Хочу рассказать о своем опыте культурного и духовного общения с искусством Болгарии. В силу своей профессии я иногда смотрю на иконы не как молящийся человек, а как художник, читаю их как книги о культуре народа. Летом была в Болгарии и посетила музей археологии Несебъра. Очень маленький по московским меркам, всего три зала. Но то, что я увидела там, поразило до глубины души. Экспонатов много. Но расскажу только о двух иконах. Маленькая подвальная темная комнатка. Когда вы в нее попадаете, тут же зажигается освещение и на вас со всех стен строго и милосердно взирают святые. Один этот прием "экономии энергии" приводит в культурный шок. Две иконы Богородицы. 16 и 13 века. Они находятся рядом друг с другом. Так что сравнивать легко. Богородица 16 века. Тип "Умиление". Сколько в Ней кротости и детского очарования, Она как подснежник, как хрустальный колокольчик. Когда смотришь на Нее, видно, что Она в сущности еще девочка. Но облачена Она в очень жесткий мафорий, кроваво красного цвета. то ли так сознательно задумал художник, то ли время поработало на кипарисовой доской. Графика очень жесткая, складки как будто врезаются в Ее тело. Смотреть даже жутковато. А лик Ее дышит чистотой и любовью. А рядом очень знакомый образ Богородицы. Как наша Владимирская или Донская. Тоже "Умиление". Но в нем вся цельность, глубина, драма. Он более лаконичный. Богородица держит на руках Младенца и жест ее "отдающий". Она Его отдает нам. Вся внешняя суровость облика есть следствие грядущего, но в ней же и милосердие. Возможно второй образ более цельный. Но первый очень личный, живой (ближе к пониманию). Я простояла перед этими иконами два часа без малого. Сначала изучая, а затем все более уходя в созерцание. Мастера иконописной школы разными приемами выразили в них одну единственную формулу любви. Размышляя, я убедилась в одном: любовь - главная артерия нашей души, ведущая нас к Богу. К сожалению фотографий этих икон у меня нет, но если кто то был в музее и видел их, поделитесь впечатлениями или фотографиями. Кстати, за время турецкого ига на территории Болгарии смогла вырасти и укрепиться самобытная иконописная школа. А за 700 лет ига в Болгарии осталось не более 250 икон византийского письма.
|