена на месте, на котором, согласно преданию, в 1539 г. произошло чудесное явление местным жителям двух чудотворных икон: Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрии. В январе 1540 г. иконы были привезены в Москву, где находились до июля. Затем они были возвращены в Оковцы, где на месте их явления были выстроены две небольших деревянных церкви.
Строительство каменной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в Оковцах на месте старых деревянных церквей началось в 1750 г. Руководил постройкой каменных дел мастер Иван Семенов Мосягин из Осташкова, который также построил ряд зданий в Ниловой Пустыни. Вначале был выстроен храм с характерной для того времени композицией "восьмерик на двусветном четверике". С запада к нему примыкала трапезная церковь. В 1755-56 гг. над входом в церковь построили небольшую звонницу. В 1767-70 гг. с южной стороны церкви устроили придел.
В XIX - начале XX века храм был значительно перестроен. В 1874 г. вместо первоначальной возвели новую обширную трапезную церковь.
В 20-е годы XX века храм был закрыт, находившиеся в нем чудотворные иконы исчезли.
Недавно в Смоленской церкви начались реставрационные работы, в отремонтированном приделе начались богослужения.
Часовня Оковецкой иконы Божией Матери и Оковецкий святой источник
В двух километрах от церкви Смоленской Богоматери Одигитрии в Оковцах, в лесу над излучиной реки Пырошни находится источник, с давних времен почитающийся священным.
В начале XX века над источником соорудили гранитный колодец и навес, построили купальни. Рядом с колодцем была часовня.
В XX веке источник и место вокруг него пришли в запустение, колодец был завален мусором.
В самом конце XX века колодец источника был расчищен, вновь построена купальня. Рядом с источником возведена небольшая часовня из кирпича.
Храм-часовня на Святом ключе воссоздан по сохранившемся фотографиям прежнего, взорванного гитлеровцами при отступлении в 1942 году. До этого, в течение почти десяти лет (1992-2002 гг.) шли восстановительно-реставрационные работы на колодце. Самое деятельное участие в них принял селижаровец Сергей Жукопцов. До строительных работ на месте взорванной часовни сохранились остатки фундамента и множество обломков старинного красного кирпича, произведенного вероятно, на одном из местных заводов (до революции их было в Уезде несколько). Новая часовня построена из белого кирпича. В июне 2002 года на новой часовне установлен купол, и теперь ежегодно 24 июля, в день Оковецкой Иконы Божией Матери, Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и настоятель Смоленского Храма о. Роман (Малинин) проводят в восстановленной часовне на Святом Ключе Праздничное Богослужение и водосвятный молебен.
Cказание об Оковецком святом источнике и об Оковецкой иконе Божией Матери
Явление Оковецкой-Ржевской иконы Божией Матери произошло в 1539 г. при следующих обстоятельствах. Два жителя деревни Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда, занимавшиеся воровством, сговорились с другими двумя ворами, боярскими крестьянами, об обмене добычей. Для обмена ими было выбрано старое городище в дремучем лесу на берегу р. Пыршни. Когда боярские воры пришли на условленное место, то не нашли никого, а к своему великому удивлению увидели находящуюся на сосне икону. Они постарались в тот же день увидеться к клочковскими ворами и стали упрекать их в неисполнении условия, а затем спросили, зачем они поставили на городище икону. Те, будучи сами в недоумении о происхождении иконы, сообщили о ней деревенским жителям. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана.
В Духов день 26 мая 1539 года Стефан в сопровождении около 100 человек, собравшихся из четырех окрестных деревень, отправился на городище. Пришедшие, прежде всего, увидели прибитый на сосне железный крест длиною около аршина. А на другой сосне в 10 саженях от креста - икону, изображающую Богоматерь с Божественным Младенцем на руках, а рядом, по левую сторону от Нее, святителя Николая Чудотворца. Стефан забрался на дерево, снял икону и как только ступил на землю, тотчас послышался вдруг сильный шум, как будто от бури, и над иконою появился необычайный свет. Изумление присутствовавших при этом еще более увеличилось, когда здесь же от новоявленной иконы получил исцеление один из клочковских крестьян, страдавший болезнью ног. От иконы Богоматери стали обильно изливаться исцеления. За неделю, прошедшую со дня явления иконы, произошло 27 случаев исцелений.
Такое обилие чудес побудило инока Стефана отправиться в Москву, чтобы представить высшим духовным и светским властям доклад об обстоятельствах явления иконы и о чудесах, совершенных ею.
Пока Стефан путешествовал в Москву, чудеса на городище близ реки Пыршни продолжали совершаться, и число исцелений достигло 150. Посланные из Москвы от царя Иоанна Грозного и митрополита Иосафа для расследования обстоятельств явления иконы, прибыв на место, признали излишним всякое следствие. В самый же день их прибытия получили исцеление 170 человек и в продолжение ночи еще 42 человека. Царь, посоветовавшись с митрополитом и боярами, отдал повеление на месте явления иконы воздвигнуть храм во имя Одигитрии с приделом в честь Николая Чудотворца, а на месте явления креста – храм во имя «Происхождения Честных Древ».
При этом те деревья, на которых явились икона и крест, приказано было срубить, а на пнях их поставить престолы новосозданных церквей.
Царь Иоанн Васильевич, много наслышавшись о чудесах, явленных чудотворною иконою и крестом, пожелал увидеть их у себя в Москве и отправил для их перенесения с места явления в Москву посольство. 26 декабря 1540 года посланные царем подняли святые икону и крест для перенесения их в Москву. Во время следования святынь по пути не прекращали совершаться чудеса. Царь и митрополит со множеством народа 9 января торжественно встретили их в Новинском монастыре. Обе святыни внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери и приделами во имя Честнаго Креста и святителя Николая Чудотворца. Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего с такой же торжественностью были отправлены обратно. В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы и учрежден крестный ход 11 июля, в день, когда святыни были провожены обратно из Москвы, который совершался до времен императрицы Екатерины II. Вскоре после явления чудотворной иконы и возведения храма, вокруг него возникло небольшое селение, которое со временем стало центром Оковецкой волости. Самое первое упоминание об Оковцах относится к 1547 году и имеется в «Летописи царствования царя Иоанна Васильевича от 7042 до 7061 года».
В начале VII века Русь пережила нашествие польско-литовских захватчиков. Были разрушены многие храмы и монастыри. Ввиду запустения местности, Чудотворная икона хранилась в Новгороде в церкви Успения Пресвятой Богородицы до 1667 г. Но как только была восстановлена церковь в Оковцах, святая икона была перенесена на место ее явления.
В 1750 г. на месте деревянной церкви в селе Оковцы была построена каменная церковь. В 1871 г. произведена была переделка теплого придела во имя святителя Николая Чудотворца, при этом прежняя колокольня была разобрана и вместо нее построена новая под Святыми воротами ограды.
Говоря об истории Оковецкой иконы, нельзя не упомянуть о часовне, стоящей на Святом Ключе. Ключ этот находится в двух верстах от села Оковцы, на левом берегу Пыршни на изгибе реки. Тут возвышается холтм в виде усеченного конуса. На его вершине находится круглый глубокий водоем, обложенный тесаным гранитом. Водоем наполнен хрустальной, прозрачной , очень холодной водой, с большой силой бьющей из песчаного дна. Вода истекает из водоема по желобу, наполняет бассейн, расположенный внизу у подошвы холма. Ключ почитается святым по причине многих исцелений, совершившихся в этом месте. В 20-е годы храм и часовню закрыли, а святой источник забросали камнями и мусором.
В 1996 г. милостью Божией и стараниями некоторых благочестивых жителей города Селижарово началось возрождение святого источника.
С 2001 по 2003 гг. была заново отстроена часовня рядом с источником. Каждый год 24 июля при большом стечении паломников из многих уголков России архиепископом Тверским и Кашинским Виктором совершается богослужение и освящается св. источник. Круглый год все желающие окунуться в живительные воды Оковецкого источника притекают на это место и,если с верою и благоговением просят помощи и исцеления у Пресвятой Владычицы Богородицы и святителя Николая Чудотворца, то несомненно получают просимое.
После водосвятного молебна в часовне над источником все, от мала до велика, окунаются в прозрачные холодные воды (температура воды +4 градуса зимой и летом). Окунуться нужно три раза, с головой, пройдя через три купаленки, с запада на восток, по направлению к часовне.
Источник: sobory.ru
|
|
|
|
|
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|