Возраст: 49 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
св прав Иоанн Кроншдатский - такого великого святого не было со времен Апостолов - столько чудес и исцелений - каждодневно!
БОРЬБА С ГРЕХОМ
БОРЬБА С ГРЕХОМ Побеждай, человек, твои страсти, чтобы тебе заслужить венец правды. Борьба со грехом и страстями неизбежна в этой жизни. Если ты без борьбы уступаешь над собой победу диаволу, плоти или миру – ты виноват, ты враг самому себе, ты не увидишь Царства Небесного, если не будешь стараться побеждать. А чтобы побеждать тебе врагов твоих – для этого нужно упражняться в борьбе и умудряться в изыскании средств к победе. Даром ничто не дается (2).
* * * Дивное дело. Тот же человек, который благоговеет перед Творцом и видит Его творение в прекрасном, восхитительном виде и бывает полон удивления, любви и благоговения перед Ним, бывает способен и к низким, нечистым, греховным, лукавым помыслам и чувствам плотским и может воображать в уме самые нечистые скотские вожделения и наслаждения и глубоко оскверняться в своих помыслах и чувствах. Что за противоречие в тебе самом! Какое стремление греха в тебе! Как грех в виде всякой нечистоты стремится осуществить себя на деле и осквернить тебя. Какой подвиг душевный непрестанно предстоит для тебя – бороться с нечистотой внутри тебя и отвоевывать свое благородство духа и чистоту души и тела! Иначе ты развратишь и осквернишь свою природу – душу и тело. Истинно, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Война непрестанная с грехом необходима, доколе мы на земле; сидеть сложа руки нельзя, иначе грех одолеет и победит и подвергнет вечному плену, стыду и муке (4).
* * * Царство Небесное, то есть святость, чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему силою берется (Мф. 11:12), то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, – и употребляющие усилие восхищают его. Плоть противится духу, то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим, ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели (4).
* * * Ты попал в плен диавольский по невниманию, по неблагодарности, гордости: старайся освободиться из этого плена с помощью всесильного Ратоборца, Господа Иисуса Христа, победившего общего нашего врага и супостата; на то тебе даны все Божественные силы. Смотри на пример борьбы апостолов, святителей, мучеников и всех святых и подражай им, а они всегда помогают призывающим их с верою (4).
* * * Нужна борьба неотложная, непрерывная со всеми страстями, живущими и коренящимися в нас. Какую, скажи мне, поборол ты страсть и умертвил? Не живы ли они все в тебе доселе и не уязвляют ли, не смущают ли тебя? Восстань и побори все страсти, этих мысленных амаликов13, живущих в тебе и уживающихся с тобою. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?»14 (2Кор. 6:14, 15) (4).
* * * Господь хочет, чтобы ты духовно возрастал и достигал зрелости, как колос хлебный, или процветал и благоухал пред Богом всякой добродетелью духовной, как прекрасный цвет полей и долин. Вот твое назначение, человек. Но вместе с тем Господь хочет, чтобы ты избегал всякого зловония греховного через покаяние и слезы, воздержание и бодрствование всегдашнее над собой, через борьбу с помыслами и греховными наклонностями и страстями, ибо «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12) (4).
* * * Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или духами злобы поднебесной, борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией, ибо без Бога ни до порога и от Бога даны все Божественные силы к животу и благочестию; надо только не лениться использовать их. Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собой всякое усилие, какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу; какую молитву всегдашнюю; какой труд, какие добродетели! И как верно они дошли до Царствия Божия. Никто из них не посрамился, все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царство Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей, читайте, слушайте Слово Божие, внимайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное блаженство. Ведь вы трудились так или иначе для земного благоденствия; трудитесь же особенно для получения вечной жизни: «Ищите... прежде Царства Божия и правды Его, и это все, все земные блага, приложится вам» (Мф. 6:33) (4).
* * * О, как многобедственна, многотрудна, тяжка земная жизнь! С утра до вечера ежедневно надо вести тяжкую брань со страстями плотскими, воюющими на душу, с начальствами, властителями и миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными (см. Еф. 6:12), лукавство и коварство которых неизмеримо злобно, адски искусно, недремлемо! О, Сладчайший наш Спаситель, призывающий всех труждающихся и обремененных к Себе для успокоения! Вот, Ты видишь: изныло сердце наше и утроба наша от борьбы и скорби ежедневной, измождены мы, обессилены, ходим как тени. Безпрестанно стяжают душам нашим злобные враги наши и усиливаются всеми мерами вовлечь нас в бездну отчаяния. Простри, Владыко, высокую Твою мышцу и избави нас от козней древнего дракона, убийцы. «Если кто хочет идти за Мною, – изрек Ты, – отвергнись себя, каждый день бери крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Но кто же ежедневно бывает виновником нашего креста, наших скорбей и тесноты? Плотский, ветхий наш человек и диавол с своими непрерывными кознями (6).
* * * Взирание ко Господу при борьбе с какой-либо страстью или по учинении какого-либо греха и покаянии умиротворяет мятущееся сердце наше и дивно проясняет лицо наше. Ты дал веселие сердцу моему; отпечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7, 8) (6).
* * * Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в противностях, то есть в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях (7).
* * * Теперь мы стоим и падаем (в вере и добродетели), но надеемся такого времени и такого состояния, в котором мы уже не возможем пасть, придем в состояние совершенной безопасности от падения, как Ангелы, которые теперь непреклонны ко злу, и навсегда утвердимся в святости. Борись со грехом и надейся, что придет наконец время совершенной победы над грехом и над смертью, его порождением. «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор. 15:26) (7).
* * * Нужны тысячи опытов борьбы с разными порочными наклонностями своего сердца, чтобы наконец выйти из этой борьбы победителем при помощи благодати Божией, и вот эта-то упорная и скорбная внутренняя война делает для нас вполне понятными слова апостола, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Точно, многими скорбями! (8)
* * * Если мы будем всегда усердно воевать с грехом, то при всех злостраданиях, скорбях будем иметь мир в душе и радость в Духе Святом и будем истинными рабами и воинами Христовыми, если же не будем вести брани с грехом, воевать со страстями и искоренять их, не желая терпеть скорбей и желая идти торным путем мирским, то грех возьмет нас в плен и будет в нас источником всегдашней разрушительной брани с самими собой и с окружающими нас людьми, как свидетельствуют и Писание, и опыт: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34) (8).
* * * Кто не видит слепоту, безрассудство, срамоту, безумство, нелепость, гибельность греха? А если он таков, то зачем продолжаем грешить? Зачем делаем беззаконие? Наш долг и прямая польза – всячески бороться с грехом, призывая усердно помощь Божию, без которой немыслимо одолеть какой-либо грех, ибо сказано: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Наш долг – знать обычную хитрость, прелесть, фальшь греха, явную гибельность, испытанную нами над собой и над бесчисленным множеством людей; с другой стороны – правоту, красоту, жизненность, свободу, славу, мир, радость, торжество добродетельной души, здравие и крепость тела, не поддающегося греху, успех во всех житейских делах человека добродетельного, ясность понимания всех и всего окружающего; для человека добродетельного всегда день, как для грешника вся жизнь – темная ночь, ибо страсти ослепляют человека (10).
* * * Боритесь же непрестанно с грехом с помощью Божией: Господь, Помощник наш и Заступник наш, ближе к нам всегда, чем грех, чем диавол, хотя и этот всегда близок по причине рабства нашего ему, по причине угнездения его в глубине наших душ... Но его надо непременно выгнать из внутренних гнезд и бить вора, мошенника, срамника, убийцу нещадно, в каком бы виде ни появился насильничать в нас. Так бей нещадно свое самолюбие, тщеславие, гордость, алчность, корыстолюбие, скупость, жестокосердие, гневливость, раздражение, непослушание, суеверие, уныние, ропот и прочие грехи (10).
* * * Поминайте чаще, что Господь наш сделал и делает для нашего спасения, какие подал и подает силы борющимся против греха, как славно венчает победителей греха; при таком ли всесильном Вожде нам дремать, лениться и падать? А если и падешь по немощи, по навыку грешному или по неопытности, тотчас вставай и опять борись, умудряйся в духовной брани и побеждай; не всегда же быть рабом пагубного греха – надо выйти на волю, на свободу Божию (10).
* * *
13Амалики, или амаликитяне, – народ, оказавший сильное сопротивление евреям при вступлении в их землю израильскую. В переносном смысле – непокорные, враги. 14Велиар – библейское название темной силы, олицетворяющей зло.
СТРАСТИ
СТРАСТИ Спаситель благоволил воплотиться не для того только, чтобы спасать нас тогда, как грехи, страсти одолели нас, когда мы уже опутаны ими, но и для того, чтобы спасать нас по молитве нашей тогда, когда еще только усиливаются ворваться в нас грех и страсть, когда борют нас. Не надо спать и опускать малодушно руки, когда борют нас страсти, но в это самое время и быть настороже, бодрствовать и молиться Христу, чтобы Он не допустил нас до греха. Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился в нем, а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душой. Душа – дом, страсти – огонь. «Не давайте места диаволу» (Еф. 4:27) (1).
* * * Замечай за собой – за своими страстями, особенно в домашнем быту, где они свободно проглядывают, как кроты в безопасном месте. Вне дома одни ваши страсти обыкновенно прикрываются другими страстями, более благовидными, а там нет возможности выгнать этих черных кротов, подкапывающих целость нашей души (6).
* * * Гордецу неприятно, когда от него требуют смирения перед другими, завистливому – когда требуют доброжелательства врагам, мстительному – когда требуют прощения и примирения, сребролюбцу – когда напоминают ему об уплате долгов, чревоугоднику – когда говорят ему о посте и о спасении души. Но они должны побеждать в себе свои чувства, свои страсти и с радостью делать то, что от них требуют или требует Евангелие, иначе, предаваясь нераскаянно, неисправимо страстям своим, они навеки погибнут (6).
* * * Господь для того попускает нас обуреваться различными страстями в этой жизни, чтобы возненавидели всем сердцем эти самые страсти и за ничто считали все земное, как бы оно ни было драгоценно и приятно, и чтобы всем сердцем возжелали единого Бога, Источника тишины и живота, и к Нему единому прилеплялись, Его Единого ценили прежде всего, Его святую волю, Его мир и радость (6).
* * * Гордость – демон; злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – демон; уныние – демон; различные страсти, а действует во всех один сатана; различные страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно, один дух с сатаной. Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению диавола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания как страдания за имя Христово и радуйся в страданиях своих, благодаря Бога; ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа (7)!
* * * Страсти, как жестокие погонщики, так и подгоняют нас, ежедневно понуждая, по нашей страстности к земным вещам, делать противное Господу и нашему истинному благу и угодное сатане льстивому (7).
* * * Сластолюбец! К чему приложишь ты свою любовь по смерти своей, когда сластей у тебя не будет, а их место займет горечь совершенного лишения? Чем будет питаться нетленная душа твоя? Сласти ей не совместны. Сребролюбец! К чему приложишь ты любовь сердца своего, когда со смертью обладание и услаждение деньгами твоими и разными сокровищами прекратится? Душе, существу духовному, тогда эти сокровища будут не нужны, они будут ей противны, как яд, как ржа и тля, тлившие ее при жизни и удалившие ее от Бога, лишившие ее нетленного сокровища – Бога. Честолюбец величавый, искавший отличий и почестей и любивший их больше всего на свете! К чему приложишь ты любовь свою, когда смерть совлечет с тебя все отличия и покажет тебя во всей наготе и безобразии? Что будет тогда пищей и жизнью нетленного духа, удалившегося от Бога ради суетных почестей мира сего, боготворившего себя подобно идолопоклонникам? Так суетен человек, подверженный страстям, не знает он, что творит, какое уготовляет себе лишение, какую муку за свои безумные страсти, за то, что, быв почтен образом Божиим, званием чада Божия, друга Божия, наследника Небесного Царствия, сонаследника Христова, сравнялся он с несмысленными скотами по своему безсмыслию и уподобился им (Пс. 48:13) в алчности, в любосластном неистовстве, в злобе, в зависти! Потому бойся прилепляться душой к чему-либо земному (7).
* * * Кто приходит к Святой Чаше с какой-либо страстью на сердце, тот Иуда и приходит льстивно лобызать Сына Человеческого (7).
* * * В случае победы нашей над страстями или страстей над нами чем выше и сильнее лицо, тем большее число людей пользуется благодетельными последствиями его победы над страстями своими и его добродетелью, или тем большее число жизней человеческих бывает жертвой его страстей. Сколько миллионов людей благоденствуют под правлением царя кроткого, правосудного и милостивого! Сколько жизней подсечено ненасытным корыстолюбием! Сколько тысяч и миллионов людей пало жертвой честолюбия некоторых завоевателей! Сколько жертв пало от похождений на промысел распутства! Сколько семейств, страдающих из-за пьянства главы семейства! Сколько раз вспыльчивость и раздражительность иных была причиной смерти их и близких к ним! А отчего зло так разливается? Оттого, что страсти не были обузданы в самом начале строго, что не было борьбы с порочными помыслами, вожделенями, наклонностями, и дана была им полная свобода (8).
* * * Замечательно, что люди раздражительные после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими. Что сказано о злости и раздражительности, то следует сказать и о прочих страстях. Сам Господь указал для них наказание в них самих, в их крайней агонии. Так наказывается гордость, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие. Каждая страсть есть собственный учитель и вместе палач каждого одержимого ею человека (11).
* * * Отчего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над людьми, мучают, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твердого желания избавиться от них (9).
* * * Опытом дознано, что каждая страсть, допущенная человеком вначале и не получившая должного, от всей души отпора, начинает пускать глубоко и постепенно свои корни и увеличивается в степени и силе и, повторяясь, опять слабо, нерешительно отражаемая сердцем и произволением человека, охватывает наконец всего человека: мысли, чувства, вожделения, волю, память и воображение, и он делается жалким рабом диавола-человекоубийцы, лукавого, злобного, скверного, всезавистливого, всепрозорливого, прегордого, и при нахождении искушений человек бедствует, как корабль в море в сильную бурю. Итак, надо все усилия употреблять, чтобы с корнем вырывать из души страсти и не потворствовать им; стараться всех искренно любить, всех прощать, всех оценивать по достоинству (10).
* * * Когда мгла обложит землю и до нее не могут доходить лучи солнечные, тогда благовременно представь себе, что когда душу нашу облегают страсти, тогда не могут доходить до нас благотворные влияния благодати Божией (10).
* * * Примечай за собой: в негодовании на кого-либо, кажущемся тебе справедливым, не действуют ли твои страсти: самолюбие, гордость, ненависть, зависть и другие. Страсти прикрываются часто, как личиной, видом истины (10).
* * * Тебя борют страсти, и от твоего неумения бороться с ними они побеждают тебя и показывают тебя в нехорошем виде. Умудряйся всю жизнь побеждать их и не забывай, что и других также борют страсти и выставляют их напоказ людям в неблагоприятном виде. Поэтому имей снисхождение к немощи человеческой, зная, что все мы ходим среди сетей. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). От юности моея мнози борют мя страсти. Но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой.
_________________ Создавший единственными в мире сердца их разумеет все дела их. Пс 32 ст 15
Павел 75
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Нужно поступить так: узнать, кого в Православии называют Святыми Отцами Церкви, а кого не называют. Для этого достаточно загуглить "Святые Отцы".
Это:
Цитата:
Святым отцам принадлежит окончательное редактирование книг Священного Писания и определение канона библейских книг. На Руси к святоотеческой традиции принадлежат такие духовные писатели и богословы, как святые Нил Сорский, Тихон Задонский, Паисий Величковский, митрополит Филарет Московский. Святоотеческим путем шли святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник вместе с ближайшим к нам по времени, святым праведным Иоанном Кронштадтским. В их трудах святоотеческий опыт выражен средствами современного языка.
?
Алексей Б.
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Нужно поступить так: узнать, кого в Православии называют Святыми Отцами Церкви, а кого не называют. Для этого достаточно загуглить "Святые Отцы".
Это:
Цитата:
Святым отцам принадлежит окончательное редактирование книг Священного Писания и определение канона библейских книг. На Руси к святоотеческой традиции принадлежат такие духовные писатели и богословы, как святые Нил Сорский, Тихон Задонский, Паисий Величковский, митрополит Филарет Московский. Святоотеческим путем шли святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник вместе с ближайшим к нам по времени, святым праведным Иоанном Кронштадтским. В их трудах святоотеческий опыт выражен средствами современного языка.
?
Что это?
Михаил_
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Добавлено: 04 авг 2024, 18:21
я просто здесь живу :)
Зарегистрирован: 06 сен 2019, 00:05 Сообщения: 2785
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей Б. писал(а):
Михаил_ писал(а):
Это: ?
Что это?
То сАмое Ваше "достаточно" из "Гугла".
Алексей Б.
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Это не наше. Достаточно загуглить. А выбрать из нагугленного первое попавшееся - этого недостаточно. Из нагугленного следует постараться выбрать наиболее достоверные источники.
Алексей Б.
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
А вообще, раньше начинающим изучение святоотеческого наследия рекомендовали начать с этих трёх: - "Руководство к духовной жизни" Варсонофия Великого, - "Невидимая брань" Никодима Святогорца - и "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина.
Следует иметь ввиду, что на новоначальных труды великих аскетов, такие, например, как "Лествица" Иоанна Лествичника могут произвести чрезмерное впечатление, тем навредив их становлению. К таким следует подходить со многим рассуждением и осторожностью.
Практический совет. Можно приобрести церковный календарь с чтением на каждый день и брать к прочтению творения, цитаты из которых в нём приведены.
Михаил_
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Добавлено: 04 авг 2024, 19:56
я просто здесь живу :)
Зарегистрирован: 06 сен 2019, 00:05 Сообщения: 2785
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей Б. писал(а):
Михаил_ писал(а):
То сАмое Ваше "достаточно" из "Гугла".
Это не наше. Достаточно загуглить. А выбрать из нагугленного первое попавшееся - этого недостаточно. Из нагугленного следует постараться выбрать наиболее достоверные источники.
Это попалось не первым, а где-то пятым-шестым. Какую ссылку после поиска "Гугла" Вы посчитали достаточной?
Алексей Б.
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Это не наше. Достаточно загуглить. А выбрать из нагугленного первое попавшееся - этого недостаточно. Из нагугленного следует постараться выбрать наиболее достоверные источники.
Это попалось не первым, а где-то пятым-шестым. Какую ссылку после поиска "Гугла" Вы посчитали достаточной?
Порядок ссылок при каждом отдельном поиске может быть различным. Следует отдавать предпочтение текстам известных и авторитетных авторов, опубликованных на крупных, проверенных и специализированных ресурсах. Снабжение текста аннотацией компетентного специалиста также было бы желательно. Кроме того, при использовании цитирования было бы уместно указывать его источник.
Михаил_
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Добавлено: 04 авг 2024, 20:28
я просто здесь живу :)
Зарегистрирован: 06 сен 2019, 00:05 Сообщения: 2785
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей Б. писал(а):
Михаил_ писал(а):
Это попалось не первым, а где-то пятым-шестым. Какую ссылку после поиска "Гугла" Вы посчитали достаточной?
Порядок ссылок при каждом отдельном поиске может быть различным. Следует отдавать предпочтение текстам известных и авторитетных авторов, опубликованных на крупных, проверенных и специализированных ресурсах. Снабжение текста аннотацией компетентного специалиста также было бы желательно. Кроме того, при использовании цитирования было бы уместно указывать его источник.
И? На какой именно ссылке Вы остановили свой выбор?
Роман К.
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?
Добавлено: 06 авг 2024, 22:44
я просто здесь живу :)
Зарегистрирован: 23 май 2006, 14:57 Сообщения: 1287
Возраст: 50 Откуда: Московская область, город Королёв
Вероисповедание: Православный, МП
Валенок(Павел) писал(а):
Св прп Паисий святогорец Том страсти и добродетели. Дневник св прав Иоанна Кронштадского
sashk писал(а):
Свт. Феофан Затворник «Страсти и борьба с ними» Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» Том 1-2.
Алексей Б. писал(а):
А вообще, раньше начинающим изучение святоотеческого наследия рекомендовали начать с этих трёх: - "Руководство к духовной жизни" Варсонофия Великого, - "Невидимая брань" Никодима Святогорца - и "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина.
Спасибо за ответы! Буду изучать эти труды.
Алексей Б.
Заголовок сообщения: Re: Как правильно читать Святых Отцов?