Trud.ru № 183 за 04.10.2006
КЛАССНЫЙ ВАН ДАММ
ОКАЗЫВАЕТСЯ, УЧИТЕЛЬ - ЭТО МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ
Сегодня - День учителя. Можно сказать - учительницы. Потому что мужчина в российской школе - редкая птица. Для сравнения: в Западной Европе 60 - 70 процентов педагогов составляют представители сильного пола, у нас - 13 - 14 процентов. Если быть точным, из 1 миллиона 350 тысяч российских учителей 185 тысяч мужчин, остальные - дамы. Учителей мужского рода в школу на аркане не затянешь - непрестижно, зарплаты маленькие, карьеру не сделаешь...
Тем удивительнее было появление в деревенском интернате "городского" Владимира Сергеевича Мищенко, которого через пять лет назовут "Учителем года".
На ботаника он совсем не похож, те - очкастые, нескладные. А он легкий, стильный, танцует хорошо. Как только в школу занесло? Мищенко смеется: по собственному желанию. Он хотел быть учителем, как мама, и поступал в Тверской университет, чтобы потом работать в школе. Но места географа и ботаника не нашлось, пришлось переквалифицироваться в химики. Была такая вакансия в школе-интернате села Лыкошино. От его дома в Бологом - 40 минут электричкой...
- Мне сразу дали самый трудный класс, правда, небольшой - всего 10 учеников, - рассказывает Владимир Сергеевич. - Сначала понять не мог, что с ними происходит? Вроде не пьяные, но какие-то ненормальные. Оказывается, дело в грибах-поганках - их тут называют "элэсдэшки". И что было делать - читать мораль о вреде наркомании, вызывать родителей? Но они далеко, да и не у всех детей есть.
Прежде Лыкошинский интернат был ведомственным - принадлежал Октябрьской железной дороге. Сюда принимали детей железнодорожников из разных городов - от Мурманска до Питера. Допустим, проводникам не на кого оставить дома ребенка - везли сюда. Здесь было больше тысячи ребят. Потом дорога отказалась от подведомственной "социалки", и в интернат стали собирать со всех окрестностей сирот и неблагополучных подростков. Лыкошинские тоже здесь учатся. Другой школы в селе нет. Но местные после уроков расходятся по домам, а 40 воспитанников в интернате постоянно.
- Я попробовал отвлечь ребят от глупостей, - продолжает Мищенко. - Вспомнил, как мы в университете играли в КВН. Сам сценарий написал - стали репетировать. Про грибы молчу. Священник из местного храма отец Василий принес кассеты с документальными откровениями наркоманов. Им лет по 17 - 19, а на них страшно смотреть - развалины. Говорят: мы умираем, но не можем избавиться от зависимости. Впечатляет. С тех пор пять лет прошло - про наркоманов не слышно. Но некоторые выпивают с восьмого класса. Конечно, не в школе - в клубе на дискотеках.
В прошлом году огромное здание интерната населяли всего 125 учеников. Один корпус отдали под летний оздоровительный лагерь, в другом - больничном - пустуют палаты. Одну из них и отвели молодому учителю. Все-таки каждый день в Бологое ездить утомительно. Да и ребята - на глазах. Вечером, если он дежурит в интернате, не отпускают: "Расскажите что-нибудь!" Он с ними и в футбол, и в лапту играет.
- Не мужская ж работа, - провоцирую Александра.
Он сразу в наступление:
- Наоборот, самая мужская! Не зря дети воспринимают отца серьезнее, чем мать. Кроме того, мужчина-учитель может больше внимания уделять ученикам, а у женщин полно домашних хлопот. Я с ребятами в походы хожу, в КВНе участвую - у нас в сборной команде 18 человек. Шестиклассники заняли в Питере призовое место. Недавно вместе с бежецкими школьниками провели конкурс "Последний герой". А в ноябре в Лыкошино будет своя "школа выживания". Участвуют 60 ребят из 5 школ района. Пойдем в лес без палаток. За три дня мы должны обучить ребят выживанию в экстремальных условиях: привязывать страховку, налаживать переправы через реку Валдайку, разбивать лагерь. Какая Марь Иванна с этим справится?
У него был день рождения - весь класс об этом знал, потому что все спрашивали: когда да когда? Он нарисовал в воображении картину: вот явится на урок - дети начнут поздравлять. Пришел - тишина, и за весь день никто не вспомнил. Почти обиделся. В тот день как раз его дежурство до отбоя. Самоподготовка закончилась - все бегом из класса, никто даже не остался поговорить, чего не случалось. И вдруг: "Закройте глаза!" Когда открыл - стоит огромный торт. Девочки сами испекли. Разве это не любовь?
Он считает, что школа должна воспитывать. Тем более семьи разные, некоторые детьми вообще не занимаются.
- Я с родителями объездил всю страну. Только что на Байкале не был. Но ведь не всем так везет. А если родители не развиваются, то и дети тоже. Поэтому школа должна восполнять этот пробел. Но учителя перегружены: чтобы заработать на жизнь, одной ставки мало. После восьмого урока ты уже выжат как лимон. Физический труд не так выматывает. Помню, как мама, приходя с уроков, не могла говорить: "Дай отдохнуть моему языку". Я пока молодой, поэтому и уроки веду, и завуч по внеклассной работе, лаборант. Выходит 8 тысяч рублей в месяц.
- Ну а дальше что? Женитесь, пойдут дети, зарплаты не станет хватать. Разве в школе останетесь?
- Я хотел бы стать директором. У меня девушка Ольга - тоже учительница, преподает математику в Бологом. Будет семья учителей. Можем вместе ходить в походы со своими классами.
Все разговоры о том, как поднять престиж учителя, Владимир Сергеевич отмел:
- Никто не может поднять престиж учителя, если он сам этого не сделает. Ты престижен, если интересен. Тогда дети хотят стать похожими на учителя. Я, например, замечаю перемены в ребятах. Летом были в Сочи и, когда отправились на экскурсию в Воронцовские пещеры, вдруг поднялся ужасный ветер. Мальчишки сами окружили девочек, закрывая их от урагана, потом помогали двигаться вперед.
- Я точно знаю: если со мной что случится, они вытащат, - убежденно говорит Владимир Сергеевич.
Но если мужчин не будет в школе, кто научит мальчишек быть героями?
______________
Нестерова Ольга