Задолго до срока беременные мамы начинают мучиться вопросом: «Где рожать?» Надежды на то, что в любом роддоме примут и отнесутся по-человечески, не всегда оправдываются. А возможно ли создание православного роддома?
Всегда многодетность считалась добродетелью и даже знаком Божиего благоволения. К сожалению, сейчас матерям и будущим матерям все сложнее пронести свою готовность к многочадию через современные консультации и роддома. На илл.: Аллегория милосердия. Вильям Адольф Бугеро, 1872
На консультацию или на пытку?
В православной среде все чаще обсуждается необходимость создания «своего» роддома. Об этом говорят многие женщины, прошедшие через театр абсурда женских консультаций, мытарства роддомов и гинекологических отделений больниц:
«Когда с дочкой у меня началось кровотечение, приехала “скорая помощь”, отвезла в больницу. И вот там мне пришлось раз двадцать сказать: да, это желанная беременность; да, я буду ее сохранять; да, мне нужен этот ребенок».
«В женскую консультацию каждый раз шла как на пытку. Невозможно было слышать одно и то же: у тебя давление, ты уже старая, родишь больного ребенка, во время родов умрешь, делай аборт…»
«Обязательно нужны либо отделения, либо православные роддома, где бы не делались аборты, где было бы особое отношение к матери и ребенку. Когда я лежала на сохранении в отделении гинекологии, там же в одной палате со мной лежали женщины до и после абортов. Дело было в подмосковной больнице. Так вот после абортов все выливалось в ведро, стоящее в комнате, соседней с туалетом. Однажды я туда случайно попала. Как я после этого не потеряла ребенка — не знаю».
И это все обычные ситуации. В большинстве роддомов, если женщина ложится на сохранение беременности, но срок у нее менее 20 недель, ее кладут в отделение, где лежат все вместе: беременные, абортницы, женщины с гинекологическими заболеваниями. И ведут всех одни и те же врачи. Как же так можно? Священник Игорь Фомин, член Комиссии по церковной социальной деятельности, руководитель направления по работе с многодетными семьями, отец троих детей: «Врач, который до обеда абортирует, а после обеда принимает роды, морально не имеет на это права. Не должен ребенок, первый раз входя в этот мир, попасть сразу на руки тому, кто только что такого же ребенка убил».
Мужчины поддерживают идею православных роддомов: «Предлагаю устроить всенародный сбор средств на всероссийский православный центр материнства. Центр должен заниматься всеми проблемами, связанными с материнством, начиная с профилактики абортов до педиатрии. Собирать надо как на храм Христа Спасителя. Чтобы Христа ради спасать детей еще не родившихся и уже рожденных. Мне кажется, если Церковь нас призовет на такое дело, то поддержат все», — написал один из посетителей нашего сайта.
На этом плакате 30-х годов дети сами поясняют, как надо и как не надо с ними обращаться. На флагах надписи: "Не качайте меня!", "Давайте нам свежее молоко!", "Не целуйте меня в губы!", "Не свивайте меня!", "Не хотим мух!", "Дайте нам патронажных сестер!" и т.д.
Идеальный роддом — какой он?
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей: «Хочется уточнить — что это такое, “православный роддом”? Это в первую очередь просто качественный роддом. Ведь нет православной математики, физики или, например, православного вождения троллейбуса. Есть просто качественно сделанная работа. И она в этом смысле богоугодна».
Священник Игорь Фомин: «Хотелось бы, чтобы в первую очередь православный роддом был наполнен вниманием и заботой ко всем роженицам независимо от их вероисповедания».
Если суммировать высказывания людей, ратующих за православный роддом, каким они его видят, то получается примерно следующая картина.
Персонал в таком роддоме должен состоять из людей верующих или хотя бы сочувствующих Православию. Моральная обстановка должна быть максимально здоровой, доброжелательной, приближенной к домашней. Здесь, конечно, будут приветствовать многорожающих женщин. И не станут делать аборты. Персонал такого роддома должен быть высокопрофессиональным. В послеродовом отделении обязательна ориентация на грудное вскармливание (совместные палаты «мать и дитя»). Исключается давление на мам с требованием сделать прививки. Хорошо, чтобы здесь было и гинекологическое отделение, в котором старались бы сохранить здоровье женщины (в случае различных осложнений) для будущих родов. И конечно, в таком роддоме должна быть возможность в любой момент пообщаться со священником, покрестить слабых детей, для лежащих на сохранении — исповедаться и причаститься, участвовать в молебне.
Не только ориентация "по умолчанию" на аборты, но и давно оспоренные специалистами практики немедленного отъема младенцев от груди или фактически принудительной ранней вакцинации зачастую без учета реального состояния младенца отталкивают многих православных матерей от существующих родовспомогательных учреждений
Утопия или гетто
Однако возникает много сомнений в возможности создания такого роддома.
Сомнение первое: роддом — это очень дорогой проект. Кто его будет финансировать? По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, на содержание одного государственного роддома на 700 мест в Москве было израсходовано в 2005 году 58 млн рублей. В 2006 году эти расходы возрастут до 73 млн. рублей. Сегодня стоимость койко-дня в московском роддоме в акушерском отделении или стационаре с питанием составляет 905 рублей в сутки, в гинекологии — 700 рублей в сутки. А в обычной городской больнице, по официальным данным, в отделении терапии на койко-место государство выделяет 200 рублей. Даже если будет приобретена земля и построено здание, нельзя забывать, что медицинское оборудование стоит колоссальных денег. Роддом много дороже обычной больницы.
Роман Николаевич Гетманов, акушер-гинеколог: «Роддом — специфическое учреждение, в котором находятся в одном месте младенцы и взрослые люди. Это требует совершенно особых санэпидемических условий и огромных затрат. Например, очень дорого стоит содержание в реанимации новорожденного младенца. Как существовать под дамокловым мечом спонсорской помощи?»
Если частный православный роддом и будет построен, не окажется ли он роддомом для небедных православных? Руководитель роддома при ГКБ № 70, кандидат медицинских наук Вадим Олегович Лопухин: «Чтобы содержать этот роддом, даже при серьезных спонсорах, все равно придется открывать коммерческое отделение. Ведь и среди православных есть определенный процент людей состоятельных. И тогда придется разделять людей на белых и на черных».
Сомнение второе: не получится ли, что в православный роддом хлынет такой поток рожениц, что справиться будет невозможно? В. О. Лопухин: «Приедут рожать одновременно пятьдесят человек. Как всех принять? Придется отказывать. За этим последуют жалобы. Причем жаловаться будут не только министру здравоохранения, но и Патриарху».
Протоиерей Максим Козлов: «По какому принципу в такой роддом будут принимать? По рекомендации священника, духовника? К тому же по этическим причинам православный роддом должен принять любую женщину, независимо от того, православная она или нет».
Сомнение третье: возможно ли набрать достаточное количество православных профессионалов? Ведь на роддом в 120 коек требуется 200 человек сотрудников. По словам Р. Н. Гетманова, многорожающие женщины, на которых будет ориентирован православный роддом, — очень сложный контингент. Например, гипотонические кровотечения, нередкие у многорожающих мам, быстро могут при-вести к необратимым последствиям. «Надо понимать, чем и как рисковать. Поэтому говорить о православном роддоме можно только в одной интерпретации — этот роддом должен быть обеспечен всем необходимым для оказания высококвалифицированной помощи».
Сомнение четвертое: «Почему-то считается, что если персонал православный, то сразу все будут хорошие. Известно, что это не всегда так. И не начнется ли здесь такого: “Меня батюшка благословил делать так-то, я ему больше доверяю, чем врачам”. Это хорошо, если батюшка благословляет, посоветовавшись с врачом. А если батюшка дает совет по ведению родов? Так и православный персонал в конечном итоге вступит с ним в конфликт», — считает один из опрошенных нами медиков.
Не все так плохо
Вадим Олегович Лопухин более 15 лет руководит родильным домом при городской клинической больнице № 70 города Москвы. Это обычный городской роддом, в который принимают всех. Для всех желающих действуют курсы подготовки к родам. Но в этой больнице есть одно существенное отличие: по инициативе Вадима Олеговича здесь не делают абортов. Роддом рассчитан на 2,5 тыс. родов в год, но получается всегда больше — за 3 тыс. На территории больницы есть храм, священник приходит в палаты, если есть необходимость, и детей крестит, и молебен может отслужить.
Так сложилось, что здесь много православных врачей и рожает много православных людей. «Сарафанное радио помогает», — шутит Вадим Олегович. В родильных залах висят иконы. «У нас под этими иконами рожают не только православные. И мусульмане, и атеисты. Мы принимаем, естественно, всех».
Вадиму Олеговичу приходится сталкиваться с разными случаями: «Недавно приезжает женщина уже с началом родовой деятельности, а два года назад ей было сделано кесарево сечение. Она говорит: “Меня батюшка благословил рожать саму, операцию не делать”. При этом она не обследовалась. Я пытаюсь объяснить, что, если женщина хочет рожать сама после кесарева, ей нужно заранее пройти соответствующую подготовку, мы должны оценить состояние рубца на матке и так далее, потому что если матка разорвется — это смертельный риск. Она уперлась — ничего не знаю, меня батюшка благословил. Тогда я ей говорю — звоните батюшке, несмотря на то что время 12 часов ночи. Оказывается, ничего такого батюшка не благословлял. Через полтора часа она согласилась на операцию. Мы ее прооперировали, и при обследовании выяснилось, что сама она не смогла бы родить здорового ребенка. Поэтому очень важна правильная ориентация беременных».
Православные беременные, объединяйтесь!
Правильно ориентировать беременных должна женская консультация. Большинство наших собеседников признают, что православная консультация для беременных еще нужнее, чем свой роддом.
«В консультациях у нас ситуация куда более печальная, чем в роддомах. Очень нужны врачи, которые не посылают на аборт при малейшем подозрении на генетические отклонения».
Что нужно, чтобы открыть женскую консультацию? Для начала — найти помещение. Затем зарегистрировать юридическое лицо. Набрать специалистов и закупить необходимое оборудование. Потом в соответствующем лицензирующем органе получить лицензию, для чего собрать пакет документов, состоящий из нескольких частей. Должны быть документы для получения заключения санэпидслужбы и противопожарной службы, все специалисты должны иметь документы, подтверждающие их квалификацию по заявленной к лицензированию деятельности. А также
необходимо найти спонсоров, которые будут финансировать этот проект. Священник Игорь Фомин: «Мы готовы рассматривать предложения и сотрудничать с медицинскими учреждениями, которые захотят нам помочь, потому что вне стен уже действующего медицинского учреждения создать женскую консультацию несравненно сложнее. И конечно, очень важно найти инвесторов. В 23 километрах от Москвы по Щелковскому шоссе есть земля, пожертвованная на подобный проект. Пока что она пустует».
Что же делать?
«Мне кажется, это проблема больше миссионерского характера, чем медицинского», — говорит В. О. Лопухин. «Нужно заниматься миссионерской деятельностью среди медработников. Очень важна работа среди населения репродуктивного возраста, чтобы формировать правильное отношение к беременности и к ее прерыванию. Проблема в том, чтобы у людей, которые работают в медицинских учреждениях, а тем более возглавляют их, был нормальный уровень морально-нравственных правил. Тогда и в женской консультации с беременной пусть даже пятым ребенком будут разговаривать с уважением».
Сотрудники епархиальной Комиссии по церковной социальной деятельности Москвы сейчас контактируют с несколькими московскими роддомами: организуют там молельные комнаты, дают различную информацию, например, о том, где могут оказать помощь беременной женщине в трудной ситуации.
В Екатеринбурге достигнуто соглашение с главным гинекологом города о работе в каждой женской консультации города (а их 14) православного специалиста. Каждая женщина, собирающаяся делать аборт, будет направлена на беседу с таким специалистом. В большинстве консультаций работа уже ведется. Зарплату специалистам платит епархия.
Миссионерская позиция — воцерковлять то, что уже есть сейчас. И возможно, к этому стоит приложить не меньше усилий, чем к созданию православного роддома. По крайней мере, эта задача не менее актуальна.
Марина НЕФЕДОВА,
Елизавета ПРАВИКОВА
Милосердие
Дата публикации: 29.09.06