Мне приходится иногда вести очень тяжелые разговоры с людьми, потерявшими своих родных, близких. Это жертвы техногенных катастроф и аварий, мужья молодых женщин, погибшие в шахтах или на предприятиях, ни в чем не повинные дети, умершие по чьей-то оплошности... Какие слова найти для успокоения? Их не может быть без указания на то, что с физической смертью не исчезает человеческая личность. Если мы скажем, что после смерти ничего нет, лопух на могиле вырастет, как говорил тургеневский Базаров, то у человека нет никакой надежды. Что такое 60, 70 или даже 80 лет жизни? Мгновение. Это понимают те, кто приближается к этому возрасту. Жизнь пролетела. Десятилетия позади, уже чувствуется дыхание вечности. И какие чувства это дыхание вызовет в тебе — страх, ужас, цинизм или, наоборот, спокойное восприятие перспективы, потому что это перспектива не уничтожения твоего бытия, а вечной жизни? --- Из авторской программы «Слово пастыря», 29 октября 2016 года
Что греха таить? Жизнь становится очень прагматической. Куда ни брось взор, везде система «товар — деньги — товар». За все нужно платить, практически все услуги платные, и это, конечно, формирует определенную общественную психологию, вырабатывает не очень свойственный для нашего народа радикальный прагматизм. А вот добровольческое движение — как струя свежего воздуха и, кроме того, вызов этому прагматизму. Ведь каждый человек, который требует гонорар за любую оказываемую им услугу, может в конце концов задуматься: «Ну вот, я так поступаю, а что же эти люди делают? Они без всяких денег помогают, такие дела совершают, и важные, и хорошие». Поэтому я думаю, что добровольчество — это очень важный показатель состояния общества. Чем больше добровольцев, тем выше нравственное состояние общества. Поэтому Церковь всячески содействует сегодня развитию добровольческого движения. --- Из ответов на вопросы на встрече со студентами медицинских и фармацевтических вузов России, 24 января 2019 года
Церковь, будучи богочеловеческим организмом, находится одновременно и в обществе, и вне общества. Нам надо очень серьезно задуматься над тем, как преодолеть искусственный разрыв между жизнью общества и церковными традициями Древней Церкви, которая в свою очередь не боялась включать в свою традицию то лучшее, что имелось, например, в понятийном аппарате философии, находках и открытиях классической греческой и римской культуры. Такая интеграция является очень тонким процессом, который требует не только времени, но и большой аккуратности и мудрости. В связи с этим крайне важно развивать самый активный диалог Церкви с миром культуры, а также существенно расширять поле взаимодействия Церкви и представителей науки. Церковь открыта к общению со всеми искренне желающими диалога. Всем нам предстоит много потрудиться в ближайшие годы. В сфере внутренней миссии нам следует двигаться по пути развития соработничества Церкви и общества, для того чтобы в мире было больше места для любви, для сострадания и милосердия. В общеправославном контексте от нас потребуется немало усилий для сохранения единства Православия. Результат этих трудов будет во многом зависеть от того, насколько солидарной и последовательной окажется всеправославная поддержка страждущих единоверцев на Украине и насколько мы будем убедительны и тверды в нашем стоянии за сохранение церковного строя, основанного на многовековом предании Церкви. От себя лично прошу ваших молитв, чтобы Господь даровал мне крепости сил в дальнейшем несении возложенного на меня служения. Дай Бог, чтобы Русская Православная Церковь и далее преуспевала в свидетельстве всему миру о том, что Иисус Христос — Истинный Бог и Спаситель, что Его Церковь — корабль святости и любви — под парусами которого каждый может устремиться в будущее с надеждой!
--- Из выступления на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации, 31 января 2019 года
В день избрания на Московский Патриарший престол, когда под сводами сего величественного храма через деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви свершилась воля Божия и мне, недостойному, надлежало принять ниспосланный жребий, я с духовным трепетом особенно ясно осознал и почувствовал, что в центре Патриаршего служения — крест, не что другое, а именно крест.
Ныне, стоя на том же священном месте, могу свидетельствовать перед Богом и вами, что поистине велика тяжесть этого креста, и если бы не помощь свыше и не молитвы всей Церкви, то вряд ли хватило бы человеческих сил понести его. Все эти годы я неизменно чувствовал молитвы епископата, духовенства, монашествующих, мирян, чувствовал и понимал, что именно эти молитвы и поддерживают мои немощные силы, помогая совершать служение с полным сознанием ответственности пред Богом и людьми за все то, что происходит в жизни Церкви, в духовно-нравственной жизни наших современников. --- Из слова в десятую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2019 года
В одной из бесед с молодежью, размышляя о счастье, Святейший Патриарх Кирилл говорил:
«Я часто вспоминаю жизнь своих родителей. Они родились в начале XX века. Вся их жизнь прошла в советское время: и войны, и ленинградская блокада. Папа с мамой очень любили друг друга. Их жизнь, особенно во время войны, создавала такие колоссальные трудности для этой любви, для этой семьи, что, когда они рассказывали о своей жизни, я воспринимал это как какой-то трагический роман — настолько обстоятельства их жизни были неблагоприятны. Бедность (тогда все бедно жили), тяжелые условия жизни, война, которая разлучила любящие сердца, многие другие обстоятельства, о которых не буду сейчас говорить... Но когда я спрашивал их: "В то трудное время вы были счастливы? ", я слышал удивительный ответ: "Это было самое счастливое время в нашей жизни!"»
Особые слова обращу к молодежи... Презрение к вечному слову Евангелия, пренебрежение семьей, надменная уверенность в превосходстве научного знания над созиданием внутреннего человека, дегуманизация под предлогом заботы о людях — все эти соблазны предлагаются и будут предлагаться в первую очередь вам, молодые люди. Но именно вы в наибольшей степени обладаете необходимой энергией и неравнодушием, чтобы противостоять этим соблазнам, в том числе через тот путь, который предлагает Церковь. Через дружбу в высшем значении этого слова, через открытость и творческое восприятие окружающего мира, но без компромисса с Божиим словом, через устремление к будущему, при понимании того, что венец всего и венец истории — это встреча со Христом. Вы, у которых — дай Бог! — впереди еще многие десятилетия жизни, призваны уже сейчас менять мир, менять общество, в том числе через изменение самих себя. --- Из слова на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и Патриаршей интронизации, 31 января 2019 года
Цель, которую ставили перед собой атеисты, заключалось в том, чтобы превратить Церковь в гетто, загнать ее в узкие рамки — культурные, политические. Иногда это делалось с помощью силы, иногда, и это я помню, посредством создания соответствующих законов и осуществления соответствующей практики в отношении Церкви. Этому были посвящены целые десятилетия — и что же? А ничего не получилось, никакого гетто сегодня нет. Это, конечно, наполняет душу радостью и осознанием того, что Бога победить невозможно. Ведь Церковь есть не что иное, как место, где люди соприкасаются с вечностью, и поэтому никакие внешние обстоятельства не могут Церковь разрушить. Я в это не просто верю — я это знаю, в том числе по опыту своей, быть может, не такой уж продолжительной жизни, хотя семь десятилетий — это все-таки срок. --- Из интервью российским информагентствам и телеканалам в преддверии 10-й годовщины интронизации, 29 января 2019 года
Церковь со дня своего основания имеет все необходимые средства для спасения мира, и христиане призваны сообщить их миру, даже если нас сегодня подталкивают к молчанию и бездействию. Церковь— свидетельница вечной жизни и, будучи хранительницей Слов Бога, живет предвкушением грядущего. Во главе Церкви — Господь наш Иисус Христос, Богочеловек, наш главный ориентир в том, каким может и должен стать человек. --- Из слова на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации Его Святейшества, 31 января 2019 года
Проповедь Патриарха Кирилла в канун праздника Сретения Господня
14 февраля 2019 года, в канун праздника Сретения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы.
Самым ярким и сильным доказательством того, что встреча с Богом есть реальность, является Божественная литургия, Святая Евхаристия, когда мы причащаемся Истинного Тела и Истинной Крови Спасителя, когда совершенно особое чувство посещает нас, когда реально исцеляются наши физические и духовные недуги, когда теряющий надежду обретает надежду, когда теряющий веру вдруг укрепляется в вере, когда человек беспомощный обретает помощь свыше. Все это не просто отвлеченные красивые слова — это реальность религиозной жизни человека. Потому-то мы и приходим в храмы, потому-то мы причащаемся Святых Христовых Таин, — потому что даже наши огрубевшие сердца испытывают нечто особенное в момент Святой Евхаристии. --- Из слова в праздник Сретения Господня после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, 15 февраля 2019 года
Господь обращает к нам сегодня удивительные слова. Каждый из нас постоянно сравнивает себя с другими, особенно когда совесть наша начинает нас в чем-то уличать. Сравнивая себя с другими, мы непременно говорим: «я же вот не такой, как мой сосед или соседка или даже, может быть, не такой, как мои родные братья и сестры. Я ведь живу иначе, я лучше». И это сравнение, которое всегда направлено на то, чтобы успокоить свою собственную совесть, очень часто мешает нам обрести чувство раскаяния.
Ни с кем себя не нужно сравнивать — нужно прислушиваться к голосу своей совести, а если совесть молчит, то нужно разбудить ее молитвой, обращением к Богу. Может быть, до конца и мытарь не знал, в чем виноват, потому что жил в коллективе, где таковыми были законы, по которым приходилось поступать. Может быть, он и не осознавал до конца ту неправду, которую творил, но чувствовал — внутренне, совестью своей, — что живет неправильно, и не находил никаких других слов, как только сказать: «Боже, будь милостив ко мне, грешному». Пусть с этих слов, нами произнесенных, — не на виду людей, не громко, а в глубине своей совести — начнется и наш путь ко спасению.
____________________
Из Патриаршего слова в Неделю о мытаре и фарисее в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, 24 фев. 2013 г.
Я мог наблюдать жизнь Патриархов, которые мне предшествовали, — и Патриарха Алексия I (хотя в то время был еще совсем молодым человеком), и Патриарха Пимена, и Патриарха Алексия II. Конечно, не в полной мере я мог тогда видеть все стороны патриаршей жизни, но было совершенно ясно, что Патриарх несет тяжелый крест. Став Патриархом, я в этом убедился: Патриарх несет тяжелый крест. Но так как явилась на мне воля Божия, и я был призван к этому служению, то считаю долгом своим нести этот крест настолько, насколько позволяют мне мои духовные и физические силы.
_________________________
Из интервью Святейшего Патриарха Кирилла в преддверии празднования 10-летия Поместного Собора и интронизации Его Святейшества, 29 янв. 2019 г.
Приступая к работе в Интернете, следует помнить, что и в виртуальном пространстве никто не отменял принципов христианского братолюбия, смирения и уважения к собеседнику, что порой упускается из виду, особенно в запале непримиримых мировоззренческих дискуссий в Сети.
____________________
Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы, 22 дек. 2010 г.
Стремление к счастью — это общее стремление каждого человека и всего человеческого рода. <…> Можно быть очень богатым человеком, и при этом глубоко несчастным, — мы знаем такие случаи, и я как пастырь знаю их очень хорошо. <…> Счастье зависит от нашего выбора. Нам постоянно приходится сталкиваться с выбором — выбором профессии, выбором образования, выбором друзей. Но если говорить о самом важном, то речь идет о выборе между добром и злом… Потому что счастье и добро — это синонимы. Не может быть человеческого счастья в сосуществовании со злом, потому что зло разрушает человеческую личность.
_______________________
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на III Международном православном молодежном форуме., 23 авг. 2018 года
Общаться с людьми, даже с близкими по плоти, постоянно, нередко в достаточно ограниченном пространстве современных квартир, — дело очень непростое. В семье оттачиваются все наши добродетели и одновременно обнажаются все наши слабости. <…> Поэтому семейная жизнь нередко омрачается скорбями — и гневом, и невоздержанностью, и многими другими проявлениями нашей слабой человеческой природы. Но одновременно именно в семье появляется возможность преодолевать свои слабости, свои греховные наклонности, все то, что часто мешает человеку устроять общение с ближними своими.
______________________
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля., 8 янв. 2019 года
Бог во Христе обращается и сегодня ко всему человечеству с простым посланием: жизнь человека в первую очередь зависит от его способности любить, а не от наличия или отсутствия высокотехнологичных гаджетов. Даже если допустить, что развитие технологий существенно увеличит продолжительность жизни, какой механизм или программа смогут научить искусству самопожертвования, милосердия, уважения к другому, сердечной доброте, верности, благодарности, состраданию? Но без развития этих важнейших качеств жизнь, даже в полном окружении новейших достижений науки, обречена быть ущербной. --- Из слова на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации Его Святейшества, 31 января 2019 года
Присутствие любви в человеческом сердце Господь связывает с жизнью. Плодом любви является рождение детей. Любовь наполняет всю человеческую жизнь, а если любовь исчезает, то человек становится нежизнеспособным. Но самый грозный смысл этих слов связан с человеческой общностью. Если исчезает любовь, то рвутся связи, соединяющие людей. Наверное, современному человеку трудно провести эти параллели, потому что понятие любви настолько извращено массовой культурой, что мистическая, таинственная, Богом определенная миссия сего святого чувства сегодня практически не опознается. Но это горе людей, а никак не слабость Божественных слов. --- Из проповеди после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре, 2 апреля 2018 года
Покой — это не безделье, а успокоение души, разума, чувств. Покой так же необходим для человеческой жизни, как работа и сон… Если у нас нет времени для покоя, для внутреннего мира, для сосредоточения, то это очень плохо для нашей духовной жизни, потому что именно в минуты покоя человек может концентрировать свою мысль, может отвечать на важные вопросы, которые ставит перед ним жизнь, может особым образом обращать свою молитву к Богу. Собственно говоря, молитва и есть время покоя. --- Из проповеди после Литургии в Храме Христа Спасителя, 7 апреля 2018 года
Мне бы хотелось поговорить о явлении, которая обозначается заимствованным из английского языка словом "буллинг". Людям старшего поколения известно, что такое травля в школе, я сам проходил через этот опыт. Но тогда это было связано с моим религиозным выбором, когда все дети — атеисты, а ты один верующий и не скрываешь своей религиозности. Сейчас буллинг приобрел совершенно иную форму, но по степени жестокости он ничем не уступает тому, через который проходили верующие дети в послевоенных средних школах.
Конечно, явление буллинга нельзя рассматривать изолированно от всего того, что происходит в обществе. В каком-то смысле это одно из проявлений нравственного кризиса и падения уважения к достоинству человека. Несомненно, это еще и результат дефицита школьного и семейного воспитания. Церковь призвана встать на сторону унижаемых детей и учить будущих преподавателей, родителей пресекать подобные издевательства на корню. Наши священнослужители, которые работают в школах, должны иметь в виду эту тему, должны исследовать ситуацию. И если будет известно, что такого рода насилие в школе имеет место, священник не должен проходить мимо, делая вид, что ничего не происходит. --- Из вступительного слова перед заседанием Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, 1 марта 2019 года
Там, где зачастую оказываются бессильными красивые и возвышенные слова, все препятствия и средостения в деле проповеди истины преодолеваются и разрушаются искренней заботой о ближних, делами милосердия и благотворительности, готовностью разделить с человеком его скорби и радости. А если не хватает добрых дел, то это всегда становится поводом для нападок, для злословия в адрес Церкви и её служителей, а для ревностных и благочестивых мирян — соблазном.
__________________________
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Герману, епископу Ейскому, викарию Екатеринодарской епархии., 11 мая 2011 года
Очевидно, что с людьми незнакомыми мы ведем себя не так, как с близкими. Но это не значит, что вести себя с людьми неблизкими мы должны принципиально иначе. Если есть навык христианского общения с ближними, то его непременно нужно распространять и на дальних. Не может быть одной жизни дома, а другой — вне дома. Конечно, внешняя среда налагает на нас многие ограничения, и мы никогда не будем вести себя вне дома так же, как дома. Но не должно быть внутреннего разделения, не должно быть двух разных человек, не должно быть двуличия.
— Из проповеди в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя, 13 марта 2019 года
Когда Господь призвал меня к епископскому служению, то в силу совпадения ряда обстоятельств моя хиротония была совершена в праздник Торжества Православия. В этот день Церковь вспоминает события, произошедшие в 843 году, когда усилиями Патриарха Константинопольского Мефодия и благочестивой императрицы Феодоры Православие было окончательно утверждено после долгих лет борьбы с иконоборческой ересью. Но праздник был установлен не только потому, что Церковь нашла в себе силы победить иконоборчество, но и в знак того, что больше никаких ересей уже быть не должно. В течение почти 800 лет Церковь терзали ереси, и казалось, что VII Вселенский Собор, наконец, поставил точку. Но ведь не поставил — споры о почитании икон, иконоборческие гонения и политические интриги продолжались еще полвека. Только в 843 г. иконоборчество было окончательно побеждено, и молились православные в Константинополе о том, чтобы вместе с ересью иконоборчества ушли все другие ереси.
— Фотография: 14 марта 1976, в Неделю Торжества Православия, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена епископская хиротония, которую возглавил митрополит Никодим
Каждый человек, общаясь с другими людьми, подвергается, в большей мере или меньшей степени, влиянию с их стороны. Влияние может быть положительным, но бывает и отрицательным. И отрицательное влияние чаще всего сопровождаются вторжением злого начала в нашу душу — через людей, через слова, через образы, через жизненные ситуации. И для того чтобы иметь возможность отражать эти искушения, человек должен иметь терпение, а значит, терпение есть сила.
— Из проповеди в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре, 14 марта 2019 года