|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 19 ноя 2016, 16:27 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 48 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
По мере изучения материалов по православию сталкиваюсь регулярно с вопросами, которые пока не умещаются в голове и которые хочется обсудить в православной среде, вдруг кто-то знает на них вменяемые ответы. По поводу житий святых услышала хорошее определение, что жития - это не реальные жизнеописания, это своего рода икона в слове. Поэтому у древних святых так много повторяющихся сюжетов. А тут я столкнулась с житием св. Иоасафа, индийского царевича. Как раз сегодня день его памяти. И проблема в том, что житие его сильно напоминает жизнеописание... будды Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама до просветления). Хочется понять, почему. Откуда этот сюжет из буддизма попадает в православие, как человек, почитаемый как будда, становится православным святым?.. Цитата: В Индии, некогда получившей христианскую веру через благовествование святого апостола Фомы, правил царь Авенир, идолопоклонник и жестокий гонитель христиан. Долго не было у него детей. Наконец, родился у царя сын, названный Иоасафом. При рождении царевича мудрейший царский звездочет предсказал, что царевич примет гонимую его отцом христианскую веру. Царь, желая предотвратить предсказанное, приказал выстроить для царевича отдельный дворец и распорядился, чтобы царевич не услышал ни одного слова о Христе и его учении.
Достигнув юношеского возраста, царевич испросил у отца разрешения выезжать за пределы дворца и увидел тогда, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело царевича на размышления о суетности и бессмысленности жизни, и он стал пребывать в тяжких раздумьях.
В то время в далекой пустыне подвизался мудрый отшельник преподобный Варлаам. Божиим откровением он узнал о страждущем в поисках истины юноше. Выйдя из пустыни, преподобный Варлаам под видом купца отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез с собой драгоценный камень, обладающий чудодейственными свойствами исцелять болезни. Приведенный к царевичу Иоасафу, преподобный Варлаам стал излагать ему христианское вероучение в виде притч, а затем и «от Святаго Евангелия и Святых Апостол». Из наставлений Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и пожелал принять Святое Крещение. Окрестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню.
Царь, узнав, что сын его стал христианином, впал в гнев и скорбь. По совету одного из вельмож царь устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом Варлаама явился маг и чародей Нахор. Нахор должен был признать себя в прении побежденным и таким образом отвратить царевича от христианства. Через видение во сне святой Иоасаф узнал об обмане и пригрозил Нахору лютой казнью, если тот окажется побежденным. Убоявшийся Нахор не только победил язычников, но и сам уверовал во Христа, раскаялся, принял Святое Крещение и удалился в пустыню. Царь пытался отвратить сына от христианства и другими средствами, но царевич преодолел все соблазны. Тогда по совету вельмож Авенир выделил сыну половину царства. Святой Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя старца Варлаама. В течение двух лет странствовал он по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама, он отслужил литургию, приобщился Святых Таин и причастил святого Иоасафа и с тем отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из прожитых ста лет. Совершив погребение старца, святой Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув шестидесятилетия.
Преемник святого Иоасафа по царству, Варахия, по указанию некоего отшельника нашел в пещере нетленные и благоуханные мощи обоих подвижников, перенес их в свое отечество и предал погребению в церкви, воздвигнутой преподобным царевичем Иоасафом. https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-indijskij
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 19 ноя 2016, 21:13 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: Действительно, ряд исследователей разрабатывали версии эфиопского или нубийского происхождения "Повести". Однако, почти не вызывает сомнений наличие в сюжете собственно индийской составляющей. В первую очередь это касается начала рассказа, которое, как известно, совпадает с началом жизнеописания Будды. И Сиддхартха Гаутама, и главный герой "Провести" Иоасаф первоначально живут в закрытом от мира дворце, где юного принца оберегает собственный отец, не желающий, чтобы наследник знал о страданиях мира. Однако далее сюжеты обеих историй развиваются совершенно по-разному. Повесть о Иоасафе оказывается христианским рассказом о том, как принц узнает христианское учение от монаха Варлаама и сам становится монахом-подвижником. В конце концов обращается и его отец царь Авенир. Все трое со временем стали почитаться святыми как на Западе, так и на Востоке. … Каким же образом объяснить совпадение начала "Повести" с историей Будды? Прямым заимствованием? Интересно, что некогда в 1612 году Диегу ду Куту было высказано противоположное соображение о заимствовании буддистами христианского сюжета. На самом же деле совпадение касается лишь зачина "Повести". В остальном она остается совершенно христианским произведением. К. С. Кекелидзе и У. Мазингом высказывались версии, что ее первоначальный текст был написан христианами в Индии на сирийском языке. Напротив, востоковед-тибетолог Б. И. Кузнецов полагал, что в основе и истории Будды, и царевича Иоасафа лежит один общий сюжет - популярные на Востоке рассказы о царе и его праведном сыне. Местом происхождения "Повести" он считал не саму Индию, а Среднюю Азию или северо-восточный Иран. (Подробнее историографию исследований "Повести" можно прочесть в Православной энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/154239.html, и в книге: Повесть о Варлааме и Иоасафе: памятник древнерусской переводной литературы XI - XII вв. Библиотека Академии наук СССР; авт. исслед. и коммент. И. Н. Лебедева; отв. ред. О. В. Творогов. Л., "Наука", 1985.) ("Повесть о Варлааме и Иоасафе" в культуре стран христианского мира) http://vash-alex.livejournal.com/1583119.html
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
ИщуТихоеМесто
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 19 ноя 2016, 21:20 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 05:24 Сообщения: 4021
Возраст: 60 Откуда: Сергей, в России живу
Вероисповедание: Православный, МП
|
Прошу простить за то что влезаю в тему. Я вот как-то не очень стараюсь вникать в подобные тонкости. История дело сложное. Не исключено, что если уж не всех царевичей так в Индии растили, то многих. Вот и произошло "совпадение" или совпадение. Как правильнее? Это как в русских народных сказках. Жили были дед да баба... начинаются некоторые сказки одинаково, а герои и сюжеты разные потом.
_________________ Человек с острым зрением – тот, кто умеет всматриваться в себя
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 19 ноя 2016, 21:45 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
ИщуТихоеМесто писал(а): Прошу простить за то что влезаю в тему. Я вот как-то не очень стараюсь вникать в подобные тонкости.
Я тоже. Тем более практика показывает, что "новейшие" исследования житий, "разоблачающие" некоторые сюжеты и факты, очень часто бывают потом опровергнуты более новейшими, подтверждающими истинность сюжетов и фактов. ))) По поводу царевича Иоасафа. Если кто читал его житие полностью, не сможет усомниться в глубочайшем православии этого жития. Это подделать невозможно - там живёт Дух.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
ИщуТихоеМесто
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 19 ноя 2016, 22:01 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 05:24 Сообщения: 4021
Возраст: 60 Откуда: Сергей, в России живу
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): Это подделать невозможно - там живёт Дух. К сожалению, не всем дано чувствовать Дух ясно.
_________________ Человек с острым зрением – тот, кто умеет всматриваться в себя
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 19 ноя 2016, 22:33 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
ИщуТихоеМесто писал(а): Ивона писал(а): Это подделать невозможно - там живёт Дух. К сожалению, не всем дано чувствовать Дух ясно. Хм, ну... Я не то имела в виду. Не могу сказать про себя, что я могу чувствовать ясно что бы то ни было. Я просто говорила о том, что написанное в житии - и именно так, как в там, - могло быть написано лишь живущим во Святом Духе.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
ИщуТихоеМесто
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 19 ноя 2016, 22:48 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 05:24 Сообщения: 4021
Возраст: 60 Откуда: Сергей, в России живу
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я к слову так только сказал.
_________________ Человек с острым зрением – тот, кто умеет всматриваться в себя
|
|
|
|
|
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 10:06 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 48 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона писал(а): Каким же образом объяснить совпадение начала "Повести" с историей Будды? Прямым заимствованием? Интересно, что некогда в 1612 году Диегу ду Куту было высказано противоположное соображение о заимствовании буддистами христианского сюжета. На самом же деле совпадение касается лишь зачина "Повести". В остальном она остается совершенно христианским произведением. Ивона, если бы это была просто благочестивая повесть, то никаких проблем. Но ведь мы имеем дело с житием, а житие, как я понимаю, пусть по определенному канону, но описывает духовный путь реального святого. И вот тут и появляется недоумение... Если бы я не работала в музее, задвинула бы все это в дальний угол, но вы же знаете: придет какой-нибудь дотошный посетитель, и мне надо знать, как отвечать на этот сложный для меня вопрос.
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
|
БОлеГ
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 12:07 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49 Сообщения: 3148
Возраст: 56 Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
|
Это примерно как с повествованием о потопе. Противники христианства утверждают, что этот "миф" был списан из шумерской мифологии, хотя скорее всего имело место описание разными народами одного и того же события.
_________________ Всё свершается с ведома Божьего, Даже если нежданно-негаданно – У всего, что дано нам хорошего, Запах воска, молитвы и ладана.
|
|
|
|
|
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 12:11 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 48 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
В итоге общения с православной коллегой, которая читала большую книгу по этому святому, пришли к выводу, что так как житие - это икона в слове, на житие св. Иоасафа повлияли легенды именно индийского происхождения, в первую очередь легендарная жизнь будды Шакьямуни. То есть это все же был реальный святой.
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 15:10 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Марина, там по моей ссылочке есть и указания исследований, вполне доступных. И потом, учитывайте, как писались жития святых. Авторского права на них не было. ))) Тот, кто его переписывал, считал себя вполне вправе украсить простые факты (напр. что это царевич) красивой, по его мнению, канвой, заимстованной из любимых мифов. Так развивалось изложение. И параллели с чем-то извне не означают, что такого святого не было, ну вот совсем не означают. Просто было "творчество" переписчиков в деталях. А вот такие вещи, как его сопротивление обольщениям, как обращение к вере тех, кто видел его веру, - этого не-христианам просто не придумать. Вот что важно на самом деле в определении подлинности. Ну, вот почитайте, такое возможно только в христианстве: Цитата: Блудные искушения
Даже соблазняя на откровенные преступления заповедей, бесы сначала вуалируют свои внушения помыслами «добра», некоей пользы, срывают зловоние греха, представляя его человеку сладким, желанным, естественным, простительным. Приведём два примера, иллюстрирующие хитрость уловок лукавого, и то, как обольстительная ложь может быть разоблачена помощью Божией.
Житие преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича индийского, и отца его царя Авенира повествует:
«…А к Иоасафу между тем приходили многие из язычников и, услажденные спасительной беседой с ним, обращались ко Христу. Поэтому жрецы, видя свое бесчестие и поругание и уклонение царя от их богов, поспешно отправили послов к одному знаменитому волхву, по имени Февде, жившему в пустыне в сообществе с бесами, и известив его о всем случившемся, усиленно молили его о помощи. Февда, сопровождаемый великою бесовскою ратью, смело отправился к царю, лично знавшему и любившему его, и вновь своими льстивыми речами склонил его к язычеству и устроил с ними большое празднество в честь идолов. Стараясь опять обратить к идолопоклонству и блаженного Иоасафа, волхв дал царю лукавый совет, чтобы он удалил от Иоасафа всех слуг, а вместо них для служения приставил бы к нему благообразных жен и прекрасных девиц.
- А я, - говорил он далее, - пошлю одного из бесов возжечь в нем сладострастный огонь, и, лишь только царевич впадет в грех блуда, тотчас же, царь, всё будет по твоему.
Царь послушался лукавого совета, собрал множество красивых девушек и молодых женщин и, украсив их дорогими одеждами и золотыми уборами, повел их к сыну во дворец, а всех его слуг вывел вон, так что во дворце не осталось никого из мужчин и всякую службу при царевиче исполняли женщины и девушки. Нашли, невидимо, туда и лукавые духи, посланные волхвом Февдою, и стали разжигать у юноши плотскую страсть и внушать ему непотребные мысли. Блаженный Иоасаф претерпевал великое искушение и борьбу с самим собою - особенно, когда одна, самая прекрасная из всех девушка, научаемая не только царем, но и бесами, простерла на него сети своей красоты. Она была дочерью одного царя, попала в плен, и, уведенная из отечества, досталась, как самая дорогая добыча, царю Авениру. Полагаясь на ее необыкновенную красоту, отец послал ее на соблазн сыну; вошедши в нее, бес-обольститель научил ее мудрым речам и хитрой беседе, а вместе с тем и святому юноше вложил в сердце сначала любовь без всякой похоти, стараясь постепенно уловить его в свои сети. И действительно, Иоасаф полюбил ее за ее мудрость и благонравие и, кроме того, жалел ее за то, что, будучи царской дочерью, она сделалась пленницею и лишилась своего отечества и высокого положения; он раздумывал, наконец, и о том, как бы отклонить ее от идолопоклонства и сделать христианкою.
С такими помыслами, не ощущая в себе никакой страстной похоти, он начал с нею беседовать так:
- Познай, девица, Бога, живущего во веки, чтобы не погибнуть тебе в заблуждении. …
Много еще подобного говорил он ей, и вот, нечистый дух научил ее начать дело соблазна и увлечь невинную душу к погибели. И сказала девица:
- Если ты, господин мой, заботишься о моем спасении и хочешь избавить мою душу от языческих заблуждений, то исполни и ты одну мою просьбу, и я тотчас же отрекусь от своих отечественных богов, обращусь к твоему Богу и буду служить ему до последнего издыхания и, следовательно, ты получишь награду за мое обращение.
- В чем же состоит твоя просьба?- спросил девушку святой юноша.
Она, обольщая его взором и выражением голоса, ответила:
- Вступи со мною в супружество, и я исполню всякое твое приказание.
- …я, как только принял святое крещение, дал обет представить себя Христу чистым в непорочном девстве: так как же я дерзну преступить клятву, данную Богу? - отвечал святой.
Обольстительница сказала ему:
- Если ты не берешь меня в супружество, то исполни другое мое легко исполнимое и ничего нестоящее желание. Если хочешь спасти мою душу, будь со мною в эту ночь. Сделаешь так, - я обещаю тебе, что завтра же приму христианскую веру, и тогда тебе не только будет прощение грехов за такую твою заботливость о моем обращении, но ты получишь и великую награду; ибо "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лук.15:7), говорит твое Писание, а если бывает радость на небесах об обращении грешника, то не будет ли велико и воздаяние тому, кто обратит грешника и сделается причиною такой радости грешника? Без всякого сомнения - так, ибо и ваши Апостолы многое совершали по своему усмотрению, преступая меньшую Божественную заповедь ради заповеди большей. Не обрезал ли Апостол Павел Тимофея (Деян.16:3), хотя обрезание христианам и необязательно. И однако он не побоялся так поступить ради большей пользы для дела проповеди. И многое подобное сему найдешь ты в своих книгах. Итак, если ты действительно желаешь спасти мою душу, то исполни это мое ничтожное желание.
Когда она говорила это, душа святого, овладеваемая противоположными мыслями, стала колебаться между добром и злом, твердость решения сохранить девство начала ослабевать, а воля и разум как бы размягчались. Видя это сеятель греха - диавол преисполнился радости и возвестил другим бесам:
- Смотрите, как девушка эта хочет сделать то, что оказалось не под силу даже нам! Поэтому именно теперь нападем на юношу с особою силою, потому что у нас не будет другого более удобного времени исполнить желание и приказание пославшего нас.
Воскликнув это, нечистый вместе с своими слугами дерзостно устремился на воина Христова и привел в расстройство все его душевные силы, зажегши в нем нечистую любовь к девице и сильную похоть. Тогда святой, ударяя себя в грудь и вздыхая от глубины сердца к Богу, поспешно прибег к молитве, и, проливая обильные слезы, взывал к Могущему спасти его от треволнений и бури…
Долго молился святой, обливаясь слезами и творя многочисленные коленопреклонения, и, наконец, пал на землю и уснул. Во сне он вскоре увидел…покой праведных и …темные места, полные мрака и печали и во всем противоположные тому свету и радости, какие ранее видел Иоасаф. Там была беспросветная, унылая тьма и всё полно было скорби и смятения. Там горела огненная печь, кругом которой ползали черви, пожирающие человеческое тело и стояли духи отмщения. Какие-то люди были жестоко палимы огнем, и слышался голос:
- Вот - место грешников! Вот - место тех, которые осквернили себя постыдными делами!
Затем водившие Иоасафа в видении вывели его из тьмы, и тотчас он, пробудившись, пришел в себя, но весь трепетал, и слёзы ручьем текли из его очей. И тогда вся красота юной соблазнительницы его и остальных жен и девиц показалась ему хуже грязи и гноя».
http://verapravoslavnaya.ru/?Obolmzsheniya_demonov
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 16:11 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 48 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ивона, в жизнеописании будды тоже есть подобный сюжет, как во время медитации его искушал демон, подослав прекрасных женщин.
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 16:15 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Валькирия писал(а): Ивона, в жизнеописании будды тоже есть подобный сюжет, как во время медитации его искушал демон, подослав прекрасных женщин. И что было дальше? )
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 16:18 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 48 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
Устоял, не прервал медитацию, прошёл другие искушения и стал буддой.
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 16:22 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Валькирия писал(а): Устоял, не прервал медитацию, прошёл другие искушения и стал буддой. Не-не! Это-то понятно. Как устоял, почему устоял, какими мотивациями и силами?
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 16:45 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 48 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ну вот как-то так... Цитата: Сиддхартха Гаутама был принцем. Он был молод, богат и счастлив. У него была прекрасная жена, которая подарила ему сына. Отец принца происходил из рода Шакьев и был владыкой маленького царства. Гаутаме предстояло унаследовать его трон, и он жил, не ведая забот и огорчений. Но однажды, впервые покинув дворец, принц встретил сначала больного, затем старика и, наконец, покойника и понял, что человеческое тело — и его собственное тоже — источник не только радости, но и боли.
С тех пор эта мысль не оставляла его. Она побудила его покинуть жену, сына и царство, полностью изменить свою жизнь и пуститься на поиски пути к избавлению от страданий, не только для себя самого, но и для всего человечества.
Вначале он полагал, что виной всему тело, и попытался отрешиться от него, не прислушиваясь к его потребностям в еде, воде, одежде. Шесть лет кряду он жил в лесу как отшельник, съедая лишь по зёрнышку риса или кунжута в день. Но, превратившись в живой скелет (таким измождённым изображали Гаутаму создатели самых прекрасных, хватающих за душу статуй из Гандхары), едва держась на ногах и чувствуя, что сознание его вот-вот покинет, он понял, что не заботиться о теле означает не заботиться о духе и что немощь мешает ему медитировать.
Тогда он решил вернуть себе здоровье. Кормясь подаянием, в молчании продолжил он свои поиски. Однажды, присев под деревом, — тем самым, которое стало «деревом просветления», — он твёрдо решил не вставать, пока не найдёт ответа. Искушений у него было множество, ибо дьявол был силён и коварен, но ему удалось устоять перед всеми, включая самое последнее: когда ему явились три прекраснейшие танцовщицы, которые пытались соблазнить его.
На рассвете он победил.
— Теперь я знаю всё, что следует знать, у меня есть всё, что следует иметь. Мне ничего больше не нужно, — сказал он.
Коснувшись пальцами земли, он призвал её в свидетели своего Просветления.
Семь недель подряд принц, ставший теперь Буддой, Просветлённым, или Пробудившимся, сидел под деревом, которому стольким был обязан. Потом отправился на окраину Бенареса и там впервые, в присутствии пятерых учеников, привёл в действие колесо Закона.
Он начал наставлять людей, объяснять им, что между слепой гонкой за телесными наслаждениями и аскетическим отказом от собственного тела и всего остального есть некий Срединный Путь, который ведёт к отрешённости от страстей, к внутреннему покою, а следовательно, и к избавлению от страданий. Это путь дхармы — путь правильного взгляда, правильной речи, правильного действия, правильного старания, правильной жизни, правильного стремления, правильного внимания и правильной концентрации.
Каким именно стало для Будды Просветление, осталось тайной. Он никогда не говорил об этом с определённостью. Слова не всегда способствуют пониманию. Каждый должен пройти через этот опыт самостоятельно. Он указал Путь, а другим предстояло его пройти. Источник: http://pritchi.ru/id_10016Цитата: Первое из этих событий традиционно именуется как победа над Марой, дьяволом, буддийским сатаной. Будда, или точнее, пока еще бодхисаттва (на пали - бодхисатта), которому предстоит сделаться Буддой, сидел, медитируя, у подножия дерева, и, как нам рассказывают некоторые сравнительно поздние легенды, на него напала жуткая орда демонов, ватага безобразных тварей во главе с Марой. Нападение этих сонмов зла ярко живописуется в буддийском искусстве и поэзии: они - полулюди, полузвери, мерзко обезображенные, рычащие, злобно разъяренные... одни из них потрясают громадными дубинами, другие размахивают мечами. Это поистине грозно и страшно. Но и камни, и стрелы, и языки пламени превращаются в цветы, едва коснувшись окружающей Будду ауры света, и падают к его ногам. Значение происходящего очевидно; это нужно не объяснять, а прочувствовать. Будда не был поколеблен или задет этим устрашающим натиском. Его глаза оставались закрытыми, он пребывал в медитации с тою же улыбкой на устах. Тогда Мара послал к Будде трех своих прекрасных дочерей - Похоть, Страсть и Усладу. Они танцевали перед Буддой, стараясь обольстить его, но он и глаз не приоткрыл. Дочери Мары вынуждены были ретироваться ни с чем. Все это изображает силы бессознательного в грубой несублимированной форме. Демоны, ужасающие безобразные тела соответствуют гневу, чувству неприязни, отвращения и тому подобному. Что же до дочерей Мары, то они, конечно, соответствуют различным сторонам страсти и желания. Сам Мара выражает собою изначальное неведение или неосознавание, из-за которого мы принимаем все новые и новые рождения... К слову, буквальное значение имени Мары - просто «смерть». http://buddhayana.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE ... D1%8B.html
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 17:08 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ну, собственно в тексте и ответ. Не знаю, надо ли углубляться. О будде: Цитата: танцовщицы, которые пытались соблазнить его.
На рассвете он победил. Это просто сказка о том, как человек своими силами побеждает непобедимое для человека. Сравните, как в житии изображены ловушки бесов, их подмены нечистого видимостью чистого, их уловки всяких обманов - что мог написать лишь прошедший это опытно, и то, что не сам царевич, а Бог милующий и действующий в смиренных и молитвенно обращающихся к Нему совершает чудо целомудрия подвизающегося. Надо ли углубляться? )
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
Валькирия
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 17:48 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16 Сообщения: 22702
Возраст: 48 Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я не знаю, кем и каким образом пишутся жития... Думаю, учитывая опыт святых всех веков, можно собирательно красиво описать победу над блудом. Опять же, одно дело - житие святого, который жил в ХХ веке, когда много свидетелей происходивших событий и можно знать точные подробности, и другое дело - святой, живший очень давно. Причем, вероятно, житие второго было написано спустя десятилетия или даже столетия после успения. Тогда все будет очень схематично, без подробностей, либо они будут заимствованы из других подобных житий. Вот такие мысли неофита...
_________________ "Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)
осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть © Sansonnet
Марина
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 20 ноя 2016, 19:18 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Валькирия писал(а): Я не знаю, кем и каким образом пишутся жития... Думаю, учитывая опыт святых всех веков, можно собирательно красиво описать победу над блудом. Опять же, одно дело - житие святого, который жил в ХХ веке, когда много свидетелей происходивших событий и можно знать точные подробности, и другое дело - святой, живший очень давно. Причем, вероятно, житие второго было написано спустя десятилетия или даже столетия после успения. Тогда все будет очень схематично, без подробностей, либо они будут заимствованы из других подобных житий. Вот такие мысли неофита... Марин, я не очень поняла ((( Это ведь древнее житие. Его авторство (сам пересказ) даже приписывают св. Иоанну Дамаскину, и я верю.
_________________ "Наказуяй злыя приимет себе безчестие… обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя" (Притч. 9, 7-8).
|
|
|
|
|
Вячеслав
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 23 ноя 2016, 23:38 |
|
Зарегистрирован: 28 ноя 2004, 16:07 Сообщения: 17741
Вероисповедание: Православный, МП
|
Если докопаться, то спорных и неоднозначных моментов в житиях полно можно найти. И у князей, пожалуй, даже побольше, чем у монахов.
_________________ Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́: я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася (Пс 108, 1-2)
|
|
|
|
|
_______________
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 11 янв 2017, 23:38 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 18:16 Сообщения: 18144
Вероисповедание: иное
|
Марина, надеюсь, ты не обидишься, у меня вопрос возник, решила к твоей теме прислониться.
Друзья, подскажите, пожалуйста, где можно почитать по вопросам канонизации святых. Например, интересно, обязателен ли срок в 50 лет после смерти подвижника, бывали ли исключения и т.п.
_________________ Свободный Донбасс, мы навеки с тобой.
|
|
|
|
|
Drozd
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 11 янв 2017, 23:43 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17541
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ну вот можно почитать, скажем, доклады митрополита Ювеналия на соборах, о. Максима Максимова, игумена Дамаскина - это не учебник, а комментарии к текущей работе.
|
|
|
|
|
_______________
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 11 янв 2017, 23:49 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 18:16 Сообщения: 18144
Вероисповедание: иное
|
Спасибо, Филипп! Поищу!
_________________ Свободный Донбасс, мы навеки с тобой.
|
|
|
|
|
Drozd
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 11 янв 2017, 23:52 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17541
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лента писал(а): интересно, обязателен ли срок в 50 лет после смерти подвижника, бывали ли исключения и т.п. Прп. Севастиан Карагандинский преставился в 1966-м, канонизирован в 2000-м. Свт. Лука - 1961/2000 Свт. Николай Алма-Атинский 1955/2000 Прп. Сергий 1392/1427 или ранее.
|
|
|
|
|
_______________
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 11 янв 2017, 23:57 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 18:16 Сообщения: 18144
Вероисповедание: иное
|
Ух, интересно. Я начала с того, что искала - реально ли дожить до канонизации Оптинских Новомучеников. А теперь вообще интересно по теме, все же, такая великая тайна сопряжена с этим процессом.
_________________ Свободный Донбасс, мы навеки с тобой.
|
|
|
|
|
Drozd
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 12 янв 2017, 00:07 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17541
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ну а что, 43 год не за горами ) Думаю, когда оптинцы попадут в постоянные члены Синода, дело быстро пойдет.
|
|
|
|
|
Drozd
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 12 янв 2017, 00:17 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35 Сообщения: 17541
Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
|
_______________
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 12 янв 2017, 00:27 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 18:16 Сообщения: 18144
Вероисповедание: иное
|
Спаси Бог! Не, про 43 как-то надежды мало
_________________ Свободный Донбасс, мы навеки с тобой.
|
|
|
|
|
БОлеГ
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 12 янв 2017, 06:12 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49 Сообщения: 3148
Возраст: 56 Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
|
Это "не в то окно"?
_________________ Всё свершается с ведома Божьего, Даже если нежданно-негаданно – У всего, что дано нам хорошего, Запах воска, молитвы и ладана.
|
|
|
|
|
_______________
|
Заголовок сообщения: Re: Жития святых. Сложные вопросы Добавлено: 12 янв 2017, 09:49 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 22 мар 2008, 18:16 Сообщения: 18144
Вероисповедание: иное
|
БОлеГ писал(а): Это "не в то окно"? Не поняла,Олег, вы что имели в виду?
_________________ Свободный Донбасс, мы навеки с тобой.
|
|
|
|
|
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|