Хочу рассказать о своей поездке на северо-запад, в которой побывала 7-10 июля.
Для удобства чтения разобью свой получившийся довольно большим рассказ на несколько частей.
Поездка была приурочена к торжествам, отмечаемым в Тихвине в связи с 625-летием явления Тихвинской иконы. Мне всегда очень хотелось побывать в Тихвине, поэтому-то я и решила поехать, но самое интересное, что когда я записывалась в поездку, собиралась, то мне даже не пришло в голову, что 9 июля празднуется память Тихвинской иконы. Обычно я предпочитаю бывать в святых местах не на престольные праздники, т.к. суета, множество собравшегося народу меня всегда смущают. А о самих торжествах я узнала буквально накануне поездки, но деваться уже было некуда...
Маршрут у нас был такой: Покрово-Тервеничский женский монастырь, Введено-Оятский женский монастырь, Александро-Свирский мужской монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Старая Ладога.
Надо сказать, что во всех обителях, которые мы посетили в этой поездки, кроме Тихвинского монастыря, я уже была 8 лет назад, и мне, конечно же, было интересно посмотреть, какие изменения произошли за эти годы, сравнить.
Приехали мы ранним утром, после 5 утра, на станцию Лодейное поле, а оттуда на автобусе нас повезли в одну из самых молодых обителей на Руси – Покрово-Тервенический женский монастырь.
Покрово-Тервенический монастырь возник там, где никогда раньше не было монастыря. Тервеничский погост впервые упоминается в 1137 г. в Уставе новгородского князя Святослава Ольговича, где были описаны все погосты Приладожья и Прионежья. Эти земли, принадлежавшие Новгороду, в древние времена были населены вепсами, что отразилось в самом названии поселения («Teri» - на вепсском наречии «здравствуй»). Известно, что в 16 веке на погосте было уже два храма, а во многих деревнях вокруг были часовни. Деревни Тервеничского погоста то разорялись и приходили в запустение, то снова заселялись. В самих Тервеничей храмы, как и сама деревня, приходили в ветхое состояние, сгорали, потом заново отстраивались. Кроме старой церкви архангела Михаила, существовавшего в конце 16 века, с конца 18 века упоминается деревянная церковь Покрова Божией Матери, которая сгорела в 1917 г. Над озером на горе в 1861 г. жители деревни построили каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, белый с ярко-синим с золотыми звездами куполом, украшенный росписями и красивыми иконами. В 1935 г. храм закрыли, в здании разместили клуб, потом склад зерна, а затем и склад удобрений. Постепенно храм стал разрушаться.
Возрождение церкви началось в 1991 г., когда туда приехали 2 сестры из сестричества, образовавшегося при храме свв. муч. Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Санкт-Петербурге. Первоначально монастырь возник как сестричество при этом храме. Меньше чем за 10 лет обитель выросла и благоустроилась. Вместо небольшой деревянной часовни над святым источником стоит большая белокаменная часовня с голубым куполом. На самом высоком месте, рядом с Покровским храмом, находится часовня в честь Святой Троицы. Выросло монастырское хозяйство, при монастыре открыты швейная и художественная мастерские. Все иконы самого монастыря, а также иконы в других храмах и обителях были созданы в этой мастерской.
Главной святыней монастыря является чудотворная Тервеническая икона Божией Матери (по своему иконографическому типу это «Умиление» или «Елеуса»). Проблемой новоустраиваемого монастыря было не только восстановление разрушенного храма и постройка жилых помещений, но и, по примеру многих исторических обителей, наличие источника и святынь. Попытки обнаружить воду на территории монастыря долгое время не имели успеха. Пришлось удовлетвориться расположенным рядом Погостским озером. Проблема с особопочитаемой иконой также долгое время не находила своего разрешения. Община хотела найти старинный образ, память которого празднуется в день праздника Покрова (Люблинская, Псково-Покровская, Касперовская, Браиловская, Гербовецкая, Барская), но это было достаточно трудно. Настоятель и духовник обители – игумен Лукиан надеялся найти для обители старинный список с чудотворного образа Касперовской иконы. Но все старания опять-таки оказались безуспешными, и тогда было решено найти другую икону, празднуемую 14 октября. Но в этот же день одному из монашествующих, принимавшему активное участие в поисках иконы, было явлено видение, в котором сама Богородица указала место источника и икону, напоминавшую Касперовскую, хотя и без подписи. После этого видения опять были приложены силы к поиску иконы, но снова безуспешно. И только после многих стараний точно такая же икона, какая была указана Пресвятой Богородицей, была найдена в мастерской одной из одесских художниц. После того, как икону привезли в обитель, настоятель и монашествующие, придя на то место, которое было указано Богородицей в видении, обнаружили там родник. Икона была положена на место родника, как было указано, и был отслужен первый молебен, после чего начали совершаться чудеса от иконы и воды источника. По благословению ныне почившего митрополита Иоанна чтимая икона, сначала именовавшаяся Касперовской, теперь именуется Тервенической, по месту своего прославления.
В настоящее время Тервеническая икона находится в южном приделе Покровского храма. В монастыре также хранятся частицы мощей свв. Сергия Радонежского, Макария Киевского, Даниила Переяславского, Нила Столобенского, Ионы Одесского (эти святыни хранились в доме родных почившего митрополита Гурия (Егорова), а потом были переданы ими в храм св. муч. Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Санкт-Петербурге, откуда и были переданы в монастырь).
http://beljano4ka77.gallery.ru/watch?a=wch-bag2