Бывают такие судьбы… Наркоман со стажем, старший пресвитер общины веры Евангельской по Ставропольскому краю, помощник руководителя православной Спасо-Преображенской реабилитационной обители — всё это этапы жизни одного человека, которому — всего около тридцати.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый человек хотел бы заниматься делом, в котором он мог бы реализовать потенциал душевных и духовных сил, талантов и способностей, к тому же приносить пользу обществу. Таким делом для Николая Олеговича Новопашина — героя нашего рассказа — стала реабилитация наркозависимых… В нашей беседе он рассказал о том страшном опыте, который ему довелось пережить, который погубил не одного человека, семью, дело, идею, надежды…
Возвращение из плена
Часто можно услышать мнение, что становятся наркоманами люди аморальные или низкого социального уровня. Все мои друзья — дети благополучных родителей, имеющих неплохой достаток. И многие из тех, с кем мне пришлось столкнуться, — это, как правило, дети, которые начинают употреблять наркотики от материального избытка родителей. В самом начале они не думают, что станут кончеными наркоманами, опустятся до «подвального» образа жизни. Всё начинается очень красиво, где-то в ночном клубе, на дискотеке, в компании с девушкой, под влиянием западных фильмов, где герои колют или нюхают что-то. Начинают потому, что хотят испытать какие-то необычные ощущения, придать своему существованию яркую окраску. Сразу колоться, как правило, никто не начинает. Ни за что не поверил, если бы мне сказали раньше, что я буду колоться. При виде шприца я вообще трясся от страха.
Начинается все с марихуаны. В подростковом возрасте молодежь собирает коноплю, курит. Более серьезные наркотики появляются в студенческом возрасте. Не секрет, что в ночных клубах или на дискотеках можно купить так называемую «кислоту» – быстрые наркотики (экстази, ЛСД), чтобы двигаться, танцевать и так далее. Далее — кокаин. Понюхали ради интереса. Поначалу необычные мысли, новые фантазии, сексуальные ощущения. Потом — героин. Когда я начал колоться героином, — понял, что нахожусь в зависимости. Зависимость — это не то, что многие подразумевают: наркоман падает и корчится (мама, у меня кости крутит, мне плохо, больно и т. д.). На самом деле он просит дозу не потому, что ему больно, а потому, что ему очень хочется еще и еще раз испытать состояние кайфа. Состояние, в котором привыкаешь жить. Позже я даже не мог ходить, есть и вообще делать нормальные житейские дела без допинга.
Я докатился до ручки. Помните, в Библии говорится о том, как Бог сказал Еве, чтобы она не ела запретный плод, потому что если вкусит, то смертию умрет. Ни один наркоман не думает, что умрет от наркотиков, он думает, что в жизни надо всё попробовать. Но когда он вкусит этот «плод», — у него открылись глаза на знание «кайфа». И это знание никогда не уходит. Поэтому человек не может остановиться. Я начал нюхать, потом колоться, — сначала в мышцу, потом в вену... Докатился до состояния бомжа. Истратил все деньги, которые у меня были, у кого можно было занять — занял, где мог заработать — заработал, кого можно было «кинуть» из родственников, близких, — всех «кинул», потом стал продавать вещи свои, из дома тащить и т. д. Воровали мы всё, что попадалось, начиная от квартирных, карманных краж, заканчивая сниманием металла: проводов, кабелей.
Потом я встретил человека, в прошлом тоже наркомана с большим опытом. Этот человек, находясь в местах лишения свободы, начал читать слово Божие, и ему стало легче. Мне тоже посоветовал. Я, как мог, стал молиться, читать Библию, — и почувствовал освобождение. Рассказал своим друзьям, которые последовали моему примеру. Нас было не более десяти, потом стало двадцать, так появился наш реабилитационный центр.
Когда нас стало еще больше, мы начали искать статус. Пошли в Православную Церковь. Ничего не получилось (это было в Ростовской области). Нам сказали, что нужно забыть весь свой неправильный духовный опыт, пусть и небольшой, заказать сорокоуст, поставить свечки. В общем, мы друг друга не поняли.
Признаться, в то время я не думал, что такое церковь, служение в ней, для меня главное было — помочь людям, тем, кто нуждался, и я это мог, потому что видел: слово Божие живо и действенно…
Несколько лет назад приехал в Ставрополь. Ходил по подвалам, базарам, собирал людей, таких, каким я сам был в прошлом.
— Вы знали, как их найти?
— Для бывшего наркомана это не сложно. Их видно по движениям, по походке, по глазам. Невооруженным глазом я замечаю, где они собираются, где продают. Так я начал здесь служение. Нашу организацию мы назвали «Исход». Название взяли из Книги Бытия как прообраз — исход Божиего народа из рабства, мы ведь находились в рабстве у своего греха. Любое рабство мешает человеку проявить все те добрые качества и таланты, которые изначально заложены в нем Творцом, наверное, для того, чтобы он исполнил здесь, на земле, свою особую миссию.
Но нас не все понимали. Несколько раз меня и моих помощников (еще до приезда в Ставрополь) вызывали в милицию, даже поколотили как-то. Очень сильно. Спрашивали: кто вы такие, под чьей эгидой существуете? Они не могли понять, что мы делаем это добровольно и безвозмездно. Думали, что я беру наркоманов для того, чтобы на меня работали в этих центрах, — не замечая того, что даже родители не могли заставить их работать. Думали, что я переписываю квартиры на себя, что я аферист…
Начал искать помощь. Нашел в Москве человека — Сергея Васильевича Ряховского. Он является председателем Российского союза христиан веры евангельской. Я с ним встретился, и он взял нас под свою крышу. Со временем я стал старшим пресвитером по Ставропольскому краю, где мы организовали 12 реабилитационных центров.
— Как проходили ваши собрания, заседания, чем вы занимались?
— Сначала организовывали реабилитационные центры, в них находились наркоманы, потом стали заниматься с родителями, потому что реабилитация наркозависимого человека — это комплексная работа. Если он после реабилитации попадает домой, а там та же атмосфера, то нет смысла, образно говоря, лечить яблоко, когда яблоня гнилая. Мы начали с кружка, который назывался «Домашняя ячейка», и постепенно количество тех, кто занимался там, дошло до семисот.
— Как случилось, что вы снова пришли в Православную Церковь?
— Увидел передачу «Ставропольский благовест». В ее выпуске речь шла о том, что после перестройки в страну для разложения молодежи хлынули наркотики, а затем появились различные секты, как выход из наркозависимости, предлагаемый теми силами, которые не были заинтересованы в процветании нашего государства и народа. Я был возмущен и посчитал такое заявление несправедливым. Обратился к редактору передачи протоиерею Игорю Подоситникову: значит, я, получается, засланный? Он побеседовал со мной, дал почитать книги Андрея Кураева — «Протестантам о православии» и другие. Эти книги произвели очень большое впечатление. Я не был по настоящему знаком с Православием и когда начал их читать, то увидел, что с точки зрения Православной Церкви нашу работу, нашу организацию действительно можно назвать сектой. Я был в шоке, когда это обнаружил!
К тому времени в Ставрополе у нас было 48 человек на служении и 150 на реабилитации. Такая масса людей! Кем они выйдут? Куда пойдут? Для государства мы — секта, поэтому и помощи ждать было невозможно. Понял, что будущего у ребят не было. Это правда. В отце Игоре я увидел, что он действительно верующий, богобоязненный человек. Он не судил нас, а мягко, с мудростью, поправлял.
Кроме того, по своим убеждениям я патриот нашего государства. И было очень обидно, когда говорили, что я — засланный.
Недавно вместе с отцом Игорем, по благословению Владыки Феофана, мы организовали Спасо-Преображенскую реабилитационную обитель...
Я хочу, чтобы те люди, с которыми теперь мы трудимся, общаемся, молимся в нашей обители, внесли вклад в развитие России, в подъем духа русской молодежи. Знаю, что когда приходят несчастья, беды, русский человек идет в Православную Церковь, и я сначала пошел туда, но в то время не нашел выхода. Вижу, что сейчас многое меняется в лучшую сторону, потому что теперь Церковь имеет возможность продолжать, как и когда-то раньше, свое социальное служение, идти к несчастным, падшим людям.
Как-то мы размышляли с батюшкой: если бы Христос снова вернулся на землю, куда бы Он пошел? Уверен, что Он пошел бы к наркоманам, проституткам, к тем, кто действительно нуждается в помощи… Он был друг мытарям, и Он пришел спасти погибших и погибающих.
Тот опыт работы с людьми, который есть у меня, я хотел бы расширить, изучая православную традицию, историю, чтобы на самом деле мы могли бы стать частью нашего общества, а не какой-нибудь сектой, чтобы эти люди выросли духовно и стали богобоязненными, посвященными России и Церкви. Это моя мечта.
Поэтому, на мой взгляд Россия больше всего нуждается сегодня не во врачах, трактористах, политиках, а во священниках.
Беседовала Лариса ЛОГВИНЕНКО.
_________________ Подражай святой Марии Египетской в покаянии и самоисправлении
|