В начале февраля мне довелось провести несколько незабываемых дней в Бари. Давнее заочное знакомство с протоиереем Владимиром Кучумовым, настоятелем русского храма — подворья Московского Патриархата, переросло здесь в личное общение и разговор о его нелёгком служении. Отец Владимир с матушкой Наталией и сыном Тихоном в Бари уже восьмой год. За это время они обустроили Православную церковь в русском подворье на Казелла Постале, и батюшка снискал уважение даже у местных католических священников. В своём храме о. Владимир служит Всенощную в субботу и Литургию в воскресенье, а в остальные дни молится в крипте базилики, где едва ли не каждый день бывают русские паломники. Её настоятель — а базилика напрямую подчиняется Ватикану — пошёл навстречу православным, и теперь каждый четверг на мощах Святителя служится наша Божественная литургия…
Мы прилетели в Бари поздно вечером, когда город отходил ко сну под благодатным молитвенным покровом своего небесного покровителя. Погода для юга Италии в этот час была очень прохладной, пасмурной и ветреной. Море с шумом ударялось о берег высокими волнами. Что ж, утро вечера мудреней. На следующий день в назначенный час мы подъезжаем к базилике, где нас встречает отец Владимир. Вместе с ним и отцом Серапионом из Подмосковья служим на мощах Святителя Николая молебен с акафистом, поклоняемся Чудотворцу и просим его каждый о своём. Выходим из храма, и тут же милость Божия изливается на нас — небо чистое и синее и ярко светит солнце. На душе становится тепло и радостно. Но ещё радостнее от того, что по благословению Святителя Николая католики разрешили отцу Владимиру на праздник Блаженной Ксении Петербургской отслужить в крипте литургию. Соборное служение на мощах — это такая благодать, которую трудно передать словами. Среди причастников были и две именинницы: одна матушка Ксения из Белоруссии, а другая — милая двухлетняя крестница матушки Наталии.
— Больше всего паломников приезжает сюда из Самары, — говорит отец Владимир. — Наверное, уже вся Самара здесь перебывала, — добавляет он, улыбаясь.
— Удивительно, но Святитель Николай слышит всех, кто молится у его мощей, — рассказывает священник, — и всегда исполняет просимое. Бывает, у человека годами не решается какая-то проблема, а не успеет он выйти после молебна из крипты, как ему звонят по телефону и выясняется, что эта проблема уже решилась. Только вот не всегда бывает для человека полезно то, что он просит. Один человек просил здесь себе высокую должность. И он её вскоре получил. А теперь страдает, потому что не в силах нести этот крест.
У мощей как-то были дети-сироты, прикладывались к гробнице, о чём-то просили Святителя Николая. А учительница, приехавшая с ними, мне говорит: «Они все просят об одном и том же: о том, чтобы у них появились родители». И вот мне хочется на государственном уровне поставить такой вопрос. А почему бы не изыскать государству средства для начала хотя бы раз в год отправлять сюда один самолёт с детдомовцами? Чтобы они могли здесь, у мощей Николая Чудотворца, попросить его о своём сокровенном. Ведь это самые обездоленные люди на земле, у них нет главного — мамы и папы. И у вас в Самаре можно было бы продумать этот вопрос, обратиться к властям, найти благотворителей для финансирования такой поездки.
Пока готовилась эта статья, отцу Владимиру электронной почтой отправили имена детей из детдома № 1 города Самары, чтобы он поминал их у святых мощей. Это первый реальный шаг после нашей беседы с ним в Бари.
…Несколько лет тому назад католики сделали новую звездицу над отверстием в плите, уходящим к мощам великого угодника Божия. Она украшена драгоценными камнями. Опасаясь за их сохранность, окошечко в престоле закрыли железной решёткой, которую открывают только в дни памяти Святителя. Посмотреть в отверстие, опустив туда свечу или фонарик, и увидеть сами мощи, кому это надо, уже невозможно. И трижды обойти древнюю чудотворную колонну в правом ближнем углу крипты, загадав желание, как это по благочестивой традиции делалось ранее, тоже больше не получится — теперь путь преграждают металлические штыри, вделанные в стену. Хозяева базилики объясняют это тем, что в последнее время стало приезжать много полных людей, и они боятся, как бы кто не застрял между решёткой, ограждающей колонну, и стеной. Но несмотря на эти ограничения, Святитель Николай продолжает так же источать «многоценное милости миро» и исполнять молитвенные прошения всех людей, с верою к нему притекающих.
В городе Бари возле мощей великого Святого я написал это стихотворение. Его строками и закончу рассказ о своём паломничестве.
КРИПТА SANTA NICOLA
В полутёмной крипте — тайное молчанье
Древних двадцати шести колонн,
И души святое ожиданье,
И далёкий колокольный звон…
Тихо догорают восковые свечи,
Тайные мольбы уходят к небесам…
И с духовной радостью навстречу
Николай Угодник к нам выходит сам!
Спят Апулии оливковые рощи,
Льётся мудрости Святителя елей,
И под спудом мироточат мощи
И даруют манну всей земле.
В полутёмной крипте — тайное молчанье…
Здесь Восток и Запад вдруг слились.
Над престолом чудное сиянье,
Только веруй, кайся и молись!
***
Адриатическое море. Город Бари.
Меняет цвет солёная волна.
Она ещё всё помнит, как встречали
Святителя в былые времена.
Вот так же в небе чайки серебрились,
Когда корабль в бухту заходил.
Вот так же радостью глаза людей светились,
И Чудотворец так же всех любил.
В базилике всё так же дремлют камни,
Храня в себе тысячелетний сон.
Закрыты металлические ставни
В приделе, где мощами почивает он.
Я упаду пред ними на колени:
Святитель Николай, благослови!
И из души умчатся злые тени,
И в сердце вспыхнет дивный свет любви.
Откроются решётчатые двери,
Начнётся служба, ставни распахнут,
И я почувствую и навсегда поверю,
Что здесь незримо Ангелы живут…
Адриатическое море. Город Бари.
Отсюда до России далеко.
Я кофе пью в отеле «Сеттэ Мари»,
А на душе спокойно и легко.
Иерей Сергий ГУСЕЛЬНИКОВ, г. Самара
Газета Правило Веры