|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 6 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Матушки Добавлено: 07 ноя 2013, 10:22 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вся жизнь в церкви О протоиерее Михаиле Фролове и его матушке Елене Кузьминичне можно писать книгу. Как, наверное, практически обо всех священнических семьях того несладкого для Церкви советского времени. Оба родом из Оренбургской области, города Сорочинск. Матушка Елена сама из семьи священнослужителя. Долгое время ее отец, Кузьма Акимович Калугин, служил дьяконом в местном храме, а будучи уже в солидном возрасте, был рукоположен в священники. По стопам отца пошли и братья – один стал белым священником и служил в Самаре, другой – архимандрит в Троице-Сергиевой лавре. Как они пришли к этому выбору – отдельная история. Младшую Леночку в церковь носили буквально с пеленок. «Приведут меня, - рассказывает матушка Елена, - поставят на солее, я стою-стою, устану, сяду на коленочки – и усну. Пока служба идет – я сплю. Став постарше, сама все время ходила в церковь утром и вечером. Родители не пускали зимой, боялись, но я все равно бежала на службу. Приду домой, мама спрашивает: «С кем же ты из церкви шла?» А я, как сейчас помню, отвечаю: «С месячкой. Зашла во двор, калитку закрыла, а месячка там остался». Так и ходила – утром по солнышку, вечером – с месяцем». В семье царили строгие нравы, детей сызмальства приучали к труду и молитве, постились по уставу все, поблажек не было никому, даже самым маленьким. Никто не сидел без дела, а о том, как пели родители, отец Косьма и матушка Федосья, матушка Елена вспоминает до сих пор: «Утром встают рано – и начинают петь псалмы. Мы, дети, спим еще в комнате, а они на кухне. Папа что-то делает (он в основном столярными делами занимался), мама готовит – и поют вместе». Пели и дети, вечерами на это специально выделялось время. У семьи Калугиных был замечательный духовник, отец Даниил Фомин, бывший насельник Оптиной пустыни. Когда монахов из знаменитого на всю Россию монастыря разогнали, а сам монастырь превратили в сельскохозяйственную артель, он приехал в Сорочинск. И часто бывал у духовных чад вместе со своей сестрой, монахиней Архелаей. Он приходил и заводил беседу со взрослыми. А дети прятались за занавеску, чтобы родители не видели, и тихо, как мышки, сидели и слушали, быть может, далеко не все понимая, но впитывая как губка, основы христианской веры. С Сорочинском храме пели монашки из разогнанных коммунистами монастырей, они сразу приметили прилежную дьяконскую дочку и взяли ее с собой на клирос. С этого момента Елена Кузьминична начала петь на клиросе. Так всю жизнь пела и читала в церкви, и когда училась в школе, и когда работала. Со школой у матушки Елены связаны самые неприятные воспоминания. Когда Лена пошла в первый класс, учительница вызвала ее к доске. И громко спросила: «Леночка, вот интересно, мы еще не прошли буквы, а как же ты в церкви читаешь?» Будущая матушка нашлась ответить тут же: «А я наизусть». Но после этого вопроса одноклассники перестали звать ее по имени, перейдя на прозвища «попадья» да «попиха». «Одно время так тяжело было, никак не могла от мыслей этих оторваться, - сетует матушка. – А потом подумала: ну раз так меня постоянно называют, почему бы мне и не быть попадьей? Так и получилось».
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Re: Матушки Добавлено: 07 ноя 2013, 10:23 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
Смутное время С отцом Михаилом они познакомились, когда Елене было семнадцать лет, а ее будущий супруг уже перешагнул тридцатилетний рубеж. Он тоже был из верующей многодетной семьи. Его мама осталась одна с пятерыми детьми, когда муж погиб на фронте. Михаилу в то время было всего девять лет, и он был третьим по счету. Приходилось много помогать матери в нелегком крестьянском труде, приглядывать за младшими, пока подрастут. Может, отчасти и поэтому Михаил долго не мог жениться. Как рассказывает матушка Елена, он все просил Бога послать ему хорошую жену. И тут появилась она, и ему сразу стало понятно, что это та, которую он просил. Молодые люди ждали год до совершеннолетия Елены Кузьминичны, и в 1963 году обвенчались. В этом году супруги Фроловы отметили бы золотую свадьбу, но отцу Михаилу, увы, не довелось дожить до этого юбилея. Священник ушел из жизни в 2006 году, и матушка Елена с тех пор вдова. Решение стать священником было принято не сразу – смутное время, религия под запретом и поступить в духовное учебное заведение было не так-то просто. Будущий отец Михаил работал на заводе, потом преподавал в школе и только через несколько лет пошел в семинарию. После ее окончания был рукоположен в сан дьякона и направлен служить в Пензу. Несладко приходилось семье священнослужителя в то смутное время. Особенно, когда пошли дети. Как-то раз, когда старшей дочке Фроловых было семь лет, они отправились на праздничную Пасхальную службу. Отец Михаил служил, матушка Елена собралась с дочкой на праздник – а тут заграждение из сознательных комсомольцев, требующих прекратить раздачу «опиума для народа». Если кто помнит те времена – на большие церковные праздники возле храмов дежурили дружинники, не пропускали молодых, ведь Богу молиться – удел отживающих свой век старушек. И когда семейство отца Михаила подошло к храму – комсомольцы стали стеной, чтобы не пропустить их внутрь. Да еще дочку, тоже Леночку, стали вырывать из рук матери. «У меня вдруг откуда-то столько сил появилось, - вспоминает матушка Елена, - что я схватила дочку так крепко, что они не могли разжать мои руки. Страшно было – а если не пропустят совсем? Батюшка дьяконом служил, служба могла сорваться». К счастью, убеждением и просьбами удалось прорвать оцепление. Позже, когда Фроловы уже жили в Куйбышеве, история повторилась точь-в-точь, только уже со второй дочкой, Ольгой. И вновь Елена Кузьминична не дала отнять у себя ребенка. Противостоять обществу приходилось практически во всем – доводилось и выслушивать уколы от коллег на работе, и отказывать классной руководительнице Лены в ее требовании снять в доме иконы, и не сметь перекреститься возле церкви. То, что переживала матушка Елена в детстве, отчасти пришлось пережить и дочерям - за глаза и их называли «попадьями». И, кстати, старшая дочка, Елена, тоже стала матушкой. А Елена Кузьминична не нарадуется теперь, что ее внукам не приходится испытывать то, что выпало на ее детство и юность.
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Re: Матушки Добавлено: 07 ноя 2013, 10:25 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
«Матушкой быть не трудно» «Матушкой быть нетрудно, - убеждена Елена Кузьминична. - Я воспитывалась в религиозной семье и не мыслю себе другой жизни. Если я в храм не иду, бывает, по состоянию здоровья, то внутри такая тоска, такая боль, что не пошла сегодня в церковь. Нет, не трудно быть матушкой. Но все-таки, с детства нужно быть в церкви. С улицы, то есть девушку неверующую, далекую от церкви, нельзя брать в жены будущему священнику, она же не выдержит такой жизни. Для меня помолиться, почитать псалтирь или Евангелие – в радость. Батюшка Михаил был строгий: поститься так поститься, молиться так молиться. Взял акафист читать, позвал меня – я все оставляю и иду за ним. И никогда мне в тягость это не было. А с улицы девочка – не поймет того, и будет постоянное разногласие в семье». Воскресные дни они всегда начинали с церковной службы. Так было в семьях их родителей, в их собственных семьях, так происходит сейчас в семьях их дочерей. У Ольги растет сын Никита, у матушки Елены-младшей трое уже взрослых детей – Ксения, еще одна Елена (имя Елена у протоиерея Михаила Фролова было любимым) и Иван. Мальчики прислуживают в алтаре, девочки – поют. И все, как один, не мыслят себя вне церковной жизни. На вопрос, в чем для нее роль матушки, матушка Елена просто отвечает - батюшке во всем помогать и поддерживать. А еще – воспитать своих детей верующими и добрыми людьми, чтобы люди рядом доброту эту чувствовали. И сейчас она с радостью наблюдает, что и у дочек получилось сохранить то, что они с отцом прививали им, и внуки растут такими же.
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Re: Матушки Добавлено: 07 ноя 2013, 10:26 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
«Мы шли к этому долгие годы» Однако не всем повезло родиться в верующей семье, для многих наших соотечественников, оторванных от корней в советское время, путь к Богу начинался в сознательном возрасте. Часто – вместе со своей половинкой. Так было и в семье отца Максима и матушки Светланы Соколовых. Светлана родилась в обычной советской семье: мама работала на заводе, папа – летчик. Родители крестили их с братом, когда ей было десять лет. Все как у всех – сначала школа, потом педагогический институт. В церковь, правда, забегала. Свечку перед экзаменом поставить, попросить, чтоб сдавалось легко. В общей студенческой компании познакомилась с будущим мужем. Начали с дружбы, но уже через год после знакомства по обоюдному согласию пошли под венец. Венчались в Кирилло-Мефодиевском соборе, что на Поляне им. Фрунзе, ныне Барбошиной. И так получилось, что вскоре после этого семья Соколовых «приросла» к храму. Воцерковление шло постепенно, маленькими шажками. Максим работал в психиатрической больнице, потом психологом на железной дороге, а по выходным помогал в храме. Светлана тоже подтягивалась, а когда пошли дети – то и с детьми вместе ходила на церковные службы. Три года назад настоятель храма Кирилла и Мефодия протоиерей Виктор Ушатов предложил Максиму стать дьяконом, а через год - священником. Он подумал – и согласился. Светлана приняла решение мужа целиком и полностью. «Если честно, то я всегда считала, что это – его призвание, - рассказывает она. - Мне казалось, что это логичный путь: прихожанин – алтарник – священник. Конечно, муж советовался со мной, и я его поддержала, как могла. Я очень в него верю, мне кажется, что если он захочет, помолится, то все будет хорошо и правильно. Я видела, как он, когда был психологом, помогал многим людям и думаю, что став священником, теперь он помогает еще больше». Отчасти общему воцерковлению способствовало увлечение супругов исторической реконструкцией Руси XIII века. Вот уже много лет Соколовы состоят в военно-историческом клубе «Легенда», занимаются воссозданием материальной культуры Руси. Отец Максим неоднократно становился призером конных состязаний, а матушка Светлана нашла себя в женском рукоделии. Вместе они делятся своими знаниями с детишками в духовно-просветительском центре «Кириллица», что действует на территории собора. Матушка Светлана уверена, что в наше время, когда вокруг столько всего одинакового, серийного, очень важно приоткрыть завесу времени, окунуться в тот прошедший мир, почувствовать себя отличной от других. «Вот одежда, которая на мне, я ведь ее сама для себя сшила, - говорит она, - такой ни у кого нет. А обувь мне пошил отец Максим. И если обычные туфли мне натирают ноги, то эти – нет, ведь их шили только для меня, по моей ноге, любящими заботливыми руками». Дети тоже не отстают от родителей. Старший Арсений ездит на лошади и стреляет из лука, а дочка София помогает на фестивалях готовить. Арсений через год собирается поступать на исторический факультет, поскольку интересуется археологией и уже несколько лет ездит с друзьями мамы и папы в экспедиции на раскопки. А София пока еще не определилась, хочет быть то ветеринаром, то кондитером. Но и отец Максим, и матушка Светлана готовы поддержать любое их решение. «Я молю Бога, чтобы мои дети раскрыли все свои таланты: работали на любимой работе, создали дружные семьи, и, главное, были бы христианами. Ведь задача родителей – помочь детям встретится с Богом», - считает матушка.
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Re: Матушки Добавлено: 07 ноя 2013, 10:27 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
«Быть надежным тылом» После рукоположения отца Максима в семье Соколовых мало что изменилось, разве что поменялось расписание выходных дней. Матушка Светлана – человек работающий и выходные у нее приходятся, как у большинства из нас, на субботу-воскресенье. Как раз в то время, когда супруг больше всего занят в храме. Но это только сплотило семью, научило внимательнее относиться к свободному времени, чтобы возможностей побыть всем вместе было как можно больше. «Роль матушки точно такая же, что и у любой жены – быть надежным тылом, помощницей для своего супруга, - делится матушка Светлана. – Я должна быть готовой к любым ситуациям, как жена военного, - к переездам в другой город, село, к любым финансовым и бытовым трудностям, которые могут возникнуть в течение этой жизни. Ведь семейная жизнь – это когда два человека пытаются вместе, поддерживая друг друга, спастись. В семье, мне кажется, должна быть атмосфера любви, доверия и дружбы. Здесь не место для каких-то выяснений отношений, доказательств «кто круче». Я не смогла бы жить с человеком, разговаривая с которым, нужно подбирать слова, чтобы не обидеть и не разозлить. Я считаю, что в семье все должны чувствовать себя естественно, расслаблено, ведь это место, где тебя принимают и любят, несмотря ни на что. А еще роль любой жены – быть сплачивающим фактором, таким формирователем семейных традиций. Именно я, как жена, отвечаю за создание микроклимата семьи, Дома с большой буквы. У нас уже есть свои традиции: мы поем вечерами вместе под гитару, на Рождество обязательно печем торт «Наполеон», а летом ездим отдыхать в Подгоры дикарями. Конечно, жена священника на виду у прихода. И конечно, есть некоторые прихожане, которые очень интересуются, во что одевается матушка, на чем ездит и что кладет в продуктовую корзину. К счастью, я не замечала такого пристального внимания на себе, но все равно стараюсь «не давать повода ищущим повода». Очень хочется не подвести мужа, быть достойной христианкой, мне это сложно, у меня характер тяжелый, я такая нетерпимая».
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Re: Матушки Добавлено: 07 ноя 2013, 10:28 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
«Я готова следовать за ним» У двадцатидвухлетней Александры Комарь еще все впереди, но как супруга будущего выпускника семинарии, о том, что такое быть матушкой, девушка задумывается заранее. Саша родом из Казани, с детства пела на клиросе и мечтала продолжить музыкальное образование именно в этом направлении, поэтому уехала в Оренбург и поступила в Духовное училище. А после окончания его, решив не останавливаться на достигнутом, отправилась в Самару поступать в нашу семинарию на регентское отделение. Замужество если и было в планах, то еще очень не сразу. Для начала – учеба и практика, оттачивание певческого мастерства. И даже тот факт, что традиционно женское регентское отделение практически неизбежно соседствует с сугубо мужским пастырским, не сбивал настроя. Хотя обычно считается, что в регенты и певчие девчонки идут с одной целью – выйти замуж за семинариста. Есть даже такой термин в околоцерковных кругах – девушка-ХБМ (хочу быть матушкой), совсем не лестный для представительниц прекрасного пола, желающих во что бы то ни стало заполучить в мужья будущего пастыря. Однако на практике это далеко не всегда так. Нехватка певчих и регентов с образованием даже больше, чем священников на приходах, поэтому мотивация к поступлению в семинарию у девушек (хотя встречаются и молодые люди), прежде всего, помочь приходу и батюшке. А дальше – уже как Бог даст. «Мне не хотелось быть матушкой, - признается Саша. – Замуж, как и любой девчонке, хотелось. Но я представляла себя женой просто православного человека, прихожанина храма. Как сложится дальше в нашей жизни – не знаю. Здесь я полагаюсь на волю Божию. Как нам будет полезно – так все и случится». С Евгением Александра познакомилась во время учебы. Молодые люди поступили вместе, но близко не общались. Дневное отделение самарской семинарии не особо большое, это не крупный вуз с множеством факультетов, поэтому все друг друга знают, волей-неволей встречаются, знакомятся, дружатся. Так и Саша с Женей, ходили рядом друг с другом, не предполагая, что в дальнейшем разделят одну судьбу на двоих. Все изменилось, когда юношу призвали в армию. Он ушел, а Саша осталась ждать. После возвращения между молодыми людьми завязались романтические отношения, которые вылились в настоящее крепкое чувство и привели к свадьбе. Перед браком, как и положено семинаристам, Женя и Саша получили благословение митрополита Самарского и Сызранского Сергия. Через это проходит любой потенциальный священник, ведь в православной семье каждый отвечает не только за себя, но и за супруга. Пока для них все еще только в теории, молодожены еще осваивают азы семейной жизни и не думают о скором начале пастырского служения. Да и учебу Евгению еще нужно закончить. Но о том, что может ждать их в будущем, Саша думает уже сейчас. «Я готова следовать за своим мужем, куда бы его не послали, - говорит Александра. – Ведь матушка – это опора священника, можно сказать, его правая рука. Поэтому полное взаимопонимание и поддержка, полная отдача – они просто необходимы. Ни в коем случае нельзя его оставлять, ведь ему будет очень тяжело без женской помощи. Кроме того, матушка – это мать всего прихода. Ей нужно быть не только приветливой с прихожанами, но и быть готовой что-то подсказать, где-то помочь. Я готова к тому, что наша жизнь будет на виду у людей, и моя задача – сделать так, чтобы обсуждать у нас было нечего. Когда у нас будут дети – мне, конечно, хотелось бы, чтобы они продолжили наше дело, были при храме, но я буду полагаться на их желание. Мама со мной так же поступала, позволяла всегда, чтобы выбор был моим, а не родительским. Впрочем, я никогда не хотела и не стремилась быть матушкой, выходить замуж так скоро, думала продолжить свое образование, но так получилось, что вышла. И я счастлива».
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 6 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|