Два декабрьских дня всегда были особо почитаемы на Руси. 17 декабря (по новому стилю) прославилась своим мученическим подвигом за Христа св. Варвара, а
19 декабря — праздник Святителя и Чудотворца Николая.
В честь св. великомученицы Варвары освящались храмы — это своеобразный феномен, поскольку аналогичных примеров немного, и там есть свои, в некотором смысле, «земные» объяснения. Так, например, есть «Екатерининские» храмы, строительством которых стремились почтить небесную покровительницу императрицы Екатерины II, а со св. мученицей Татьяной видели «связь» Московского Университета, основанного в день ее прославления (25 января). Но со св. Варварой случай совершенно особый.
Церковный человек понимает, что самый главный итог его земной жизни — в способности перед смертью принести искреннее покаяние и удостоиться от Бога Причастия Св. Христовых Тайн. Однако бывают разные обстоятельства, когда смерть приходит внезапно или рядом может не оказаться храма со священником. Тогда, если человек сумел сохранить в себе доброе и любящее сердце, св. Варвара приходит к нему со Святой Чашей для Причастия. Она специально просила у Бога дать ей возможность служить умирающим таким, духовным образом, и с тех пор изображается на иконах с Чашей в руках, а также со свитком с надписью: «Чту Святую Троицу».
Главный подвиг св. Варвары — это, конечно, страдание за Христа, в Которого она уверовала против воли своего отцаязычника. Но еще раньше, когда отец запирал ее в высокой башне, она, смотря на звезды, своим умом познала ложь язычества. Такой величественный мир, думала она, должен быть созданием какогото всемогущего, но неведомого Бога. Св. Варвара всей душой желала познать этого Бога, и Он открыл ей истину — о Святой Троице и о Христе.
Эта истина чрезвычайно важна для вечного спасения человека. Если Бог — не Святая Троица, то мы не можем, в строгом смысле, говорить, что Бог есть Любовь. Если Христос — не Бог, ставший человеком, то пустым звуком становятся все святоотеческие слова о нашем высочайшем призвании — не просто наследовать Божественную вечность, а войти в нее «богами» по благодати. «Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать богом» — это святоотеческая «формула», выражающая кратко всю суть христианства. Христианства нет без такой веры в Спасителя и без духовного опыта, раскрывающего Христа именно как Бога.
Через несколько лет после того, как за исповедание этой истины пострадала св. великомученица Варвара, внутри самой Церкви возникло учение о Христе как о величайшем создании Божием. Оно вошло в историю как ересь александрийского священника Ария и угрожало уничтожить спасительную веру, оставив вместо подлинного христианства одно его название.
Тогда в 325 г. Христианская Церковь собралась на свой Первый Вселенский Собор. Из дошедших до нас исторических свидетельств известно, что на нём вера во Христа как в Бога, Второе Лицо Святой Троицы, была атакована целым «легионом» философских рассуждений о невозможности Боговоплощения. Христа называли как угодно: Великим Учителем, ближайшим к Богу Его созданием, самым великим Человеком и т. п. Не соглашались лишь признать Его Самим Богом.
|