Юлия А.Л. писал(а):
Насильно мил не будешь, это точно.
Но настораживает другое. В Европе, например, при полном либерализме в отношении всех вероисповеданий набирает силу диктатура толерантности. Уже нельзя, например, публично назвать грехом гомосексуализм (вплоть до судебных разбирательств), женщине-мусульманке нельзя преподавать в школе в головном уборе, в Америке перестают праздновать Рождество Христово и многие другие факты.
Ну это всегда было. Государственным мужам во все века нужно спокойствие в государстве, а что уже предпринять - христиан ли запретить, язычников ли запретить, догматические споры запретить или вообще как-нибудь внешне показывать свои религиозные предпочтения - это уже по ситуации.
Христиане первых веков с этим очень энергично боролись. Например, вышеприведенными словами, что каждый имеет право на свою веру. Своим примером: мученичество - это свидетельство о победе любви Христовой над смертью, любви к врагам. Пожалуйста, кто нам-то мешает?
Сятые отцы чуть позже (3-5 век) им вполне вторят.
Григорий Богослов: "Тайна спасения для желающих, а не для насилуемых".
А вот что Златоуст предлагает:
"Непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием; нам заповедано словом, убеждением и кротостью совершать спасение людей".
"Сегодня мы вступаем, - говорит он, - в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых - живыми, изобилуя кротостью и великим смирением. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь... Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый, не ударяя, но приняв удары..."
"Действительно, - продолжает Златоуст, - ничто столько не соблазняет, как порок, да и справедливо. Ведь когда язычник увидит, что тот, кому заповедано любить и врагов, лихоимствует, грабит, побуждает к вражде и обращается с одноплеменниками, как с дикими зверями, он назовет наши слова пустыми бреднями. Когда увидит, что христианин трепещет смерти, как примет слово о бессмертии? Когда увидит, что мы властолюбивы и раболепствуем другим страстям, то еще более будет привержен к своему учению, не думая о нас ничего великого. Мы, истинно мы виноваты в том, что язычники остаются в заблуждении"
Цитирую по Попов И.В. "Святой Иоанн Златоуст и его враги"