Очень интересующая меня тема затронута в этой ссылке!!!!! Да, все время какое-то противоречие!!!! С одной стороны, "женщина спасается чадородием", с другой стороны,
Цитата:
Православная Церковь содержит высокое учение о Таинстве брака; "семья - малая Церковь", утверждаем мы. Но святоотеческое богословие почти не говорит об этом. Причины этого ясны. Семья была веками традиционной ценностью, данностью, тем, что само собою разумеется; у отцов Церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме. Лишь когда устои семьи начали колебаться, и сам этот институт стал релятивизироваться и разрушаться - здесь и более активное участие женщины в социальной жизни, и массовое распространение контрацепции и абортов, принятие их как нормы общественным сознанием, и (в последнее время) узаконение нетрадиционной сексуальности, и множество иных социальных и культурных причин - Церковь стала активно реагировать на это и осмыслять своё учение о браке. Но мы столкнулись в своей практике церковной работы с молодежью со следующими проблемами. Не является ли это осмысление чем-то новым для традиционного святоотеческого, так сказать, "практического" богословия? Это богословие уже около 1700 лет содержит идеал аскетический, монашеский, но никак не семейный. Вот некоторые высказывания св. отцов. Святитель Григорий Богослов: "Или обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе". Святитель Иоанн Златоуст: "Брак есть смертная и рабская одежда". Ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот: "В браке человек нисколько не отличается от зверей". Я думаю, нет нужды приводить массу цитат этого рода из св. отцов вплоть до нашего времени - всем нам они хорошо известны.
За св. отцами идёт, разумеется, и немалая часть современного священства. Вот что пишет, например, популярный петербургский священник о. Александр Захаров: "Ценность № 1 в правильной иерархии ценностей - спасти душу. Все остальное - второстепенно, третьестепенно - ибо преходяще: семья, работа, учеба, развлечения, богатство, слава - все пройдет и оставлено будет здесь, перед порогом вечности". Семья, мы видим, поставлена здесь в один ряд с развлечениями, богатством и славой. В книге, изданной по благословению Патриарха Алексия "Что необходимо знать каждой девочке" недвусмысленно говорится: "Конечно, и семейная жизнь спасительна… Но все же монашеский путь выше: это путь христианского совершенства". Известный автор, пишущий под именем "свящ. Тимофей", в своем "Пособии по аскетике для современного юношества" еще определеннее высказывается о достоинстве брака: "Но нужно помнить, что брачные отношения установились у людей после падения… Поэтому-то девство ценится Церковью выше брака… Девственники ближе к Богу, духовное начало в них развито сильнее. Вступающие в брак познают при этом некие психологические особенности, но это чисто душевное обогащение всегда идет за счет некоторого оскудения духовного". Я не привожу здесь мнений современных монашествующих церковных писателей, таких, например, как популярные грузинские архимандриты Лазарь (Абашидзе) и Рафаил (Карелин)…
Надо сказать, что современное русское церковное писательство здесь не одиноко. Вот вызвавшее некоторое недоумение недавно появившееся эссе о любви "Вариации на тему "Песни Песней", написанное самым известным богословом Греции Христосом Яннарасом. Для Яннараса брак и любовь "суть две противоборствующие данности". "Любовь есть изумление от жизни, брак же - узаконивание необходимости… То, что спорадически предлагает брак, не является предпосылкой любви - если вообще не исключает ее… Пример пути жизни… воплощен в лице Христа. Человеку, чтобы следовать этому примеру, нужно разрушить узы своей зависимости от пути естества: узы родства, узы застрахованности, которыми связывают юридические рамки брака". Ценность брака ограничивается для него областью земного и преходящего. Все, что он может дать - это "чувство крыши над головой, уверенность в том, что другой будет спутником, общую пищу, взаимное наслаждение". В перспективе же вечности брак представляет собой лишь великий обман - "фиктивное увековечение "Я" в лице детей". И это не просто частное мнение отдельных священнослужителей или церковных писателей: выражено настроение огромного количества православных людей.
Недавно мне пришлось выдержать дискуссию с одним молодым человеком, учащимся нашей Школы молодёжного служения. Вот что он писал мне на нашем форуме: "Учение о том, что брак совершается на небесах и вечен - это не более чем благочестивый миф. В свете евангельского учения Христа совершенно очевидна конечность брака и принадлежность его исключительно веку сему, который прейдет: ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Матф.22:30)". На все мои возражения и рассуждения о браке как о союзе Христа и Церкви следовали километры цитат из Святых Отцов, подтверждающие тезис моего собеседника о том, что "совершенное уподобление Христу невозможно без девственной жизни и что брачные отношения наносят некую тень скверности". И у многих молодых людей, которые совершенно не собираются становиться монахами, но которые относятся к Церкви серьёзно, изучая творения Святых Отцов, я наблюдал подобные настроения
Итак, налицо коллизия двух богословий - "Семья - домашняя церковь" и "Семья - преходящая ценность". Эта коллизия отнюдь не умозрительна. Тезис о том, что Церковь заботится о семье, должен быть богословски подтверждён; но люди, обращающиеся к святоотеческому учению, видят, что в лице святых отцов это подтверждение находится с трудом. Лишь единичные святоотеческие тексты указывают на положительное значение семьи (лучший и известнейший пример - анафора свят. Василия Великого); в лучшем случае отцы принимают семью как данность, но общепринятым местом у отцов является меньшая важность семьи сравнительно с индивидуальным аскетическим деланием. До крайности эту коллизию обострил для меня другой молодой человек, с которым мы беседовали на эти темы. Он сказал: "чтобы Церкви поддерживать семью и находить в семейном укладе жизни путь к христианскому совершенству, ей придётся поставить под сомнение многовековое традиционное аскетическое богословие Отцов и ревизовать всю свою систему назидания". Так это или нет? Какой взгляд на эту проблему можем предложить мы?
Видите, мы на форуме неспроста расходимся в этом вопросе---оказывается, исчерпывающего ответа нет и в "верхах".....