Заинтересовалась небольшой книжечкой о старице Ксении Мышкинской. Это непрославленная подвижница благочестия ХХ века.
Родилась в 1848 г (по другим источникам - в 1856) в небольшой деревеньке Ларионовское недалеко от уездного города Мышкин Ярославской губернии.
После долгих раздумий 19-летняя девица решает навсегда удалиться от мира. Но не в монастырь, а в тихую лесную келейку, почти в пустынничество. Для этого она избирает глухой лес верстах в 12-и к северу от уездного города Мышкина, в окрестностях погоста Рудина Слободка. А в тишайшем и крошечном поселении Погост Рудина Слободка была своя церковь, где служил прославленный своим благочестием отец Александр Невский.
В этом тихом лесу, среди диких зверей, старица Ксения прожила более тридцати лет. Здесь происходило ее духовное возрастание «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13), и т.к. сама Старица скрывала от остальных свои духовные подвиги, то и об этом сокровенном периоде ее жизни мало что известно. Питалась она в лесу чем придется: ягодами, грибами и прочей растительностью. Очевидно именно в лесу Старица начала носить вериги. Здесь ее дважды посетил святой праведный Иоанн Кронштадский, одобривший и благословивший ее путь.
После долгих лет затвора Старица совершенно лишилась зрения, и очевидно именно это обстоятельство послужило ее возвращению из леса обратно в родное село.
Образ старчествования ее был схож с образом преподобного Амвросия Оптинского. Говорила Старица, обычно, прикровенно, иносказательно, любила подшутить, да еще бывало и дураком обозвать, как бы юродствуя. Над ответами ее нередко приходилось и подумать, чтобы разгадать истинный их смысл. Но когда дело касалось серьезных вопросов, Старица всегда говорила прямо и открыто, а нередко и сразу называла незнакомого собеседника по имени и отчеству, чтобы этим укрепить его веру.
За принадлежность к Истинно-Православной Церкви Старицу в 1930 г. арестовали. Ей было уже далеко за 70 лет, но это не смущало чекистов: на допросах над Старицей издевались, глумились, применяли пытки. Но та с терпением все выносила, всегда говорила открыто и ничего не боялась. Старицу отправили в ссылку в Архангельск, но уже через два года она вернулась обратно, как и предсказывала.
В апреле 1934 г. Старицу, вместе с келейницей, снова арестовывают, очевидно по «делу архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». На допросах 80-летнюю Старицу снова пытают, угрожают, обещают заморить в тюрьме. Ее признают «виновной» и отправляют в заключение в концлагерь. Кроме слепоты немощная Старица уже тяжело болела, и сильно теряла слух. Даже в лагере, люди «с сожженой совестью», безбожники удивлялись, как могла больная слепая старушка попасть в эти жестокие условия заключения, на скорую верную смерть?
К 1940-му году почти все духовные дети Старицы приняли мученические венцы. Одним из последних ее почитателей был протоиерей Сергий Мечев. Келейницу он просил передать волновавший его вопрос: «Что делать священнику, которого предал епископ?». Но келейница смутилась таким вопросом и не решилась предавать его. Когда же пришла к блаженной, та грозно ее встретила:
«Кому ты отказала?! Он — Священномученик!», «Его ждет схима, затвор». Через два года о. Сергий был действительно арестован и принял мученическую кончину через расстрел.
Предвидела Старица пред самым концом и малое возрождение Истинного Православия, уверяя даже, что Россией еще
«будет править царь из княжеского рода».Скончалась Старица 1/14 августа 1940 г. на праздник мучеников Маккавеев.
Келейку Старицы для сохранения перевезли в Мышкин, увенчали крестом и главкой и сделали в ней выставку, рассказывающую о ее жизни. Келья Старицырасположена на территории усадьбы музея «Махаев дом или время по-купечески».
Подробная статья о Старице