|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 8 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Kalindi_dasi
|
Заголовок сообщения: Символика цвета в иконах Добавлено: 18 май 2010, 17:21 |
|
Зарегистрирован: 18 май 2010, 15:18 Сообщения: 81
Вероисповедание: иное
|
Расскажите, пожалуйста, что означают цвета
|
|
|
|
|
Елена*
|
Заголовок сообщения: Re: Символика цвета в иконах Добавлено: 18 май 2010, 19:35 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 22 апр 2009, 19:21 Сообщения: 5013
Откуда: Подмосковье
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цвет в иконе и его использованиеВизантийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Золотой цвет Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери. Пурпурный цвет Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной. Красный цвет Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни. Белый цвет Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души. Синий и голубой цвета Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой. Зеленый цвет Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества. Коричневый цвет Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. Черный цвет Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни. Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. http://www.ukoha.ru/article/begin/cvet_v_ikone777.htm
_________________ Не тянитесь к прошлому, не стоит - Все иным покажется сейчас… Пусть хотя бы самое святое Неизменным остается в нас.
|
|
|
|
|
Kalindi_dasi
|
Заголовок сообщения: Re: Символика цвета в иконах Добавлено: 19 май 2010, 13:14 |
|
Зарегистрирован: 18 май 2010, 15:18 Сообщения: 81
Вероисповедание: иное
|
|
|
|
|
Kalindi_dasi
|
Заголовок сообщения: Re: Символика цвета в иконах Добавлено: 19 май 2010, 14:35 |
|
Зарегистрирован: 18 май 2010, 15:18 Сообщения: 81
Вероисповедание: иное
|
вспомнила "Троицу" Рублева- там голубой и золотой
|
|
|
|
|
горе ходячее
|
Заголовок сообщения: Re: Символика цвета в иконах Добавлено: 20 май 2010, 18:38 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 09:50 Сообщения: 150
|
Там помимо этого зеленый и красный есть, и еще много чего.
|
|
|
|
|
Мелани
|
Заголовок сообщения: Re: Символика цвета в иконах Добавлено: 24 май 2010, 18:13 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
...золотой фон иконы представляет пространство как световую среду, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий. Золотой фон продолжается в ассисте облачений Христа и святых. Например, в "богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цвета, и украшены золотым ассистом".10 Тонкая золотая штриховка, покрывающая складки хитона и гиматия Спасителя раскрывает образ Христа как Превечного Света ("Аз есмь Свет миру", Иоан. 8: 12).
С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа. "О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (I Петр 1: 6-7). Таким образом, золото оказывается символом пасхального торжества души, символом преображения человека в огне страданий, испытаний.
Вместе с тем золото может символизировать чистоту девства и царственность. "Золотая слава отмечает облик священной Невесты сакрального мессианского Царя".11 "Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена" (Пс. 44:10). В христианской традиции – это пророчество о Деве Марии. В церковной поэзии Богоматерь называется "златоблистательной опочивальней Слова" и "Ковчегом, позлащенным Духом". Согласно Василию Великому, красота золота проста и единообразна, сродни красоте света.12
Литургическое Время в иконе может быть выражено символикой цвета, соотносимой с цветами богослужебного годового круга.
Красный и белый цвета в большинстве случаев оказываются синонимами золота в иконе, так как они связаны с основными значениями золотого фона (ассиста), о которых говорилось выше: нетварный Свет (рай), мученичество (пасхальное преображение), царственность и девство.
Так, изображение белых одеяний может иметь пасхальное значение. На Пасху священнослужители бывают облачены в белые ризы, "в знак божественного света, воссиявшего из гроба воскресшего Спасителя".15 Белый цвет, как красный и золотой может символизировать мученичество "они… убелили одежды свои кровию Агнца" (Откр.7:14-15).
Красный – цвет жертвенности – наполняет икону пасхальным звучанием. Например, ризы Христа в иконе "Сошествие во Ад" могут быть красного цвета. Красные одежды – образ души Господней "ибо душа всякого тела есть кровь его" (Лев.17:14).17 Цвет багряной ризы Спасителя указывает так же на апокалиптическую победу Христа над зверем, а так же на Теофанию (Богоявление, Божественное присутствие). Последняя мысль подтверждается высказыванием Дионисия Ареопагита о том, что красный – это "цвет пламенеющего огня, содержащего и божественные энергии".
На иконе "Преображение Господне" традиционно доминирует белый цвет. "Белый цвет – это цвет начала – домирного и довременного прошлого. Это – цвет настоящего, как присутствие святого Духа, явления божественной силы, динамики духа, молитвы, безмолвия и созерцания".20 Вместе с тем, "Преображение" может быть написано на красном фоне (византийская традиция).
Традиционно красный (пурпур) считается цветом царских облачений. Белый – атрибут апокалиптического Царя Христа. "Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный" (Отк. 1: 14).
Итак красное, золотое и белое имеют в иконе сходную символику.
_________________ ... И если СЛОВО - это Бог, То ТИШИНА есть Богоматерь. (с)
|
|
|
|
|
Мелани
|
Заголовок сообщения: Re: Символика цвета в иконах Добавлено: 24 май 2010, 18:16 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Интересно, что Черный цвет изображает не только ад, или землю, погруженную во мрак, но и очень яркий, ослепительный свет. На иконах Преображения, Сошествия во ад Христос изображается в сиянии и пишется иногда белыми красками, иногда синими с переходом в черный цвет, а иногда только черными. Черная, или синяя сфера вверху иконы символизирует тайну Божества. Очень часто черный цвет используется в обоих смыслах на одной иконе.
_________________ ... И если СЛОВО - это Бог, То ТИШИНА есть Богоматерь. (с)
|
|
|
|
|
Мелани
|
Заголовок сообщения: Re: Символика цвета в иконах Добавлено: 24 май 2010, 18:27 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 04 апр 2006, 09:28 Сообщения: 6681
|
Время в иконописном изображении – это не только цвета богослужебного круга, но также – движение фигур. Движение в иконе передается посредством иконографических формул. Иконографические формулы, лежащие в основе композиции иконы, согласно И. Даниловой, могут включать формулу диалога (передачи благодати) и формулу явления (предстояния). Этот список может быть дополнен формулами "трапезы Богообщения" и шествия. Названные композиционные схемы могут присутствовать в изображении в свернутом и развернутом виде, взаимодействовать между собой, сливаться, трансформироваться одна в другую. "Иконографическая схема в иконе по своему смыслу может быть приравнена к обрядовой формуле, которая может видоизменяться – расширяться или сокращаться, составляя более развернутый, торжественный, или более сокращенный будничный вариант". Схема явления. Центральная фигура является объектом молитвы, поклонения (зрителей и изображенных на иконе) – моленный образ и изображение молитвы. Она выражает богословскую идею откровения.22 Схема явления лежит в основе большинства других иконографических схем: "Троица", "Распятие с предстоящими", "Преображение", "Вознесение". В скрытой форме она присутствует в изображениях Крещения, Снятия с Креста, Сошествия во ад, в клеймах житийных икон.23 Эти иконы показывают Образ, подобием которого мы призваны стать. Формула диалога. Фигуры обращены друг к другу, когда вступают в контакт без посредства центрального звена. Эта схема так же лежит в основе многих икон: "Благовещение Пресвятой Богородицы", "Благовестие Праведной Анне", "Сретение". Данную формулу можно видеть в изображениях воскрешения, исцеления. Такая схема передает учение о передаче Благой Вести – Евангелия. Она раскрывает тему "святого собеседования" и показывает, каким образом следует воспринимать божественное благословение и Откровение. Из статьи Давыдовой М. и Шлычковой Е. "Пространство и время в иконе".http://www.portal-slovo.ru/art/35907.php
_________________ ... И если СЛОВО - это Бог, То ТИШИНА есть Богоматерь. (с)
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 8 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|