Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
БОлеГ писал(а):
В 90-е это не романтизация ГУЛАГА. Просто много всякой шушеры, откровенной уголовщины, перестало бояться отлова и воздаяния и она повылезала на поверхность, неся с собой привычную ей "культуру" и навязывая её окружающим. Долгое время она совершенно справедливо была под запретом, а в 90-е все запреты, связанные с советским периодом нашей истории, стали рушиться и общество оказалось не готово морально противостоять блатняку, который почему-то обозвали шансоном. И не только ему. ГУЛАГ как эхо политических репрессий здесь ни при чём. К уже имевшемуся стали прикручивать Солженицына, Шаламова и т.д.
Не "романтизация ГУЛАГа", а раскручивание этой темы. Сейчас модно говорить об окне Овертона, вот это как раз тот самый случай. Романтизировались блатные темы, а ГУЛАГ - это просто один из многих рычажков.
Drozd
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Да, явление, которое описывается этим термином - в чистом виде манипулятивный прием. "Дайте бумажки вашего табачку завернуть, а то так есть хочется, что и переночевать негде". Она же - "каша из топора". Впрочем, как знаете.
Drozd
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Насколько теория «Окна Овертона» научна и действительно ли можно, двигая «окно», влиять на общественное мнение?
ВИКТОР ВАХШТАЙН Профессор факультета социальных наук МВШСЭН Что общего между «Окном Овертона», приватизацией школ, фрейм-анализом и «Южным парком»? Паранойя, плагиат, преждевременная смерть, псевдонаучные публикации и немало детективных сюжетов. Если коротко, история такова.
Инженер-электрик Джозеф Овертон никогда не хотел заниматься политической наукой. Собственно, он ей никогда и не занимался. Все, чем прославился этот молодой человек (разбившийся в 43 года в легкомоторном самолете) – умением делать деньги из политических убеждений. Будучи ультраправым республиканцем (то есть, правым даже по меркам американских консерваторов), он собирал средства для деятельности заштатного мичиганского Макинак-центра, до вице-президента которого дослужился в конце своей недолгой жизни. Между делом он защитил диссертацию по юриспруденции и опубликовал – не в академических журналах, а на сайте того же Макинского центра публичной политики – несколько исследований о школьном образовании, главный вывод которых: общественные школы США нужно немедленно приватизировать (mackinac.org).
Соответственно, никакой «научной теорией» так называемое «окно Овертона» не является – это просто куски разных концептов (преимущественно украденных из фрейм-анализа в версиях Сноу – Бенфорда и Райна – Шёна), посаженные на вязкий клей идеологии (mackinac.org). И мы бы никогда не услышали об этой «теории», если бы через семь лет после гибели ее автора, в 2010-м году не был опубликован политический триллер под названием… «Окно Овертона» (washingtonpost.com).
…Ноа Гарднер работает обычным пиарщиком и не сильно интересуется происходящим в мире, но тут на его пути встречается загадочная женщина Молли Росс, которая убеждена – Америке угрожает мировой заговор, организованный высшими государственными служащими. Гарднер ей поначалу не верит, но когда вокруг начинают твориться действительно странные вещи, ему приходится вступить на путь расследования и преследования. Таков сюжет книги, в которой «окно Овертона» не только популяризуется, но и маскируется под настоящую политическую теорию – сам Овертон никаких серьезных публикаций не оставил, и даже не пытался прорубить окно в академический мир.
Автор «Окна Овертона» – Гленн Бек, американский телеведущий, один из идейных вдохновителей «Партии чаепития». У Бека сложилась устойчивая репутация «американского Дмитрия Киселева», он стал прообразом Эрика Картмана в 13-м эпизоде 13-го сезона (совпадение? не думаю!) мультсериала «Южный парк».
…Эрик Картман, глава и ведущий школьной телевизионной сети, начинает бескомпромиссное расследование деятельности президента школьного совета, в ходе которого ему открывается подлинная цель школьной политики – геноцид целой популяции Смёрфов ради решения проблемы энергетической безопасности. Книга Картмана «What happened to my school?» – пародия сразу на несколько конспирологических книг, в том числе – на книгу Бека «Окно Овертона».
Вот здесь можно посмотреть оригинальное выступление Бека
А здесь – аналогичное выступление Картмана [youtube]http//www.youtube.com/watch?v=lmdfPOCGBC0[/youtube]
Писатель Крисс Келли обратил внимание на то, что сюжет бековского «Окна Овертона» до боли похож на сюжет книги Джека Хендерсона «Периферия темноты». Добавив, впрочем, что все параноидальные книги похожи друг на друга.
Итак, словосочетания «окно Овертона», «план Даллеса», «параноидное расстройство» и «теория заговора» принадлежат одному семантическому кластеру. А тем, кто интересуется политической теорией больше, чем психодиагностикой и психокоррекцией, я бы посоветовал почитать работы, из которых Овертон в свое время и позаимствовал строительный материал для своего «окна». Их обзор есть в статье Дворы Яноу и Мерлина ван Хульста: hse.ru
Александр_1970
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Drozd писал(а):
Итак, словосочетания «окно Овертона», «план Даллеса», «параноидное расстройство» и «теория заговора» принадлежат одному семантическому кластеру.
Ну, это, конечно, все объясняет.
А только из меня не раз вышибали согласие на то, на что бы я нипочем не согласился - путем последовательных мелких уступок. Торговля на рынке - типовой пример.
БОлеГ
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Возраст: 56 Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
Drozd писал(а):
Цитата:
Насколько теория «Окна Овертона» научна и действительно ли можно, двигая «окно», влиять на общественное мнение?
Вы знаете, совершенно не важно хотел Овертон изучать политические науки или нет, откуда он надёргал свои тезисы, кто на самом деле был автором его окон, насколько антинаучна его теория. Она даёт, ну, или описывает действенный метод манипуляции сознанием, индивидуальным, как в примере торга на рынке, приведённом Александром, и общественным, как произошло на Украине, где героями стали фашисты, как в Европе, где быть педиком стало почётно и ответственно. А наш этот танец фашиста в телевизоре? А буквально вчера у cassada попалась статья про предложение считать героем спустившего российский флаг перед турками Стройникова, командира фрегата "Рафаил", вместо бившегося и победившего! турок Казарского, командира брига "Меркурий". И предложение это было сделано в детском журнале. http://vott.ru/entry/420404 Комментарии, кстати, там тоже интересно почитать. Всё это может быть и не "научно", но оно работает. Двигая окна Овертона влиять на общественное мнение можно. И влияют.
_________________ Всё свершается с ведома Божьего, Даже если нежданно-негаданно – У всего, что дано нам хорошего, Запах воска, молитвы и ладана.
БОлеГ
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Честно, хотя и не изо всех сил, напрягался, но так и не уловил связи между некоторой популярностью блатной субкультуры в 90-х и конкретно ГУЛАГом. ГУЛАГ это просто название пенитенциарной системы в определенный исторический период. До этого название было другое и потом тоже. Блатняк родился не в ГУЛАГе и после его переименования и реорганизации не скис. Даже думается, что времена ГУЛАГа не самый расцвет блатняка.
_________________ Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез.
ВадДим
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Интереснее всего (по мне) - журналы, издаваемые на Соловках в том числе с помощью заключённых (понятно, что под контролем администрации, но тем не менее).
_________________ Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез.
Marta
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Это не шутка. Баюс (с) это из разряда "нет человека - нет проблемы".
То есть некто некогда в художественном произведении вложил это в уста Сталину - и теперь "все знают", что Сталин так говорил. Александр Солженицын посвятил же отдельную главу тюремным байкам - значит, сомневаться это за гранью добра и зла.
Я употребила характеристику "за гранью добра и зла" не в отношении Ваших сомнений о той или иной исторической справедливости. На сомнения каждый имеет право, как и на поиски и отстаивание своей правды. За гранью добра и зла - и потому пугает - обоснование позиции о "недостаточной массовости" сталинских репрессий на основании статистики количества жертв. Так и тянет спросить: сколько невинно убитых человек было бы "достаточным" для оценки тех событий, как масштабных? Вопрос-то кощунственный, потому и не вопрошаю.
Я предположила другой подход. О трагическом размахе тех событий свидетельствует шлейф, потянувшийся в наши дни - употребительные бытовые выражения в повседневном языке, хорошо развитая блатная субкультура. О современной системе исполнения наказаний говорить не приходится. Мало что изменилось с тех пор - люди за тюремными стенами запуганы, обозлены и бесправны, а тюрьма остается государством в государстве со своими законами и порядками.
_________________ Понимающий мир
Александр_1970
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Marta писал(а):
Я предположила другой подход. О трагическом размахе тех событий свидетельствует шлейф, потянувшийся в наши дни - употребительные бытовые выражения в повседневном языке, хорошо развитая блатная субкультура.
Но Вы, вообще, понимаете, что собираетесь судить о реальности на основе мифа? вот не в уничижительном смысле слова, а чтобы подчеркнуть, что вот есть реальность, а есть - миф о ней.
И, да. Вы поняли мое замечание насчет той Вашей реплики? насчет заслуги и недоработки?
Marta
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Нет, замечания Вашего о фразеологизме "не ваша заслуга, а наша недоработка" не поняла.
С суждением о реальности на основании мифов отчасти согласна. До тех пор, пока не станут раскрытыми ВСЕ архивы НКВД-КГБ объективная оценка масштабов случившегося в те годы попросту невозможна. Но я все равно выступаю отчаянной противницей "статистики", как критерия масштабов исторической трагедии.
_________________ Понимающий мир
Александр_1970
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Я говорила про фразу "Если вас не арестовали - это не ваша заслуга, это наша недоработка" как про обиходное общеупотребительное выражение, сохранившееся в наших днях. О происхождении и приписывании этих слов Сталину от Вас услышала впервые.
Считаю, что эта фраза больше относится не к диктатору (даже если предположить, что слова сказаны им), а тех, "кого не коснулось".
_________________ Понимающий мир
Александр_1970
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Marta писал(а):
Я говорила про фразу "Если вас не арестовали - это не ваша заслуга, это наша недоработка" как про обиходное общеупотребительное выражение, сохранившееся в наших днях. О происхождении и приписывании этих слов Сталину от Вас услышала впервые.
Считаю, что эта фраза больше относится не к диктатору (даже если предположить, что слова сказаны им), а тех, "кого не коснулось".
Сталину приписывали другую фразу. Я вот Вас прошу сказать, откуда вот Вы взяли, что эта фраза обиходна? В каком кругу?
Marta
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Например, Дрозд привел интерпретацию этого выражения в параллельной проф.среде. Точнее затрудняюсь ответить. На что влияет понимание истоков обиходности (или отсутствия такового)?
Александр_1970 писал(а):
В общем, беда в том, что эта шутка понятна без смысловых уточнений. И всем по разному. В том и беда.
Хочу и Вас спросить: какие разные смыслы этой фразы Вам знакомы? Что Вы подразумеваете, говоря о беде?
_________________ Понимающий мир
Александр_1970
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Ох.
Марта, Вы пишете:
Цитата:
... ГУЛАГ жил, ГУЛАГ жив и по сей день никуда не делся в общественном российском устроении, увы.
Дальше Вы обосновываете это вот чем:
Цитата:
Знаменитая присказка "Если вас не арестовали - это не ваша заслуга, это наша недоработка" многим понятна без смысловых уточнений.
Я Вас прошу проследить, откуда в Вас появилась эта фраза. Кто вот ее говорил, что вот она "живет в общественном сознании"? знаете, я был знаком с некоторыми, гм, ментами, но этой фразы от них не слышал. Ее Дзержинский сказал, которому ее приписывают? а когда? в каком контексте? может быть, явному преступнику, как вот Вадим спрашивает? нет, вот Дрозд утверждает, что нет, эта фраза пошла из "органов".
Знаете, есть такая якобы фраза якобы Сталина про "нет человека - нет проблемы". Которую все приводят, когда хотят подчеркнуть бесчеловечность сталинского режима. Но сказал ее не Сталин, это вроде Рыбаков в "детях арбата" ее за него сказал. А все знают - что сталин.
То же вот и с Вашей фразой. Все знают, что она характеризует наше советское сознание и принесена туда тридцать седьмым годом. Но прямой гуглеж выявляет только тысячи людей, повторяющих ее друг за другом. При этом теоретически, может быть ее сказал какой-нибудь Дзержинский в свое время. Теоретически. А практически - всем наплевать, никто не проверяет. "Все и так знают". И Вы вот знаете, не зная откуда.
Это о чем говорит, Марта? говорит о том, что Вы продемонстрировали яркий пример влияния некоего явления на народную душу, безусловно. Но влияние это - не сам ГУЛАГ, а вот то, что о нем было понаписано в 90-е годы, или вот раньше, всякими Солженицыными. Истинного влияния ГУЛАГа тут ни на грамм.
А попытка выяснить это истинное влияние - это "за гранью добра и зла", потому, что как же можно статистикой? тем более, что вот и архивы не все открыты (хотя они все были открыты, к слову).
То, что архивы не все открыты, а выводы уже сделаны - как-то ускользает.
реальность
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Возраст: 56 Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
Куда-то делись два моих сообщения, где я писал, что про посадку приписывается Дзержинскому. Гугл говорит о трёх последних речах, но я проверил, в них такой фразы нет. Остальные ссылки без упоминания источника или названный источник не существует.
_________________ Всё свершается с ведома Божьего, Даже если нежданно-негаданно – У всего, что дано нам хорошего, Запах воска, молитвы и ладана.
Александр_1970
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
... ГУЛАГ жил, ГУЛАГ жив и по сей день никуда не делся в общественном российском устроении, увы.
Дальше Вы обосновываете это вот чем:
Цитата:
Знаменитая присказка "Если вас не арестовали - это не ваша заслуга, это наша недоработка" многим понятна без смысловых уточнений.
Я Вас прошу проследить, откуда в Вас появилась эта фраза. Кто вот ее говорил, что вот она "живет в общественном сознании"? знаете, я был знаком с некоторыми, гм, ментами, но этой фразы от них не слышал. Ее Дзержинский сказал, которому ее приписывают? а когда? в каком контексте? может быть, явному преступнику, как вот Вадим спрашивает? нет, вот Дрозд утверждает, что нет, эта фраза пошла из "органов".
Знаете, есть такая якобы фраза якобы Сталина про "нет человека - нет проблемы". Которую все приводят, когда хотят подчеркнуть бесчеловечность сталинского режима. Но сказал ее не Сталин, это вроде Рыбаков в "детях арбата" ее за него сказал. А все знают - что сталин.
То же вот и с Вашей фразой. Все знают, что она характеризует наше советское сознание и принесена туда тридцать седьмым годом. Но прямой гуглеж выявляет только тысячи людей, повторяющих ее друг за другом. При этом теоретически, может быть ее сказал какой-нибудь Дзержинский в свое время. Теоретически. А практически - всем наплевать, никто не проверяет. "Все и так знают". И Вы вот знаете, не зная откуда.
Это о чем говорит, Марта? говорит о том, что Вы продемонстрировали яркий пример влияния некоего явления на народную душу, безусловно. Но влияние это - не сам ГУЛАГ, а вот то, что о нем было понаписано в 90-е годы, или вот раньше, всякими Солженицыными. Истинного влияния ГУЛАГа тут ни на грамм.
А попытка выяснить это истинное влияние - это "за гранью добра и зла", потому, что как же можно статистикой? тем более, что вот и архивы не все открыты (хотя они все были открыты, к слову).
То, что архивы не все открыты, а выводы уже сделаны - как-то ускользает.
Перечла неоднократно, но не уяснила и половины сказанного, поскольку Вы просите дать обоснование довольно эфемерным вещам. Как, например, дать обоснование факту, когда популярный фильм на цитаты растаскивают? - Никак. Речь современников изобилует фразами, что называется "на слуху", но никакими официальными документами, на которые легко сослаться, это не фиксируется. Так и с фразой о заслуге-недоработке. Нет у меня ответа на Ваш вопрос: "Кто вот ее говорил, что вот она "живет в общественном сознании"?"
В Вашем тексте я уловила скорее некую сложную эмоцию, чем логическую выкладку, ожидающую соответствующей встречной аргументации. Эмоция эта настолько сложна, что распознать ее наслоений я не в силах, а потому и отреагировать не в состоянии, простите.
_________________ Понимающий мир
Радомысл
Заголовок сообщения: Re: Историческая память: XX век
Откуда: Родновер из Подмосковья
Вероисповедание: иное
ВадДим писал(а):
Честно, хотя и не изо всех сил, напрягался, но так и не уловил связи между некоторой популярностью блатной субкультуры в 90-х и конкретно ГУЛАГом. ГУЛАГ это просто название пенитенциарной системы в определенный исторический период. До этого название было другое и потом тоже. Блатняк родился не в ГУЛАГе и после его переименования и реорганизации не скис. Даже думается, что времена ГУЛАГа не самый расцвет блатняка.
Связь тут опосредованная, и не между блатяком и главным Управлением Лагерей, а между блатняком и тем образом ГУЛАГА, которой создавали в своих сочинениях Солженицын и иже с ним. Если всем рассказывать, что в лагерях находились исключительно хорошие, достойные люди, которые должны служить примером для подражания - то не стоит удивляться, что кто-то стал считать тюремную "культуру" превосходящей все остальные. Если перенести симпатии людей с обычного гражданина на сидящего в тюрьме, то очевидно, что "блатная романтика" станет популярной.