|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
Holder
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 авг 2008, 20:56 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35 Сообщения: 1419
|
Aleksey07 писал(а): 1, 2. Речь не о моём понимании "нравственного идеала" христианства, а о его понимании Львом Толстым. Лев Толстой видел его в Нагорной проповеди, и - зачастую буквально и прямолинейно - пытался найти его в жизни современного ему общества. По его мнению, Церковь оправдывала убийство (в форме казни), в то время как Христос учил не только не убивать, но и не гневаться. Аналогичные рассуждения есть у Толстого и про клятву, и про прелюбодеяние, и про милостыню...
PS Из моего текста вовсе не следует, что я собираюсь формулировать некий "нравственный идеал", и тем более указывать на его "извращения" в тот или иной период. Приведено лишь резюме позиции Льва Толстого.
Простите меня, брат, если у меня была мысль отождествить Вашу точку зрения со взглядами Льва Толстого. Виноват.
Вот здесь-то беда и порылась. Сколько перьев уже сломано в дискуссиях о противоположности Христиантва и "морализма"... Нагорная проповедь - не "нравственный идеал", а очертания совершенства, которого можно достигнуть только при прямом вспомоществовании от Бога. Мораль предполагает достижения установки простым волевым усилием - "так надо". Такова, к примеру, была коммунистическая мораль, такой же "моралистический" подход, через внешнее "надо", исповедует и Толстой. Но если бы было все так просто, то и вочеловечение Бога и Его крестная смерть были бы не нужны... Необходимо поистине преображение через Христа всего человеческого естества, чтобы суметь исполнить заповеди блаженства. "Подставь другую щеку" - попробуйте-ка, надолго ли Вас хватит? А у совершенных - получалось, причем без всякого внутреннего противления.
Вот и выродился с необходимостью толстовский морализм в "непротивление злу", которое, если его практиковать, приведет только к вырождению и смерти социума. Да и сам Толстой, по некоторым воспоминаниям, его не придерживался. Как сегодня говорит народ, "свистеть - не кули ворочать" (ессно, смягченный вариант).
_________________ "Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.
|
|
|
|
|
Александр Ставр.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 авг 2008, 20:58 |
|
Зарегистрирован: 27 ноя 2004, 23:21 Сообщения: 1413
Откуда: Ставрополь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: т.е. сейчас существуют активные адепты "учения Толстого" ? Цитата: За всю жизнь не видела ни одного толстовца
Неужели не слышали о многочисленных детских сообществах "Муравьиное братство". Все они имени Л.Толстого... его же идеи там и проповедуются... Деткам проповедуются...
Последний раз редактировалось Александр Ставр. 26 авг 2008, 20:59, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
|
Holder
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 26 авг 2008, 20:58 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 09:35 Сообщения: 1419
|
Лента писал(а): Т.е. сейчас существуют активные адепты "учения Толстого" ? или вы имеете в виду, что его идеи проникли в умы православных? я никогда не сталкивалась с такой проблемой - вот, интересно.
Да, именно проникают в умы. Конечно, сегодня это совсем не те "толстовцы", которые жили общинами и не ели мяса. Но - попробуйте перечитать заглавный постинг Виринеи. А потом пройдитесь по Интернету. И взглядов, идентичных взглядам Толстого на Церковь и Христианство, найдете выше крыши.
_________________ "Мнение мое - и необязательно правильное"©А.К.
|
|
|
|
|
ZX700
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 27 авг 2008, 11:54 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 авг 2006, 15:06 Сообщения: 1947
Возраст: 53
Вероисповедание: Православный, МП
|
http://www.uic.nnov.ru/~dofa/publ/iubil.htm
Цитата: .Давно и хорошо известно, что добро не рождается от зла, оно от добра рождается. Сто лет назад православные иерархи, настаивавшие на принятии определения об отношении Православной Церкви к Толстому, это прекрасно понимали. Они не столько стремились "наказать" великого писателя, сколько прекратить кощунство - пребывание в церковном лоне человека, открыто глумившегося над религиозными святынями. Демократически и либерально настроенная русская общественность подвергла их за это шельмованию, наградив самыми нелестными эпитетами... Чем же они и поддерживавшие их православные ответили, да и ответили ли?
Тысячи епископов и клириков, отдавших свои жизни за веру и Церковь в годы страшных большевистских гонений, есть безусловный ответ всем, кто считал их прежнее служение "под прикрытием самодержавной власти" сознательным обманом "простого народа". Их подвиг можно считать и ответом Толстому, упорно не видевшему в русском православии совпадения истины с христианством.
_________________ У русского государства то преимущество перед другими, что оно, по-видимому, управляется напрямую самим Господом Богом, иначе невозможно понять, как оно вообще существует. (c) Христофор Андреевич Миних, фельдмаршал (1683-1767).
|
|
|
|
|
@Helen@
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 сен 2008, 17:47 |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 12:48 Сообщения: 18598
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лев - царь писателей. Толстой ненавидел Шекспира, но повторил судьбу короля Лира
Константин Кудряшов
Опубликована: 03 сентября 2008 00:05:56
Статья из АИФ №36 от 03 сентября 2008 00:05:03
180 лет назад, 28 августа 1828 г., в одной русской аристократической семье родился мальчик. Ни мать, ни отец, разумеется, не догадывались, что произвели на свет не просто «глыбу» и «матёрого человечище», но и «зеркало русской революции». А новорождённый Лёвушка Толстой вообще ни о чём пока не думал…
Странное дело - ассоциативное мышление. Скажешь: «Пушкин» - и тут же возникает светлый образ шампанского под ручку с «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» Скажешь: «Достоевский» - появляется бледный человек с окровавленным топором. А стоит сказать: «Толстой», как перед глазами встаёт сам Лев Николаевич - большой лоб, большая борода, большой талант и очень большие книги. Одним словом - много. Масштабно. Эпично.
Даже сама фамилия, начавшаяся с прозвища, которое московский князь Василий Тёмный дал в середине XV в. далёкому предку Льва - Андрею Харитоновичу, представляется величественной. Хотя, казалось бы, в прозвище, которое сегодня можно перевести как «Жиртрест», мало почётного.
Масштаб личности Толстого настолько велик, что под его покровом едва-едва угадывается человек как таковой. Иной раз дело доходило до того, что признанные мастера прозы, например Довлатов, с удивлением заявляли: «Даже Толстой был как все!»
Зачётку на стол!
А ведь он и правда был как все. Излюбленные полемические оплеухи вроде «недоучившийся студент», которыми так любят разбрасываться хулители, скажем, Ленина, в полной мере применимы и ко Льву Толстому. Тем более что граф учился в том же Казанском университете, что и вождь мирового пролетариата. И как учился - любо-дорого посмотреть. Само начало университетских лет было феерическим - абитуриент Толстой на вступительных испытаниях, к которым готовился два года, умудрился схлопотать кол по русской и всеобщей истории, а также кол по географии. Сам вспоминал об этом так: «Помню, вопрос был: Франция. Присутствовал Пушкин, попечитель, и опрашивал меня. Он был знакомый нашего дома и, очевидно, хотел выручить: «Ну, скажите, какие приморские города во Франции?» Я ни одного не мог назвать» - весьма ценное признание от автора «Войны и мира».
В университет он всё-таки поступил, пусть и со второго раза, осенью 1844 г. Правда, учёба да и само звание студента были молодому сиятельству по барабану. Это доказывает хотя бы то, что даже специальность он выбирал не сам - тётушка-опекунша заставила своего подопечного учить арабский и турецкий языки, дескать, образование, полученное на восточном факультете, можно будет потом выгодно конвертировать в дипломатическую службу. Однако второго Грибоедова из Льва не получилось. Поговорку «От сессии до сессии живут студенты весело» тогда ещё не изобрели, но общий стиль жизни студента Толстого вполне ей соответствовал. Балы, маскарады, танцевальные вечера, спектакли - Толстой старался не пропускать ни одного светского мероприятия. По свидетельствам современников, везде старался танцевать, что выходило у него довольно ловко. Результат первой же сессии не замедлил сказаться. Графу «нарисовали гуся» по библейской истории и арабскому языку и, что позорнее прочего, вкатили три очка по французскому.
Нет ничего удивительного в том, что, завалив несколько сессий подряд, Толстой был на грани вылета. Но гордыня возобладала - он предпочёл уйти сам, чему университетское начальство было только радо.
Гуманист с гранатой
Куда сейчас попадают недоучившиеся студенты? В армию. Тогда вопрос призыва и срочной службы не стоял вовсе, однако Толстой умудрился опередить своё время. В армию он элементарно бежал, наделав массу долгов, накуролесив в Москве и капитально «убив» яснополянское хозяйство. Как натура романтическая, разумеется, избрал местом службы Кавказ. И начало воинскому пути было положено блестящее - очередной проигрыш в карты под необеспеченный вексель. Кстати, долг Толстому помогал отдавать его приятель-чеченец Садо Мисирбиев.
А насчёт самой службы граф выражался так: «Маршированья и разные стрелянья из пушек не очень приятны, особенно потому что это полностью расстраивало регулярность моей жизни». Впрочем, сражался храбро, иной раз даже дерзко, и ничто в этот период не предвещало особого гуманизма и «непротивления», которым впоследствии так прославился Толстой. В ожидании настоящего «горячего дела» будущий гуманист пишет: «По мере сил моих буду способствовать с помощью пушки к истреблению хищников и непокорных азиатов». Кстати, он дважды был представлен к Георгиевскому кресту, и оба раза награда пролетала мимо. Впоследствии уверяли, что это Толстого не очень расстраивало, поскольку он, мол, уже тогда осознал, как мерзко получать награды за убийство. Тем не менее вот как говорит сам граф: «Я вам признаюсь откровенно, что из всех военных наград я имел тщеславие добиваться именно этого маленького крестика и что это препятствие доставило мне большое горе…»
Ударом на удар
Образ чуть ли не святочного старца с бородой, этакого универсального учителя жизни для поколений русских людей, не соответствует реальному человеку. Считается, что после севастопольской мясорубки, где артиллерийский поручик Толстой вплотную столкнулся с ужасами глобальной войны, характер его изменился именно в сторону будущего «непротивления». Но того трогательного мальчика Лёвушки, что верил в некую зарытую около Ясной Поляны зелёную палочку, на которой написан рецепт человеческого счастья, больше нет. Есть непримиримый боец - талантливый, умный, гордый, надменный, завистливый и жестокий.
Эта характеристика, которая вроде как не вяжется с привычным Толстым, подтверждается самим графом. Во всяком случае к собратьям по литературному труду он относился именно так.
«Полонский смешон…», «Панаев нехорош…», «Авдотья (Панаева) - стерва…», «Писемский гадок…», «Лажечников жалок…», «Горчаков гадок ужасно…», «Тургенев скучен…», «Тургенев - дурной человек…» Не удостоилось пощады даже «солнце русской поэзии»: «Читал Пушкина… «Цыганы» прелестны, остальные поэмы - ужасная дрянь…» Кстати, похоже, слово «дрянь» было у графа одним из любимых: «Читал полученные письма Гоголя. Он был просто дрянь человек. Ужасная дрянь…» Доставалось и Родине - после заграничной поездки Толстой оставил запись: «Противна Россия. Просто её не люблю… Прелесть Ясная Поляна. Хорошо и грустно, но Россия противна…»
Трусом, однако, граф не был и запросто мог повторить свои характеристики в лицо любому. Как-то в разговоре с Чеховым Толстой выдал прекрасное: «Вы знаете, что я терпеть не могу Шекспира. Но ваши пьесы ещё хуже…» Уильяму Шекспиру и впрямь не повезло. Три сотни лет триумфальных представлений по его пьесам были разом перечёркнуты вескими доводами: «Прочёл «Юлия Цезаря». Удивительно скверно» и «Какое грубое, безнравственное, пошлое и бессмысленное произведение «Гамлет»!»
Прошло совсем немного лет, и жизнь показала свою извращённую иронию. Толстой, только что бывший состоятельнейшим барином, настоящим аристократом и прилежным семьянином, вдруг с пугающей точностью повторяет судьбу одного из персонажей ненавидимого им Шекспира - короля Лира. Отрекается от поместья, титула, авторских прав и, покинутый всеми, кроме одной дочери, бежит в неизвестность, а в конечном итоге - к смерти. Единственное утешение - похоронили графа в том самом месте, где он с братьями безуспешно искал в детстве ту самую зелёную палочку, которая должна была принести счастье всему человечеству.
P. S. В Государственном музее А. С. Пушкина по адресу: Пречистенка, д. 12/2, проходит выставка «История рода Толстых - история России», приуроченная к юбилею Льва Николаевича. Выставка продлится до 1 декабря 2008 г.
_________________ "Посылай свой хлеб по водам, Ибо спустя много дней ты его найдешь…" Екклесиаст (11:1)
|
|
|
|
|
Ивона
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 04 сен 2008, 18:08 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25 Сообщения: 7774
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Спасибо, @Helen@
Да, я тоже когда-то впала в шок, услышав в музее Толстого рассказ экскурсовода о том, что у Толстого был тяжелейший характер, и жене его немало досталось от него... Я долго не могла понять: как же так?! Не сотвори себе кумира!
|
|
|
|
|
Виринея
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 сен 2008, 20:57 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10 Сообщения: 18697
Возраст: 45 Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
|
Сейчас идет передача о том же: Об анафеме Толстому, но подача, естественно, противоположная по смыслу. Так противно слушать.
_________________ Мы все грешники: всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство. Святитель Игнатий Брянчанинов.
|
|
|
|
|
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 31 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|