О СЕМИ ГОРЯЧНОСТЯХ ДУХА
"…Заторможенные, куда-то несущиеся люди, мало способны думать и рассуждать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута Божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины.
Техника уже давно увеличивает скорость передвижения людей и их добывания земных ценностей. Казалось бы, больше времени должно остаться у людей на жизнь духа. Однако нет. Душе труднее и тяжелее стало жить. Материальность мира, быстро крутясь, втягивает в себя и душу человека. И душа гибнет, ей нет времени уже ни для чего возвышенного в мире, - все вертится, все кружится и ускоряет свой бег. Какая ужасная призрачность дел. И, однако, она крепко держит человека и народы в своей власти. Вместо духовного устремления, миром владеет психоз плотской быстроты, плотских успехов.…Создается мираж дел, ибо к делам призван человек и не может быть спокоен без дела. Но дела плоти не успокаивают человека, так как не человек ими владеет, а они им. Человек - раб дел плотских. Строит на песке. Построенное на песке разрушается. От земного дома человеческого остается куча пыли. Вместо многих гордых строений осталась куча песка. И из этого песка опять строит человек себе мир. Песок осыпается, и человек трудится, подбирая его… Бедный человек! Все закованы в цепи малых, ничего не дающих душе дел, которые надо выполнить как можно скорее для того, что бы можно скорее начать ряд других, столь же ничтожных дел.
Дела, дела заботы, необходимость, неотложность, сознание важности всего этого совершаемого… Бедный человек! Где же твое добро, где же твой лик? Где ты сам? Где ты прячешься за крутящими колесами и винтами жизни? Все же скажу тебе: торопись делать добро, пока ты живешь… “Ходи в свете, пока есть свет”. Придет ночь, когда уже не сможешь делать добра, если бы и захотел.…Оттого торопись делать добро! Начни сперва думать о том, что бы его делать; а потом подумай, как его делать, а потом начни его делать. Торопись думать, торопись делать. Время коротко… Господи, благослови и укрепи! – Противопоставим поспешности суеты и зла быстроту, горячность движения в осуществлении добра.
Быстрота раскаяния после какого бы то ни было греха – вот первая горячность, которую принесем Богу.
Быстрота прощения согрешившего перед нами брата – вот вторая горячность, которую принесем.
Быстрота отклика на всякую просьбу, исполнение которой возможно для нас и полезно для просящего – третья горячность.
Быстрота отдачи ближним всего, что может их вывести из беды – четвертая горячность духа, Богу верного.
Пятая горячность: умение быстро заметить, что кому надо и вещественно и духовно, и умение послужить хоть малым каждому человеку: умение молиться за каждого человека.
Шестая горячность – умение и быстрая решимость противопоставить всякому выражению зла – добро, всякой тьме – свет Христов, всякой лжи – Истину.
И седьмая горячность веры, любви и надежды нашей, это – умение мгновенно возвести сердце и все естество свое к Богу, предаваясь в его волю, благодаря и славословя Его за все."
----------------------------------
Иоанн (Шаховской), архиеп.
_________________ Киндер, кюхе, кирхе!
|