2 дня назад 1 сентября - Донской иконы Пресвятой Богородицы
С 1930 г. образ Донской Богоматери хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Иконография Икона 2-сторонняя: на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Успение Пресвятой Богородицы. Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие.
Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг.
Предполагается, что икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии – супруги великого князя Димитрия Донского (около 1353–1407) – на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380г. К ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия, в особенности при нападениях на южные рубежи. Во время больших крестных ходов Донскую икону выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
вчера 2 сентября - пророка Самуила (XI в. до н.э.)
Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей - Иоиля и Авию - судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был "как прочие народы" (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула.
В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
вчера 12 сентября - св. благоверного великого князя Александра Невского (1220 - 1263), св. благоверного кн. Даниила Московского (1261-1303 гг), св. преподобного Александра Свирского (1448 - 1533)
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
Два дня назад 15 сентября - обретение мощей св. преподобного Феодосия Тотемского (ок. 1530 - 1568) Будущий святой родился в Вологде и был воспитан в благочестии. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей, Феодосий женился и имел дочь. По смерти родителей и супруги, отдав все свое состояние родственникам на воспитание дочери, Феодосий удалился в Вологодский монастырь, где нес разные послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, исполняя все с усердием.
Отправившись по поручению игумена обители в То́тьму смотреть за монастырскими солеварнями, он заботливо относился к рабочим и был к ним кроток и милостив. Управление его было таково, что никогда прежде солеварни не приносили столько дохода. Жители стали переселяться на новое место, и св. Феодосий решил построить здесь монастырь. Он получил в благословение от Спасо-Прилуцкого монастыря Суморинскую икону, которая впоследствии стала чудотворной. В течении одного года он поставил деревянную церковь, трапезу, кельи и другие необходимые постройки - помогали жители, знавшие и любившие святого Феодосия. Старанием преподобного была восстановлена и запустевшая Ефремова пустынь в том же Тотемском округе. Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример братии.
Известно около 150 посмертных чудес преподобного.
В 1919 году мощи святого Феодосия, несмотря на протесты верующих, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Затем власти Тотьмы отправили святыню в Вологду в антирелигиозный музей, где она пролежала в запасниках более 60 лет.
В 1988 году мощи были переданы музеем в Лазаревскую Горбачевскую церковь Вологды.
15 сентября 2016 года рака со святыми мощами была перенесена крестным ходом в Спасо-Суморин монастырь, на место их обретения в 1796 году. Мощи были положены в восстанавливаемом Вознесенском соборе.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
17 сентября - св. преподобномученика Парфения Кизилташского (1815 - 1866)
В 1852 году был отправлен для исполнения треб в одно из управлений черноморской береговой охраны, где отличился своим инженерным талантом. Он предложил "легчайший способ поднятия затонувших грузов", чем заинтересовал князя Воронцова, и для обсуждения проекта был им приглашен в Боржоми, в его летнюю резиденцию. Машина для поднятия небольших тяжестей (до 400 кг) была одобрена, за что по распоряжению Воронцова о. Парфений был награжден ста рублями. Начальнику же Черноморской береговой линии полковнику Кулябкину было "предписано по проекту о. Парфения устроить в Сухуми малую подъемную", после чего специальной комиссией это изобретение было одобрено и "предписано устраивать подобные машины для портовых надобностей".
Во время Крымской войны, когда с 28 февраля по 4 марта 1855 года пять неприятельских судов обстреливали Новороссийск, отец Парфений под пулями исповедовал и причащал раненых воинов, отпевал погибших, за что был награжден крестом на георгиевской ленте.
1858 года переведен настоятелем Кизилташской киновии Таврической епархии.
Он с ревностью о славе Божией начал устраивать и преображать древнюю обитель. "И благодаря его таланту, - пишет один из историков, - ему удалось сделать то, что за всю историю монастыря никому более не удавалось. Из разрухи и нищеты, без посторонней помощи, при фактической неграмотности насельников киновии он смог добиться результатов, заставивших ценить и уважать игумена во всей округе..."
А вот что писал об игумене Парфении известный писатель, педагог и путешественник Е.Марков в своих "Очерках Крыма":
"Он первый с зари до зари работал... В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию..."
С 1863 года начались первые, ставшие роковыми, столкновения с крымскими татарами, которые без зазрения совести вырубали лес и выпасали скот на монастырской земле. Объясниться с ними отцу Парфению не удалось ни на бытовом, ни на административном уровне. Обладая прямым и цельным характером, игумен говорил и действовал исходя только из христианской совести, не прикрытой декором так называемого и всеми почитаемого здравого смысла. Он пытался образумить и призвать к порядку разгулявшихся татар.
Игумен Парфений был убит татарами 22 августа 1866 года. Устроив засаду возле дороги, они поджидали его несколько дней. Злодеяние совершилось, когда священник в канун отдания Успения, возвращался верхом из Судака в монастырь, торопясь к службе. Тремя выстрелами злодеи убили отца Парфения и, чтобы скрыть следы преступления, сожгли его, а лошадь, зарезав, закопали в лесу. Разбивая кости дрючьями, татары жгли тело игумена Парфения с пяти вечера до двух часов ночи. Преступление так и осталось бы нераскрытым, если бы не свидетели, случайно оказавшиеся на месте преступления. Их тоже хотели убить, но они были мусульманами, и злодеи не решились поднять руку на единоверцев. Обличаемые совестью и не желая попасть в число подозреваемых, очевидцы рассказали о жестоком преступлении, на месте которого и было найдено пепелище с останками игумена Парфения. Мощи были бережно собраны и торжественно погребены по благословению епископа Таврического Алексия собором духовенства недалеко от монастыря 2 декабря 1866 года.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года, память празднуется 4 сентября (по старому стилю).
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
17 сентября - иконы Пресвятой Богородицы "Неопалимая купина"
Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов - неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. Горящая но несгорающая купина знаменовала собой Приснодевство Пречистой Девы. Также бытует другое прочтение прообраза: Богоматерь, родившись в мир грешных людей, пребыла непричастной греху.
Древний извод иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» более дословен - икона изображает объятый пламенем куст, над которым возвышается Богоматерь с Богомладенцем на руках или с воздетыми руками - в позе Оранты или Знамения. Перед кустом изображается коленопреклоненный пророк Моисей.
Сейчас чаще встречается более поздний, символико-аллегорический образ Божией Матери «Неопалимая Купина». На иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа. Звезда составлена из двух острых четырехугольников с вогнутыми краями, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа Евангелистов, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях "жезлом от корня Иесеева".
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
23 сентября - свв. мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры
Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305–311), родные сестры, происходили из Вифинии (Малая Азия). Отличаясь особым благочестием, сестры-христианки пожелали хранить девственную жизнь и не соприкасаться с миром. Они избрали себе уединенное место в пустыне и проводили свою жизнь в подвигах поста и молитвы. Слава о святой жизни девиц скоро распространилась, так как по их молитвам стали совершаться исцеления больных. Вифинской областью управлял в то время правитель по имени Фронтон, который приказал схватить сестер и привести к нему. Сначала он пытался убедить их отречься от Христа, обещая большие почести и награды. Однако святые сестры твердо исповедали пред ним свою веру, отвергнув все предложения правителя, объяснив ему, что они не дорожат временными земными благами и готовы умереть за своего Небесного Жениха. Придя в ярость, правитель обрушил свой гнев на старшую из них – святую Минодору. Святая мужественно терпела муки и, наконец, воскликнула: «Господи Иисусе Христе, веселие сердца моего, надежда моя, приими с миром душу мою!» и с этими словами предала дух свой Богу.
Через четыре дня привели на суд младших сестер Митродору и Нимфодору. Перед ними положили для устрашения израненное тело старшей сестры. Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.
Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
29 сентября - св. вмц. Евфимии всехвальной, мчч. воинов Виктора и Сосфена (+ 304)
Святая Евфимия была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом.
Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, отделил от них самую юную - девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.
Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.
Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.
Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась.
Мощи и почитание В 451 году был созван IV Вселенский собор для осуждения ереси монофизитов (они утверждали, что природа Господа Иисуса Христа является только Божественной). Споры ни к чему не прводили, и тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Свитки с православным исповеданием и с монофизитским положили в ковчег с мощами, а сами усиленно молились. И через три дня, когда ковчег был открыт в правой руке святая держала православный свиток, другой же находился у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху, после чего ересь монофизитов была осуждена.
В период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь. Мощи покоились на острове Лемнос до тех пор, пока иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом VII Вселенском Соборе. В 796 году, при святителе Константинопольском Тарасии, при императоре Константине VI и его матери святой императрице Ирине, мощи великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно возвращены в Константинополь.
Ныне честные мощи святой Евфимии покоятся в патриаршей церкви святого вмч. Георгия на Фанаре.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
5 октября - иконы Пресвятой Богородицы Услышательница
Перед иконой молился преподобный Косма Зографский, который удостоился знака Её особого покровительства. Подвижник, оставшись один в храме, обратился к иконе и вопросил Матерь Божию:
- Как мне спастись? В ответ он сейчас же услышал голос Богоматери:
- Сыне и Боже мой! Научи раба Твоего, как ему спастись. На что прозвучали слова Господа:
- Пускай удалится из монастыря на безмолвие. Так скоро услышала Царица Небесная молитву подвижника. Последовав Божественному велению, преподобный Косма сподобился даров прозорливости и чудотворения.
Ныне чтимая икона является одной из главных святынь Зографского монастыря.
sashk
Заголовок сообщения: Re: Православные праздники и иконы дня
вчера 6 октября - Мч. Николая Карпенисийского, лавочника (+ 1672; Греч.)
Николай был уроженцем городка Карпенисион. В пятнадцатилетнем возрасте он отправился в Константинополь, чтобы работать вместе с отцом, державшим там небольшую лавку. У одного учителя Николай стал учиться турецкому языку и, будучи сообразительным, достиг немалых успехов. И однажды учитель перед многочисленными янычарами велел ему читать урок, содержавший мусульманское исповедание, которое произносилось при переходе в ислам. Это была ловушка. По мнению янычаров, Николай не мог отрицать, что прочел исповедание и перешел в ислам.
Его повели к судье, но Николай криками и протестами утверждал, что невиновен. На уговоры судьи он отвечал: “Я – христианин и Богом своим считаю Иисуса Христа. В почестях и должностях, которые вы мне обещаете, я не нуждаюсь. Я верую во Христа и не отрекусь от Него. Во имя Христа умру и турком не стану”.
После своего исповедания святой Николай был брошен в темницу, где ему в течение 65 дней не давали ни хлеба, ни воды, а в понедельник 23 сентября 1672 года святого обезглавили. Христиане за большую сумму выкупили его тело и похоронили в монастыре Божьей Матери на острове Халки. Честная глава его находится в Ксиропотамском монастыре Святой Горы.