Вышел третий номер Православной Семейной Газеты (от нашего храма)
Интервью с А. Кураевым
БОЛЬШАЯ УДАЧА – ИМЕТЬ ДУХОВНОГО ОТЦА
Диакон Андрей КУРАЕВ служит в храме Иоанна Предтечи на Пресне. Он профессор Свято-Тихоновского православного государственного университета, автор многих книг, известный проповедник. Умный, трезвый, находчивый. Понятно, что талант – от Бога. Но многое зависит от духовного руководства.
-Как вы искали себе духовника? – спрашиваю отца Андрея.
-Когда я крестился, то такого слова не знал. И это, может быть, хорошо. Я воспитывался на совсем другой литературе: не на монашеской, не на книгах о старцах. И меня пугают духовные запросы сегодняшних людей. Человек начинает церковную жизнь – и читает книгу, написанную одним афонским монахом для других афонских монахов. Потом пробует жить по этому духовному размеру.
А все должно быть соразмерно. Если я надену шубу шестидесятого размера, то запутаюсь в ней и упаду.
Я, конечно, понимал, что после Крещения надо исповедываться, причащаться. Но все священники были для меня на одно лицо – с бородой и в «спецодежде».
-Как вы теперь.
-Иногда я приходил к батюшке, считая, что уже был у него на исповеди, а оказывалось – нет, это был другой батюшка (смеется). Мне понадобилось полгода, а то и год, чтобы научиться различать священников.
И опять же это очень хорошо. Когда человек с самого начала ищет себе какого-то особого духовника, желательно старца, то из этого следует, во-первых, недоверие обычному священству, своему приходскому. А во-вторых, ты сам себя ставишь в позицию некого судьи: какой это батюшка – духовный или не очень? Конструируешь себе «харизмометр» и начинаешь с ним ходить измерять, кто духовитее. По-моему, это не очень здоровая установка.
В-третьих, когда человек, скажем подросток, создает для себя некий идеальный образ девушки, то это верный путь к монашеству.
-Почему?
-Если создать идеальный образ девушки, чтобы у нее ножки были, как у Танечки, глазки, как у Светочки, а волосики, как у Катеньки, и мечтать о нем, то ни одна реальная девушка не будет ему соответствовать. И ты останешься бобылем.
Точно так же происходит в духовной жизни, если создать себе образ идеального духовника и возмечтать: «Мне бы такого, как отец Алексий Мечев!». А после видеть, что в этот стандарт духовной красоты не укладываются реальные батюшки и потому проходить мимо них, жить без духовного руководства. В конце концов, итог будет печальный.
-Да-да.
-Другая печальная сторона поиска духовника-старца – в том, что люди начинают на самих священников настойчиво надевать эту маску, ставить батюшек в эту позу. Не все священники в состоянии такое искушение вынести! И здесь им необходимо становиться на путь юродства или еще что-то делать, но ни в коем случае не соглашаться на такую навязанную роль.
Мне с первых дней моей церковной жизни ужасно повезло. Сама минута моего Крещения была очень странная. Я проснулся с ощущением, что должен креститься в этот день. Но пока позавтракал, пока доехал с окраины Москвы в центр (на окраинах храмов не было), служба закончилась. Храм, который я наметил, был уже закрыт.
-А какой?
-На Ваганьковском кладбище. И я почти в отчаянии пошел бродить по округе: «Как же так?». Вдруг вижу: в конце улицы Большевистской стоит какой-то храм. По этой улице – от начала и до конца – я впервые пришел в храм Иоанна Предтечи на Пресне. Хотя вообще не знал, что он есть.
Служба там тоже закончилась, но дверь не успели запереть. Я просочился внутрь.
-Благо, были худеньким молодым человеком!
-Конечно. Просочился, обращаюсь в свечной ящик: «Мне бы креститься!» И бабушка начинает меня отговаривать: «Ой, да не надо! Ты лучше завтра приходи, завтра у нас хороший батюшка, а сегодня – так себе...»
Потом я понял, что бабушка была по-своему права. Она имела в виду отца Георгия Бреева. Это он должен был завтра служить. Но я ж тогда всего этого не знал! (Смеется).
Я ей говорю: «Какое мне дело, какой батюшка? Я к Христу пришел!»
И это было хорошо. Священник в веселом состоянии совершал крестины, с шутками, прибаутками. Себе на голову с креста капал водой. Короче, никакой мистики.
Но потом так получилось, что отец Георгий стал для меня первым духовником, который вводил меня в церковную жизнь, дал рекомендацию в семинарию. Это для меня тоже очень дорого.
-Как все-таки вы оказались в числе его духовных детей?
-Никак! Я могу сказать другим людям: «Духовника надо искать, выбирать, как выбираешь себе мужа или жену – и так далее». Но в моей жизни такого не было.
С минуты Крещения я ничего никогда больше не выбирал. Обстоятельства складывались как-то сами собой. Случайно нашел храм, а там оказался отец Георгий. Потом у меня не было выбора – оставаться в светской аспирантуре или идти в семинарию. Внешне, конечно, он был. А внутренне – нет, мое сердце было в Лавре. Не могу же я жить отдельно от своего сердца. И у меня была мечта, которая тогда выражалось так: хотя бы хворостиной, но в церковной ограде торчать. В любом качестве.
И так всю жизнь. Не было такого, чтобы я ездил по разным вузам, церковным и светским, предлагал: «Вот моя биография, вот мои книги, не хотите ли пустить меня к вам преподавать?».
Как это ни странно, при моей максимально антимонашеской, то есть не уединенной, публичной жизни, 90 процентов ее складывается, что называется, «за послушание»: куда-то позвали, на что-то благословили. И для меня это радостно.
-У отца Георгия есть такая черта. Когда его спрашиваешь, как жить, он отвечает: «А ты как думаешь? Никак? Тогда давай помолимся, подумаем вместе...»
-И для меня это был очень важный опыт. Когда я то же самое увидел у отца Кирилла (Павлова), нашего лаврского духовника, то, простите, вы меня уже не убедите, что священник должен быть другим!
-И все-таки из ваших слов следует: есть в ближайшем храме батюшка – и начинай с него.
-Конечно, это же азбука! Сначала научись правилам пунктуации, а потом используй авторскую пунктуацию. У меня, может быть, уже есть право ставить запятые или тире там, где я считаю нужным. А у пятиклассника Васи такого права нет. Он не может сказать: «Мариванна, а я так слышу, поэтому пишу с двумя «е» и тремя «н»!».
Надо различать: одно дело – душепопечительство, когда тебе батюшка нужен как совершитель Таинств в храме. Пришел, вывалил на него свою грязь, свои грехи. Пусть он разбирается с ними дальше, а я, очищенный по его молитвам, по милости Божией, полетел дальше. Так Христос действует в Своей Церкви, так Он ее создал.
А есть то, что зависит лично от человека. Ситуации, когда священник или не священник делятся своим личным опытом. В этом смысле духовниками могут быть монахиня или даже мирянин, к которым можно обращаться за духовными советами. И я знаю случаи, когда к блаженным старицам, например, ездят епископы.
Когда происходит что-то очень серьезное и вся жизнь от этого зависит, вероятно, надо искать человека, о духовных дарах которого известно.
-И не ошибиться!
-Самое важное – помнить: священники и духовники нуждаются в наших молитвах. Когда идешь за советом, молись о батюшке, чтобы Господь вразумил его, чтобы через него ты услышал и понял волю Божию. Это как каприз ребенка перед Отцом: «Господи, я понимаю, что батюшка у меня на приходе – не чудотворец, но можно вот сегодня для меня будет исключение? Очень надо, Господи! Сделай батюшку сегодня на одну минуту прозорливым!»
-Нужно ли заранее принять решение, как поступить в спорной ситуации? И если твое мнение расходится с мнением священника, как поступать?
-Бессмысленно идти за духовным советом, когда ты заранее не готов исполнить его, если он не будет соглашаться с твоей волей.
Тогда чего ты просишь? Чтобы батюшка просто проштамповал твою волю: «Хорошо, утверждается и мною»? Но это уже надругательство над принципом духовного руководства.
Человек должен сам себя испытать: готов ли я поступить по слову духовника? Будет совпадение – принять его как милость Божию: «Господи, слава Тебе!».
-Надо ли просить священника стать твоим духовным отцом? Или достаточно его отцом считать и ходить к нему много лет?
-Думаю, тут складывается по-разному. Я, может быть, испугаю сейчас многих православных людей, но скажу: слово «отец» – очень серьезное. Отец знает своих детей в лицо и по именам. Отец молится о своих детях без напоминания с их стороны. Для отца всегда, в любой ситуации, его дети перед глазами. Это как орел, который простирает свои крылья над птенцами и трепещет за них.
На самом деле, на свете очень мало духовных отцов и очень мало людей, у которых есть счастье духовного сыновства. Вы имеете право считать себя духовным чадом батюшки, по-моему, только в том случае, если этот батюшка: первое – узнает вас при встрече, скажем, через месяц или полгода. Не спрашивает снова натужно: «Как же тебя зовут? Женат, нет? Работаешь, учишься?». Второе – если он помнит, о чем шла речь в прошлой беседе или исповеди. И самое главное – если он молится о вас в своих домашних молитвах или в алтаре на проскомидии, без записки с вашей стороны. То есть когда вы всегда около его сердца.
Уверяю вас, таких людей очень мало. Я думаю, у каждого священника сто, максимум двести имен, которые всегда рядом с его молитвой. О них можно сказать, что они действительно его духовные чада.
И еще: у тех, кого считают старцами, этот список давно закрыт, поскольку они уже десятки лет служат священниками. Понятно, что первые отношения, первые люди, семьи, которым они помогли, памятны на всю жизнь. Но, скорее всего, нет свободных валентностей для того, чтобы запоминать новые имена и новые судьбы.
-Вот был у человека духовный отец, а он взял и ушел от него. К чему это приводит?
-Смена духовного отца – это всегда травма.
-Но вот он, скажем, теперь меня не понимает.
-И такое может быть. Бывают же неудачные браки. Но если в их отношении у нас есть каноны, то в отношении духовничества таких канонов нет. Кроме того, бывает, что и священники меняются. Батюшка в советские годы в условиях гонений – был одним, а теперь его власть пригрела – что-то изменилось. Не всегда возрастные изменения происходят в благую сторону – по мере накопления физических болячек, усталости.
Я не готов произнести: если однажды у тебя появился духовный отец, ты всегда несомненно оставайся с ним. Бывают случаи, когда надо перебежать улицу на красный свет. Но это рискованно.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
____
Протоиерей Георгий Бреев - настоятель нашего храма - иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Царицино)