Слово о внутренней и внешней сторонах Религии.
Иерей Александр Захаров - духовное чадо владыки Иоанна Снычева.
Цитата:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры,
в философской терминологии есть понятия: "содержание" и "форма". Первое относится к внутреннему, к сущности предмета. Второе - к внешнему виду предмета. Из этих двух понятий главнее, ценнее, конечно, первое: содержание. Взять, к примеру, человека. Что в нем важнее: сам человек, или одежда, в которую он одет? Конечно, человек ценнее. Наливаете вы в бутылку святую воду. Что важнее: вода или бутылка? Конечно, святая вода.
Есть, правда, такая пословица: "встречают по одежке - провожают по уму". Она говорит о том, что и одежда все же что-то значит: богато одетого человека встречают более почтительно, чем одетого в рванье. Но "провожают"-то все-таки по "уму": мудрец и в рванье будет уважаем - глупец и в изысканном костюме останется глупцом. В этом, наверное, вас не надо убеждать, что человек важнее, нежели то, что одето на человеке.
В религии тоже есть содержание и форма, внутренняя и внешняя сторона, сущность и "одежда" (обряд). Но вот здесь правильные взаимоотношения между этими понятиями довольно часто нарушаются. "Одежда" иногда начинает доминировать, преобладать над содержанием, сущностью, - в таком случае религия превращается в обрядоверие. Тут же находятся возмущенные борцы за содержание - и начинают рвать "одежду", как ничего не значащую в сравнении с главным, с содержанием. Обе крайности видятся мне нежелательными и прямо вредными для полноценной, здоровой религиозной жизни. И хочется мне в сегодняшней проповеди поискать между ними "золотую середину".
...
...
...
Если ты видишь, что иной постник, храня пост телесный, может запросто обругать человека, т.е. не постится душевно, так надо напомнить ему, что пойдет он вместе со своим телесным постом в ад, если не научится смирению, кротости, терпению и человеколюбию. Но надобно ругать его за нерадение к этим добродетелям - не умаляя в его глазах других добродетелей: того же поста, который он добросовестно соблюдает в наше не такое уж простое для сего время. За пост его надо похвалить - за сердитость пожурить. Но не бороться с сердитостью, колотя по посту. Что это за "борьба": "лучше бы ты пост нарушил, чем человека обругал"? Почему бы такому "борцу" не "развить" свою мысль дальше: "лучше бы ты в икону плюнул, чем человека обругал"?.. Если болят глаза - так и надо лечить глаза. Но зачем же при этом бить по ушам?
Дорогие мои, возвеличивать значение "сосуда" не надо. Но и умалять его значения тоже не надо. А что же надо? А надо хоть и не обожествлять "сосуд", забывая о его содержимом - но все же и не колотить по нему, а совсем напротив: бережно оберегать его, хранить, как зеницу ока - он ведь тоже драгоценен. Только так мы останемся и при драгоценном сосуде и при драгоценной жидкости в нем. Иначе рискуем потерять и то, и другое. Тут я и вижу искомое этой проповеди - "золотую середину". Когда искомое нашлось, проповедь закончена. Осталось сказать
Аминь.
Слово о внутренней и внешней сторонах Религии.
Иерей Александр Захаров - духовное чадо владыки Иоанна Снычева.
( Полный вариант проповеди
http://orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/inner_and_outer_religion.html )
<hr>
Митрополит Иоанн (Снычев)
Как подготовиться и провести Великий пост. Как жить в современном бездуховном мире.
Издано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
( Книга
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannsn/lent/contents.html )