|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Христианский брак в художественной литературе Добавлено: 04 окт 2007, 12:59 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
В продолжение и некое дополнение к обсуждению гражданского брака в соседней теме.
Попытался вспомнить произведения художественной литературы - русской и зарубежной - где бы любовь и брак были бы изображены с христианской точки зрения. То есть где церковные события не просто были бы упомянуты как некая часть жизни, например, в виде посещения служб/монастырей или описания иконостаса в доме героя/героини, но где христианское понимание жизни вообще и брака в частности составляет основу повествования. Где требования христианской нравственности и морали не есть внешняя законная норма, но принятое человеком внутреннее правило жизни (пусть даже не всегда выполняемое).
И вспомнил не так уж много - или плохо вспоминал:)?
Житийную литературу оставляю в стороне; и вот некоторые заметки - что вспомнилось без тщательного рассмотрения (конечно, не очень хорошо, что "без тщательного рассмотрения" - за что приношу свои извинения).
При всём уважении к романам Льва Толстого, в первую очередь в "Войне и мiру", где он "любил мысль семейную", не могу сказать, что его герои вполне воцерковлённые люди. Ярко вспоминаются молитва Наташи Ростовой на богослужении в Троицу, вечерняя молитва её матери, молебен на Бородинском поле,... - но "духовные искания" главных героев лежат несколько в иной плоскости.
Пожалуй, полнее всего идею верности в браке, понимаемом как Таинство, выразил всё-таки Пушкин - хотя выразил как конфликт верности и любви "земной" - конфликт неразрешаемый и в "Евгении Онегине", и "Дубровском", и разрешаемый неким чудесным образом в "Метели"...
Вспоминается и Тургенев, "Дворянское гнездо".
Пожалуй, так особо и не знаю, что добавить. В качестве гипотезы, объясняющей столь малый список, могу (кроме, конечно, своего незнания:)) привести только то, что, возможно, для русских писателей 19-го века православие было настолько естественным, что не было необходимости как-то особо подчёркивать его роль в жизни героев. Но и у этой гипотезы есть слабая сторона - достаточно снова упомянуть Льва Толстого.
Из зарубежной литературы - здесь мой список ещё короче . Мне кажется, что романтическая, или трагическая, или "законническая", стороны любви и брака практически полностью вытеснили в западной литературе христианский смысл брака - или у меня неправильное представление?
Могу назвать одно яркое исключение (может, кто дополнит?) - уже упоминавшаяся мною в другой теме норвежская писательница Сигрид Унсет и её романы "Кристин, дочь Лавранса" и "Улав, сын Аудуна".
|
|
|
|
|
Маргарита II
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:29 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 01:45 Сообщения: 5311
Откуда: Москва
|
Смогла вспомнить только Татьяну Ларину.
" Но я другому отдана,
И буду век ему верна".
Не знаю, будут ли читателю интересны книги, " где христианское понимание жизни вообще и брака в частности составляет основу повествования". Ведь манит интрига, необычность, нарушение каких-то норм. Запретный плод сладок! Про тихое семейное счастье и добродетельное семейство ни читать, ни смотреть кино не увлекательно .
Как сделать это интересным, затрудняюсь сказать...
|
|
|
|
|
Лидия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:34 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 16:58 Сообщения: 475
Откуда: Москва
|
Сейчас перечитываю "Анну Каренину".
Наиболее понравившиеся кусочки выложу здесь!
Там классные характеристики даёт Толстой своим героям.
Чем спроить на 6-ти страницах про гражданский брак, лучше сразу классика послушать.
В смысле, как Кити себе жениха выбирала. Её сомнения, пристрастия, мучения, и т.д. И что ей отец-князь сказал про Вронского. Он сразу про него всё сказал.
_________________ Господь и желания лобзает, и намеренья целует.
Последний раз редактировалось Лидия 04 окт 2007, 13:39, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
|
Наташа
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:37 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 15:31 Сообщения: 18344
Возраст: 46 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Сестричка писал(а): Сейчас перечитываю "Анну Каренину". Наиболее понравившиеся кусочки выложу здесь! Там классные характеристики даёт Толстой своим героям. Чем спроить на 6-ти страницах про гражданский брак, лучше сразу классика послушать. А у меня "Анну Каренина" вызвало скуку, все стало ясно с самого начала .
_________________ Иные живут счастливо, сами того не зная.
|
|
|
|
|
Лидия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:40 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 16:58 Сообщения: 475
Откуда: Москва
|
Ты во сколько лет последний раз читала?
Там главное- не интрига. Ну, лично для меня.
Мне переживания героев нравятся.
_________________ Господь и желания лобзает, и намеренья целует.
|
|
|
|
|
@Helen@
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:41 |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 12:48 Сообщения: 18598
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Маргарита II писал(а): Ведь манит интрига, необычность, нарушение каких-то норм. Запретный плод сладок! Про тихое семейное счастье и добродетельное семейство ни читать, ни смотреть кино не увлекательно . Как сделать это интересным, затрудняюсь сказать...
Когда-то я открывала тему - "Человек без греха не интересен"....
_________________ "Посылай свой хлеб по водам, Ибо спустя много дней ты его найдешь…" Екклесиаст (11:1)
|
|
|
|
|
ZX700
|
Заголовок сообщения: Re: Христианский брак в художественной литературе Добавлено: 04 окт 2007, 13:47 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 авг 2006, 15:06 Сообщения: 1947
Возраст: 53
Вероисповедание: Православный, МП
|
Alexey K писал(а): При всём уважении к романам Льва Толстого, в первую очередь в "Войне и мiру", где он "любил мысль семейную", не могу сказать, что его герои вполне воцерковлённые люди. Ярко вспоминаются молитва Наташи Ростовой на богослужении в Троицу, вечерняя молитва её матери, молебен на Бородинском поле,... - но "духовные искания" главных героев лежат несколько в иной плоскости.
Равно как и "духовные искания" самого автора, заведшие его к душепогибельному отпадению от спасительной истины Православия, вплоть до отрицания им божественности Христа.
Так что полностью согласен с тем, что произведения данного автора ну никак нельзя рассматривать как подходящие применительно к данной теме.
_________________ У русского государства то преимущество перед другими, что оно, по-видимому, управляется напрямую самим Господом Богом, иначе невозможно понять, как оно вообще существует. (c) Христофор Андреевич Миних, фельдмаршал (1683-1767).
|
|
|
|
|
Мелани
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:52 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Сестричка писал(а): Ты во сколько лет последний раз читала? Там главное- не интрига. Ну, лично для меня. Мне переживания героев нравятся.
Поддерживаю полностью, Лида! Сюжетная линия Левин-Кити замечательно, неординарно раскрыта (чего стоит отказ Левину и второе его сватовство). Масса удовольствия и размышлений.
_________________ ... И если СЛОВО - это Бог, То ТИШИНА есть Богоматерь. (с)
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:52 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24300
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вера Еремина. Русская классическая литература в свете Христовой правды
http://vmeremina.narod.ru/liter/liter1.htm
Тема любовного романа в произведениях Пушкина. Коллизия долга и страсти.
http://vmeremina.narod.ru/liter/Lit1_02.doc
Цитата: Вот Маша Миронова. Возможна ли для нее участь Анны Карениной? Невозможна уже потому, что она никогда бы за Каренина не пошла. Анна выходит замуж как неодушевленный предмет. Так же, как ее зовут к обеду в определенные часы, так же она пошла к венцу, замуж за человека, которого не знает, с которым не знает, как она будет жить; известно только, что для полу-бесприданницы выйти замуж за сравнительно молодого, лет 38-ми, губернатора, — где же искать лучшей партии. И она отдает ему свою руку, в сущности, тоже по неодушевленности. Заметим себе, что Маша Миронова, когда к ней сватается Швабрин, еще никого не любит, она не встретила еще своей первой любви. Она оголтелая бесприданница, у которой приданого — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить, и к ней сватается блестящий офицер, который только что, чуть ли не промыслительно, занесен в эту глухомань. Но на вопрос: «И вы не пошли?!» она отвечает: «Как изволите видеть. Алексей Иванович, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние. Но как подумаю, что надо будет в церкви при всех с ним поцеловаться... Ни за что! Ни за какие благополучия!»
Что укрепляет Машу Миронову? Страх Божий! страх солгать перед Богом и людьми! « в церкви, при всех» — ни за какие благополучия! И вера. Человек доверяет Богу свою жизнь. Об этом говорится почти в каждой ектеньи: «Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. — Тебе, Господи». Вот так. Казалось бы, при взаимной и полной любви с Гриневым, они получают оскорбительное письмо отца, запрещающее жениться, и сулящее, по крайней мере, разлуку. Но, слава Богу, у старшего Гринева не хватает характера довести дело до конца. «Я не пойду за тебя без воли твоих родителей, без их благословения не будет нам счастья». Изнутри нет полноты, согласия обоих родов. Мало того: «Господь лучше нас знает, что нам надобно». Вот это ее исповедание: «Господь лучше нас знает, что нам надобно». И опять-таки: Сами себе и друг друга, и всю жизнь свою, и чужую, — Христу Богу предадим!
http://www.predanie.ru/mp3/Vera_Eremina/
|
|
|
|
|
Мелани
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 13:59 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Сладких-шоколадных христианских семей в художественной литературе не так уж и много. Та же Татьяна Ларина - не факт, что была счастлива в браке, но ее "и буду век ему верна" на фоне ТОГО века достойно уважения и... достойно чтобы брак ее был счастливо состоявшимся .
У Шмелева в "Путях Небесных" описана очень неправославная ситуация, с внутренними переживаниями и мытарствами гл.героев, которые "по закону" специально пишу в кавычках не могли официально пожениться.
"Джейн Эйер" - примерно схожая ситуация.
Что про семьи писать? "Некрещеный поп" Лескова - вспомните! Жизнь гораздо сложнее, и не запихнешь ее в "православные христианские" рамки. Скорее ХРИСТИАНСТВУ внутри жизни подлежит высвободить ТАКОЕ пространство, чтобы оно туда хоть чуточку поместилось...
_________________ ... И если СЛОВО - это Бог, То ТИШИНА есть Богоматерь. (с)
|
|
|
|
|
Лидия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:03 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 16:58 Сообщения: 475
Откуда: Москва
|
"...Когда он думал о ней, он мог себе живо представить ее всю, в особенности прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты, небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах. Детскость выражения ее лица в соединении с тонкой красотою стана состав- ляли ее особенную прелесть, которую он хорошо помнил; но, что всегда, как неожиданность поражало в ней, это было выражение ее глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир, где он чувствовал себя умиленным и смягченным, каким он мог запомнить себя в редкие дни своего раннего детства..."
"...Княжне Кити Щербацкой было восемнадцать лет. Она выезжала первую зиму. Успехи ее в свете были больше, чем обеих ее старших сестер, и больше, чем даже ожидала княгиня. Мало того, что юноши, танцующие на московских балах, почти все были влюблены в Кити, уже в первую зиму представились две серьезные партии: Левин и, тотчас же после его отъезда, граф Вронс- кий.
Появление Левина в начале зимы, его частые посещения и явная любовь к Кити были поводом к первым серьезным разговорам между родителями Кити о ее будущности и к спорам между князем и княгинею. Князь был на стороне Левина, говорил, что он ничего не желает лучшего для Кити. Княгиня же, со свойственною женщинам привычкой обходить вопрос, говорила, что Кити слишком молода, что Левин ничем не показывает, что имеет серьезные наме- рения, что Кити не имеет к нему привязанности, и другие доводы; но не говорила главного, того, что она ждет лучшей партии для дочери, и что Левин несимпатичен ей, и что она не понимает его. Когда же Левин внезап- но уехал, княгиня была рада и с торжеством говорила мужу: "Видишь, я бы- ла права". Когда же появился Вронский, она еще более была рада, утвер- дившись в своем мнении, что Кити должна сделать не просто хорошую, но блестящую партию.
Для матери не могло быть никакого сравнения между Вронским и Левиным. Матери не нравились в Левине и его странные и резкие суждения, и его не- ловкость в свете, основанная, как она полагала, на гордости, и его, по ее понятиям, дикая какая-то жизнь в деревне, с занятиями скотиной и му- жиками; не нравилось очень и то, что он, влюбленный в ее дочь, ездил в дом полтора месяца, чего-то как будто ждал, высматривал, как будто боял- ся, не велика ли будет честь, если он сделает предложение, и не понимал, что, ездя в дом, где девушка невеста, надо было объясниться. И вдруг, не объяснившись, уехал. "Хорошо, что он так непривлекателен, что Кити не влюбилась в него", - думала мать.
Вронский удовлетворял всем желаниям матери. Очень богат, умен, знатен, на пути блестящей военной карьеры и обворожительный человек. Нельзя было ничего лучшего желать..."
_________________ Господь и желания лобзает, и намеренья целует.
|
|
|
|
|
Лидия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:06 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 16:58 Сообщения: 475
Откуда: Москва
|
"...В это время внизу, в маленьком кабинете князя, происходила одна из часто повторявшихся между родителями сцен за любимую дочь.
- Что? Вот что! кричал князь, размахивая руками и тотчас же запахивая свой беличий халат. - То, что в вас нет гордости, достоинства, что вы срамите, губите дочь этим сватовством, подлым, дурацким!
- Да помилуй, ради самого бога, князь, что я сделала? - говорила княгиня, чуть не плача.
Она, счастливая, довольная после разговора с дочерью, пришла к князю проститься по обыкновению, хотя она не намерена была говорить ему о предложении Левина и отказе Кити, но намекнула мужу на то, что ей кажется дело с Вронским совсем конченным, что оно решится, как только приедет его мать. И тут-то, на эти слова, князь вдруг вспылил и начал выкрики- вать неприличные слова.
- Что вы сделали? А вот что: во-первых, вы заманиваете жениха, и вся Москва будет говорить, и резонно. Если вы делаете вечера, так зовите всех, а не избранных женишков. Позовите всех этих тютьков (так князь называл московских молодых людей), позовите тапера, в пускай пляшут, а не так, как нынче, - женишков, и сводить. Мне видеть мерзко, мерзко, и вы добились, вскружили голову девчонке. Левин в тысячу раз лучше человек. А это франтик петербургский, их на машине делают, они все на одну стать, и все дрянь. Да хоть бы он принц крови был, моя дочь ни в ком не нуждается!
- Да что же я сделала?
- А то... - с гневом вскрикнул князь.
- Знаю я, что если тебя слушать, - перебила княгиня, - то мы никогда не отдадим дочь замуж. Если так, то надо в деревню уехать..
- И лучше уехать.
- Да постой. Разве я заискиваю? Я нисколько не заискиваю. А молодой человек, и очень хороший, влюбился, и она, кажется...
- Да, вот вам кажется! А как она в самом деле влюбится, а он столько же думает жениться, как я?.. Ох! не смотрели бы мои глаза!.. "Ах, спири- тизм, ах, Ницца, ах, на бале..." - И князь, воображая, что он представ- ляет жену, приседал на каждом слове. - А вот, как сделаем несчастье Катеньки, как она в самом деле заберет в голову...
- Да почему же ты думаешь?
- Я не думаю, а знаю; на это глаза есть у нас, а не у баб. Я вижу че- ловека, который имеет намерения серьезные, это Левин; и вижу перепела, как этот щелкопер, которому только повеселиться.
- Ну, уж ты заберешь в голову...
- А вот вспомнишь, да поздно, как с Дашенькой.
- Ну, хорошо, хорошо, не будем говорить, - остановила его княгиня, вспомнив про несчастную Долли..
- И прекрасно, и прощай!
И, перекрестив друг друга и поцеловавшись, но чувствуя, что каждый остался при своем мнении, супруги разошлись.
Княгиня была сперва твердо уверена, что нынешний вечер решил судьбу Кити и что не может быть сомнения в намерениях Вронского; но слова мужа смутили ее.
И, вернувшись к себе, она, точно так же как и Кити, с ужасом пред неизвестностью будущего, несколько раз повторила в душе: "Господи помилуй, господи помилуй, господи помилуй!"
_________________ Господь и желания лобзает, и намеренья целует.
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Re: Христианский брак в художественной литературе Добавлено: 04 окт 2007, 14:09 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24300
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
ZX700 писал(а): Так что полностью согласен с тем, что произведения данного автора ну никак нельзя рассматривать как подходящие применительно к данной теме. М.М. Дунаев, автор фундаментального труда "Православие и русская литература": http://www.trud.ru/trud.php?id=200205080781201Цитата: - Было бы смешно отрицать, что Толстой - один из величайших гениев русской литературы. Этих достоинств у него никто не отнимает, и в моих книгах есть множество комплиментов ему как художнику, великому мастеру. После "Анны Карениной" Толстой проявляет себя как создатель собственного вероучения, далекого от Православия. Но и позже его художественные произведения вполне пригодны верующему человеку для чтения, когда Толстой уже - еретик. Возьмите его сочинения для детей, к примеру "Филиппок" - ну что там дурного?... И все-таки он больше чем еретик, он создатель религиозного учения, которое противопоставлено Православию.
|
|
|
|
|
Лидия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:10 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 16:58 Сообщения: 475
Откуда: Москва
|
"...Вронский никогда не знал семейной жизни. Мать его была в молодости блестящая светская женщина, имевшая во время замужества, и в особенности после, много романов, известных всему свету. Отца своего он почти не помнил и был воспитан в Пажеском корпусе.
Выйдя очень молодым блестящим офицером из школы, он сразу попал в колею богатых петербургских военных. Хотя он и ездил изредка в петер- бургский свет, все любовные интересы его были вне света.
В Москве в первый раз он испытал, после роскошной и грубой петербургской жизни, прелесть сближения со светскою милою и невинною девушкой, которая полюбила его. Ему и в голову не приходило, чтобы могло быть что-нибудь дурное в его отношениях к Кити. На балах он танцевал преимущественно с нею; он ездил к ним в дом. Он говорил с нею то, что обыкно- венно говорят в свете, всякий вздор, но вздор, которому он невольно придавал особенный для нее смысл. Несмотря на то, что он ничего не сказал ей такого, чего не мог бы сказать при всех, он чувствовал, что она все более и более становилась в зависимость от него, и чем больше он это чувствовал, тем ему было приятнее и его чувство к ней становилось нежнее. Он не знал, что его образ действий относительно Кити имеет опреде- ленное название, что это есть заманиванье барышень без намерения жениться и что это заманиванье есть один из дурных поступков, обыкновенных между блестящими молодыми людьми, как он. Ему казалось, что он первый открыл это удовольствие, и он наслаждался своим открытием.
Если б он мог слышать, что говорили ее родители в этот вечер, если б он мог перенестись на точку зрения семьи и узнать, что Кити будет несчастна, если он не женится на ней, он бы очень удивился и не поверил бы этому. Он не мог поверить тому, что то, что доставляло такое большое и хорошее удовольствие ему, а главное ей, могло быть дурно. Еще меньше он мог бы поверить тому, что он должен жениться.
Женитьба для него никогда не представлялась возможностью. Он не только не любил семейной жизни, но в семье, и в особенности в муже, по тому общему взгляду холостого мира, в котором он жил, он представлял себе нечто чуждое, враждебное, а всего более - смешное. Но хотя Вронский и не подозревал того, что говорили родители, он, выйдя в этот вечер от Щербацких, почувствовал, что та духовная тайная связь, которая существовала между ним и Кити, утвердилась нынешний вечер так сильно, что надо предпринять что-то. Но что можно и что должно было предпринять, он не мог при- думать.
"То и прелестно, - думал он, возвращаясь от Щербацких и вынося от них, как и всегда, приятное чувство чистоты и свежести, происходившее отчасти и оттого, что он не курил целый вечер, и вместе новое чувство умиления пред ее к себе любовью, - то и прелестно, что ничего не сказано ни мной, ни ею, но мы так понимали друг друга в этом невидимом разговоре взглядов и интонаций, что нынче яснее, чем когда-нибудь, она сказала мне, что любит. И как мило, просто и, главное, доверчиво! Я сам себя чувствую лучше, чище. Я чувствую, что у меня есть сердце и что есть во мне много хорошего. Эти милые влюбленные глаза! Когда она сказала: и очень..."
"Ну так что ж? Ну и ничего. Мне хорошо, и ей хорошо".. И он задумался о том, где ему окончить нынешний вечер.
Он прикинул воображением места, куда он мог бы ехать. "Клуб? партия безика, шампанское с Игнатовым? Нет, не поеду. Chateau de fleurs, там найду Облонского, куплеты, cancan? Нет, надоело. Вот именно за то я люблю Щербацких, что сам лучше делаюсь. Поеду домой". Он прошел прямо в свой номер у Дюссо, велел подать себе ужинать и потом, раздевшись, только успел положить голову на подушку, заснул крепким и спокойным, как всегда, сном.
_________________ Господь и желания лобзает, и намеренья целует.
|
|
|
|
|
Наташа
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:20 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 15:31 Сообщения: 18344
Возраст: 46 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Сестричка писал(а): Ты во сколько лет последний раз читала? Там главное- не интрига. Ну, лично для меня. Мне переживания героев нравятся. года 2 назад. Вот как раз с переживаниями и все стало понятно, читать не интересно уже было
_________________ Иные живут счастливо, сами того не зная.
|
|
|
|
|
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:24 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Мелани писал(а): Сладких-шоколадных христианских семей в художественной литературе не так уж и много. Та же Татьяна Ларина - не факт, что была счастлива в браке, но ее "и буду век ему верна" на фоне ТОГО века достойно уважения и... достойно чтобы брак ее был счастливо состоявшимся . У Шмелева в "Путях Небесных" описана очень неправославная ситуация, с внутренними переживаниями и мытарствами гл.героев, которые "по закону" специально пишу в кавычках не могли официально пожениться. "Джейн Эйер" - примерно схожая ситуация. Что про семьи писать? "Некрещеный поп" Лескова - вспомните! Жизнь гораздо сложнее, и не запихнешь ее в "православные христианские" рамки. Скорее ХРИСТИАНСТВУ внутри жизни подлежит высвободить ТАКОЕ пространство, чтобы оно туда хоть чуточку поместилось...
Я говорю не о "сладких-шоколадных христианских семьях" - их и в литературе немного, и в жизни нет. И не о том речь, чтобы описывать "гладкую безгрешную жизнь идеальных героев" . Речь о том, какие критерии, какие правила выбирают герои (и, конечно, автор ) для оценки поступков, для оценки всей жизни - и, в частности, для оценки любовно-семейно-брачных отношений. Правила, условно говоря, "глянцевого журнала" или православной нравственности?
...
Жизнь сложнее чего? Сложнее любого романа? Да, конечно. Но и Православие - это не рамки, а сама жизнь. Да, в повседневной обыденной жизни оно может проявляться как рамки - то не ешь, сюда не ходи, это не делай - но суть-то, как мы понимаем, ведь не в этом?
Фактически об этом мой исходный вопрос - много ли произведений, где не "христианство втискивается внутрь жизни", а где, наоборот, жизнь понимается как нечто неотъемлимое, неотделимое от христианства. Где не "выделяется место" для христианства, а где всё объемлется христианством...
|
|
|
|
|
Наташа
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:27 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 15:31 Сообщения: 18344
Возраст: 46 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Камо Грядеши. Сенкевич
После этого романа вообще задумалась о семье, хотя там не о семье, о начале семьи
_________________ Иные живут счастливо, сами того не зная.
|
|
|
|
|
1s1
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:32 |
|
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 02 дек 2004, 17:43 Сообщения: 6369
Возраст: 53 Откуда: Московская область
Вероисповедание: Православный, МП
|
"Старосветские помещики" Гоголя
|
|
|
|
|
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:35 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Маргарита II писал(а): Не знаю, будут ли читателю интересны книги, " где христианское понимание жизни вообще и брака в частности составляет основу повествования". Ведь манит интрига, необычность, нарушение каких-то норм. Запретный плод сладок! Про тихое семейное счастье и добродетельное семейство ни читать, ни смотреть кино не увлекательно . Как сделать это интересным, затрудняюсь сказать...
Так я же не говорю, что все герои должны быть идеально-безгрешны - но бывает ведь и борьба с грехом, бывает и искупление греха, и движение героя, пусть с ошибками и падениями, к некоторому нравственному достижению, или, наоборот, с отдельными попытками исправления, к нравственному падению...
Но вне целостной картины мира всякое повествование, кажется, есть не более, чем анекдот (в первоначальном значении слова ).
А "тихое семейное счастье" - это что-то от Манилова .
|
|
|
|
|
Мелани
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:42 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Alexey K писал(а): Речь о том, какие критерии, какие правила выбирают герои (и, конечно, автор ) для оценки поступков, для оценки всей жизни - и, в частности, для оценки любовно-семейно-брачных отношений. Правила, условно говоря, "глянцевого журнала" или православной нравственности? Чем больше я думаю о "православной нравственности" в свете последних тем данного раздела, тем больше склоняюсь к выводу, что нравственность - она в крови, в клетках, в атомах и ДНК зашита, если хотите. Ее никоим образом идеологически извне не вберешь. Это Бог делает, через дух и Духом на физиологическом уровне изменяя, преображая всё существо человека - при условии, что человек позволяет Богу войти внутрь себя. Иначе - любые критерии так и останутся критериями... Alexey K писал(а): Жизнь сложнее чего? Сложнее любого романа? Да, конечно. И наших о ней представлениях, даже православных... То, чего со мной уже в воцерковленной жизни происходило никакими сло... На автобусной остановке подвыпившая девушка по пояс раздета, голосует. Прилюдно снять с себя футболку, надеть на нее, а самой облечься в водолазку - православно будет? Alexey K писал(а): Но и Православие - это не рамки, а сама жизнь. ?Да, в повседневной обыденной жизни оно может проявляться как рамки - то не ешь, сюда не ходи, это не делай - но суть-то, как мы понимаем, ведь не в этом? Полностью согласна. Alexey K писал(а): Фактически об этом мой исходный вопрос - много ли произведений, где не "христианство втискивается внутрь жизни", а где, наоборот, жизнь понимается как нечто неотъемлимое, неотделимое от христианства. Где не "выделяется место" для христианства, а где всё объемлется христианством...
Много. Каждая сказка неправославного Г.Х.Андерсена
_________________ ... И если СЛОВО - это Бог, То ТИШИНА есть Богоматерь. (с)
|
|
|
|
|
Маргарита II
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:45 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 01:45 Сообщения: 5311
Откуда: Москва
|
Цитата: Так я же не говорю, что все герои должны быть идеально-безгрешны - но бывает ведь и борьба с грехом, бывает и искупление греха, и движение героя, пусть с ошибками и падениями, к некоторому нравственному достижению, или, наоборот, с отдельными попытками исправления, к нравственному падению...
Тогда в чем отличие от той же"Рабыни Изауры"? Там, по- моему, было все так, как Вы говорите...
|
|
|
|
|
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:53 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: "Старосветские помещики" Гоголя
Не могу согласиться . Это чудесная повесть о милых, любящих друг друга людях, и вызывающая щемящее чувство - то ли жалости, то ли умиления. Но не совсем подходящая к теме.
P.S. Хотя вот это, например, даже не вполне умилительно: "Пульхерия Ивановна почитала необходимостию держать их [дворовых девушек] в доме и строго смотрела за их нравственностью. Но, к чрезвычайному ее удивлению, не проходило нескольких месяцев, чтобы у которой-нибудь из ее девушек стан не делался гораздо полнее обыкновенного; тем более это казалось удивительно, что в доме почти никого не было из холостых людей, выключая разве только комнатного мальчика, который ходил в сером полуфраке, с босыми ногами, и если не ел, то уж верно спал. Пульхерия Ивановна обыкновенно бранила виновную и наказывала строго, чтобы вперед этого не было. "...
|
|
|
|
|
Лидия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:55 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 16:58 Сообщения: 475
Откуда: Москва
|
Мелани писал(а): Поддерживаю полностью, Лида! Сюжетная линия Левин-Кити замечательно, неординарно раскрыта (чего стоит отказ Левину и второе его сватовство). Масса удовольствия и размышлений.
"...Кити испытывала после обеда и до начала вечера чувство, подобное тому, какое испытывает юноша пред битвою. Сердце ее билось сильно, и мысли не могли ни на чем остановиться.
Она чувствовала, что нынешний вечер, когда они оба в первый раз встречаются, должен быть решительный в ее судьбе. И она беспрестанно представляла себе их, то каждого порознь, то вместе обоих. Когда она думала о прошедшем, она с удовольствием, с нежностью останавливалась на воспоми- наниях своих отношений к Левину. Воспоминания детства и воспоминания о дружбе Левина с ее умершим братом придавали особенную поэтическую прелесть ее отношениям с ним. Его любовь к ней, в которой она была уверена, была лестна и радостна ей. И ей легко было вспомнить о Левине. В воспоминание же о Вронском примешивалось что-то неловкое, хотя он был в высшей степени светский и спокойный человек; как будто фальшь какая-то была, - не в нем, он был очень прост и мил, - но в ней самой, тогда как с Левиным она чувствовала себя совершенно простою и ясною. Но зато, как только она думала о будущем с Вронским, пред ней вставала перспектива блестяще-счастливая; с Левиным же будущность представлялась туманною.
Взойдя наверх одеться для вечера и взглянув в зеркало, она с радостью заметила, что она в одном из своих хороших дней и в полном обладании всеми своим силами, а это ей так нужно было для предстоящего: она чувствовала в себе внешнюю тишину и свободную грацию движений.
В половине восьмого, только что она сошла в гостиную, лакей доложил: "Константин Дмитрич Левин". Княгиня была еще в своей комнате, и князь не выходил. "Так и есть", - подумала Кити, и вся кровь прилила ей к сердцу. Она ужаснулась своей бледности, взглянув в зеркало.
Теперь она верно знала, что он затем и приехал раньше, чтобы застать ее одну и сделать предложение. И тут только в первый раз все дело представилось ей совсем с другой, новой стороны. Тут только она поняла, что вопрос касается не ее одной, - с кем она будет счастлива и кого она лю- бит, - но что сию минуту она должна оскорбить человека, которого она лю- бит. И оскорбить жестоко... За что? За то, что он, милый, любит ее, влюблен в нее. Но, делать нечего, так нужно, так должно.
"Боже мой, неужели это я сама должна сказать ему? - подумала она. - Ну что я скажу ему? Неужели я скажу ему, что я его не люблю? Это будет неп- равда. Что ж я скажу ему? Скажу, что люблю другого? Нет, это невозможно. Я уйду, уйду".
Она уже подходила к дверям, когда услыхала его шаги. "Нет! нечестно. Чего мне бояться? Я ничего дурного не сделала. Что будет, то будет! Ска- жу правду. Да с ним не может быть неловко. Вот он", - сказала она себе, увидав всю его сильную и робкую фигуру с блестящими, устремленными на себя глазами. Она прямо взглянула ему в лицо, как бы умоляя его о поща- де, и подала руку.
- Я не вовремя, кажется, слишком рано, - сказал он, оглянув пустую гостиную. Когда он увидал, что его ожидания сбылись, что ничто не мешает ему высказаться, лицо его сделалось мрачно.
- О нет, - сказала Кити и села к столу.
- Но я только того и хотел, чтобы застать вас одну, - начал он, не садясь и не глядя на нее, чтобы не потерять смелости.
- Мама сейчас выйдет. Она вчера очень устала. Вчера...
Она говорила, сама не зная, что говорят ее губы, и не спуская с него умоляющего и ласкающего взгляда..
Он взглянул на нее; она покраснела и замолчала.
- Я сказал вам, что не знаю, надолго ли я приехал... что это от вас зависит...
Она все ниже и ниже склоняла голову, не зная сама, что будет отвечать на приближавшееся.
- Что это от вас зависит, - повторил он. - Я хотел сказать... я хотел сказать... Я за этим приехал... - что... быть моею женой!- проговорил он, не зная сам, что говорил; но, почувствовав, что самое страшное ска- зано, остановился и посмотрел на нее.
Она тяжело дышала, не глядя на него. Она испытывала восторг. Душа ее была переполнена счастьем. Она никак не ожидала, что высказанная любовь его произведет на нее такое сильное впечатление. Но это продолжалось только одно мгновение. Она вспомнила Вронского. Она подняла на Левина свои светлые правдивые глаза и, увидав его отчаянное лицо, поспешно от- ветила:
- Этого не может быть... простите меня...
Как за минуту тому назад она была близка ему, как важна для его жизни! И как теперь она стала чужда и далека ему!
- Это не могло быть иначе, - сказал он, не глядя на нее.
Он поклонился и хотел уйти..
_________________ Господь и желания лобзает, и намеренья целует.
|
|
|
|
|
ZX700
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 14:56 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 авг 2006, 15:06 Сообщения: 1947
Возраст: 53
Вероисповедание: Православный, МП
|
Мелани писал(а): Много. Каждая сказка неправославного Г.Х.Андерсена
Вот только Андерсена не надо...
Почитайте его письма - Эдварду Коллину, Харальду Шарфу, герцогу Веймарскому.
Одна цитата из письма Г.Х. Андерсена:
"Мне нравятся дети... Я частенько подглядываю за ними сквозь гардины... Ну и потеха наблюдать, как они раздеваются. Сначала из-под рубашонки выныривает круглое плечико. За ним ручонка. Или вот чулок. Его стягивают с пухлой ножки, тугой, в ямочках, и наконец, появляется маленькая ступня, созданная для поцелуев. И я целую ее"
("Что рассказал месяц", перевод И. Померанцева).
Спросите любого профильного специалиста, как называют таких людей.
А если внимательно перечитать его ДЕТСКИЕ сказки, то там откровенного садизма столько, что вообще нет слов.
Примеры?
Да пожалуйста:
"Палач отрубил ей ноги с красными башмаками — пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса."
Сказка "Красные башмаки".
Еще или хватит?
_________________ У русского государства то преимущество перед другими, что оно, по-видимому, управляется напрямую самим Господом Богом, иначе невозможно понять, как оно вообще существует. (c) Христофор Андреевич Миних, фельдмаршал (1683-1767).
|
|
|
|
|
Маргарита II
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 15:01 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 01:45 Сообщения: 5311
Откуда: Москва
|
Цитата: Когда-то я открывала тему - "Человек без греха не интересен"....
Вот-вот! Говорили бы столько о том же "Острове", если бы главный герой не был в прошлом убийцей?!
|
|
|
|
|
Лидия
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 15:02 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 16:58 Сообщения: 475
Откуда: Москва
|
ZX700 писал(а): Спросите любого профильного специалиста, как называют таких людей. Как?
Как можно детей не хотеть целовать?! Вот этого я не понимаю.
_________________ Господь и желания лобзает, и намеренья целует.
Последний раз редактировалось Лидия 04 окт 2007, 15:05, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
|
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 15:04 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Цитата: Речь о том, какие критерии, какие правила выбирают герои (и, конечно, автор ) для оценки поступков, для оценки всей жизни - и, в частности, для оценки любовно-семейно-брачных отношений. Правила, условно говоря, "глянцевого журнала" или православной нравственности? Чем больше я думаю о "православной нравственности" в свете последних тем данного раздела, тем больше склоняюсь к выводу, что нравственность - она в крови, в клетках, в атомах и ДНК зашита, если хотите. Ее никоим образом идеологически извне не вберешь. Это Бог делает, через дух и Духом на физиологическом уровне изменяя, преображая всё существо человека - при условии, что человек позволяет Богу войти внутрь себя. Иначе - любые критерии так и останутся критериями...
Да, можно сказать, нравственность "зашита" - хотя, конечно, слово преображение больше подходит. "Пaче же пройди во уды моя, Во все состaвы, во ўтробу, въ сeрдце. ... Дyшу очисти, освяти помышленіе. ..... Чyвствъ просвети простyю пятерицу. Всего мя спригвозди стрaху твоему. ... Покажи мя твое селeніе единаго Духа" - здесь источник нравственных критериев...
|
|
|
|
|
Мелани
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 15:05 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Мои любимые ко Причастию и после молитвы...
_________________ ... И если СЛОВО - это Бог, То ТИШИНА есть Богоматерь. (с)
|
|
|
|
|
@Helen@
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 15:08 |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 12:48 Сообщения: 18598
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Жены и детей у Андерсена не было, он всю жизнь безответно любил певицу Йенни Линд, которая любила его сказки и истории, но не любила его самого.
Кто еще считает Андерсена педофилом и садистом?
_________________ "Посылай свой хлеб по водам, Ибо спустя много дней ты его найдешь…" Екклесиаст (11:1)
|
|
|
|
|
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 окт 2007, 15:14 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Цитата: Когда-то я открывала тему - "Человек без греха не интересен".... Вот-вот! Говорили бы столько о том же "Острове", если бы главный герой не был в прошлом убийцей?!
Нет человека безгрешного - но каждый человек может быть интересен. Но интересен, всё-таки, не грехом.
|
|
|
|
|
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|