Вчера ночью вернулись из Москвы, удалось попасть к мощам матушки Матроны. Кратко делиться радостью не умею, поэтому получились своего рода "Записки паломницы".
В первый раз все поражает. Люди, не похожие на друзей и коллег, автобус, где не болтают о пустяках, а молятся и поют тропари, свое собственное состояние мучительного ожидания чуда, которого я недостойна. Всю ночь ехали через ливень; утром он прекратился. 5 часов 20 минут - Афонское подворье в Москве, мужской монастырь. Сразу захватывает ощущение своей ничтожности и стопроцентной принадлежности этому миру, в то время как люди вокруг, кажется, уже на небесах. Невероятная тишина, прекрасные в своем однообразии афонские песнопения, полутьма и внутренний трепет. В Ольгинском приделе идет исповедь, меня уговаривают идти - не иду. Куда мне: не готовилась, не постилась даже, совесть потом загрызет. За окнами опять ливень, влажный ветер доносит запахи роз, лилий и еще каких-то чудных цветов... Никак не могу настроить себя на общение с Богом: такой контраст с моей повседневной жизнью, что словно с гулянки сюда пришла, глаза поднять стыдно. Выходим к воротам через море цветов, и снова каким-то чудом нет дождя.
В Покровский монастырь приехали около половины восьмого. Организатор поездки подбадривала:"Это хорошо, что сегодня дождь, народу будет поменьше." Вошли в ограду и не увидели конца очереди, сразу упали духом... Встали в приделе храма и начали тихонько читать акафист Блаженной Матроне, а в мыслях у каждого : "Как же мы пройдем к мощам, ведь времени всего час?" Кто-то встал в безнадежно огромную очередь, кто-то обратился к проходившему мимо батюшке и получил в ответ, что нас здесь таких сотни, неважно, что мы за триста километров приехали... Так страшно стало вдруг, не описать. Я оставила вещи в храме и вышла под дождь к очереди. Иду вдоль ограждений, плачу и молюсь: "Матушка Матрона, помоги, я к тебе приехала, ты же знаешь, какое у меня горе, ты всегда заранее знала, кто с чем к тебе идет, всем обещала помочь, всех услышать..." Прошла через всю очередь, через толпу, под чужими зонтами, через ограждения и дежурных, и никто даже не посмотрел на меня. Так же прошли и еще люди из нашей группы. Обратно летели как на крыльях, такое счастье невыразимое, еще и сейчас слезы на глазах. Потом руководитель группы говорила: "Это вас матушка позвала; и остальные молитесь и идите, никто не тронет..." В Покровский мы вернулись через несколько часов, и к мощам Матронушки попали все, у кого утром не вышло, и получили в благословение букет цветов.
Дальше все было как во сне - Новоспасский монастырь, Марфо-Мариинская обитель, дивный храм Христа Спасителя. Говорят, что в пустом хождении (например, по магазинам) человек растрачивает свое сердце, оставляя частички душевной привязанности мертвым вещам. Здесь же было такое ощущение, что мы отовсюду что-то приобрели, навсегда пополнили хранилище своей души памятью о чудных храмах и святынях Москвы.
Хочется добавить еще немного. Никогда не считала, что в паломничества надо ездить часто и стараться везде попасть: известно, что спастись можно при одном храме, лишь бы душа стремилась к Богу и не уставала каяться. Но с какой же силой редкая паломническая поездка вырывает нас из мира! Какую благодать получают люди, которые едут не для того, чтобы просто посмотреть новые места, а попросить молитвенной помощи у святых, к которым давно стремилась душа... Не хочу никого осудить, но всегда ведь есть разница между паломником и паломником (извините за повтор). Или нет?
|