|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 28 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Роман К.
|
Заголовок сообщения: Мытарства блаженной Феодоры Добавлено: 19 июн 2006, 13:24 |
|
Зарегистрирован: 23 май 2006, 14:57 Сообщения: 1287
Возраст: 50 Откуда: Московская область, город Королёв
Вероисповедание: Православный, МП
|
|
|
|
|
nusha
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 19 июн 2006, 15:19 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 26 фев 2006, 11:11 Сообщения: 1208
Возраст: 45 Откуда: Москва
|
|
|
|
|
Роман К.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 июн 2006, 14:40 |
|
Зарегистрирован: 23 май 2006, 14:57 Сообщения: 1287
Возраст: 50 Откуда: Московская область, город Королёв
Вероисповедание: Православный, МП
|
nusha, просто чтобы все знали, что их ждёт после смерти.
|
|
|
|
|
nusha
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 21 июн 2006, 14:55 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 26 фев 2006, 11:11 Сообщения: 1208
Возраст: 45 Откуда: Москва
|
Надо переместить тогда, например, в раздел "Хочу рассказать". Это на самом деле достаточно известное житие.
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 09:24 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Роман К. писал(а): nusha, просто чтобы все знали, что их ждёт после смерти.
Должен Вас предупредить, что это апокриф для назидательного чтения и совершенно не факт, что именно такие события последуют после смерти любого из нас. Учение о мытарствах не догматизировано ПЦ.
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Сестрица
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 10:21 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 окт 2004, 17:17 Сообщения: 17820
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ну, что за каждое праздное слово ответим и за каждую мысль греховную - это точно. Для этого не надо догматировать мытарства. Легче от этого не становится.
Надо почаще Евангелие читать. Стопудово. Это спасает от многих грехов.
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 11:39 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Лидия писал(а): Ну, что за каждое праздное слово ответим и за каждую мысль греховную - это точно. Для этого не надо догматировать мытарства. Легче от этого не становится. Надо почаще Евангелие читать. Стопудово. Это спасает от многих грехов.
Многие люди настаивают именно на такой посмертной картине, как мытарства, что порождает различные домыслы и даже некие учения. Издаются, к примеру, книги о том, как проводит душа первые сорок дней после смерти. Учитывая, что вне земной реальности времени нет, это звучит довольно странно.
В целом, конечно, необходимо упование на Бога, который желает всем спастись. Страшно, конечно, к Нему в руки попасть, но надежда, все-таки должна присутствовать, иначе может уныние получиться. Что касается лично меня, то я думаю, что Страшный Суд будет состоять в том, что каждый займет свое место по отношению к Богу. Апостол говорит, что все мы вдруг изменимся. Не знаю как это будет, но уверен, что внешне это изменение будет заметно. И мертвые воскреснут в новом облике. Я думаю, что человеку сразу станет понятно, Божий он сын или кого-то другого. И навсегда. Этот момент по настоящему страшен, мне кажется. Страшнее мытарств.
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 11:54 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Я тоже одно время считала описанные в Житии мытарства апокрифом... Учения как раз и нет, потому что никто не приходил оттуда (какой-нибудь маститый богослов, чтобы грамотно изложить учение об эсхотологии, так, если не ошибаюсь), но мытарства все же есть, что подтверждено мистическим опытом многих православных святых.
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 17:48 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Виринея писал(а): но мытарства все же есть, что подтверждено мистическим опытом многих православных святых.
Как всегда только одна просьба. Побольше там всяких примеров, цитат и т.д.
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 17:53 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Не люблю я этого.
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 18:39 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Konstantin писал(а): Виринея писал(а): но мытарства все же есть, что подтверждено мистическим опытом многих православных святых. Как всегда только одна просьба. Побольше там всяких примеров, цитат и т.д. Года два назад подобная тема уже поднималась на форуме, вот с тех пор и осталась подборка: Цитата: Свт. Афанасий Великий: «Однажды, встав помолиться, перед вкушением пищи около девятого часа, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как бы возводит его по воздуху; в воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят пpегpадить ему путь к восхождению. Поскольку же путеводители Антониевы сопротивлялись им, то требуют они отчета - не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности перед ними, а поэтому хотят вести счет с самого его рождения. Но путеводители Антониевы воспрепятствовали тому, говоря: "Что было от рождения его, то изгладил Господь; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу". Тогда, поскольку обвинители не могли уличить его, свободен и невозбpанен сделался ему путь»
Свт. Василий Великий: «Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: спаси мя от гонящих, а там во время испытания: избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою»
Свт. Иоанн Златоуст: «Как получившего на ристалище много ран и обагренного кровью, потом украшенного венцом, стоящие пред ристалищем с великою славою берут и отводят домой, рукоплеща, восхваляя, удивляясь: так и Лазаря отвели тогда ангелы; а душу богача взяли некоторые страшные силы, может быть посланные для этого; ибо душа не сама собою отходит в ту жизнь, так как это и невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе; то тем более душа, исторгнутая из тела и переселяющаяся в будущую жизнь, нуждается в путеводителях. Поэтому часто она, готовясь выйти из тела, то возвышается, то ниспадает, и страшится и трепещет. Сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние истязания и страшное судилище»
Свт. Кирилл Александрийский: «Какой страх и трепет ожидает тебя, душа, в день смерти! Ты увидишь страшных, диких, жестоких, немилостивых и бесстыдных демонов, подобных мрачным муринам, тебе предстоящих. Одно видение их лютее всякой муки. Душа, увидев их, приходит в смущение, волнуется, мятется, ищет спрятаться, прибегает к Божиим Ангелам. Святые Ангелы держат душу; проходя с ними воздух и возвышаясь, она встречает мытарства, хранящие путь от земли к небу, удерживающие души и препятствующие им восходить далее»
Прп. Макарий Великий: «Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершается при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что, если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. А что касается до части благой; то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом, приводят их ко Господу»
Свт. Григорий Двоеслов: «Надобно основательно размышлять о том, сколько страшен будет для нас час смертный, какой тогда ужас души, какое воспоминание всех зол, какое забвение протекшего счастия, какой страх и какое опасение Судии. Тогда злые духи в отходящей душе отыскивают дела ее; тогда они представляют на вид те грехи, к которым расположили ее, чтоб свою сообщницу увлечь на мучения. Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают свое, если в чем успели? Среди людей был только Один, Кто прежде страдания Своего безбоязненно говорил: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»
Прп. Ефрем Сирин: «Когда приходят страшные воинства, когда божественные изъятели повелевают душе переселиться из тела, когда, увлекая нас силою, отводят в неминуемое судилище, тогда, увидев их, бедный человек... весь приходит в колебание, как от землетрясения, весь трепещет... божественные изъятели, появ душу, восходят по воздуху, где стоят начальства и власти и миродержители противных сил. Это - злые наши обвинители, страшные мытники, описчики, данщики; они встречают на пути, описывают и вычисляют грехи и рукописания сего человека, грехи юности и старости, вольные и невольные, совершенные делом, словом, помышлением. Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую терпит тогда от неисчетного множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, поселиться в свете живых, вступить в страну жизни. Но святые Ангелы, взяв душу, отводят ее»
Блж. Диадох Фотикийский: «Если же мы не будем достосложно и об этих грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху; ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ея в их зле, как это в них самих есть. Обрадоваемая же любовью Божиею душа в час разрешения от тела с Ангелами мира несется выше всех земных полчищ»
Прп. Дорофей Газский: «При нечувствии (жестокости) души полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных Отцов, памятование о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела, о имеющих встретить ее страшных силах, с соучастием которых она делала зло в этой маловременной и бедственной жизни»
Прп. Иоанн Карпафийский: «С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем в падениях ея. Но можно видеть и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его является сильною в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеною ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола... От таких дерзновенных слов души бежит, наконец, диавол, испуская раздирающий крик, в бессилии устоять против имени Христова»
Прп. Исайя Отшельник: «Когда душа выйдет из тела ей сопутствуют Ангелы; навстречу ей выходят темные силы, желая удержать ее и истязая, не найдут ли в ней чего своего»
Прп. Исихий Иерусалимский: «Найдет на нас час смерти, придет он, и избегнуть его будет невозможно. О, если б князь мира и воздуха, долженствующий тогда встретить нас, нашел наше беззаконие ничтожным и незначительным и не мог обличить нас правильно!»
Блж. Феофилакт Болгарский: «Обрати внимание и на слово: "возьмут". Страшные Ангелы, как бы жестокие сборщики податей, возьмут у тебя душу твою против воли твоей, поскольку ты из любви пожить присваивал себе здешние блага»
Прп. Иоанн Милостивый: «Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истязаниям… Во время шествия души от земли к небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвении, то милостынею можем и избавиться от насилия бесовских мытарств»
Прп. Феодор Студит: «Горе, горе, братие! Как страшно таинство смерти! Как поэтому должны мы быть всегда внимательны к себе, чисты и рассудительны, помышляя о том, что сегодня же можем мы умереть, и как будет разлучаться душа с телом; придут Ангелы Божии, не говорю, что предстанут и бесы, потому что и эти приходят к тем, которые увлекаются страстями... Напротив великий страх тогда обымет душу, которая привыкла к страстям и явится побежденною грехом, потому что бесы берут тогда над нею верх, и низводят с собою эту окаянную душу в преисподнюю ада, во тьму и тартар мучения»
Прп. Петр Дамаскин: «Горе! Горе! Что буду делать я всебеднейший, во время смерти, когда демоны окружат бедную мою душу, держа записи всего злого, мною сделанного, в ведении и в неведении, словом, делом и помышлением, и требуя от меня отчета во всем этом?»
Свт. Димитрий Ростовский: «Егда приидет страшный час разлучения души моея от тела: тогда, Искупителю мой, приими ю в руце Твои, и сохрани от всех бедствий ненаветну, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да спасена прейдет вся мытарства»
Свт. Феофан Затворник: «Второй момент непосрамления есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождение их не миновать»
Прп. Иустин Попович: «Душу человека после ее исхода из тела встречают бестелесные духи – святые ангелы и бесы – и сопровождают ее на всем пути по различным этапам суда, где она дает отчет о всецелой своей земной жизни: о всех своих мыслях, чувствах, желаниях, словах, поступках, делах, на основании которых определяется ее участь в загробной жизни мире»
Так что думаю здесь есть "согласие Отцов".
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 21:26 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Все-таки учение о мытарствах не догматизировано и является богословским мнением. Конечно, никто не может сказать точно, но и утверждать, что вот именно так все и произойдет я бы не решился. В Св. Евангелии, где Господь говорит о богаче и Лазаре, также нет ничего о мытарствах. О них вообще нигде ничего в Св.Писании прямо не написано. Меня всегда смущали как минимум два обстоятельства в описании мытарств вообще и блаженной Феодоры в частности.
1. Почему бесы судят грешника? Кто дал им на это право?
Если человек праведен, он, мне кажется, попадает в рай, если нет, в ад. Нет смысла, вроде бы, прогонять по мытарствам ни того, ни другого. С какой целью? Больше помучить? Совершенно не вяжется с благостью Божией. Или душу очистить? Тогда какая разница между учением о мытарствах и католическим чистилищем?
2. Почему блж.Феодора оправдывается заслугами св. Василия?
Это противоречит православному учению и ближе к католической модели "сверхдолжных заслуг".
В целом же, я вполне допускаю мысль, что бесы неким образом препятствуют душе восходить ко Господу, той душе, которая к ним приобщилась во время земной жизни, вероятно.
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 21:35 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Konstantin писал(а): 1. Почему бесы судят грешника? Кто дал им на это право? Если человек
Грех дал право. Цитата: 2. Почему блж.Феодора оправдывается заслугами св. Василия?
Она оправдывается его молитвами и его любовью к ней.
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 21:44 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Цитата: Грех дал право.
Только Бог может судить человека. Об этом в Писании сказано. Цитата: Она оправдывается его молитвами и его любовью к ней.
Перечитайте еще раз о том, как ангел доставал из сундучка его добрые дела.
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 22:05 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Konstantin писал(а): 1. Почему бесы судят грешника? Кто дал им на это право? Если человек праведен, он, мне кажется, попадает в рай, если нет, в ад. Нет смысла, вроде бы, прогонять по мытарствам ни того, ни другого. С какой целью? Больше помучить? Совершенно не вяжется с благостью Божией. Или душу очистить? Тогда какая разница между учением о мытарствах и католическим чистилищем? Нет, бесы не судят грешника. Скорее выполняют функцию государственного обвинителя, если говорить в юридических терминах . Возможно это все говорится образно: "земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных". Но от этого легче на мытарствах не будет, скорее наоборот. Konstantin писал(а): 2. Почему блж.Феодора оправдывается заслугами св. Василия? Это противоречит православному учению и ближе к католической модели "сверхдолжных заслуг".
Точно так же как и Церковь молится за усопших, да и мы молимся келейно.
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 22:15 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Konstantin писал(а): Виринея писал(а): Она оправдывается его молитвами и его любовью к ней. Перечитайте еще раз о том, как ангел доставал из сундучка его добрые дела.
Опять-таки, возможно это образ. Одно дело буду молиться за усопшего я, а другое дело какой-нибудь духоносный старец. То есть полный “сундучок” - образ святости.
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2006, 23:15 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Слишком много образов и нет согласия с православным учением и Св.Писанием. Хочу заметить, что я ничего не отрицаю. поскольку некоторые св.отцы действительно упоминали о мытарствах. Опять же это полезно с педагогической точки зрения и можно строить исповедь. Но вы подумайте только, если мытарства идействительно имеют место, то кто в рай-то попадает? Уж для мення тогда точно рай закрыт, я всех своих грехов не помню.... Праведных-то нет ни одного. У любого человека, даже у святого, есть и забытые грехи и те, в которых он не успел раскаяться. Судьба души таким образом ставится в зависимости от воли каких-то бесов. Это католики в чистилище "приносят Богу удовлетворение", а мы-то здесь причем? А как же "Бог есть любовь"? А жертва Христова напрасна тогда, если все равно бесы решают?
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2006, 00:09 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Konstantin писал(а): Слишком много образов и нет согласия с православным учением и Св.Писанием. Хочу заметить, что я ничего не отрицаю. поскольку некоторые св.отцы действительно упоминали о мытарствах. Опять же это полезно с педагогической точки зрения и можно строить исповедь. Но вы подумайте только, если мытарства идействительно имеют место, то кто в рай-то попадает? Уж для мення тогда точно рай закрыт, я всех своих грехов не помню.... Праведных-то нет ни одного. У любого человека, даже у святого, есть и забытые грехи и те, в которых он не успел раскаяться. Судьба души таким образом ставится в зависимости от воли каких-то бесов. Это католики в чистилище "приносят Богу удовлетворение", а мы-то здесь причем? А как же "Бог есть любовь"? А жертва Христова напрасна тогда, если все равно бесы решают?
Мытарства не противоречат церковному учению, так как это Св. Предание Церкви. Могу еще вдобавок к вышеприведенным словам святых отцов разных времен и местностей (причем я поместил не все), привести выдержки из богослужебных текстов. А вот обратных мыслей у святых я не встречал.
Далее, для прощения забытых грехов надо молиться и участвовать в Таинствах, в частности таинстве Елеосвящения (или по-другому - Соборования). Кроме того, опять напомню про молитву Церкви.
И последнее. Вы путаете частный суд - мытарства, определяющий временное состояние усопшего, и суд всеобщий, а любовь Христова неотделима от Его правды.
|
|
|
|
|
Александр Попов
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2006, 01:59 |
|
вы меня уже узнаете? |
|
Зарегистрирован: 30 дек 2004, 23:00 Сообщения: 52
Возраст: 42 Откуда: Санкт-Петербург
|
Помнится, два года назад на форуме "Добрые беседы" (предшественник сего форума) этот вопрос очень бурно обсуждался. В конце-концов оппоненты сошлись, вроде, на пожелании друг другу мытарства не проходить.
Можно почитать вот это:
Конспект лекций для Семинарии
(Профессор, протоиерей Ливерий Воронов)
Частный суд. Сказания о мытарствах
http://www.spbda.ru/theology/contents1. ... t=3&page=3
_________________ "Во всяком деле молиться нужно так, как если бы всё зависело только от Бога, а делать так, как если бы всё зависело только от нас самих" (Блаженный Августин).
|
|
|
|
|
Кирилл
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2006, 07:47 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32 Сообщения: 2655
Возраст: 39 Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
|
Меня при чтении "Мытарств блаженной Феодоры" смутила одна вещь: там очень по-земному описывается рай. Можно, конечно, сказать, что это лишь образы, потому что и в Библии часто встречаются материальный образы духовных вещей, но в "Мытарствах" уж чересчур земное видение неба. И вообще, можно ли даже в образах описать то, что знает только Бог? Там еще присутствуют элементы космологической теории из "Христианской топографии" Космы Индикоплова: о том, что над небом находится вода. Так, Феодора говорит, что когда они восходили на небо, то вода, бывшая над небом, перед ними разъединилась, а позади них снова соединилась. Ведь это явно противоречит современной науке, да и нигде больше в творениях святых отцов, которые действительно проходили путь от земли на небо, не упоминается ни о какой воде.
_________________ "Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)
Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2006, 12:35 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Кирилл писал(а): И вообще, можно ли даже в образах описать то, что знает только Бог?
Кирилл, можно, если описывают святые отцы, которым эти тайны были приоткрыты. Что же касается самих мытарств, то вместо «Мытарств блаженной Феодоры», лучше прочитать слово свт. Кирилла Александрийского «О исходе души» из Следованной Псалтири, или свт. Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти».
Или главы из книги иеромон. Серафима (Роуза):
"Воздушные мытарства" и "Ответ на критику".
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2006, 13:08 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Павел-2 писал(а): Мытарства не противоречат церковному учению, так как это Св. Предание Церкви.
Нет церковного учения о мытарствах. Цитата: Далее, для прощения забытых грехов надо молиться и участвовать в Таинствах, в частности таинстве Елеосвящения (или по-другому - Соборования).
Здесь Вы немного не в курсе, наверное. Таинство Соборования здоровым людям не преподается, откройте настольную книгу священнослужителя. Из Деяний апостольских мы знаем, что оно существует для больных людей поэтому свойство прощения забытых грехов, ему приписываемое есть ничто иное, как "молва народная". Забытые грехи, действительно, прощаются в Таинстве исповеди. Тогда вообще непонятно зачем нужны мытарства. Цитата: И последнее. Вы путаете частный суд - мытарства, определяющий временное состояние усопшего, и суд всеобщий, а любовь Христова неотделима от Его правды.
Здесь я вообще ничего не понял, что Вы сказали.
Мытарства это совершенно не частный суд. Частный суд это временное определение Богом души усопшего. Мы с этого и начинали. Если определение Божие над человеком прозвучит и грешник окажется в аду, то зачем тогда мытарства? Проверить, совпадет ли бесовское мнение с Божественным? Много чести. Так же и для праведника. Фактически мы приходим к полной несуразице. Во-первых бесы, а не Бог выносят определение, во вторых, фактически, человек спасается делами, и не только своими, но и чужими. Слишком напоминает католичество.
К тому же, если так все просто и все решают бесы по делам человеческим, то зачем жертва Христа? Тогда и молитва
"Вера же вместо дел да вмениться мне...", которую мы читаем каждый день бесполезна, поскольку вера никому не вменится на суде бесовском, это абсурд.
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 24 июн 2006, 14:24 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Константин, про больных не спорю и не спорил, что же касается благодатных действий таинства Елеосвящения – отпущения грехов, в том числе и забытых, то ознакомьтесь, например, с соответствующими разделами книг по догматическому богословию митр. Макария (Булгакова) и еп. Сильвестра (Малеванского). Там все написано.
Относительно мытарств, я уже обо всем написал выше. Если подойдете к этому вопросу без предубеждения и с доверием к святым отцам, то все поймете.
|
|
|
|
|
Татьяна hope
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 июн 2006, 13:09 |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 13:02 Сообщения: 30
Откуда: Московская область
|
Павел-2, очень хотелось бы, чтобы Вы заметили разницу между конкретным описанием мытарств в житии Василия Нового, и самим фактом существования мытарств, который Вы подтверждаете цитатами святых отцов. Может, тогда начнете отвечать собеседнику в тему!
А Вам, Константин, спасибо за четкость определений, потому что многих и многих смущеет этот эпизод из жития блаж. Феодоры. Ну не вяжется он с Православием, как ни крути! И именно поэтому нет церковного учения о мытарствах, а есть только подтверждаемый святыми факт, что сразу после смерти душа попадает в область духов, как добрых, так и злых, которые и пытаются отстоять свое право обладать этой душой - и это называют словом "мытарства". Но конкретики, как и что происходит, святые отцы не определяют!
_________________ Мир вам!
|
|
|
|
|
Павел-2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 июн 2006, 18:15 |
|
Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11 Сообщения: 723
|
Вот еще что забыл. Сказание о мытарствах святой Феодоры было внесено свт. Дмитрием Ростовским в свои Четьи-Минеи (26 марта), свт. Игнатий (Брянчанинов) подробно цитирует “Сказание“ в своем творении “Слове о смерти”. Думаю авторитет двух великих святителей служит достаточным свидетельством соответствия “Сказания…” православному вероучению.
И в заключение выдержка из ответа иеромон. Серафима (Роуза) одному из критиков “Сказаний”:
Цитата: «Рассказ блаженной Феодоры о прохождении через мытарства ("Жития святых", 26 марта) критик называет "наполненной ересью сказкой", основанной на галлюцинации человека, который в ветхозаветные времена "был бы справедливо выведен и побит камнями", потому что он "был в состоянии низкой духовной прелести". (Почему критик так сердит на рассказ Феодоры, неясно, это лишь один из подобных рассказов, и он не учит ничему отличающемуся от них, – они настолько схожи, что я не счел нужным приводить его в главе о мытарствах.) Эти крайние обвинения суть личное мнение критика, и они, несомненно, не имеют под собой основания. Можно только удивляться, почему он упорствует в построении своей собственной концепции мытарств и отказывается понимать их так, как их всегда понимала Православная Церковь, которая никогда не учила выдуманной им карикатуре; невозможно понять, откуда он вообще взял эти нелепые интерпретации. В течение 16 веков отцы Церкви говорили о мытарствах как о части православного аскетического учения, окончательной и решающей стадии "невидимой брани", которую каждый христианин ведет на земле. В то же время многочисленные жития святых и другие православные источники описывали подлинный опыт православных христиан, – как святых, так и грешников, – которые проходили мытарства после смерти (а иногда и до смерти). Всем, кроме детей, ясно, что понятие "мытарства" нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти. Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории – не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке. Если же некоторые описания мытарств кажутся слишком наглядными, то это, возможно, потому, что современные люди не знают истинной природы невидимой брани, которая идет в этой жизни. И сейчас нас непрерывно осаждают бесовские искусители и обвинители, но наши духовные глаза закрыты, и мы видим только результаты их деятельности – грехи, в которые мы впадаем, страсти, которые разрастаются в нас. После же смерти глаза души открываются для видения духовной реальности, и душа (обычно впервые) видит тех существ, которые преследовали человека в течение его жизни. В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни восточной астрологии, ни чистилища. Эти мытарства, скорее, учат нас тому, что каждый человек отвечает за свои собственные грехи, тому, что после смерти подводится итог его успехов и неудач в борьбе с грехом (Частный Суд), и тому, что бесы, искушавшие его всю жизнь, в конце ее предпринимают свое последнее нападение, но имеют власть только над теми, кто при жизни недостаточно подвизался в невидимой брани. Что же касается литературной формы этих рассказов, мытарства одинаково встречаются в церковных богослужениях (церковная поэзия), в аскетических творениях святых отцов и в житиях святых. Никто из православных не читает эти тексты грубо, буквально, как их прочел критик; к ним подходят с уважением и страхом Божьим, ища в них духовной пользы. Любой духовный отец, который пытался наставлять своих духовных чад в извечных традициях православного благочестия, может засвидетельствовать пользу тех православных источников, в которых упоминаются мытарства. Например, покойный епископ Андрей Новодивеевский – горячо любимый и почитаемый духовный отец – использовал двадцать мытарств, через которые, как рассказывается, прошла блаженная Феодора, в качестве основы для очень эффективной подготовки своих духовных чад к таинству исповеди. Если в этих текстах есть дисгармония с человеком ХХ века, то вина ложится на наше изнеженное, снисходительное время, которое поощряет неверие и расслабленность по отношению к воистину страшным реальностям иного мира, в особенности же ада и суда»
|
|
|
|
|
Елена
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 июн 2006, 18:20 |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13 Сообщения: 1152
|
Главное, что я поняла, когда прочитала «Мытарства блаженной Феодоры» это то, что
- своими делами невозможно спастись, потому что грехов все равно больше;
- спасаемся мы исключительно милостью Божией и молитвами святых, поэтому никакого уныния не испытывала, главное – не надеяться на себя, а только на Бога;
- необходимо бодрствовать и внимательно относиться ко всем своим мыслям и делам, потому что за все придется дать ответ;
- блаженная Феодора едва прошла мытарства только потому, что стыдилась исповедовать свои прошлые блудные грехи, следовательно, нужно более ответственно относиться к таинству исповеди;
Я не вижу никакого противоречия между учением Церкви и описанием мытарств как образа частного суда, если попытаться понять их не по букве, а по духу. Духовную реальность невозможно передать земными понятиями, об этом многие святые свидетельствовали, и в житиях святых достаточно описаний рая, подобных описанию рая в житии Василия Нового, но никто же не думает, что рай выглядит именно так.
Не знаю, стоит ли спорить о частностях, важно помнить, что будет суд и провести жизнь в покаянии, тогда никакие мытарства не будут страшны, как бы они не выглядели.
|
|
|
|
|
Konstantin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 июн 2006, 15:07 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22 Сообщения: 1054
Возраст: 52 Откуда: С-Петербург
|
Павел-2 писал(а): Константин, про больных не спорю и не спорил, что же касается благодатных действий таинства Елеосвящения – отпущения грехов, в том числе и забытых, то ознакомьтесь, например, с соответствующими разделами книг по догматическому богословию митр. Макария (Булгакова) и еп. Сильвестра (Малеванского). Там все написано. Относительно мытарств, я уже обо всем написал выше. Если подойдете к этому вопросу без предубеждения и с доверием к святым отцам, то все поймете.
Я всегда понимал это Таинство, как восстановление в церкви больного, который не может посещать храм вследствии болезни и, вследствии той же болезни, не может вспомнить о грехах своих. Так и говорит апостол, что если соделал грехи - простятся ему. Как бы восполняется Чин покаяния.
Просто ныне бытует мнение, что достаточно человеку придти на соборование и все грехи прощены. Это мнение не имеет под собой оснований.
P.S. Что касается мытарств, то я уверен, что есть какие-то препятствия со стороны демонов при восхождении души к Отцу Небесному поскольку они чинят козни людям постоянно и вряд ли прекращают это делать после разлучения души и тела.
Мне лишь претит мысль о том, что дух злобы выносит суд над человеком. Считаю, что это Божественная привилегия.
Но, разум человека слаб и я не могу утверждать, что мытарств не существуе, тем более противопоставлять свое мнение мнению святых. Рассмотрев аргументы за и против этого учения я не пришел ни к какому выводу. Педагогически учение полезное, наверное поэтому церковь его и не отвергает.
Лучше, вероятно, думать, что мытарства существуют, готовиться к ним и, если их нет, вздохнуть с облегчением, чем оказаться в обратной ситуации.
_________________ Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ
|
|
|
|
|
Вика (сестра Розанны)
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 июн 2006, 15:08 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02 Сообщения: 14718
Откуда: Кавказ-Москва
|
Konstantin писал(а): Лучше, вероятно, думать, что мытарства существуют, готовиться к ним и, если их нет, вздохнуть с облегчением, чем оказаться в обратной ситуации.
_________________ Чувствую настоятельную потребность вступить в Добровольный оркестр хемулей...
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 28 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|