|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 7 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Северянка
|
Заголовок сообщения: К вопросу о изображении светских лиц на иконах Добавлено: 13 окт 2006, 02:27 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 28 май 2005, 00:44 Сообщения: 341
Откуда: Финляндия, Хельсинки
|
Периодически у прихожан, приходящих в мастерскую, возникает вопрос, выраженный в заголовке темы. Я затрудняюсь как-то оценить эти портретные реминисценции в иконописи. Может, у вас имеется мнение на этот счёт?
В преддверии замечательного праздника Покрова Пресвятой Богородицы предлагаю иконографическую зарисовку, которая может послужить словесной иллюстрацией к сабжу...
О казацком типе икон Покрова.
По своей форме и сюжету этот тип икон восходит к традиции ктиторских изображений. Издавна на фресках, мозаиках, моленных иконах изображались молящиеся донаторы или донаторы, приносящие к стопам Христа и Богоматери построенный ими храм или монастырь (в уменьшенном виде).
В самом типе изображения Богоматери ясно прослеживается связь с западной иконографией Девы Марии Misericordia (Милосердная). Например, на барочной иконе Богуславской из села Дешки под Киевом, относящейся к I половине XVII в., изображена Богородица с короной на главе (что однозначно указывает на западное влияние), которая прикрывает накинутым на плечи мафорием коленопреклонённых богомольцев. Среди них царь в зубчатой короне, лицом напоминающий Алексея Михайловича. Рядом с ним гетман Богдан Хмельницкий в головном уборе с перьями и две женщины. По левую руку изображен знаменитый церковный деятель Малороссии, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, ещё архиерей и один монах. На других подобных иконах видна уже выработанная закономерность: группа молящихся состоит из двух частей - светских лиц разного звания (в основном, разумеется, высших слоёв) и духовенства. Такой "портретный" тип барочной иконы в дальнейшем характерен только для запада Малороссии. На Левобережной Украине он не привился.
Собственно, сама иконография византийско-русского Покрова дала нечаянный повод для увековечивания если не личности донаторов, то фиксации их доброделания. Ещё в процессе становления покровской иконографии грекоруссие иконописцы стали размещать в пространстве иконы вместе со святыми ещё и царствующих особ (императоров, императриц), патриарха, клирошан, богомольцев. Идея эта не нова. Ктиторские портреты выполнялись очевидно уже после эдикта Константина Великого в первые времена строительства христианских храмов. Однако архетипом украинской казацкой иконографии Покрова послужила по всей видимости московская гравюра-панегирик 1693 г. Она была заказана по случаю примирения между патриархом Адрианом и Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским после спора из-за тонкостей догматики. По описанию там были изображены цари Иоанн и Петр, царевич Алексей, примирившиеся патриарх и митрополит. Над всей группой, под куполом - Богоматерь с покровом в облаках.
Отличительной чертой казацких Покровов начала XVII в. является их стиль - барокко. Изображения имеют прямую перспективу, вместо стилизованной грекорусской архитектуры - малоросские храмы с пышным интерьером. В сюжете видно стремление художника резко подчеркнуть деление Церкви на "земную" и "небесную". "Небесная" сохраняет иконописные черты и представляет Богоматерь с покровом в руках (московский тип) в окружении сонма святых. "Земная" часть отличается "фряжским", живоподобным, реалистическим письмом. На ней бывают изображены архиереи, цари с царицами, гетман, казацкие старшины, их жены, ктитор, заказчики иконы, монахи. Например, Т.Г.Шевченко описывает запрестольный образ из Покровской церкви г.Переяславля: "В этой церкви хранится замечательная историческая картина, кисти, можно думать, Матвеева, если не иностранца какого. Картина разделена на две части: вверху - Покров Пресвятой Богородицы, а внизу петр Первый с императрицей Екатериной, а вокруг их все знаменитые сподвижники его. В том числе и гетман Мазепа, и ктитор храма во всех своих регалиях." Существует реподукция этой "картины", где видно, что справа от Романа Сладкопевца стоит группа, возглавляемая Петром I в доспехах. На голове у русского царя корона западноевропейского образца. Рядом с ним императрица Екатерина в декольторованном платье и с веером в руках. За императоской четой стоят гетман Мазепа в горностаевой мантии и строитель храма, племянник Мазепы, переяславский полковник И.Мирович. Сбоку от императрицы придворные дамы. Слева от преп.Романа группу возглавляет влиятельный архиерей петровского времени Феофан Прокопович.
Ярким примером казацкого барочного Покрова я вляется образ из села Сулимовка Полтавской области. Католические влияния отражены здесь в типе венчания - парящие ангелы держат над головой стоящей на облаке Богоматери европейскую корону.
Со 2-й половины XVIII в. вместо конкретных лиц за фигурой царя стали изображать казаков и казачек в национальных нарядах. Например, в фондах Черниговского художественного музея есть двусторонняя икона "Покров Богородицы. Распятие", которая принадлежит к иконам казацкого типа. В основе сюжета лежит предание о защите Богородицей Почаевского монастыря от турок. На иконе изображенный царь Алексей Михайлович и казаки с характерными прическами - селедками. Найденная под Бахмачем, эта икона - единственный образец икон такого типа на Черниговщине.
Литература:
Белецкий П.А. Украинская портретная живопись XVII-XVIII в., Л. 1981.
_________________ "Я христианства пью холодный горный воздух..."
О.Мандельштам
|
|
|
|
|
Архивариус
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 окт 2006, 11:03 |
|
вы меня уже узнаете? |
|
Зарегистрирован: 17 май 2006, 13:57 Сообщения: 91
|
Спасибо, как всегда интересно. А ссылки на саму книгу или другую литературу по этому вопросу нет наверно? Интересно увидеть было бы этот путь, которым итальянское возрождение попало на берега Харола и Псела. Слова Полтава и Бахмач просто ласкают мой слух. Буду там следующим летом, вспомню об этой теме, что-нибудь может удастся увидеть.
Моих скудных знаний по истории искусства хватило только на то, чтобы визуально вспомнить картину, виденную в хорошей книге, точнее фреску, где у Распятия изображены заказчики, мужчина и женщина. Нашел ее, оказывается это раннее Возрождение, начало 15 века, Флоренция, Мазаччо, «Троица», фреска из алтаря храма Санта Мария Новелла. Вот ее можно увидеть и немного о художнике http://renessans.h12.ru/Italy/Mazacho/Mazacho.htm . А в книге говорится, что как раз в это время раннего Кватроченто, разработано учение о линейной перспективе, и Мазаччо, хотя прожил всего 27 лет, был одним из его основных открывателей.
А по поводу фигур светских людей, лучше приведу небольшую цитату из книги: «Засуживают внимания погруженные в созерцание фигуры заказчиков. Это исполненные строгого гуманизма портреты людей, сознающих свое место в истории. Цветовой контраст выделяет пирамидальный объем каждой фигуры, ритмически подчеркнутый струением складок одежды. Они – часть архитектоники творения. Психологически тонко переданы возраст, пол, характер, социальное положение, выразительны профили и руки персонажей. Лица и позы Девы Марии и апостола Иоанна,, стоящих вблизи Распятия, гораздо менее характерны. Это образы Бытия, идей, веры, индивидуальность здесь значения не имеет. Немного найдется произведений искусства, где в созданном человеческим интеллектом по законам веры и разума построении так строго и четко показано соотношение человеческого и божественного начал».
Значит в Малороссию прямая перспектива, арки с колоннами и светские персонажи в священных сюжетах попали из раннего флорентийского Возрождения, через возможно, какие-то барочные посредничества? Татьяна, русская душою, так ли это?
Или это только дилетантские бредни?
_________________ Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог. 1472 год
|
|
|
|
|
Кирилл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 окт 2006, 11:39 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32 Сообщения: 2655
Возраст: 39 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
|
Император Юстиниан и императрица Феодора со свитой.
На этих образах показаны светские, не канонизированные лица(солдаты, вельможи, придворные дамы).
_________________ "Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)
Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!
|
|
|
|
|
1s1
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 окт 2006, 11:59 |
|
Заблокирован(а) Зарегистрирован: 02 дек 2004, 17:43 Сообщения: 6369
Возраст: 53 Откуда: Московская область
Вероисповедание: Православный, МП
|
В Черногории в монастыре Острог (да и не только) тоже есть фрески с изображением светских лиц, мало того - еще в современной одежде. Фрески посвящены современным чудесам св. Василия Острожского
|
|
|
|
|
Архивариус
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 окт 2006, 12:57 |
|
вы меня уже узнаете? |
|
Зарегистрирован: 17 май 2006, 13:57 Сообщения: 91
|
Интересные примеры. Хотелось бы только более полных комментариев. Замечательную Византию привел Кирилл. Вот что про нее написано в моей книге по искусству. Это великолепная мозаика из храма Святой Софии в Константинополе, восстановленного с большим размахом после пожара 532 года. В нартексе (так в книге написано) – мозаика, на которой изображены Константин, преподносящий Деве Марии новый город – Константинополь, и Юстиниан с подношением нового храма. Сейчас находятся в Равенна, Сан Витале. У меня кстати цветовая гамма мозаик выглядит совсем по другому, например щит слева от императора – зеленый малахит, а плащ справа – глиняная охра. Печать в книге очень хорошая, неужели настолько искажает цвет? Надо съездить в Равенну, самому посмотреть.
Византийское искусство начиная с 5-го века в течении почти тысячи лет очень мало менялось. То есть эти же и подобные мозаики видели руссы, спускаясь на лодках к Константинополю из Новгорода и Киева. По возвращении их князья привезли принципы византийского искусства, которые получили вторую жизнь на Руси.
Но здесь конечно нет прямой перспективы. Мне эти мозаики по стилю больше напоминают барельефы.
А в Черногории тоже наверно византийский художественный язык очень сильный. На форуме вроде были фотографии. Хорошо бы набрать побольше материала по всем этим вопросам, а потом чтобы кто-то обобщил (подозреваю, что это может быть Северянка ).
_________________ Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог. 1472 год
|
|
|
|
|
р.Б.Виктор
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 окт 2006, 20:22 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 20:03 Сообщения: 1746
Откуда: Рублёво-Успенское
|
с назидательной целью на иконах часто изображены исторические события,где несвятых лиц всегда изображено в преизбытке..молимся святым,а у них округ главы нимб прописан..
_________________ Если придется тебе задавать вопрос или отвечать кому-либо, делай это доброжелательно, с любовью духовной и с истинным смирением, без лености и не обижая ближнего. Храни же себя и старайся не укорять и не осуждать никого ни в чем... (преп. Нил Сорский)
|
|
|
|
|
Бывший о4карик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 15 окт 2006, 21:44 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 17 июл 2006, 20:51 Сообщения: 253
Возраст: 45 Откуда: Кострома
|
в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме есть фреска с изображением Михаила Романова и Алексея Михайловича с нимбами вокруг голов,хотя он и не канонизированы, символизирует это святость царской власти.
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 7 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 53 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|