Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православие и сектантство


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2007, 14:27 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Кто-нибудь может посоветовать статью, вкратце раскрывающую суть разногласий с ними и позицию церкви по вопросам взаимоотношений между православными и старообрядцами?

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 15 мар 2007, 14:00 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22
Сообщения: 1054

Возраст: 52
Откуда: С-Петербург
pelargonia писал(а):
Кто-нибудь может посоветовать статью, вкратце раскрывающую суть разногласий с ними и позицию церкви по вопросам взаимоотношений между православными и старообрядцами?


Старообрядчество


Возникло во второй половине XVII века в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676). В результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели и на крестном ходе - хождением против солнца, написание имени Исус -на Иисус.

От себя добавлю. Служение Литургии на пяти просфорах вместо семи, некоторые изменения в произнесении молитв на службе, а также в количестве поклонов и замены их с земных на поясные.
Интересный факт. Петр первый, сняв запреты на участие старообрядцев в общественной жизни, обязал их носить шляпу с рогами и нашивку на спине в виде ромба.

Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона.
Уже в XVII веке старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования "истинного" духовенства).
Поповщина делится на беглопоповское согласие, или Древлеправославную Старообрядческую Церковь; Белокриницкое согласие, или Русскую Православную Старообрядческую Церковь, и единоверие.
Беспоповщина делится на даниловцев, или поморцев; федосеевцев-безбрачников, филипповцев, странников, рябиновцев и т.д.
В 1971 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви была снята анафема на старообрядцев.
По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.
Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элменты древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

Поповцы.
Русская Православная Старообрядческая Церковь
(Митрополия).

Согласие возникло в 1846 году в Белой Кринице (Буковина - ныне Черновицкая обл. Украины), на территории Австро-Венгрии, откуда и получило свое другое название- Австрийское согласие. Начало иерархии положил Боснийский митрополит Амвросий, примкнувший к беглопоповцем. За полтора года Амвросий рукоположил двух архиереев, после чего был выслан из монастыря. В России белокриничники создали на Рогожском кладбище свой центр, который в настоящее время является наиболее влиятельным.
Московская митрополия имеет семь епархий: Московскую, Киевскую и Украинскую, Клинцовскую и Новозыбковскую, Донскую и Кавказскую, Кишиневскую и Молдавскую, Костромскую и Ярославскую, Енисейскую и Сибирскую.
Церковь включает около 150 приходов и четыре монастыря.
Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви имеет издательство "Церковь", выпускающее религиозную литературу, журнал "Церковь", настольные календари. Своих учебных заведений не имеет.
Глава церкви - митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев).
Адрес: Москва, Рогожский пос., 29.
Тел.: 361-51-90, 361-09-20.

Церковь Древлеправославных Христиан-Старообрядцев
(Архиепископия)
Некоторые согласия не признали каноничности Белокриницкой иерархии, т.к. ее основатель, митрополит Амвросий, служил, будучи в запрещении. Они продолжали принимать беглых священников из Русской Православной Церкви.
В настоящее время существует около 80 приходов.
Имеет Высшее Древлеправославное духовное училище (г. Новозыбков Брянской обл., ул. Первомайская,7).
Архиепископия выпускает ежегодный настольный "Древлеправославный календарь" и другую литературу.
Глава Церкви - архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Аристарх (Калинин).
Адрес: Брянская обл. г. Новозыбков, ул. Первомайская, 7.
Тел.: (08343) 3-42-62.
Московская община имеет Никольскую церковь.
Адрес: Москва, Новокузнецкая ул., 38.
Тел.: 233-06-61.

Некоторые поповцы - единоверцы - признают иерархию Московского Патриархата.


От себя. Взаимные анафемы с единоверами были сняты в 1971 году после чего оба обряда признаны равноспасительными.

Беспоповцы
Это радикальное направление в старообрядчестве вовсе отвергает священство - священников они заменили наставниками (уставщики и начетчики), которые совершают только два таинства - крещение и покаяние (исповедь). Есть несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский, спасовский, часовенный.

Поморцы (даниловцы).
Первую мужскую общину основал в конце XVII в. на р. Выге, в Поморье, Данила Викулов (отсюда второе название).
Поморцы неиболее умеренные среди беспоповцев. Они признают бессвященословный (т.е. без обряда бракосочетания) брак, возносят молитву за государство, служат в армии.

Федосеевское и Филипповское согласия.
Одни из наиболее консервативных согласий. Строго соблюдают посты и религиозные обряды. Не признают брака, не молятся за государство.

Спасовцы
Полностью отрицают обрядность, редко собираются на общественную молитву. Живут в Центральном Поволжье.

Кроме того посмотрите

http://www.edinoslavie.ru/

http://www.patriarchia.ru/db/news/news.html?s=60524

_________________
Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 15 мар 2007, 21:28 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Konstantin писал(а):
Некоторые поповцы - единоверцы - признают иерархию Московского Патриархата.

Не только признают, но и подчинены ей, являясь полноценными чадами РПЦ.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 мар 2007, 21:39 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
На форуме уже неоднократно обсуждался вопрос о старообрядчестве. Можете посмотреть, например, эти темы:
http://dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=9819&highlight=
http://dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=6813&highlight=
http://dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=6659&highlight=

И вообще, мне кажется, вопрос некорректно отнесён в раздел "Православие и сектантство". Напомню, что церковное руководство в последнее время призывает не употреблять по обношению к старообрядцам термин "раскольник". А уж сектами РПСЦ, ДПЦ, крупные течения безпоповцев, а тем более старообрядцев, находящихся в нашей Церкви (единоверцев) назвать никак нельзя.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 мар 2007, 21:49 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Информация о поповских согласиях - устаревшая.

Предстоятель РПСЦ - митрополит Корнилий, ДПЦ - патриарх Александр.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 16 мар 2007, 12:57 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Konstantin писал(а):
Некоторые поповцы - единоверцы - признают иерархию Московского Патриархата.

Не только признают, но и подчинены ей, являясь полноценными чадами РПЦ.

Как это? Они принимают участие в таинствах православной церкви?

Еще хотела уточнить: есть старообрядческие общины в Молдавии, они к какому "толку" относятся?

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 16 мар 2007, 13:02 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
И вообще, мне кажется, вопрос некорректно отнесён в раздел "Православие и сектантство". Напомню, что церковное руководство в последнее время призывает не употреблять по обношению к старообрядцам термин "раскольник". А уж сектами РПСЦ, ДПЦ, крупные течения безпоповцев, а тем более старообрядцев, находящихся в нашей Церкви (единоверцев) назвать никак нельзя.

Согласна, просто я не знала, в каком разделе форума лучше открыть тему. Поэтому, если модератор сочтет нужным, переместите.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 17 мар 2007, 00:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
Как это? Они принимают участие в таинствах православной церкви?

Да. Единственное отличие - они служат по старому обряду, официально признанному Поместным Собором РПЦ "равночестным и равноспасительным" новому. А так всё то же, что и в новообрядных приходах - антиминсы и св. мvрро получают от патриархии, поминают патриарха и правящего архиерея и т.п. Недавно у московских единоверцев гостил митр. Ювеналий, служил по старому обряду.
Цитата:
Еще хотела уточнить: есть старообрядческие общины в Молдавии, они к какому "толку" относятся?

Это поповцы-"липоване", по сути то же течение, что и РПСЦ.

Вы посмотрите ветки форума, на которые я дал ссылки - там многие вопросы разъяснены довольно подробно.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 19 мар 2007, 11:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Это поповцы-"липоване", по сути то же течение, что и РПСЦ.


И какое у РПЦ к ним отношение? И, если Вы знаете, у них к нам?

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 19 мар 2007, 11:21 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Это поповцы-"липоване", по сути то же течение, что и РПСЦ.


И какое у РПЦ к ним отношение? И, если Вы знаете, у них к нам?

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: о старообрядцах
 Сообщение Добавлено: 20 мар 2007, 14:55 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
Вячеслав Валентинов писал(а):
Это поповцы-"липоване", по сути то же течение, что и РПСЦ.


И какое у РПЦ к ним отношение? И, если Вы знаете, у них к нам?

Кстати, может быть, в Молдавии и не липоване (у которых центр всё-таки в Румынии, а не Молдавии), а староверы из юрисдикции РПСЦ.

Насчёт "отношения РПЦ", наверно, говорить не приходится - всё-таки это локальные дела Кишинёва, а ещё больше - Бухареста.

Могу лишь сказать, что, насколько знаю, между самими старообрядцами Московской митрополии (РПСЦ) и липованами далеко не безоблачны (хотя, если не путаю, они находятся друг с другом в литургическом общении).

А "отношение к нам" всегда очень сильно зависит от человека. Как правило, коренные старообрядцы более доброжелательны (хотя и традиционно настороженны) по отношению к "новообрядцам", чем те, кто стал старовером недавно (даже термин появился в сети "младостарообрядцы").


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20 мар 2007, 15:34 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Понятно. В общем, видимо, в каждом конкретном случае люди определяют, как им общаться. Мой знакомый из Молдавии говорит, что у них, когда женятся, "перекрещивают". Мне как-то его все не досуг спросить, зачем. Исходя из предоставленной Вами информации вроде как следует, что церкви пытаются объединится и признают благодатность таинств друг друга.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20 мар 2007, 17:22 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
Понятно. В общем, видимо, в каждом конкретном случае люди определяют, как им общаться.

В основном, да. Даже в разных единоверческих (то есть, являющихся частью РПЦ) приходах атмосфера разная. В Питере - довольно доброжелательно относятся к пришедшим "извне". В Москве - народ жалуется, что единоверцы не пускают к себе интересующихся "никониан" на службу.
Цитата:
Мой знакомый из Молдавии говорит, что у них, когда женятся, "перекрещивают". Мне как-то его все не досуг спросить, зачем.

В смысле, когда один из венчающихся переходит в старообрядчество? Вообще вопрос "перекрещивания" переходящих из иной веры - довольно сложный, и решается в разных христианских сообществах и в разное время по-разному. У старообрядцев в основном принят именно этот чин приёма от "никонианщины". В любом случае, однозначно не принимается наше "обливательное" крещение (которое, по совести сказать, действительно в большинстве случаев является вопиющим беззаконием).
Цитата:
Исходя из предоставленной Вами информации вроде как следует, что церкви пытаются объединится и признают благодатность таинств друг друга.

Не понял, кто с кем, как Вы поняли, хочет объединиться? Формально руководство РПЦ говорит о таких устремлениях, но практические шаги очень робкие и непоследовательные. Со стороны старообрядцев же пока что речь идёт исключительно о сотрудничестве в сферах, представляющих взаимный интерес. В принципе, и понятно недоверие к нашей Церкви, веками гнавшей (в основном, несправедливо) старообрядцев, которое растопить будет очень непросто.

Другое дело - это переход в РПЦ отдельных старообрядцев и целых общин (в основном, безпоповских). Однако, есть и обратный процесс - переход в старообрядчество чад РПЦ, отчаявшихся увидеть в ней "древлее благочестие" (даже недавно целый женский монастырь во главе с игуменьей в РПЦС перешёл). И не знаю, какой из процессов более активный.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20 мар 2007, 20:01 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Не понял, кто с кем, как Вы поняли, хочет объединиться?

Да я уж было обрадовалась, что церкви ведут диалог, что скоро возможно объединение. А почему наше крещение с обливанием водой незаконно?

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20 мар 2007, 23:21 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
Да я уж было обрадовалась, что церкви ведут диалог, что скоро возможно объединение.

Такие дела скоро не делаются. Лёд непонимания, злобы, а порой и откровенной лжи с обеих сторон копился веками, и за пару лет его не растопить...
Цитата:
А почему наше крещение с обливанием водой незаконно?

Потому что оно по канонам допустимо только при смертельной опасности крещаемого, а у нас возведено в правило. Исторически, конечно, это связано с гонениями при коммунистах, но сейчас уже ничто не оправдывает столь грубое нарушение чина крещения.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 21 мар 2007, 12:56 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Цитата:
А почему наше крещение с обливанием водой незаконно?

Потому что оно по канонам допустимо только при смертельной опасности крещаемого, а у нас возведено в правило. Исторически, конечно, это связано с гонениями при коммунистах, но сейчас уже ничто не оправдывает столь грубое нарушение чина крещения.
А я вот помню в Храме, где служил Св. Николай Мир Ликийский, есть купель. Значит, младенцев окунали в нее? Тогда это получается было до советских времен.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 мар 2007, 00:27 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
А я вот помню в Храме, где служил Св. Николай Мир Ликийский, есть купель. Значит, младенцев окунали в нее? Тогда это получается было до советских времен.

Простите, не понял смысл этих предложений. Что "это" было до советских времён?


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 мар 2007, 12:00 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Обливание, видимо.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 мар 2007, 12:04 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав, простите за глупые вопросы, но...
Я почитала указанные Вами ссылки и так и не поняла: оба обрада признаются допустимыми с точки зрения отправления Службы? Т.Е. оба благодатные и таинства признаются обеими церквями (разумеется, если речь не идет об особо фанатичных с точки зрения обрядоверия личностях)? Или все же нет? У меня подруга как-то раз по неведению зашла в старообрядческий храм и говорит, что никаких разлдичий не обнаружила. Но батюшка потом ее ругал.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 мар 2007, 13:32 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
Обливание, видимо.

Складывается ощущение, что Вы не очень поняли мою мысль. Единственно канонически верным способом крещения без смертельной опасности для крещаемого является троекратное полное погружение: для младенца - в купель, а для взрослого - в бассейн-баптистерий или открытый водоём. У нас же оно заменено на "альтернативный" способ - троекратное обливание. Ещё в начале своего предстоятельства патриарх Алексий говорил о необходимости постройки при каждом храме баптистерия, но воз и ныне там. Только в некоторых епархиях (например Одесской в УПЦ) благодаря активному вмешательству епархиальных архиереев (вплоть до требования отправлять людей крестить в соседний храм, если при храме нет своей крестильни) ситуация стала переходить в каноническое русло.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 мар 2007, 13:59 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
оба обрада признаются допустимыми с точки зрения отправления Службы? Т.Е. оба благодатные и таинства признаются обеими церквями

Вы путаете два разных понятия.
Обряд - это всего лишь способ совершения Богослужения, его внешние особенности (например, перстосложение при крестном знамении, характерные черты Богослужебного устава и языка и др.). В одной и той же Поместной Церкви обряд может быть разный - "новый" в большинстве приходов РПЦ и "старый" - у единоверцев. По идее, обрядов может быть и больше (а у других Поместных Церквей - и сейчас могут употребляться различные обряды, ничуть не унижающие их православность). Обряды разнятся географически и хронологически, и ничего страшного в этом нет. Именно непонимание сего факта обеими сторонами вызвало тот раскол и взаимные анафемы (снятые, кстати, только с нашей стороны).

Другое дело - благодатность Таинств у разных Церквей и религиозных сообществ. Признание их благодатности (за исключением крещения, которое, по идее, может быть совершено и мiрянином) подразумевает признание законности и непрерывности от апостолов церковной иерархии. РПЦ МП, РПСЦ и ДПЦ взаимно не признают законной иерархию друг друга, а безпоповцы вообще считают, что законная иерархия прекратилась совсем (хотя есть течение, которое ищет истинную иерархию, и некоторые общины, руководствуясь этим принципом, перешли в РПЦ МП, РПЦЗ, к поповцам и в другие юрисдикции).


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 22 мар 2007, 15:01 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 44
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Понятно, спасибо большое.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2007, 10:33 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22
Сообщения: 1054

Возраст: 52
Откуда: С-Петербург
Вячеслав Валентинов писал(а):
Единственно канонически верным способом крещения без смертельной опасности для крещаемого является троекратное полное погружение: для младенца - в купель, а для взрослого - в бассейн-баптистерий или открытый водоём.


Дидахе глава 7.

1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.

_________________
Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 12 апр 2007, 15:27 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Христос воскресе!
Константин, я вспомнил, что не ответил на твою цитату. Не очень понятно, в подтверждение или опровержение моих слов ты её привёл. :)
Konstantin писал(а):
Дидахе глава 7.

1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.


Что следует из этой цитаты? Не нашёл авторитетного толкования, пытаюсь сам разобрать по пунктам чисто логически. Поправь, если я ошибаюсь.
1. Если есть в наличии "живая вода" (надо понимать, открытый водоём), то крещение должно совершатся в ней.
2. Если нет в наличии пригодной по чистоте, температуре и т.п."живой" воды (а не просто лень к ней идти), погружения совершаются в емкости, искусственно наполненной водой, хотя бы, по нужде, и тёплой.
3. Если же ни водоёма, ни ёмкости найти, по совести поискав, не удаётся, в качестве исключения допускается троекратное обливание.
Пункт 4, по видимому, к обсуждению прямого отношения не имеет.

Из приведённой цитаты можно сделать вывод, что обливательное крещение является действительным, но допускается лишь при очевидной невозможности совершить его полным чином.

Далее, обратимся к Апостольским правилам и их классическим толкованиям (выделения полужирным - мои).
Цитата:
50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

В правиле указывается на другое нарушение чина (единократное погружение), но сама форма правильного крещения (погружение) указана недвусмысленно.

Толкования апостольского правила подтверждают тождественность крещения и погружения:
Цитата:
Зонара. Три погружения здесь правило называет тремя крещениями в едином тайнодействии, то есть, в едином крещении. Таким образом, крестящий при каждом погружении произносит едино имя Святой Троицы. А погружает крещаемого в святую купель единожды, и это единое погружение совершает в смерть Господню, нечестиво; и совершающий крещение, таким образом, будет подлежать извержению.

Аристен. Кто совершает таинство не тремя погружениями, но одним в смерть Господа (чего Господь не заповедал ), тот лишается священства. Господь заповедал крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Посему, если какой епископ, или пресвитер воспротивится Господней заповеди, и будет крестить в одно погружение, на том основании, что крещение возвещает смерть Господню, то будет извержен.

Вальсамон. И это правило той же силы. Ибо определяет совершать таинство Святаго крещения через три погружения, то есть во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а крестит однажды, по причине единства Божества и троичности ипостасей, или ради смерти Христа на кресте и тридневнаго Его воскресения. Ибо и Апостол говорит: в смерть Его крестихомся ( Римл. 6, 3 ). А слово: «крещения» здесь, по моему, должно принимать вместо погружений. Итак, правило говорит, что извергается тот, кто крестит одним погружением в смерть Господа, ибо делает так вопреки учению Господа и явно нечестиво.


Славянская кормчая даёт ещё более определённые указания:
Цитата:
Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единым глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержется таковый, Не рече бо Господь в смерть мою крестите: но шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 116 ).


И, в заключение, приведу слова священника Даниила Сысоева, мягко говоря, большой любовью к старообрядцам не пылающего.
священник Даниил Сысоев писал(а):
Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении таинства Крещения является искажение совершение его через обливание или даже окропление без всякой видимой причины. Из-за этого искажения многие сотни христиан пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Многие из-за этого причащаются в суд и осуждение. Десятки расколов спекулируют на этом искажении, утверждая, что многие христиане, в том числе и епископы на самом деле некрещеные. Преступная лень и безразличие священников вызывает конфликт между Поместными Церквами. Элладская и Синайская Церкви и святая Гора Афон сомневаются в действительности обливательного (а тем более окропительного) крещения, а наши требоисполнители не желают поставить в храмах элементарной бочки! И это не смотря на то, что Святейший Патриарх (а вместе с ним и многие архиереи) уже больше пятнадцати лет, ежегодно (!) требует крестить исключительно погружением! Но «обливатели» дерзко утверждают, что никакой разницы как крестить нет, это якобы «обрядоверие», совершенно безразличное для сущности таинства. Им безразлично мнение и слова Божия, и Предания Церкви, и постановления собственного священноначалия. Пожалуй, только применение канонических санкций за наглое нарушение воли правящего архипастыря способна изменить это положение. Что же касается действительности обливательного Крещения, то те, кого мучает этот вопрос, то они должны решить его у правящего архиерея в конкретном своем случае. Ведь именно епископу принадлежит судебная власть в своей епархии.

Но пора показать обоснование истинного способа совершения таинства. Само троекратное погружение прямо требуется словом Божиим. Господь наш Иисус Христос принял крещение через полное погружение в воды Иордана. Не случайно Евангелие говорит: «когда Он выходил из воды, тотчас увидел разверзающееся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1, 10; Мф. 3, 16). Само слово «крещение», употребляемое и в Евангелии (баптисмо – по-гречески), буквально означает «погружение». Поэтому утверждение «погружение совершилось через окропление» звучит абсурдно. Мы знаем, что св. апостолы, получив заповедь крестить все народы (Мф. 28, 19), совершали таинство именно через погружение. Об этом свидетельствует и пример св. Филиппа, сошедшего вместе с евнухов в воду для крещения (Деян. 8, 38). Когда сторонники обливания ссылаются на то, будто в день Пятидесятницы апостолы не могли погрузить три тысячи человек (Деян. 2, 41) и потому обливали новообращенных, то они совершенно не правы. Дело в том, что в каждом иудейском доме была миква (бассейн) для ежедневного ритуального омовения. На Сионской горе найдены остатки десятков микв, в которых видимо и было совершено это первоначальное крещение.
(...)
Действительно и Предание Церкви [19], и каноны (7 правило Неокесарийского Собора) предполагают возможность в исключительных (и только исключительных) случаях крестить человека через обливание.

(дальше - здесь)


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 апр 2007, 01:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22
Сообщения: 1054

Возраст: 52
Откуда: С-Петербург
Видишь ли, Слава, будучи сам "обливанцем" я потерял много времени, доискиваясь ответа на вопрос - действительно мое Крещение или нет, поскольку обличениям такого способа несть числа, а потом понял, что форма совершения Таинства не влияет на его действенность. Отцы крестили с апостольской простотой, водоемы были не везде, читал, что даже песком крестили. Дидахе привел, чтобы новоночальные "обливанцы" не смущались. В целях церковной икономии, так сказать. :) Ну не согласен я с категоричным утверждением, что только погружением.

_________________
Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 апр 2007, 08:40 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Konstantin писал(а):
Видишь ли, Слава, будучи сам "обливанцем" я потерял много времени, доискиваясь ответа на вопрос - действительно мое Крещение или нет, поскольку обличениям такого способа несть числа, а потом понял, что форма совершения Таинства не влияет на его действенность. Отцы крестили с апостольской простотой, водоемы были не везде, читал, что даже песком крестили. Дидахе привел, чтобы новоночальные "обливанцы" не смущались. В целях церковной икономии, так сказать. :) Ну не согласен я с категоричным утверждением, что только погружением.

Так ведь я и пишу:
Цитата:
Из приведённой цитаты можно сделать вывод, что обливательное крещение является действительным, но...

И это "но" - конечно, претензия в основном не к крещаемому. Таинство, конечно, таким образом совершается, а достаточно ли крещающий приложил усилий для совершения его согласно канонам, пускай судит Сердцеведец Господь и... правящий архиерей. :-)


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 сен 2007, 14:35 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 71
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Konstantin писал(а):
...будучи сам "обливанцем"...

Ну что же, Константин, - это многое объясняет.
Вот только не надо оправдываться "простотой", которая хуже воровства.

Можно узнать про крещение Апостолами?

Что-то я ни в "Апостольских постановлениях", ни в "Апостольском предании" - подобного не встречал :wink:


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 авг 2008, 19:35 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 03 авг 2008, 15:57
Сообщения: 6

Откуда: Ленинградская область
У меня старообрядческие корни. По материнской линии, от бабушки. Были воцерковленные, никогда не позволяли ругань, почитали мужей, соблюдали такую гигиену, что и не снилось некоторым православным: отдельная посуда, предметы личной гигиены - все оч. индивидуально. Мне мать многое передала в этом, бытовом плане, что я и использую в своей семье.
Чистая вера, строгая, скромная...

_________________
У БОГА чудес много


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 авг 2008, 21:41 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 13 ноя 2006, 13:41
Сообщения: 8434

Откуда: Москва
А ведь раньше на Руси ели из одного котла, как это выполнялось---отдельная посуда?

_________________
ОБЯЗАННОСТЬ без любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ без любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
УМ без любви делает человека ХИТРЫМ.
БОГАТСТВО без любви делает человека ЖАДНЫМ.
ВЕРА без любви делает человека ФАНАТИКОМ.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 авг 2008, 21:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 49
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Марина М. писал(а):
А ведь раньше на Руси ели из одного котла,

Думаю, в XVII веке уже далеко не повсеместно ели из одного котла.
Цитата:
как это выполнялось---отдельная посуда?

Насколько мне известно, у старообрядцев индивидуальная посуда появилась вовсе не из гигиенических соображений, а для того, чтобы предостеречь себя от "замирщения" - еды из одной посуды с "еретиком" - "никонианином" или даже старовером другого согласия. Если ошибаюсь, прошу меня поправить.


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу 1, 2  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: