Навеяло последним интернетом.
http://www.vmeremina.narod.ru/erem2.htm
Цитата:
Универсальный критерий преподобного Силуана Афонского, его свидетельство, “свидетельство свидетеля верного” — любовь к врагам. Помимо экклезиологии мы будем касаться и вопросов сотериологии, то есть рассматривать эту проблему в плане личного спасения, будем касаться, хотя и немного, вопросов эсхатологии и некоторых моментов церковной истории.
В 1998 году исполнилось 50 лет со времени написания отцом Софронием (Сахаровым) книги “Старец Силуан”. Книга была написана в 1948 г. и издана небольшим тиражом только 4 года спустя, в 1952 г. По–настоящему читаемой она стала в России в последние 20 лет. Но сейчас, пожалуй, книга эта стала у многих настольной, близкой, часто перечитываемой.
Часто приходится слышать, что это слишком высоко. Я хочу напомнить, что архимандрит Софроний (Сахаров) неоднократно называл свидетельство преподобного Силуана “жестоким”. На мой взгляд, само свидетельство свидетеля или свидетеля о свидетельстве (то есть архим. Софрония) я бы тоже, в некоторых моментах, могла бы назвать жестоким. В частности, у отца Софрония мы читаем: “...
Любовь к врагам есть единственный достоверный критерий истины, и при том не только в смысле сотериологическом, т. е. такого строя духовно–нравственной жизни, который спасает человека, но и в плане догматическом, т. е. отвлеченно–идеальных представлений о Бытии” [1, с.100]. Если бы любовь к врагам была одним из критериев, то, я думаю, эту мысль принял бы каждый православный человек. Но когда мы читаем, что это критерий единственный, некоторым становится, а многим — не по себе.
...
Цитата:
Врата Церкви действительно раскрыты для каждого крещенного и ищущего спасения. Но свидетельствуют Истину сильные, славные члены Церкви, каковым и был старший современник многих из нас преподобный Силуан Афонский. Существуют немощные члены Церкви, которые приносят туда то, что уже принадлежит им самим — свои страсти, свои грехи, свои заблуждения. И вот эти–то повреждения Христовой Истины, которые иногда выступают, как “вторая истина”, которую пытаются “вдвинуть” в церковное сознание, — вот их и позволяет обнаружить критерий преподобного Силуана Афонского. Это критерий любви к врагам выявляет волю, чуждую воле Божией, ибо Господь хочет, чтобы все люди спаслись.
Действительно, где есть ненависть к врагам (другими словами, если точно выразиться, есть ненависть к брату, почитаемому за врага), там нет Жизни Вечной. “Всякий, — сказано в Первом Послании Иоанна Богослова, — ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей” (1 Ин. 3: 15). Архимандрит Софроний, сотаинник преподобного Силуана, вновь и вновь свидетельствует: “Он (старец Силуан. — В. М. Е.) категорически утверждал, что в ком нет любви к врагам, тот вне Бога, тот Бога не познал. Его невозможно было обмануть. Там, где была ненависть к врагам, там видел он лицо темной бездны, какою бы «службою Богу» (Иоан. 16: 2), каким бы пророческим пафосом она ни прикрывалась” [1, с.116].
...
Цитата:
Когда мы читаем “покаянную песнь” преподобного Силуана, то поневоле задумываемся о том, что кроме непосредственного, монашеского восприятия, может быть ведь отчасти и какое–то филологическое, например, рассмотрение. Давайте попробуем прочесть как стихи:
“И если бы Адам сохранил послушание,
то и он, и род его пребыли бы в раю.
Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием.
Господь много нас любит,
несмотря на наши грехи,
лишь бы мы смирялись
и любили врагов”.
И тут же вступает абсолютно прозаический отрывок: “А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить” [1, с.175].
... и далее по тексту.
Во избежание неправильного толкования подчеркну, что преп. Силуан нигде не говорит, что спасутся все, даже некрещеные, или что можно спастись без Крещения. Он просто говорит, что "любящее сердце не может этого понести".
Вот насколько я его понимаю, если человек говорит "некрещеные не спасутся" без боли в сердце - то он в этот момент не со Христом, пусть формально он тысячу раз прав.
Тому же Силуану Афонскому был дан совет "держи ум во аде и не отчаивайся". Христианство антиномично, зачастую приходится удерживать в уме две внешне несовместимые вещи.
1) Спастись помимо Крещения и Причастия нельзя - на то прямые слова Спасителя. Ergo, некоторые "хорошие люди" в рай не попадут, пусть они даже и хорошие.
Но 2) Господь все равно за них распялся, вот за тех, которые все равно погибнут, их любит и нас к тому призывает.
Вот две опоры, и стоять нужно на обоих. Отказался от одной - ты в опасности.