|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 29 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Анна Д
|
Заголовок сообщения: Сочельник. вопросы и ответы Добавлено: 05 янв 2007, 19:23 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17 Сообщения: 1488
Возраст: 43 Откуда: Москва
|
Мы тут взяли с помощью Лиды собрали все вопросы про сочельник. И попросили о.Александра Ильяшенко на них ответить. вот, ответил: рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы
[url=http://www.pravmir.ru/article_1626.html]Что значит поститься до первой звезды?
Как поститься в этот день болящим?
Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника?
Праздновать ли Рождество в семейном кругу?
Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой?[/url]
|
|
|
|
|
Освей
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 05 янв 2007, 19:55 |
|
Зарегистрирован: 30 окт 2004, 21:26 Сообщения: 224
|
|
|
|
|
Сестрица
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 05 янв 2007, 21:34 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 окт 2004, 17:17 Сообщения: 17820
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Аньчик, спасиБо за труды!
А вот о таком я даже и не знала :
Цитата: Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера
Про праздничную Вечерню- хотела поделиться, хожу часто на неё в Храм Христа Спасителя. Там служит Святейший, и там очень торжественно... Правда, народа много, самого разного..
Но очень радостно увидеть нашего Святейшего, иногда даже близко...
|
|
|
|
|
Марина М.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 12:12 |
|
Зарегистрирован: 13 ноя 2006, 13:41 Сообщения: 8434
Откуда: Москва
|
Девочки, я вот, режьте, бейте, так и не поняла!!!!!
С утра не едим, так.
А когда едим? Написано у Ильяшенко - "до первой звезды - это значит до литургии", но литургия же ночью, а после нее, собственно, вообще уже Рождество свершилось....
Мы раньше делали так. Ели вместо сочива сухарики, после того, как в небе реально видели звездочку, хоть одну. (В условиях нынешней облачности нереально). А потом шлм на ночную службу и , приходя, разговлялись.
В теперь я вообще ничего не понимаю. Сочиво у меня дети не едят.
|
|
|
|
|
Сестрица
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 12:30 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 окт 2004, 17:17 Сообщения: 17820
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Марина, служба обычно в Рождественский Сочельник заканчивается полпервого. Т.е. есть можно через 1 минуту.
|
|
|
|
|
Сестрица
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 12:49 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 окт 2004, 17:17 Сообщения: 17820
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я вот насчет масла растительного не поняла.. Можно его в Сочельник или нет? Если батюшка говорит, что пост менее строгий....
И сколько раз в день кушать можно, собственно?
А завтра на Вечерню кто-нибудь пойдет?
|
|
|
|
|
Василисса
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 13:46 |
|
Зарегистрирован: 03 сен 2006, 18:23 Сообщения: 37
Откуда: город на Волге
|
Марина Малова писал(а): Девочки, я вот, режьте, бейте, так и не поняла!!!!! ... В теперь я вообще ничего не понимаю.
Аналогично
|
|
|
|
|
Юлия А.Л.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 14:09 |
|
Зарегистрирован: 19 ноя 2006, 19:41 Сообщения: 645
Возраст: 54
|
Василисса писал(а): Марина Малова писал(а): Девочки, я вот, режьте, бейте, так и не поняла!!!!! ... В теперь я вообще ничего не понимаю. Аналогично
Попробую объяснить. Сегодня (в субботу, 6 января) я была на литургии, после которой сразу же служилась вечерня, где в первый раз пели тропарь Рождества Христова. По окончании службы (а это было около 11 часов утра) служивший священник объявил, что вкушать пищу с растительным маслом можно уже сразу после службы (не дожидаясь первой звезды). Таким образом, не вкушать до первой звезды - это не требования канонов, а необязательная древняя традиция.
|
|
|
|
|
Анна Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 16:43 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17 Сообщения: 1488
Возраст: 43 Откуда: Москва
|
Марина Малова писал(а): Девочки, я вот, режьте, бейте, так и не поняла!!!!! С утра не едим, так. А когда едим? Написано у Ильяшенко - "до первой звезды - это значит до литургии", но литургия же ночью, а после нее, собственно, вообще уже Рождество свершилось.... Мы раньше делали так. Ели вместо сочива сухарики, после того, как в небе реально видели звездочку, хоть одну. (В условиях нынешней облачности нереально). А потом шлм на ночную службу и , приходя, разговлялись. В теперь я вообще ничего не понимаю. Сочиво у меня дети не едят.
Стоп:)
до 1 звезды - до конца ЛИтургии Сочельника:) т.е. часов до 12 дня. Потом едим до 18.00. Потом снова не едим, если причащаемся:)
|
|
|
|
|
Анна Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 16:44 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17 Сообщения: 1488
Возраст: 43 Откуда: Москва
|
Лидия писал(а): Я вот насчет масла растительного не поняла.. Можно его в Сочельник или нет? Если батюшка говорит, что пост менее строгий.... И сколько раз в день кушать можно, собственно? А завтра на Вечерню кто-нибудь пойдет?
Можно масло, ибо суббота
|
|
|
|
|
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 06 янв 2007, 23:17 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
У меня немного другой вопрос.
С каких пор в Сочельник служба служится ночью?
Надеюсь, это возвращение к первохристианским традициям, а не уклон в сторону католических?
|
|
|
|
|
Марина М.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 07 янв 2007, 00:40 |
|
Зарегистрирован: 13 ноя 2006, 13:41 Сообщения: 8434
Откуда: Москва
|
ВСЕХ - С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!!
|
|
|
|
|
Анна Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 янв 2007, 23:26 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17 Сообщения: 1488
Возраст: 43 Откуда: Москва
|
IRUS писал(а): У меня немного другой вопрос. С каких пор в Сочельник служба служится ночью? Надеюсь, это возвращение к первохристианским традициям, а не уклон в сторону католических?
Лучше спросите, с каких пор богослужение служит утром и вечером Изначально все службы были ночные, отсюда и все нощное бдение А потом, по немощи... спим теперь ночью...
|
|
|
|
|
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 02:27 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Анна Любимова писал(а): IRUS писал(а): У меня немного другой вопрос. С каких пор в Сочельник служба служится ночью? Надеюсь, это возвращение к первохристианским традициям, а не уклон в сторону католических? Лучше спросите, с каких пор богослужение служит утром и вечером Изначально все службы были ночные, отсюда и все нощное бдение А потом, по немощи... спим теперь ночью... Хорошо, спрашиваю.
|
|
|
|
|
Анна Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 02:30 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17 Сообщения: 1488
Возраст: 43 Откуда: Москва
|
|
|
|
|
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 03:22 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Анна Любимова писал(а): :) не с первохристианских точно а вот на Афоне, как я понимаю, до сих пор
Ну, не только на Афоне (а на Афоне не во всех монастырях), но и, например, в Платине служба начинается в 4:30 утра и длится до почти полудня.
Вопрос мой был другим: когда и по какой причине Рождественская служба в России служится ночью.
Не поймите меня неверно, я совсем не против
Мне просто это немного странно, потому что католики всегда в этот праздник служат ночью, а в Православной церкви, сколько помню (вот уж почти 30 лет), праздничное Богослужение начиналось по обычному расписанию, а тут узнаю, что в России все приходы тоже начинают служить в полночь, как на Пасху. Отсюда и возник вопрос.
Но если Вы не знаете на него ответ, ради Бога, не смущайтесь, он не принципиален, а подробности я могу выяснить и у руссийских священников.
Простите.
|
|
|
|
|
Анна Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 03:25 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17 Сообщения: 1488
Возраст: 43 Откуда: Москва
|
Вот там и в статье написано. Думаю, что все просто. В идеале все всенощные должны служиться ночью. Но это не всегда возможно. И поэтому оставили только Рождественскую и Пасхальную службы. а почему долго не служились - так и 7 не выходной день было, наверное, поэтому. Да и опасно было...
|
|
|
|
|
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 03:38 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Анна Любимова писал(а): Вот там и в статье написано. Думаю, что все просто. В идеале все всенощные должны служиться ночью. Но это не всегда возможно. И поэтому оставили только Рождественскую и Пасхальную службы. а почему долго не служились - так и 7 не выходной день было, наверное, поэтому. Да и опасно было... Да нет, Анна, вот это уж совсем не ответ.
У нас это вообще рабочие дни и никто даже не задумывается о том, что 7-го берется выходной (на работе и в школе).
Но РПЦЗ (та, которая зарубежом) в первую очередь бережно сохраняла традиции, привезенные из России. Так вот среди этих традиций нет Рождественской службы в полночь. И по сей день у нас всеношная,утренняя по расписанию вечером, а Часы и Литургия - утром.
|
|
|
|
|
Анна Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 03:42 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17 Сообщения: 1488
Возраст: 43 Откуда: Москва
|
Тут понимаете ли как. Изначально - первые века христианства - все службы были ночные А уж что потом где и как - это местные традиции. Так что если РПЦ и возобновила традиции, то не католические, а первохристианские ЕДИНОЙ Церкви:)
и вообще - это не принципиально. В РПЦ есть и ночная, и утренняя Литургия:) Есть храмы, где не ночной службы.
|
|
|
|
|
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 03:54 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Анна Любимова писал(а): :) не с первохристианских точно а вот на Афоне, как я понимаю, до сих пор Анна Любимова писал(а): Тут понимаете ли как. Изначально - первые века христианства - все службы были ночные А уж что потом где и как - это местные традиции. Так что если РПЦ и возобновила традиции, то не католические, а первохристианские ЕДИНОЙ Церкви:) Ну так занчит, все-таки, первохристианские?! Об этом и был вопрос.
Спасибо.
|
|
|
|
|
Olga
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 10:41 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 20 сен 2006, 16:50 Сообщения: 112
Возраст: 53 Откуда: Санкт-Петербург
|
Все-таки я не поняла про пост в Сочельник. У нас в храме ночной службы не было. Была вечерня, и в сам Праздник Рождества Христова - две литургии, в 7 и в 10 утра. Настоятель храма объявил, что в Сочельник строгий пост для тех, кто может понести. В православном календаре я прочитала, что сочиво вкушают после вечерней службы, а до того момента - строгий пост.
Противоречивая какая-то информация.
|
|
|
|
|
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 18:20 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Попробую и я немного рассказать про службы и трапезы Навечерия и Рождества - хотя праздник-то уже прошёл, но очень схожий устав у праздника Богоявления.
Обычно вечером 5-го служится утреня Навечерия (св.мц. Евгении). Утром 6-го - совершаются великие часы с чтениями из Св.Писания Ветхого и Нового Завета и изобразительные (в этом году, поскольку праздник Рождества пришёлся на воскресенье, эта служба была совершена в пятницу). Литургии в этот день (богослужебный, а не календарный) не положено (если это не суббота или воскресенье).
Затем (после великих часов и изобразительных) полагается расход до следующей службы и небольшая трапеза - укрух хлеба и немного вина – но его в приходской практике обычно не бывает.
Затем (во второй половине дня по уставу) совершается вечерня, с литургией св. Василия Великого – в конце этой литургии клирики выходят на середину храма со свечой, и поют тропарь и кондак Рождества – и сия свеча и символизирует Вифлеемскую звезду, и, одновременно , ту самую звезду, после которой можно входить в трапезу. В этом году, опять же поскольку праздник Рождества пришёлся на воскресенье, порядок был несколько иной – совершалась литургия св. Иоанна Златоуста, и после неё (на приходе – сразу, по уставу – после перерыва) совершалась вечерня. Тропарь, кондак Рождества и свеча были как раз в конце этой вечерни.
По уставу, следом за вечерней (если она совершается не в составе всенощного бдения) следует трапеза, вечеря. На трапезе Навечерия устав назначает пищу с маслом (предупреждая, что «рыбу же не ядим» ) и вино.
Следом (как всегда после вечери ) идёт повечерие: в этот праздник совершается великое повечерие в соединении с утреней – вместе (и с часами) они составляют всенощное бдение. Оно по уставу начинается довольно поздно вечером, на московских приходах обычно в 5-ть вечера. После него – по уставу расход, и затем часы и литургия «по рану, труда ради бденного» - обычно служится литургия св. Иоанна Златоуста, но, опять же поскольку праздник Рождества пришёлся на воскресенье, в этот раз была литургия св. Василия Великого (они как бы поменялись местами).
После литургии – на трапезе «разрешение мирянам на вся» .
То есть по уставу всё просто и понятно: совершили вечерню, затем трапеза (с растительным маслом, вином и сочивом), затем всенощное бдение, затем литургия.
Но на московских приходах не всё так просто . Поскольку прихожанам не удобно (в отличие от монахов, у которых всё рядом в монастыре ) много раз сходиться и расходиться (кстати, это одна из причин возникновения всенощного бдения вообще) – то некоторые службы идут сразу одна за другой – в том числе литургия праздника совершается сразу за всенощной, без перерыва.
Кроме того, поскольку не все могут быть на ночной службе, а традицию совершать рождественскую литургию «по рану» тоже не хочется оставлять (но на Богоявление, как правило, от этой традиции отошли, и совершают крещенскую литургию «в своё время» - то есть утром), внесено некое изменение в порядок совершения служб на Рождество. А именно: всенощную служат в обычное время (т.е. в 5-ть вечера), после неё расходятся, и собираются в полночь. В полночь повторяют (!) утреню (фактически для тех, кто не был на всенощной и «захожан» - прошу прощения за это слово), и затем часы и литургия. Такой порядок (хотя и противоречит уставу), тем не менее оправдан в храмах, где два или более престолов, и где могут совершаться и совершаются две литургии: тогда те, кто не может быть на ночной службе, могут быть на всенощной вечером и на литургии утром – то есть не пропустить ничего, и полностью участвовать в богослужении праздника. В однопрестольных же храмах это изменение не очень понятно – литургия всё равно только одна ночью, и в результате остаётся одно только искажение устава – повторение утрени. Правда, во многих храмах в это время идёт исповедь .
На Крещение, повторюсь, «за ночной службой не гонятся» , как правило, и там порядо богослужения вполне привычный: всенощная вечером, литургия утром.
...
Ещё одна любопытная особенность – если Рождество не приходится на воскресенье или понедельник, то в один богослужебный день праздника совершаются две литургии – св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого (аналогичная ситуация – на Пасху).
|
|
|
|
|
Alexey K
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 18:31 |
|
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09 Сообщения: 785
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
IRUS писал(а): Анна Любимова писал(а): :) не с первохристианских точно а вот на Афоне, как я понимаю, до сих пор Анна Любимова писал(а): Тут понимаете ли как. Изначально - первые века христианства - все службы были ночные А уж что потом где и как - это местные традиции. Так что если РПЦ и возобновила традиции, то не католические, а первохристианские ЕДИНОЙ Церкви:) Ну так занчит, все-таки, первохристианские?! Об этом и был вопрос. Спасибо.
Небоьшое уточнение: Ночные службы появились не сразу, но тогда, когда стали формироваться богослужебные уставы – то есть 5-6 века. Всенощные бдения – это особенность Иерусалимского устава, который широко стал распространяться в 12-13 веках, но его истоки, первые варианты, относятся, видимо, к концу 4-го века.
|
|
|
|
|
Вячеслав Валентинов
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 22:46 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11 Сообщения: 1533
Возраст: 49 Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
|
Alexey K писал(а): На трапезе Навечерия устав назначает пищу с маслом (предупреждая, что «рыбу же не ядим» ) и вино. А на случай, когда Навечерие приходится на субботу или неделю (воскресенье), формулировка такая: "испиваем же и вина в славу Божию: в неимущих же странах пием пиво". Цитата: Ещё одна любопытная особенность – если Рождество не приходится на воскресенье или понедельник, то в один богослужебный день праздника совершаются две литургии – св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого (аналогичная ситуация – на Пасху).
Говорят, "Васильевы литургии" в эти праздники - это остатки от древней традиции служить "крещальные литургии".
|
|
|
|
|
Вячеслав Валентинов
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 янв 2007, 23:07 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11 Сообщения: 1533
Возраст: 49 Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
|
Olga писал(а): Все-таки я не поняла про пост в Сочельник.
Если ориентироваться на современную богослужебную практику, когда зачастую утреня служится вечером, а вечерня - утром (как, например, в Великий пост), то мы никогда ничего не поймём. Заканчивать предрождественскую (по сути дела, уже рождественскую) Литургию и вечерню в 12 часов дня - значит лишать себя прекрасной традиции поста Сочельника, либо делать его безсмысленным (если продолжать неядение и после пения праздничного тропаря и кондака).
|
|
|
|
|
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 янв 2007, 02:08 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Alexey K писал(а): IRUS писал(а): Анна Любимова писал(а): :) не с первохристианских точно а вот на Афоне, как я понимаю, до сих пор Анна Любимова писал(а): Тут понимаете ли как. Изначально - первые века христианства - все службы были ночные А уж что потом где и как - это местные традиции. Так что если РПЦ и возобновила традиции, то не католические, а первохристианские ЕДИНОЙ Церкви:) Ну так занчит, все-таки, первохристианские?! Об этом и был вопрос. Спасибо. Небоьшое уточнение: Ночные службы появились не сразу, но тогда, когда стали формироваться богослужебные уставы – то есть 5-6 века. Всенощные бдения – это особенность Иерусалимского устава, который широко стал распространяться в 12-13 веках, но его истоки, первые варианты, относятся, видимо, к концу 4-го века. Алексей, большое спасибо за уточнение.
Но вопрос мой касался именно Рождественской службы и именно в России.
Насколько я понимаю, это довольно новая практика на приходах (не в монастырях).
|
|
|
|
|
Светлана_Д
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 янв 2007, 02:38 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 18 окт 2004, 11:13 Сообщения: 13060
Возраст: 54
|
Вячеслав Валентинов писал(а): Если ориентироваться на современную богослужебную практику, когда зачастую утреня служится вечером, а вечерня - утром (как, например, в Великий пост), то мы никогда ничего не поймём. Заканчивать предрождественскую (по сути дела, уже рождественскую) Литургию и вечерню в 12 часов дня - значит лишать себя прекрасной традиции поста Сочельника, либо делать его безсмысленным (если продолжать неядение и после пения праздничного тропаря и кондака).
Совершенно необязательно! Можно продолжать радоваться и одновременно поститься, занимаясь украшением храма к рождественской ночной литургии и есть не хочется, и настроение праздничное
_________________ Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, лучше. /Оскар Уайльд/
|
|
|
|
|
Drozd
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 янв 2007, 13:11 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17556
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
позвонил А.Б. Свенцицкому. Говорит, что в его детстве - 20-е гг. прошлого века - рождественская служба начиналась в большинстве храмов в час ночи. Хотя кое-где и с вечера служили всенощную.
|
|
|
|
|
Вячеслав Валентинов
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 янв 2007, 14:04 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11 Сообщения: 1533
Возраст: 49 Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
|
Светлана_Д писал(а): Совершенно необязательно! Можно продолжать радоваться и одновременно поститься, занимаясь украшением храма к рождественской ночной литургии и есть не хочется, и настроение праздничное Цитата: И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. (Мк. 2:19) Не есть можно и неделю, и при этом иметь вполне праздничное настроение (в первые дни, во всяком случае ). Только этот пост не будет не иметь никакого отношения к церковному Уставу, о котором был вопрос. Drozd писал(а): позвонил А.Б. Свенцицкому. Говорит, что в его детстве - 20-е гг. прошлого века - рождественская служба начиналась в большинстве храмов в час ночи. Хотя кое-где и с вечера служили всенощную.
Я тоже слышал, что запрет на ночные рождественские службы исходил от большевицких властей. Ещё пасхальные раз в год "уполномоченные" скрепя зубами терпели, а уж про Рождество и речи не было...
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 29 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|