Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Посиделки


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Писатели фантастики, фэнтези
 Сообщение Добавлено: 05 июл 2006, 21:56 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 05 июл 2006, 21:52
Сообщения: 5

Возраст: 40
Откуда: Kurgan
Сейчас появилось много популярных российских писателей фантастики, фэнтэзи, но как они относятся к Православию в основном неизвестно. Я сам большой любитель данного жанра, и мне очень интересно , как относится Церковь к данным писателям, а если есть запрещенные, то какие?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 июл 2006, 21:59 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2006, 18:37
Сообщения: 390

Возраст: 37
Откуда: Московская область
Я раньше, когда была невоцерковленная, читала.
А теперь рука не поднимается "такие" книжки взять. Столько православной литературы не перечитано!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 июл 2006, 05:41 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 48
Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
а если есть запрещенные, то какие?
Сомневаюсь я что есть прямо-таки запрещённые церковью писатели. "Всё мне позволительно, но не всё полезно", говорил апостол.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 июл 2006, 01:43 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 06 июн 2006, 23:20
Сообщения: 25

Возраст: 45
Откуда: Москва
Раньше очень много чего подобного читала и во все углублялась. Жаль, сейчас вся эта муть всплывает постоянно. Мне батюшка сказал: читать можно многое, но только как сказки про бабу ягу, а если так не можешь, то лучше даже не открывай.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 июл 2006, 20:20 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 26 фев 2006, 20:20
Сообщения: 34

Возраст: 40
Откуда: Германия
Я раньше много чего читал (Толкиена, Перумова, Лукьяненко и подобное. Семенову перечитывал двести раз.). Бывало прям глаза в фэнтези протираю, фантастикой зачитываюсь. И так с утра с до вечера. Однажды часов 10 подряд читал.
Ни к чему хорошему чтение такой литературы не доводит.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 июл 2006, 10:04 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47
Сообщения: 299

Возраст: 41
Откуда: Санкт-Петербург
Цитата:
Я раньше много чего читал (Толкиена, Перумова, Лукьяненко и подобное. Семенову перечитывал двести раз.). Бывало прям глаза в фэнтези протираю, фантастикой зачитываюсь. И так с утра с до вечера. Однажды часов 10 подряд читал.
Ни к чему хорошему чтение такой литературы не доводит.


Возможно. Надо классическую НФ брать а не новомодные саги.
Стругацкие, Лем.
Особенно братья Стругацкие мне нравятся. Очень хорошие книги, глубокие. И, хотя, они были атеистами, мораль там вполне христианская. В свое время повесть "Далекая Радуга" произвела на меня сильнейшее впечатление и подталкнула к изучению вопросов Веры и религии и, так или иначе, стала ступенькой к Православию.

_________________
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 12 июл 2006, 15:19 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 45
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Наверное, фантастика не означает сразу что-то губительное. Сказки - это тоже фантастика, но они очень поучительны. Так что фантастика фантастике рознь. Мне, например, нравятся книги Ю. Вознесенской - православной писательницы - фантаста.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: pelargonia извините, что не в тему
 Сообщение Добавлено: 12 июл 2006, 20:45 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 30 апр 2006, 21:34
Сообщения: 12

Возраст: 43
Откуда: Москва
pelargonia извините, что не в тему
где взять картинку как у вас
(про 10 месяцев)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: pelargonia извините, что не в тему
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 09:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 45
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Андрей@ писал(а):
pelargonia извините, что не в тему
где взять картинку как у вас
(про 10 месяцев)
ВЫ нажмите на эту картинку (зайдите по ссылке). Все очень просто :) Если что-то не получится, то посмотрите внизу списка форумов есть форум, посвященный техподдержке, там люди объяснять все очень подробно (я тоже не спец:))

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 09:49 
 
Фэнтэзи. Отечественное. Цитирую:

Владимир СВЕРЖИН "Трехглавый орел" (из цикла "Институт экспериментальной истории"

Цитата:

- Помнишь у него: "Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык и голосу вышнему дружен"? Так вот, это про них.
- Понятно, - вновь кивнул я.
- А откуда они здесь взялись? - продолжал атаман буйной запорожской ватаги. - Как и все остальное, что связано с волхвами, все, что можно о них сказать, - из области догадок. Здесь надо сделать экскурс в историю. Ты, вообще, в курсе того, как крестили Русь?
Я постарался оживить в памяти свои скудные запасы по истории русского Православия.
- Так, в общих чертах. Кажется, княгиня Ольга ездила креститься в Константинополь, потом ее внук, кажется, Владимир, крестился в Крыму, вернулся в свою столицу, если не ошибаюсь, тогда это был Киев, и крестил всех там в реке.
Лис хмыкнул.
- Молодец, садись, пять. Для высшего образования хватит. Впрочем,можешь оставаться лежать. Все правильно, но абсолютно не по делу. В христианизации Руси божественного не больше, чем в новогоднем выпуске "Плейбоя". Голый политический расчет. Княгиня Ольга, дочь псковского лодочника, крестилась для того, чтобы обеспечить себе поддержку Византии в борьбе против желающих отобрать у нее великокняжеский стол. Насколько это повлияло на ее мировоззрение, судить тяжело, но если хотя бы треть того, что о ней рассказывают, правда, то Джек Потрошитель рядом с этой милой дамой вполне может претендовать на должность епископа. Со святым равноапостольным князем Владимиром и того веселее. Он ведь байстрюк, или, по-вашему, бастард. Прав на престол у него было, я думаю, не больше, чем у тебя на трон любой из нынешних Скандинавских стран. Но разве могут такие мелочи остановить человека, который всерьез решил расчистить себе место под солнцем? Благополучно угробив сводных братцев, этот истинный внучек своей бабули вдруг обнаружил, что трон-то у него хромоногий, того и гляди из-под задницы выскользнет. И тут великий князь сделал трюк, по изяществу не знающий себе равных. Вместо того чтобы тупо мочить родственников, желающих подвинуть его на княжеском столе, он уволил с должности главного бога Сварога и в приказном порядке назначил на вакантную должность Перуна.
- И что это ему дало? - спросил я, поднимаясь на локте, чтобы лучше слышать лекцию о малоизвестной мне славянской истории.
- Сварог - отец всего сущего. Естественно, большинство простого люда как поклонялись ему, так и продолжали поклоняться, невзирая на княжий указ. Но это не слишком огорчило Владимира, поскольку вполне согласовывалось с его планами. Ведь Перун, по сути, бог узкоспециальный, бог дружины, а потому под знамена будущего святого равноапостольного начали стекаться дружинники, которых этот культ устраивал выше крыши. Именно это и требовалось киевскому князю. Дружину свою он холил и лелеял, что называется, кормил из рук, и потому, когда ему пришла в голову мысль пустить Перуна в свободное плавание вниз по Днепру, подавляющая часть войска и глазом не моргнула, узнав, что на роль господа назначен новый кандидат. Тем более, от них самих никто не требовал ни верить во все эти ближневосточно-византийские байки, ни, уж тем более, следовать обозначенным там правилам.
От них требовалось загнать народ копьями в воду для последующего крещения; требовалось разрушать капища и выжигать священные рощи; требовалось убивать волхвов, силы которых они и сами побаивались, и надо сказать, что с возложенной миссией дружинники вполне справлялись. Тогда-то и начался исход волхвов с Руси, тогда-то и начала Русь терять свою душу. - Лис грустно посмотрел на костер. Острые его языки лизали черное брюхо котелка, безжалостно расправляясь с очередным пучком соломы. И в этом играющем пламени мне отчего-то виделась вырубленная из толстого бревна голова с соломенными усами, пожираемая безжалостным огнем,
- Вода закипела, - сообщил Лис, осторожно снимая палку, на которой висел котелок. - Давай кофе пить.
- А дальше-то что было? - спросил я, держа в руках дымящуюся кружку из выдолбленной древесной капы.
- Дальше? - по привычке переспросил Лис. - Возможно, со смертью Владимира эксперимент века бы успешно провалился. Ну посуди сам, если, скажем, жителей Лондона загнать в Темзу, продержать их там полчаса, а затем сообщить, что они теперь все поклонники культа Вуду, они тебе сильно поверят?
Я отрицательно покачал головой, представляя себе нарисованную Лисом картину.
- Вот и славяне восприняли свое крещение как глупую шутку. Но, правда, когда их начали почем зря казнить за то, что они продолжали молиться своим богам, они поняли, что шутка затянулась и дальше может затянуться так, что им нечем будет дышать. К их несчастью, следующий великий князь всея Руси тоже был байстрюком и в смысле скверности характера был точной копией своего папашки. Кстати, смерть последнего наступила в результате расстройства, когда он собирался с дружиной подавлять мятеж дорогого сыночка, решившего прокинуть старика отца на тему уплаты налогов.
Но, несмотря на эти мелкие разногласия финансового толка, князь Ярослав, прозванный за свое лиходейство Мудрым, во всем продолжал линию, намеченную покойным папенькой. Но его невинные проделки на благородном пути христианизации Руси - это отдельная история. Он тут развлекался во всю прыть. Факт остается фактом: вместо свободного гордого народа, где самый последний бедняк считал себя потомком великих богов, на зачищаемой территории начало вырисовываться стадо рабов Божьих. Ну а когда ежедневно наблюдаешь этого самого бога приколоченным к кресту, понятное дело, основную масть держит старший надсмотрщик. Сиречь великий князь.
Но и это бы все ничего, и это бы переварила Русь. В конце концов, человеческий век краток, а традиции народные живучи. Однако на беду России, изрядно ослабленной вбиванием в нее христианских добродетелей, случилось татаро-монгольское нашествие. Уж тут попы отвели себе душу. На месте современных служителей культа я бы за упокой души Батыя и иже с ним ежедневно пудовые свечи ставил и в поминальник записывал. Поскольку выяснилось вдруг, что при дворе ханов Золотой Орды крутую мазу держат христиане, правда, несторианского толка, но в данном случае речь шла о сверхприбылях, и мелкие богословские разногласия роли не сыграли. Церковь стала посредником между Ордой и народом. Более того, она стала держать крышу, обеспечивая безопасность от набегов за весьма изрядные отчисления. Кто знает, сколько бы это продолжалось, если бы Иван Калита не оттяпал этот лакомый кусок себе. Когда же век Золотой Орды кончился, Православная церковь вышла на первый план как самая богатая, авторитетная и мощная организация в государстве. - Лис замолчал, отхлебывая из чашки ароматный напиток. - Ну а волхвы шли-шли и со временем добрались сюда. Отсюда их, похоже, не скоро выкурят. И поверь, более светлых и мудрых людей мне до сих пор встречать не доводилось. Так что если говорить о Калиостро, я бы сам не прочь поменяться с ним местами. Вот только меня они к себе не пускают. Ночную тьму разорвало ржание коня.


  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 12:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 45
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Ну и причем тут фантастика??? Это отвратительно-лживая оценка реальных исторических фактов.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 12:32 
 
pelargonia писал(а):
Ну и причем тут фантастика??? Это отвратительно-лживая оценка реальных исторических фактов.

При том, что эта оценка дана в художественной книге - относящейся к обсуждаемому в этой теме жанру фантастики-фэнтэзи. И наглядно демонстрирует, с чем читатель может столкнуться в этом казалось бы "невинном", сказочном жанре.

Чтобы убедиться в том, что это как раз "художественное произведение" именно фантастического жанра, достаточно купить или скачать эту книгу из подходящей электронной библиотеки.

Например:
http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_s/sverzv02.htm


  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 12:42 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 12 мар 2005, 18:24
Сообщения: 17162

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
pelargonia писал(а):
Ну и причем тут фантастика??? Это отвратительно-лживая оценка реальных исторических фактов.


Любое фэнтэзи - опиум для души.

_________________
Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях. © Омар Хайям


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 12:47 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 45
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Антон К. писал(а):


Любое фэнтэзи - опиум для души.

тогда запретите русские народные сказки

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 12:50 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2006, 14:24
Сообщения: 6498

Возраст: 45
Откуда: Железнодорожный
Вероисповедание: Православный, МП
Стрелок писал(а):
При том, что эта оценка дана в художественной книге - относящейся к обсуждаемому в этой теме жанру фантастики-фэнтэзи.
Чтобы убедиться в том, что это как раз "художественное произведение" именно фантастического жанра, достаточно купить или скачать эту книгу из подходящей электронной библиотеки.

Например:
http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_s/sverzv02.htm
Я скачивать ТАКУЮ книгу ни за что не буду. Только это не фантастика совсем.

_________________
Каждый человек, как небесная звездочка, излучает особенный и неповторимый свет. Надо только его разглядеть!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 13:16 
 
pelargonia писал(а):
тогда запретите русские народные сказки

При чем здесь запрет?

А вот понимать, что герои сказок отнюдь не безобидные лубочные персонажы, необходимо, и объяснить это своим детям, кому Бог их дал, также важно.

Пример.
Кто такая Баба-Яга - знаете?

Простейший поиск в Сети дает поразительный результат.

Смотрите по ссылкам:

http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C ... &stype=www


  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 июл 2006, 14:23 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2006, 16:47
Сообщения: 299

Возраст: 41
Откуда: Санкт-Петербург
Цитата:
Любое фэнтэзи - опиум для души.


Такой подход неправилен по сути. Небходимо понимать, что есть романы подобные "Casual" и романы подобные "Война и мир". И так в любом жанре. Хотя, лично мне фэнтези никогда не нравилось. А вот НФ я очень люблю.

Небольшой отрывок из повести А и Б Стругацких "Далекая Радуга".
"Горбовский вышел вслед за ним. Он увидел сотни лиц, обращенных к нему, и услышал грохочущий голос Матвея, говорившего в мегафон:
- ...и фактически мы решаем сейчас вопрос, что является самым ценным для человечества и для нас, как части человечества. Первым будет говорить заведующий детской колонией товарищ Станислав Пишта.
- Он ушел, - сказал Горбовский.
Директор оглянулся.
- Как ушел? - спросил он шепотом. - Куда?
На площади было очень тихо.
- Тогда разрешите мне, - сказал Ламондуа. Он взялся за мегафон.
Горбовский видел, как его тонкие белые пальцы плотно легли на судорожно стиснутые толстые пальцы Матвея. Директор отдал мегафон не сразу.
- Мы все знаем, что такое Радуга, - начал Ламондуа. - Радуга - это планета, колонизированная наукой и предназначенная для проведения физических экспериментов. Результата этих экспериментов ждет все
человечество. Каждый, кто приезжает на Радугу и живет здесь, знает, куда он приехал и где он живет. - Ламондуа говорил резко и уверенно, он был очень хорош сейчас - бледный, прямой, напряженный как струна. - Мы все
солдаты науки. Мы отдали науке всю свою жизнь. Мы отдали ей всю нашу любовь и все лучшее, что у нас есть. И то, что мы создали, принадлежит, по сути дела, уже не нам. Оно принадлежит науке и всем двадцати миллиардам землян, разбросанным по Вселенной. Разговоры на моральные темы всегда очень трудны и неприятны. И слишком часто разуму и логике мешает в этих разговорах наше чисто эмоциональное "хочу" и "не хочу", "нравится" и "не
нравится". Но существует объективный закон, движущий человеческое общество. Он не зависит от наших эмоций. И он гласит: человечество должно познавать. ...
Ламондуа помолчал и расстегнул воротник рубашки. - Самое ценное на Радуге - это наш труд. Мы тридцать лет изучали дискретное пространство. Мы собрали здесь лучших нуль-физиков Земли. Идеи, порожденные нашим трудом,
до сих пор еще находятся в стадии освоения, настолько они глубоки, перспективны и, как правило, парадоксальны.... Ламондуа остановился, лицо его пошло красными пятнами, плечи поникли.
Мертвая тишина стояла над городом.
- Очень хочется жить, - сказал вдруг Ламондуа. - И дети... У меня их двое, мальчик и девочка; они там, в парке... Не знаю. Решайте.
Он опустил мегафон и остался стоять перед толпой весь обмякший, постаревший и жалкий.
Толпа молчала. Молчали нуль-физики, стоявшие в первых рядах, несчастные носители нового понимания пространства, единственные на всю вселенную. Молчали художники, писатели и артисты, хорошо знавшие, что
такое тридцатилетний труд, и слишком хорошо знавшие, что никакой шедевр неповторим. Молчали на грудах выброшенной породы строители, тридцать лет работавшие бок о бок с нулевиками и для нулевиков. Молчали члены Совета -
люди, которых считали самыми умными, самыми знающими, самыми добрыми и от которых в первую очередь зависело то, что должно было произойти.
Горбовский видел сотни лиц, молодых и старых, мужских и женских, и все они казались сейчас ему одинаковыми, необыкновенно похожими на лицо Ламондуа. Он отчетливо представлял себе, что они думают. Очень хочется жить: молодому - потому что он так мало прожил, старому - потому что так мало осталось жить. С этой мыслью еще можно справиться: усилие воли - и она загнана в глубину и убрана с дороги. Кто не может этого, тот больше ни о чем не думает, и вся его энергия направлена на то, чтобы не выдать смертельный ужас. А остальные... Очень жалко труда. Очень жалко, невыносимо жалко детей. Даже не то чтобы жалко - здесь много людей, которые к детям равнодушны, но кажется подлым думать о чем-нибудь другом.
И надо решать. Ох, до чего же это трудно - решать! Надо выбрать и сказать вслух, громко, что ты выбрал. И тем самым взять на себя гигантскую ответственность, совершенно непривычную по тяжести ответственность перед самим собой, чтобы оставшиеся три часа жизни чувствовать себя человеком,
не корчиться от непереносимого стыда и не тратить последний вздох на выкрик "Дурак! Подлец!", обращенный к самому себе. Милосердие, подумал Горбовский.
Он подошел к Ламондуа и взял у него мегафон. Кажется, Ламондуа этого даже не заметил.
- Видите ли, - проникновенно сказал Горбовский в мегафон, - боюсь, что здесь какое-то недоразумение. Товарищ Ламондуа предлагает вам решать.
Но понимаете ли, решать, собственно, нечего. Все уже решено. Ясли и матери с новорожденными уже на звездолете. (Толпа шумно вздохнула). Остальные ребятишки грузятся сейчас. Я думаю, все поместятся. Даже не думаю, уверен.
Вы уж простите меня, но я решил самостоятельно. У меня есть на это право. У меня есть даже право решительно пресекать все попытки помешать мне выполнить это решение. Но это право, по-моему, ни к чему. В общем-то товарищ Ламондуа высказал интересные мысли. Я бы с удовольствием с ним
поспорил, но мне надо идти. ...
- Вот и все, - громко сказал кто-то в толпе. - И правильно. Шахтеры,за мной!
...
- Из чего надо исходить? - сказал Горбовский. - Самое ценное, что у нас есть, - это будущее...
- У нас его нет, - сказал в толпе суровый голос.
- Наоборот, есть! Наше будущее - это дети. Не правда ли, очень свежая мысль! И вообще нужно быть справедливыми. Жизнь прекрасна, и мы все уже знаем это. А детишки еще не знают. Одной любви им сколько предстоит! ..."

_________________
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (Мтф 7)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 16 июл 2006, 19:37 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 05 июл 2006, 21:52
Сообщения: 5

Возраст: 40
Откуда: Kurgan
Стрелок писал(а):
При том, что эта оценка дана в художественной книге - относящейся к обсуждаемому в этой теме жанру фантастики-фэнтэзи. И наглядно демонстрирует, с чем читатель может столкнуться в этом казалось бы "невинном", сказочном жанре.
Вот именно - столкнуться, редко бывает, но метко, тот же "Ведун" А. Прозорова, например. Многие писатели, которые грешат такими антихристианскими словоизлияниями сами же себе роют глубокую и вонючую ямищу - ведь практически половина их аудитории - верующие (прочитал голосование на одном форуме), которые прочитав такое с ужасом и возмущением выкидывают на помойку. Следствие - снижение продаж, не понимать это невозможно. Слепцы, которые хотят вести таких-же слепцов, куда они попадут - ну, вы и сами знаете. Считаю - в художественной литературе автор не должен высказываться отрицательно ни об одной из ныне существующих религий, так как это может оскорбить чувства верующих.

_________________
А вам не надоело меня слушать?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 17 июл 2006, 14:20 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 14:16
Сообщения: 1979

Возраст: 47
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Цитирую (полный текст см. на http://subscribe.ru/archive/culture.peo ... 10533.html )
Цитата:
«Увлечение околооккультной художественной литературой
как форма духовной зависимости»
к.ю.н. В.В.Балытников, иеродиакон Аристарх /Антонов/

<...>
3. Наконец, никогда ранее в России не возникало такого количества связанных с указанными произведениями молодежных движений. Толкиенизм, поттеромания, дозоромания, движение «готов» - по некоторым данным подобного рода движениями в той или иной степени охвачены до нескольких сотен тысяч молодых россиян. Причем в основном это жители крупных городов в возрасте от 16 до 30 лет, получающие или уже имеющие высшее образование, то есть будущий интеллектуальный потенциал России. Чем же
вовлекаются в такие движения представители молодежи, среди которых, кстати, немало людей, считающих себя православными
христианами? Тем, что, как считает толкиенисты, «между раем и адом есть зеленая тропочка, ведущая в царство эльфов». Или тем, что, по мнению некоторых поттероманов, «Церковь не против магии, если под ней понимать не договор с дьяволом, а развитие своих собственных способностей». Или тем, что, по словам дозороманов, «есть серость, а есть иные, все, кто не серость стремятся держаться вместе, магия помогает узнать,
кто перед тобой». Или культом мрака и смерти, царящим в движении «готов».

4. Конечно, причины гораздо глубже. Все сказанное – только внешняя сторона, придуманная мотивация. Особенности становления юношеской и молодежной психики, таковы, что молодые люди всегда в большей степени стремятся к свободе, пытаются уйти от обыденности будничной жизни, тянутся к новому и интересному, покупаются модным и хотят выделиться, быть особыми, обрести свой стиль. Часть молодых людей,
конечно, покупается и самой «духовной идеей». При отсутствии у молодой личности сформировавшейся духовной и нравственной основы, это ведет к уходу молодежи в придуманный мир фантазий, наркотических иллюзий, «виртуальной» реальности, азартных и «интеллектуальных» игр.

5. И увлечение становится не «просто игрой», как утверждают некоторые защитники подобного рода движений. Начиная с простого расстройства психики, человек пытается
построить собственный альтернативный взгляд на реальный мир, создать свою систему ценностей, а далее начинаются уже и более сильные проявления созданной или принятой
идеологии, которые у некоторых людей доходят и до убийств или самоубийства. В социальном плане активное участие человека в этих движениях неминуемо приводит к эскапизму – уходу от реальной жизни. Уходу не только в вымышленный, виртуальный мир, но и в крайних формах зависимости, в реальное подчинение темным духовным силам. Недаром, по свидетельствам очевидцев, практически в любом толкиенистком, поттероманском, дозороманском или
готическом сообществе немалой пользуются популярностью лица, обладающие реальными магическими или экстрасенсорными способностями. То есть те, кто не только почитает магию, но и практикует её. Таким образом, рассмотренные молодежные движения являются не только средством поощрения эскапизма, но и «кадровым резервом» разного рода сектантских и чисто сатанинских сообществ (в чем, кстати, они иногда и сами открыто признаются).

6. В целом в России, по некоторым оценкам, из более чем двух миллионов лиц, страдающих игроманией, почти 500 тысяч человек в той или иной степени вовлечены именно в деструктивные околооккультные движения. По мнению многих священнослужителей и врачей, указанные движения приобретают формы и масштабы «духовной наркомании»,
что, кстати, подтверждается и гигантским тиражом русского перевода очередной книги о «юном маге» Гарри Поттере – 1 миллион 200 тысяч экземпляров. В Послании Архиерейского Собора 2004 года Русской Православной Церкви отмечено,
что «уход молодых, активных людей в мир «виртуальной» реальности и «интеллектуальных» игр» является духовным недугом «более коварным, скрытым и изощренным, но не менее
опасным, чем атеизм». Создаваемая на основе околооккультных произведений субкультура в большинстве своем уже несет на себе четко выраженные признаки сатанизма и пропаганды
порока.

7. Таким образом, сложившаяся ситуация не просто ненормальна – она носит общественно-опасный характер. К сожалению, осознание обществом и церковным сообществом всей этой опасности происходит крайне медленно. Как уже было сказано, Русская Православная Церковь выражала свою озабоченность распространением среди молодежи подобного
рода увлечений. Бьют тревогу психологи и психиатры, причем как церковные, так и светские. Врачи нередко расходятся в диагнозах. Одни считают поттеро- и дозороманию
достаточно серьезными психическими заболеваниями, другие придерживаются более мягкой позиции и говорят лишь о пограничных психических состояниях или о расстройствах психики, но все они готовы представить факты. А факты говорят, что толкиенисты, поттеро- и дозороманы,
«готы» становятся пациентами в лечебно-психиатрических учреждениях или попадают на страницы криминальной хроники в разделы «Убийство» или «Самоубийство».

<...>

10. Какие же меры могут быть предприняты в данной области?

10.1. Первое. Сформировать церковное отношение к проблеме увлечения и культового почитания молодежью художественной околооккультной литературой и указать на недопустимость указанного увлечения с Православием. Просить иерархов Русской Православной Церкви, Святейшего Владыку, Патриарха Московского и всея Руси Алексия публично высказывать свое отношение к околооккультным молодежным движениям и направлять молодым людям свое архипастырское слово вразумления.
Официальную позицию Русской Православной Церкви отражать в церковных и светских СМИ.

10.2. Второе. Обратиться к исполнительной и законодательной власти с просьбой усиления их действий, направленных на ограничение распространения указанных молодежных движений. Выработать комплекс мер, в том числе законодательного характера, по воспрепятствованию деятельности деструктивных движений и распространению информации о них в Интернете.
Сегодня общение участников этих движений в значительной мере происходит в виртуальном пространстве – в Интернете. Именно там, на соответствующих сайтах, встречается
и общается втянутая в деструктивные движения современная молодежь. Встречи и общение в реальном мире зачастую занимают у нее намного меньше времени, поэтому
целесообразно ограничить деятельность сайтов деструктивных культов.
По обращению правоохранительных органов могут предъявляться претензии к владельцам интернет-серверов, на которых размещаются соответствующие сайты, в том числе
по поводу нарушения авторских прав на почитаемые произведения, особенно когда на сайте публикуется «фанфикшн» («выдумки поклонников»), что, вообще говоря, может происходить только с согласия автора. После таких обращений владельцы серверов, не желающие проблем с законом, часто закрывают такие сайты, невзирая на протесты их хозяев.

10.3. Третье. Просить общественные организации и особенно начавшую недавно свою работу Общественную Палату провести свою собственную экспертную оценку опасности
молодежного эскапизма и высказать свое отношение к данной проблеме.

10.4. Четвертое. Образовательным учреждениям необходимо более широко использовать игровые методики в учебном процессе и внеклассной работе с детьми. Сегодня существует
большое количество очень интересных программ и игровых технологий по работе с детьми и молодежью, и органам образования и социальной защиты надо более интенсивно
внедрять эти методики в школах и формировать динамичную, игровую среду для детей и подростков. Интересная, увлекательная среда для молодежи – одно из самых эффективных средств противодействия и наркомании и околооккультным зависимостям.

10.5. Наконец, пятое. Лечебным учреждениям и реабилитационным центрам, занимающимся разными формами наркотических и иных зависимостей, необходимо оказывать помощь вырванным или вырвавшимся из деструктивных молодежных движений, создавать и распространять
специальные программы и рекомендации по реабилитации игроманов и увлекающихся околооккультной литературой. Молодым людям необходимо место, где они могли проходить
реабилитацию. Возглавляемый д.м.н. иеромонахом Анатолием /Берестовым/ реабилитационный
Душепопечительский православный центр – одно из таких мест. Есть и другие православные реабилитационные
центры и частнопрактикующие православные психологи.

Но для большинства людей, которые смогут отбросить увлечения толкиенизмом, поттероманий, дозороманией, основным местом реабилитации будут дом и семья, а для православной молодежи – еще и их церковный приход. Для того, чтобы реабилитация действительно состоялась, нужна помощь молодым людям в поиске и нахождении себя в реальном
мире. Здесь поле работы приходских священнослужителей, родителей, всех членов семьи да и просто всех неравнодушных людей. Задача врачей и психологов – методическая
помощь в этой работе.

11. И последнее. Темпы совершенствования мультимедийных трехмерных технологий, действительно создающих «виртуальную» реальность, многократно усиливающих реальность восприятия, могут многократно увеличить число игрозависимых и вовлеченных в околооккультные движения. Поэтому уже сейчас требуется отнестись к данной проблеме самым серьезным образом и действительно приравнять ее опасность к наркомании и, соответственно, прикладывать для противодействия ей такие же усилия.
Постараемся помочь нашим ближним, втянувшимся в ряды околооккультных молодежных движений, и да будет помощь Божия нам в этой работе.




Цитата:
«Современная экранизация околооккультной литературы как источник новой волны духовных зависимостей»

(по экранизации «Мастера и Маргариты» и по выходу
продолжения фильма «Ночной дозор»)
иеродиакон Аристарх /Антонов/


1. В последние дни прошлого года по телевидению была показана широко разрекламированная современная экранизация произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Могу сказать, что фильм производит достаточно сильное впечатление, и действительно его появление вызвало новую волну интереса к произведению Булгакова.
Один опытный священнослужитель подробно рассказывал мне о том увлечении, которое было у интеллигенции к Булгакову в 70-х годах, рассказывал и о неформальном клубе почитателей Булгакова. Надо сказать, что в то время эта книга многих заставляла задумываться о духовных предметах, хотя и не все приходили к вере. Однако уже в 90-х почитатели «Мастера и Маргариты» чаще становились адептами сатанинских сект, чем приходили в Церковь.
Появление новой экранизации романа, возможно, увеличит и без того значительное число людей, поврежденных околооккультной художественной литературой. Поэтому
сегодня целесообразно поговорить о том, что представляет из себя произведение Булгакова, какое оно создает представление о мире духовном и, в особенности о той роли, которая отведена в нем темным, демоническим силам.
Общее отношение к роману и фильму не может быть положительным, в первую очередь потому, что создает «благородный» и как бы «справедливый» образ сатаны. Положительным можно признать только показ того образа действия нечистой силы на человека, когда бесы убивают людей, причиняют им страдания, помрачают сознание. Но это показывает только то, что нечистые духи иногда сообщают правду о своих действиях, и это, в частности, относится к тем эпизодам романа, которые посвящены их воздействию
на человека и последствиям этого воздействия.
Несомненно, что мастерство и талант автора романа и создателей сериала привлекают к «Мастеру и Маргарите» людей. Однако привлекательность фильма и романа никак
не должны вызывать к ним любовь и устойчивое увлечение. Если что-то подобное происходит, то это уже может стать причиной серьезного духовного повреждения или душевной болезни.

2. Мир духовный существует параллельно нашему миру, и человек сам является частью этого мира, хотя с момента грехопадения этот мир закрыт от нас. В последнее время интерес к духовным предметам весьма высок, но достоверных знаний об этом очень мало, тем более мы должны быть осторожными в своих представлениях и общении с духовным миром. Учение Церкви содержит очень мало положительных понятий о духовном бытии, отчасти потому, что здесь лишнее знание может быть пагубно для человека.
Утверждения же и теории всяких теософов, гностиков, экстрасенсов и подобного рода личностей вообще не
выдерживает никакой критики.
Но несомненно то, что кроме человека есть и есть другие личностные существа, обитающие в мире духовном, и они имеют совершенно определенные цели по отношению
к этому бытию и человеку. Сейчас нас интересуют только те силы, которые стремятся исказить жизнь человека и любыми доступными им средствами увести его от спасительного
пути веры и правильного познания духовного мира.
Церковное учение говорит, что попытка мятежных духов в своем бытии быть совершенно независимыми от Бога (быть как боги) привела к тому, что они всеми силами стремятся
разрушить это бытие, потому что оно создано Богом. Но поскольку для них открыт только наш мир, они всеми силами стремятся разрушить его, а, за невозможностью этого, исказить. Воздействие темной силы на человека примерно соответствует тому, что показано в фильме: бесы действительно убивают людей и помрачают сознание
тех, кто вступает с ними в общение.

В повседневной жизни нечистые духи сначала всеми способами пытаются сокрыть от нас реальность духовного бытия. Постоянные сомнения, ироничное отношение к духовной
жизни, возвеличивание науки и рационального пути познания мира – вот только некоторые из тех средств, которыми человеку не дают даже начать познание духовной сферы.
Но если человек все-таки становится на путь познания духовного, то цели сразу меняются. Правильный путь духовной жизни очень узкий и тяжелый. Человеку трудно найти этот путь, и еще труднее пройти его. И на этом пути темное нам часто является под видом света, а лживые духи представляются ангелами, учителями, гуру или богами. Но цель их одна: обмануть человека и скрыть от него истину познания той единственной настоящей силы, которая одна действительно способна помочь.
Таким образом, мы должны сознавать реальность духовного бытия и знать о наших противниках в этом мире, их нельзя игнорировать или недооценивать, но нельзя и приписывать им то, что совсем им не свойственно.
3. Лжи и обману не может быть присуще что-то благородное, а именно таковыми, как это уже было сказано, пытается представить автор «Мастера и Маргариты», а за ним и создатели сериала, те силы, по вине которых человек пребывает в нашем пагубном состоянии.
Христос говорит о сатане, что «он был человекоубийца от начала …, когда говорит он ложь, говорит он свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44).
Поэтому нечистым духам всегда присуще выставлять себя чем-то значительным, обладающим громадной властью, но они всегда тщательно пытаются скрыть от человека истину,
а именно то, что зло становится реальным только тогда, когда какая-либо тварь уклоняется от выполнения нравственных заповедей и законов духовного мира, установленных
Богом.
Согласно церковному учению, ложь – онтологическое свойство падших духов. Создавая у людей ложное представление о себе, они начинают представлять для человека еще большую опасность. С древних времен, когда человек добровольно поддался воздействию темной силы и тем самым подчинил себя ее влиянию, она всегда стремиться расширить свое действие на человека. Представляя эти силы хотя бы отчасти определяющими его бытие и жизнь, человек фактически начинает с ними свое общение и открывает себя их воздействию.
Но действие нечистых духов ограничено Богом, поэтому подобное ложное представление о них является оскорбительным для Бога. Отвращая нас от Бога и лишая нас Его защищающей благодатной силы, бесы, пользуясь нашим духовным помрачением, действительно делают нас беззащитными перед демоническим влиянием и всячески извращают и искажают нашу жизнь, все дальше и дальше уводя от спасения.
Но все это меркнет перед главным.
Кто в центре романа?
Христос? Нет. Пилат? Тоже нет.
В центре «Мастера и Маргариты» личность князя тьмы, который здесь представляется «справедливым», «благородным», разрешающим земные, человеческие проблемы. Именно
формирование лживого сатанинского образа стоит в центре повествования, а добро и основа нашего спасения – Христос – здесь только фон, на котором показаны действия бесовской силы. Говоря об осуждении и распятии Христа уже в самом начале произведения, Воланд говорит, что он был там, поэтому данное произведение по сути и буквально может быть названо «евангелием»
от сатаны или, точнее сказать, «повествованием» от сатаны, потому что неправильно употреблять слово «евангелие» в данном контексте.
Естественно, что в подобном «повествовании» нет совпадения с тем, как свидетельствует о земной жизни Христа Священное Писание, веками сохраняемое в Церкви Христовой.
Таким образом, произведение Булгакова пытается вложить сомнения и в это описание событий, которое даже многими светскими исследователями и экспертами признается
достоверным историческим документом.

4. В одном ряду с «Мастером и Маргаритой» можно поставить и такое современное знаковое произведение, как серия «Дозоров» Сергея Лукьяненко, новый фильм по
роману которого «Дневной дозор» появился в самый новый год. Едва оттанцевали голые друиды с сатирами, как на экраны, только на этот раз кинотеатров, вновь вышли «светлые» и «темные» «силы».
И опять та же тема: под видом борьбы света и тьмы представляется борьба добра со злом, причем последнее опять активно представляется чем-то реально сильным,
действительно способным одержать победу. Однако и сами «светлые» и «темные» здесь уже не просто добро и зло, а какие-то смешанные образования. И, наконец, основная
духовная идея фильма – «добро» и «зло» по своей сути не так уж и отличаются, а «темная» сила – это противовес «светлой» силы.
Но темнота – это не более чем отсутствие света, и реальность она получает только тогда, когда твари уклоняются от исполнения тех заповедей, которые даны от Бога – согрешая, тварь создает новую реальность.
Идеология же фильма все дальше и дальше уводит нас от понимания того, что все темное и злое ограничено Богом, и только обращение человека к Богу может дать нам силы противостоять злу.
К сожалению можно предполагать, что мастерство создателей «Дневного дозора», сильные эффекты фильма, привлекающие к нему людей, породят новую волну дозороманов, а, соответственно, и число пациентов психолечебных и реабилитационных центров.
А для пошедших последовательно этим путем – это уже путь в сатанинские секты.

5. Следствием греха первых людей стала смерть. И сейчас никто из нас не посмеет возразить, что человек, едва появившись на свет, сразу начинает умирать, хотя мы очень боимся этой мысли, гоним ее от себя и создаем внутри разные психологические барьеры, но от этого смерть никуда не исчезнет и даже не станет ближе или дальше.

Господь не оставил человека вечно пребывать под игом смерти, нам был указан выход из этого состояния. Этот выход – соблюдение нравственных законов, следование заповедям Божиим. Тогда нам открывается возможность правильного и законного познания духовного мира, а заигрывание с темными силами вновь отбрасывает нас назад, лишая нас возможности духовного совершенствования и спасения.
Дополнительно можно напомнить, что предмет изучения и интереса имеет и обратное влияние на изучающего. Поэтому увлечение околооккультными художественными произведениями
и их экранизациями, а в крайних формах их культовое почитание, – это почти прямое общение с темными силами, которое становится для человека источником духовных
и душевных повреждений, о чем свидетельствует опыт изучения деструктивных околооккультных движений и опыт работы лечебных и реабилитационных центров.

6. Это краткая оценка воздействия околооккультных произведений и снятых по ним фильмов относится к отдельной личности и ее духовной жизни. Проблема всего социума – это эскапизм, уход молодежи в мир духовных «наркотических» иллюзий, «виртуальной» реальности, в культовое почитание фэнтэзийных литературных произведений.
«Духовная наркомания» не менее опасна, чем наркомания в собственном смысле слова.
Страдающие люди фактически «выпадают» из общества, бездумно растрачивают свое здоровье и время, принося их
в жертву своему увлечению. А дальше такие люди становятся легкой добычей тоталитарных сект или пациентами психиатрических клиник.
Социальными причинами эскапизма могут быть личные, семейные и профессиональные проблемы. Такой же причиной может быть страх перед будущим, когда человек, отказываясь
от борьбы с трудностями реальной жизни, предпочитает заполнить свое время каким-либо увлечением, в котором пытается найти утешение, спокойствие и возможность легкого
достижения своих целей беспроблемной реализации своих интересов. В реальной жизни уход в мир «волшебных сказок для взрослых» оборачиваются физическими и душевными
травмами и разрушенной жизнью.

7. И последнее. В настоящее время ограничить распространение околооккультной литературы и остановить ее экранизацию невозможно, однако это не значит, что не надо говорить об опасности увлечения данными произведениями, которые наносят духовный и психологический вред.
Конкретные меры, которые могут принять Церковь, органы государственной власти и общественные организации уже рассматривались в основном докладе по деструктивным
движениям, и мы не будем их повторять.
Здесь же хочется сказать об ответственности творческих людей, которые используют свой талант и мастерство на сознательное или неосознанное служение злу. Своим
творчеством они повреждают несформировавшиеся молодые души, тех, которые еще не имеют ни сил, ни духовного опыта, чтобы правильно понять и оценить воздействие на них, тем более противостоять этому воздействию.
Сумасшедшая реклама и популяризация этих произведений и их экранизаций является самым настоящим подавлением свободы выбора молодых. Поэтому меры противодействия
распространению околооккультных движений, безусловно, оправданы, и всему обществу пора, наконец, обратить самое пристальное внимание на эту проблему.


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: Василий_ и гости: 12

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: