Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 96 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2005, 19:25 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17541

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Алексей писал(а):
По крайней мере, мне и доклад митр. Кирилла на соборе этой осенью даже понравился.


А меня (в этом докладе и вообще политике церковного начальства) смутила некоторая тенденция (может быть, кажущаяся) к локализации всех традиционалистов, любителей Устава и древнерусского пения в неких "старообрядных приходах". А в остальных, получается, нужно партесием петь и всенощные за час служить....


Ага, а через пару месяцев на московском Епархиальном Собрании архиеп. Арсений говорил об опастности старообрядчества, о том, что мы должны держаться подальше от этой заразы и - хорошо проехался по Спасо-андроникову м-рю за использование старых текстов


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2005, 19:26 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17541

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Не знаю, я со староверами не знаком. Видел их только на выставке. :)


Что, в Питере староверов уже на выставках выставляют :?: :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2005, 21:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Так под "старообрядными приходами" там имелись ввиду, насколько я понимаю, единоверцы.


О том и речь - хотят загнать ревнителей древлего благочестия :-) в единоверческие резервации, чтобы сидели себе и не высовывались.

Цитата:
А со староверами путь сближения один - это именно усиление благочестия у нас тут. Чем у нас в РПЦ МП порядки благочестивее и правильнее, тем они, думаю, с нами будут общаться охотнее.


Может, и так. А может, и больше опасаться будут - чтобы ихние к нам не перебежали:).


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 янв 2005, 22:04 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Moskvich писал(а):
Что, в Питере староверов уже на выставках выставляют :?: :)


Ага. Злые и алчные никоньяне. За деньги.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 00:24 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Вячеслав Валентинов писал(а):
О том и речь - хотят загнать ревнителей древлего благочестия :-) в единоверческие резервации, чтобы сидели себе и не высовывались.

Ничего. Мы расплодимся так, что "резервации" станут крупнее "воли". И тогда никто ничего сказать не сможет. :lol:

Кстати, о выставке. Знаменные ноты там, насколько я понимаю, вымели метлой чуть ли не в первый день продажи. Даже "Спутник псаломщика", продававшийся учащимися СПбДА (!!!), разобрали в первый же день. Тоже показательно... Позже рогожцы свои крюки продавали, но оно и понятно - крюки мало кто разумеет. И то, как писал светский портал фонтанка.ру, первую партию знаменных нот у них раскупили в первый же день.

Так что не так всё плохо. :lol:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 11:44 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Знаменные ноты там, насколько я понимаю, вымели метлой чуть ли не в первый день продажи.


Даже не "чуть ли", а в первый день. Консерваторские, бывшие во второй (самое позднее - третий) день, уже не нашли ничего интересного для себя.

Цитата:
Даже "Спутник псаломщика", продававшийся учащимися СПбДА (!!!),


:) :) :) Впрочем, я даже НА РЕГЕНТСКОМ ОТДЕЛЕНИИ СПБДС (!!!) знаю людей, любящих знамя. Самолично агитацию за знаменный съезд в ихнем логове проводил :) . С риском для жизни :) .

Цитата:
Позже рогожцы свои крюки продавали, но оно и понятно - крюки мало кто разумеет.


А Киноники и Канон Пасхи Г. Б. Печёнкина долго лежали (вероятно, потому что там, где они были, их не думали найти - на лотке Татьянинского храма при МГУ).


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 12:53 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Цитата:
Консерваторские, бывшие во второй (самое позднее - третий) день, уже не нашли ничего интересного для себя.

Ну, этим профессионалам, думаю, там изначально было нечего ловить. Всё же на выставке должны представляться широко востребованные вещи, а не нужные и понятные лишь элите. В общем, у меня есть сильные сомнения, что и в первый день они для себя что-нибудь нашли бы... :)

Цитата:
Впрочем, я даже НА РЕГЕНТСКОМ ОТДЕЛЕНИИ СПБДС (!!!) знаю людей, любящих знамя

Это какая-то странная любовь. :lol: Из серии "люблю-то я знамя, а вот платят-то мне за Веделя" :lol:

Что такое Киноник - не знаю. :oops: А пасхальный канон - что это за творение? Новая расшифровка чего-то широкой публике неизвестного?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 13:27 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 13:02
Сообщения: 30

Откуда: Московская область
"Возникает опасность самоуспокоения и почивания на лаврах, а где-то и самодовольства - "вот, какие мы молодцы - всё исполнили"
- что-то вроде этого, несомненно, возникло, сродни удовлетворению при честном выполненнии доброго дела. Клиросное послушание - чрезвычайно опасное и искусительное. Так что усиленное покаяние - это все для клирошанина, иначе надо слезать с клироса и уползать куда-нибудь в уголок - дозревать...

А основная задача клиросных, ИМХО - НЕ МЕШАТЬ молиться. Идти надо от прихожан, а не развлекать самих себя разнообразностями всякими, типа - что сегодня споем? Веделя или знаменным? Мы же все могём!!!

Удивительно хорошо написал Алексей: "Богослужение, соблюдение устава, то же знаменное пение и т.д. - это лишь средства ко спасению. Можно и без них спасаться, и с ними погибнуть."

Слава, конечно, мы не читали Библейские песни и святоотеческие поучения. В нашем большом деревенском храме, который к тому же раздирают всяческие нестроения (за 3 года сменилось 5 священников, сейчас служит шестой, но тоже хочет уходить) на Всенощном Бдении в субботу вечером бывают человека 3-4, кроме священника и клирошан - это максимум! По-видимому, надо как-то учитывать это и в продолжительности службы - я не знаю, для меня до сих пор это вопрос открытый. Каждый приходивший к нам священник как-бы приносил с собой свой "устав" - у нас все тексты служб исписаны - отец такой-то читает, отец другой-то пропускает... А уж что каждый творит с молебнами и панихидами - это отдельная песня....

Слава, а можно вопрос не по теме? Скажите, единоверцы приняты в общение с МП? У нашей клирошанки муж неверующий, но крещен бабушкой в единоверческой церкви, и наш очередной священник сказал ей, что его даже в записках на литургии нельзя поминать, мол, его перекрещивать надо. Она в страшном расстройстве....

_________________
Мир вам!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 13:45 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Татьяна,
единоверцы - это люди, сохраняющие старый обряд в "дониконовской" редакции, но при этом канонически подчинённые Московской патриархии. Они поминают тех же архиереев, что и мы, подчиняются им и поставляются ими. Так что формально они - самая настоящая часть Церкви, как бы строго мы Её границы ни определяли. И Вы, и я можем пойти молитсья-причащаться в их храмы (если их это не смутит, конечно), и никто не вправе нам это возбранять. Естественно, единоверческое крещение 100% признаётся, тут двух мнений и быть не может.

Другой вопрос, что до 1971-го года даже официально они считались как бы "недоправославными", которых надо терпеть ради того, чтобы они совсем не вернулись в староверие. Но на соборе 1971-го года все гонения, воздвигнутые на староверов после никоновых реформ были признаны ошибочными, а анафемы - "яко не бывшими". Но... признать-то признали, а вот на местах дурное отношение ещё остаётся. До сих пор для огромного числа клириков слова "старообрядец", "единоверец", "знаменное пение" и т.д. - ругательства. Это совершенно реально, они их и воспринимают как оскорбления.

Так что, я думаю, не обращайте внимания на отца, предложившего перекрещивать единоверца. Это либо неграмотный, либо недостойный человек. Пойдите к тому, кто владеет сиутацией. Как будто в Москве мало просвещённых ответственных священников. Пусть он и определит, кем и когда крещён муж Вашей знакомой, и как к этому относиться. Одно дело если он действительно был крещён у единоверцев, другое - если у староверов-беспоповцев. И действия в этих ситуациях разные.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 13:56 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
И Вы, и я можем пойти молитсья-причащаться в их храмы (если их это не смутит, конечно)


Главное - троеперстно не креститесь и делайте поклоны вместе со всеми :wink:


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 14:28 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Что такое Киноник - не знаю. :oops:


Причастный стих... :oops: Пособие по изучению пения причастных стихов (длинный причастный стих - лучшее средство для борьбы с "запричастными концертами :) ).

Цитата:
А пасхальный канон - что это за творение? Новая расшифровка чего-то широкой публике неизвестного?


Упрощённая истинноречная редакция поморского канона (может быть, видели - при патр. Пимене такой фолиант для староверов издали - до сих пор продать не могут?). Так вот Глеб Борисович перевел канон на истинноречие (убрал "воскрэсэния дэнэ" и т. п.) и новый текст и немного упростил мелодию, использовав употребительную старообрядческую напевку. Причём в издании сначала одним блоком идут крюки, а потом отдельно - ноты (не двузнаменник). Идея именно в том, чтобы "нотникам" выучить по нотам, а петь уже по крюкам. А в двузнаменнике всегда соблазн будет на привычные поварёшки засматриваться :) .
На втором знаменном съезде демонстрировались примеры применения этой методики. Очень успешные примеры.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 16:44 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Причастные стихи - это, мне кажется, показатель мастерства и даже духовного развития хора. Может, это я их так воспринимаю, но веьма и весьма особый это момент, который народ у нас несправедливо поставил на второй план. А хорошее пение этих стихов, увы, очень нечасто случается.

Не, фолиантов не видел. Я ж вообще не по нотам, а по кафизмам специализировался. :lol:

А вот энтузиасты, выпускающие ноты, пишущие пособия и т.д., у меня вызывают приступы почти страха. :) Надо ж, какие горы народ двигает. :shock:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 16:46 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17541

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Татьяна hope писал(а):
А основная задача клиросных, ИМХО - НЕ МЕШАТЬ молиться. Идти надо от прихожан, а не развлекать самих себя разнообразностями всякими, типа - что сегодня споем? Веделя или знаменным? Мы же все могём!!!


Мне один оптинский иером. рассказывал - "У нас на поздней воскресной литургии - красивый партес, на ранней - знаменный распев... Всяко умеют петь. Я как-то в скиту служил литургию. После сужбы подходит регент, спрашивает - "как мы сегодня пели?" Отвечаю: "пели? Не заметил... Не мешали - значит, очень хорошо пели" (Обиход пели)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 22:03 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Татьяна hope писал(а):
А основная задача клиросных, ИМХО - НЕ МЕШАТЬ молиться.


А если просто НЕ МЕШАТЬ - так зачем вообще пение нужно? Лучше тогда всю службу не петь, а читать.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 22:06 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Moskvich писал(а):
Не мешали - значит, очень хорошо пели" (Обиход пели)


Я именно этот критерий всегда предъявляю к многоголосному пению - чтобы не мешало. От него просто и требовать большего невозможно. Не раздражает - и на том спасибо.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 22:15 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Не, фолиантов не видел.


На епархиальном складе где-то полтора года назад торговали, причём совсем дёшево - рублей 60 за такое издание (цветная печать, глянцевая бумага, древнерусские заставки и крючочки, крючочки...) - это практически даром.

А в Москве, говорят, и дольше лежали (может, и сейчас лежат, если не убрали подальше в связи с отрицательным откликом патриарха - говорят, спели ему давеча этот канон - он очень возмущался: "А где же тут пасхальная радость"? :? ).


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 фев 2005, 23:10 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17541

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Я именно этот критерий всегда предъявляю к многоголосному пению - чтобы не мешало. От него просто и требовать большего невозможно. Не раздражает - и на том спасибо.

А я - к любому.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 10:03 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Moskvich писал(а):
Вячеслав Валентинов писал(а):
Я именно этот критерий всегда предъявляю к многоголосному пению - чтобы не мешало. От него просто и требовать большего невозможно. Не раздражает - и на том спасибо.

А я - к любому.


Тогда повторю вопрос - а зачем вообще пение в таком случае нужно, если вся его ценность в том, чтобы "не мешать"?


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 12:38 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17541

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Пение само по себе никому не нужно.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 12:50 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Moskvich писал(а):
Пение само по себе никому не нужно.


Так может его вообще отменить надо, если оно никому не нужно, а потенциально может только мешать? :shock:


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 12:55 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 13:02
Сообщения: 30

Откуда: Московская область
"Лучше тогда всю службу не петь, а читать." - а вот и нет! Знаете, наверное, в какие моменты вечернего Богослужения народ и садится, и разговаривать начинает, и ходить? На каноне, который читается, на кафизмах.... Чтение у нас в храмах бывает настолько невнятное, что стыдно бывает за клирошан!

На вопрос "зачем петь" ответить трудно. Думаю, пение придает особую торжественность Богослужению, молитва совместно с поющим хором ведь не совсем такая, как с невнятно гудящим чтецом. Как мне показалось, Слава, раз вы так спросили, значит, вы думаете, что пение может помогать молиться? То есть одна мелодия помогает, а другая - мешает? Ну там ежели сравнить партес и знаменное? (Я не о "концертах" сейчас говорю). Вы считаете, как приверженец знаменного пения, что распев одного слога на сто нот в течение трех минут поможет кому-то молиться?

_________________
Мир вам!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 13:11 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17541

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Moskvich писал(а):
Пение само по себе никому не нужно.


Так может его вообще отменить надо, если оно никому не нужно, а потенциально может только мешать? :shock:


Пение само по себе хорошо в консерватории какой, а не в храме. В храме же - мешать любой может, если ради пения петь. А если ради молитвы - другое дело. С Татьяной полностью согласен - знаменное пение, коим Отче наш растягивается на 10 минут - ни к чему иному не приводит, как отключению сознания от молитвы и пр. непотребствам.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 13:26 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Татьяна, простите, что паки влезаю в Ваш с Вячеславом разговор. :)

Глубинная разница между партесом и древними распевами не в многоголосии, не в "эстетике", а в том, что партес всегда чувствен, а знамя бесстрастно. Партесные произведения все как на подбор несут слушающим их некие эмоции, хорошие или плохие. Но в любом случае заставляют людей испытывать какие-то вполне мирские переживания вместо чувства предстояния перед Богом. А знамя не несёт ничего. Наоборот, оно помогает очистить ум от ненужных во время молитвы душевных чувств и направить силы на созерцание духовной красоты и величия богослужения.

"Распев одного слога на сто нот" не есть отличительная часть знаменного пения. Есть моменты, когда это действительно требуется (вроде бы, херувимская на архиерейской службе, причастные стихи), но вообще оно намного быстрее партесного. Например, я бывал на литургиях, которые служились за час с небольшим, даже за 45 минут. При хорошем небыстром (обратите внимание!) пении служба казалась совершенно нормальной, никакого ощущения спешки не было и в помине. Это наоборот, когда партесные хоры начинают одно слово по 150 раз повторять, служба резко затягивается.


То, что Вы написали о чтении, меня вообще удивляет. Невнятные чтецы - это вполне устранимо, было бы желание у настоятеля. :lol:

Про то, что народ садится. На кафизмах он и должен сидеть. Слово "кафизма" вообще и означает "сидение". :) Почему б не посидеть на каноне - я тоже не вижу препятствий. На Афоне, да и у нас в некоторых монастырях монахи просиживают в стасидиях подавляющую часть службы, и им это кажется совершенно приемлемым.

А вот то, что ходит - это от непонимания того, что там чтецы читают. И, самое главное, от нежелания понимать. Если хочешь - подойдёшь к чтецу поближе, тогда и невнятное чтение станет понятным.


Moskvich
Это где "Отче наш" по 10 минут??? В Спасо-Андрониковом монастыре? Увы, храм, куда я раньше ходил в Питере, резко поменял направление своей деятельности, в частности, и распевы, но, поверьте мне на слово, у нас литургия длилась 1 час 15 минут, и была совершенно нормальна, куда лучше, чем партесные постановки в больших соборах. Никто "Отче наш" по 10 минут не пел и херувимскую по 15 - тоже.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 13:39 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17541

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Про то, что народ садится. На кафизмах он и должен сидеть. Слово "кафизма" вообще и означает "сидение". Почему б не посидеть на каноне - я тоже не вижу препятствий. На Афоне, да и у нас в некоторых монастырях монахи просиживают в стасидиях подавляющую часть службы, и им это кажется совершенно приемлемым


Вообше-то сидеть полагается не на кафисмах и каноне, а на чтениях по кафисмам и 3-й и 6-й песнями канона...


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 15:02 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Татьяна hope писал(а):
Чтение у нас в храмах бывает настолько невнятное, что стыдно бывает за клирошан!


Так может, надо бороться с невнятным чтением?

Татьяна hope писал(а):
Вы считаете, как приверженец знаменного пения, что распев одного слога на сто нот в течение трех минут поможет кому-то молиться?

Moskvich писал(а):
знаменное пение, коим Отче наш растягивается на 10 минут - ни к чему иному не приводит, как отключению сознания от молитвы и пр. непотребствам.


Аргументы мимо кассы :) .
Можете почитать, что я несколько дней назад именно по этому вопросу писал на знаменном форуме: (звёздочками обозначаются цитаты собеседника):

Вячеслав писал(а):
*** *** Вячеслав: чем большой роспев может помочь моей молитве, если я из-за его спротяженносложенности:) теряю внимание к тексту поемого, если текст песнопения для меня малознаком?
***
*** То, что тест малознаком - это прискорбно. Но мы можем благодарить наше время - достать тексты Октоиха, скажем, не так сложно. Изучайте, запоминайте.

Изучаю, запоминаю. Пожалуй, треть стихир воскресного Октоиха могу подпеть по памяти. Но надо осознавать, что это путь для небольшого количества книжников (и фарисеев:). Заставлять же сидеть дома и заучивать стихиры Октоиха (а ведь кроме Октоиха есть Минея и Триоди...) обычных прихожан, мне кажется, - это изощрённая форма садизма. Мы, причетники, ориентируясь на собственные способности и склонности к восприятию богослужебных текстов, зачастую завышаем планку для окружающих нас людей, не имеющих возможности выкроить время ещё и на заучивание литургических текстов. А если в храме из ста человек пятеро вызубрят текст стихиры и трое из них смогут во время её пения большим роспевом достигнуть нужной высоты молитвеннного подъёма, а остальные будут слышать вместо текста простое нагромождение красивых фит, думаю, цель достигнута не будет. Думаю, нельзя заставлять людей заниматься медитацией "под" непонятный им роспев, который в лучшем случае ими будет восприниматься как вокализ, а в худшем как "мантра". Мне кажется, отрицательное отношение многих православных людей к знаменному роспеву как к "непонятным завываниям" (то здесь, то там с разными формулировками называется именно эта причина) базируется именно на том, что вместо столпового роспева им подсовываются записи то с ранним многоголосием, то с "супрасльскими" патисонами, то с большим роспевом. Не ставлю на одну доску все три этих явления, а говорю лишь о их восприятии людьми неподготовленными.
Вывод из всего моего вышеследующего многоглаголания: мне кажется, что большой роспев допустим в Богослужении при соблюдении двух условий:
1) его не должно быть слишком много за одну службу (не больше одного-двух песнопений)
2) при его использовании следует выбирать стихиры, более-менее знакомые прихожанам, либо использовать канонарха. Другой вариант - если стихира по Уставу должна петься дважды, можно в первый раз её спеть столповым распевом или даже напевкой, а второй раз - уже большим роспевом.


Вот спрошу у Татьяны и Москвича - благодаря каким примерам знаменного пения у Вас сложился такой стереотип - если знаменное, то каждая стихира на 10 минут. Столповой роспев (это и есть действительно знаменный в более узком значении), большой роспев и напевка - три разных вещи. Служба, спетая столповым знаменным роспевом, а тем более с использованием напевки, продлится не больше, чем партесная.
А Гринденко, о. Герман (Рябцев), Конотоп и иже с ними - это "вещи в себе" :) , по которым нельзя судить о знаменном пении.

А где можно послушать знаменное "Отче наш" на 10 минут? :) Вообще-то обычно эта молитва либо читается, либо поётся напевкой (причём довольно шустренько).

Moskvich со слов оптинского иеромонаха писал(а):
Не мешали - значит, очень хорошо пели" (Обиход пели)


Moskvich писал(а):
Пение само по себе хорошо в консерватории какой, а не в храме. В храме же - мешать любой может, если ради пения петь. А если ради молитвы - другое дело.


Ничего не понял, как Ваши две фразы объединить в одну? :?: Так, если ради молитвы петь, то, по-Вашему, пение всё-таки помогает? И я разве писал, что петь надо ради пения, а не ради молитвы?


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 15:12 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Пока придумывал ответ, Алексей почти то же самое написал:)


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 15:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Это где "Отче наш" по 10 минут??? В Спасо-Андрониковом монастыре?


Если это так, то прошу обратить внимание, что тема о большом роспеве возникла на знаменном форуме именно как полемика с головщиком и певчими этого собора.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 15:35 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Татьяна, простите, что паки влезаю в Ваш с Вячеславом разговор. :)


:)

Цитата:
Никто "Отче наш" по 10 минут не пел и херувимскую по 15 - тоже.


На втором знаменном съезде одним бытюшкой была высказана мысль, что херувимская не должна ни торопить, ни смирять :) служащего священника. А знаменная херувимская (при опытном головщике) позволяет избежать пауз или накладывания "заплаток" в конце песнопения, если священник всё не выходит и не выходит. В этом случае можно добавить (или убавить, если надо ускориться) количество лиц и фит - продолжительных мелодических оборотов, хорошо известных певчим на память.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 16:01 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 18:04
Сообщения: 2759

Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Глубинная разница между партесом и древними распевами не в многоголосии, не в "эстетике", а в том, что партес всегда чувствен, а знамя бесстрастно.
Как человек, не отягащенный профессиональным опытом в данном направлении, могу высказать свое мнение.
Первое, насчет пения на службе.
На мой взгляд, пение является возвышенным словесным выражением мыслей и эмоций человека. И уже по этому определению не может быть бесстрастным и безэмоциональным. Применение слова "чувственность" глобально к любой партессной музыке, на мой взгляд, грешит огульностью. Музыка, она завсегда очень разная.
Теперь на тему места того или иного пения в службе. Тут опять-таки отдать предпочтение чему-то одному весьма сложно. Понимаю, что среди борцов за чистоту рядов прежде всего присутствуют профессионалы. И поэтому понятно их упование на знамя. Со своей стороны, простого "пользователя", могу сказать, что на службе не отвлекает то, что привычно. И в этом смысле моему неискушенному вкусу одинаково мешает как партес типа Всенощной или Литургии Рахманинова, так и знамя в классическом варианте, поскольку просто непривычно слуху, а значит является дополнительным отвлекающим фактором (впрочем судить могу лишь по известному мне исполнению в Сосновском храме Всех святых в земле Русской просиявших. А знамя там или нет и каково, не могу определить).
И в этом случае, мне кажется, наилучшим вариантом для среднестатистического прихода будет не крайности типа знамя-партес, а нечто среднее, простое типа обихода и незаиейливых песнопений из простеньких сборников. И опять же из своего восприятия: обиход мне видится проще, ближе и естественнее, а когда слышу знаменные распевы, то тут же появляется ощущение присутствия на деревенской завалинке или какой-нибудь вечоре, а никак не в храме на торжественной службе. Ибо знаменному распеву (в том виде в каком я его слышал в указанном месте), присуще те же музыкальные излишества и красоты, в коих обвиняется партес, разве что оформленные в другом стиле - минималистическом.
Так что все это на любителя.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2005, 17:13 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Верний писал(а):
На мой взгляд, пение является возвышенным словесным выражением мыслей и эмоций человека.


Простите, но это взгляд, сформированный именно под влиянием партесного пения.

Цитата:
И уже по этому определению не может быть бесстрастным и безэмоциональным. Применение слова "чувственность" глобально к любой партессной музыке, на мой взгляд, грешит огульностью.


Я бы тоже не стал выражаться настолько категорично. Но тенденция налицо.

Цитата:
Теперь на тему места того или иного пения в службе. Тут опять-таки отдать предпочтение чему-то одному весьма сложно. Понимаю, что среди борцов за чистоту рядов прежде всего присутствуют профессионалы. И поэтому понятно их упование на знамя. Со своей стороны, простого "пользователя",


Для справки: я - тоже не профессионал в этом деле. Я вообще экономист по профессии.

Цитата:
могу сказать, что на службе не отвлекает то, что привычно.


Походите годик в храм со знаменным пением - и непривычным станет 4-голосный обиход :) . Привычка - дело наживное и не может быть серьёзным аргументом.

Цитата:
(впрочем судить могу лишь по известному мне исполнению в Сосновском храме Всех святых в земле Русской просиявших. А знамя там или нет и каково, не могу определить).


Пожалуй, надо мне туда съездить. А какое у них расписание служб?

Цитата:
И в этом случае, мне кажется, наилучшим вариантом для среднестатистического прихода будет не крайности типа знамя-партес, а нечто среднее, простое типа обихода и незаиейливых песнопений из простеньких сборников.


Я тоже за золотую середину. Только у меня в линейке больше делений :) :) :) :) . Смотрите, что получается:

1) Большой знаменый роспев, демество и строчное пение
2) чисто столповое пение
3) столповое пение с использованием напевки
4) 4-голосный обиход
5) крутой партес.

Что оказывается в середине, думаю, Вы видите сами :) . Я немножко смухлевал, но лишь немножко. А если бы я ещё подобно Вам всё партесное пение объединил в одну группу, середина сместилась бы ещё сильнее. :)

Цитата:
И опять же из своего восприятия: обиход мне видится проще, ближе и естественнее, а когда слышу знаменные распевы, то тут же появляется ощущение присутствия на деревенской завалинке или какой-нибудь вечоре, а никак не в храме на торжественной службе.


Определённо, надо в Сосново съездить, узнать, что там за чюдо-пение :) .

Цитата:
Ибо знаменному распеву (в том виде в каком я его слышал в указанном месте), присуще те же музыкальные излишества и красоты, в коих обвиняется партес, разве что оформленные в другом стиле - минималистическом.


А можно пояснить, что такое минималистические излишества? Одно другое, кажется, должно исключать?

А кто сказал, что пение должно быть некрасивым? Некрасивое пение будет мешать. Просто "украшения" в знаменном роспеве (лица и фиты) ненавязчиво, без эмоций (ни мажора, ни минора там нет как таковых) позволяют "постоять" мыслью на наиболее существенных словах песнопения. Украшения ради украшения там никогда нет.
А если находятся исполнители, которые и знамя поют как концерт, то это проблема не роспева, а певцов. В партесе же изначально не так - концертность заложена в самой его "идеологии".

Несколько веков господства партеса привело к появлению термина "молиться под..." Под Бортнянского, под Львова-Бахметьева, под Знаменского:-). А раньше ведь молились не "под" пение, а ПЕНИЕМ. То есть роспев стал просто мелодическим воплощением САМОЙ МОЛИТВЫ. Веками распевщики, руководствуясь довольно строгими правилами (одни попевки употребляется только в одном гласе, другие - в других) воплощали в пении молитву. Где мысль остановилась на каком-то слове - появилась фита. Просто как необходимость, а не как "а дай-ка я здесь покрасивше забабахаю". Поэтому красота красоте рознь.


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 96 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 25

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron