|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Автор |
Сообщение |
AV
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 10:31 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 25 ноя 2004, 16:56 Сообщения: 142
Возраст: 47
|
Лида. Выше есть цитата Лучика из жития Митрополита Филлипа.
Ну разве он был - преступником? А его родственники, которых казнили. И потом какая странная логика. Если я кого-то убиваю и при этом заношу в синодик. То значит и не грех это? С тем же успехом можно и репресии Сталина оправдать. Ведь вокруг него одни враги были! Или вот письмо покаянное приводите. И что? Осозновал, да. Но ведь продолжал же творить злодеяния.
|
|
|
|
|
IRUS
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 11:26 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 39992
Возраст: 104
Вероисповедание: Православный, не МП
|
AV писал(а): Лида. Выше есть цитата Лучика из жития Митрополита Филлипа. Ну разве он был - преступником? А его родственники, которых казнили. И потом какая странная логика. Если я кого-то убиваю и при этом заношу в синодик. То значит и не грех это? С тем же успехом можно и репресии Сталина оправдать. Ведь вокруг него одни враги были! Или вот письмо покаянное приводите. И что? Осозновал, да. Но ведь продолжал же творить злодеяния.
Да их уже в очередной теме на 19 стр. оправдывают в теме "Что сделал СССР для людей"...
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 11:37 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Не надо никого оправдывать и обвинять. Надо еще раз заглянуть в себя и спросить, а на основании чего, собственно, мы думаем о Грозном так или иначе?
Вот откуда мы знаем что он убил своего сына? Нам кто-то сказал? кто?
|
|
|
|
|
Лучик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 11:53 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22626
Возраст: 50 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Александр_1970 писал(а): Не надо никого оправдывать и обвинять. Надо еще раз заглянуть в себя и спросить, а на основании чего, собственно, мы думаем о Грозном так или иначе? Я думаю, что Грозный был жестоким на основании жития св. Филиппа. «И ненавидящие праведного прегрешат».
|
|
|
|
|
Yulik
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 12:38 |
|
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 11:42 Сообщения: 1147
Возраст: 45 Откуда: Одинцово
Вероисповедание: Православный, МП
|
А я думаю, что все эти казни и жестокости были необходимы в то время, в какое довелось править Ивану Грозному. Вряд ли получилось бы справиться с боярами-предателями другими способами. Он мог бы оставить все как есть, но случилось бы большее зло, а он выбрал меньшее. Да и за то, что царь сделал для народа, а именно расширение государства путем присоединения ряда земель, введение важных административных реформ, налаживание дип отношений с соседними народами, строительство храмов и т.д. он заслуживает хотя бы уважение, а не выставление его на всеобщее обозрение сумасшедшим.
|
|
|
|
|
Лучик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 12:56 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22626
Возраст: 50 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Yulik писал(а): А я думаю, что все эти казни и жестокости были необходимы в то время, в какое довелось править Ивану Грозному. Бессмысленная жестокость, тем более христиан, не может быть оправдана ни в какие времена. Так и Ирода можно оправдать, избившего младенцев, есть сведения, что Палестина при нем процветала, налоги снижались, кроме того, он и Храм перестроил.
Ирод жил во времена более дикие, а не через 1500 лет после того, как Христос пришел на землю и более 500 лет в крещеной Руси.
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 12:58 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Александр_1970 писал(а): Не надо никого оправдывать и обвинять. Надо еще раз заглянуть в себя и спросить, а на основании чего, собственно, мы думаем о Грозном так или иначе? Я думаю, что Грозный был жестоким на основании жития св. Филиппа. «И ненавидящие праведного прегрешат». Ну вот для меня в сущности это единственное основание. При этом, причины разногласий могут быть самые разные, вот митр. Иоанн рассказывает, как царя настраивали против митрополита. Исторические же источники друг другу противоречат.
|
|
|
|
|
Пост однако
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 12:59 |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 18:04 Сообщения: 2759
Вероисповедание: Православный, МП
|
Александр_1970 писал(а): Вот откуда мы знаем что он убил своего сына? Нам кто-то сказал? кто?
Я вот иногда думаю, что скоро за гранью этой жизни узнаем как все было на самом деле.
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 13:00 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Yulik писал(а): А я думаю, что все эти казни и жестокости были необходимы в то время, в какое довелось править Ивану Грозному. Бессмысленная жестокость, тем более христиан, не может быть оправдана ни в какие времена. Необходимая - значит не бессмысленная, верно? так, для прояснения формулировок.
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 13:07 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Верний писал(а): Александр_1970 писал(а): Вот откуда мы знаем что он убил своего сына? Нам кто-то сказал? кто? Я вот иногда думаю, что скоро за гранью этой жизни узнаем как все было на самом деле. Пожалуй, только там.
Если еще будет интересно, конечно.
|
|
|
|
|
Лучик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 13:12 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22626
Возраст: 50 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Александр_1970 писал(а): Необходимая - значит не бессмысленная, верно? так, для прояснения формулировок. Александр, следуя Вашей логике, Ироду тоже необходимо было убить младенцев, так как он считал, что Младенец Иисус покушается на его трон. И что жестокость Ирода можно оправдать?
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 13:16 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Александр_1970 писал(а): Необходимая - значит не бессмысленная, верно? так, для прояснения формулировок. Александр, следуя Вашей логике, Ироду тоже необходимо было убить младенцев, так как он считал, что Младенец Иисус покушается на его трон. И что жестокость Ирода можно оправдать? Я разделяю, вообще говоря "не бессмысленно" и "оправдать". Это как сравнивать зеленое с мягким. Ирод хотел достичь некоей цели, в этом контексте его действия имели совершенно конкретный смысл. Смотря шире, он конечно такими действиями цели достичь не мог, но он-то этого не знал.
Да, он действовал совершенно осмысленно. Но жестоко, да.
|
|
|
|
|
Ли_да
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 13:47 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 02 фев 2005, 01:51 Сообщения: 3317
Откуда: г. Казань
|
AV писал(а): И что? Осозновал, да. Но ведь продолжал же творить злодеяния.
Творил, да, но даже так, его не корректно сравнивать со Сталиным. Историю нельзя изучать по фильму, тем более по этому.
|
|
|
|
|
Лучик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 13:57 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22626
Возраст: 50 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Ли_да писал(а): AV писал(а): И что? Осозновал, да. Но ведь продолжал же творить злодеяния. Творил, да, но даже так, его не корректно сравнивать со Сталиным. А в чем некорректность?
|
|
|
|
|
Yulik
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 14:02 |
|
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 11:42 Сообщения: 1147
Возраст: 45 Откуда: Одинцово
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Yulik писал(а): А я думаю, что все эти казни и жестокости были необходимы в то время, в какое довелось править Ивану Грозному. Бессмысленная жестокость, тем более христиан, не может быть оправдана ни в какие времена. Так и Ирода можно оправдать, избившего младенцев, есть сведения, что Палестина при нем процветала, налоги снижались, кроме того, он и Храм перестроил. Ирод жил во времена более дикие, а не через 1500 лет после того, как Христос пришел на землю и более 500 лет в крещеной Руси.
А зачем проводить параллель с Иродом, не лучше ли попробовать разобраться в исторической обстановке тех времен, не трогая других правителей, другие страны и другое время?
Середина VI века - насаждение католицизма и захват территорий с севера, насаждение ислама и захват территорий с юга, плюс, стоящие у власти, предатели бояре, за деньги готовые продать русское государство со всем честным народом заморским врагам, в итоге реальная угроза целостности государства и православию в частности со всех сторон. И что должен был делать царь?? Сделать выговор или вывесить списки предателей на доске позора? Он действовал жестоко, но правильно.
|
|
|
|
|
оля-су
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 14:26 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 14 авг 2007, 16:07 Сообщения: 8847
Возраст: 46 Откуда: Тверь
Вероисповедание: Православный, МП
|
Alexey K писал(а): Цитата: Кто подскажет, почему у митрополита Филиппа в кадре из фильма на голове патриарший куколь? Вроде бы митрополиты не носили его?
носили
Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного
И это тоже все митрополиты
_________________ "Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне" (Элис Морз Эрл)
|
|
|
|
|
Лучик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 14:31 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22626
Возраст: 50 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Yulik писал(а): Середина VI века - насаждение католицизма и захват территорий с севера, насаждение ислама и захват территорий с юга, плюс, стоящие у власти, предатели бояре, за деньги готовые продать русское государство со всем честным народом заморским врагам Мы сравниваем не эпохи, а характеры. Почему благоверный князь Александр Невский вел себя по-другому? Латиняне тоже угрожали, да еще и иго было, междоусобицы русских князей. Но тем не менее, Грозным его не прозвали.
|
|
|
|
|
Yulik
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 14:58 |
|
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 11:42 Сообщения: 1147
Возраст: 45 Откуда: Одинцово
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Yulik писал(а): Середина VI века - насаждение католицизма и захват территорий с севера, насаждение ислама и захват территорий с юга, плюс, стоящие у власти, предатели бояре, за деньги готовые продать русское государство со всем честным народом заморским врагам Мы сравниваем не эпохи, а характеры. Почему благоверный князь Александр Невский вел себя по-другому? Латиняне тоже угрожали, да еще и иго было, междоусобицы русских князей. Но тем не менее, Грозным его не прозвали.
ООО! Александр Невский еще каким грозным князем был!!!
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 14:59 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
Грозным царя Иоанна IV прозвали не за жестокость, а за то, что он был грозен для врагов государства, как правитель.
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Yulik
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:04 |
|
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 11:42 Сообщения: 1147
Возраст: 45 Откуда: Одинцово
Вероисповедание: Православный, МП
|
Mierin писал(а): Грозным царя Иоанна IV прозвали не за жестокость, а за то, что он был грозен для врагов государства, как правитель.
полностью согласна
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:11 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
... Царь Иоанн Грозный, за жестокость прозванный русскими "Васильевичем" ...
|
|
|
|
|
Лучик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:15 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22626
Возраст: 50 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Александр_1970 писал(а): ... Царь Иоанн Грозный, за жестокость прозванный русскими "Васильевичем" ... Александр, Вы не хуже меня знаете, что у холопов отчеств не было.
Хорошо пойдем другим путем. Малюта Скуратов по чьей инициативе задушил митрополита Филиппа? Сам или царь приказал?
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:16 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Александр_1970 писал(а): ... Царь Иоанн Грозный, за жестокость прозванный русскими "Васильевичем" ... Александр, Вы не хуже меня знаете, что у холопов отчеств не было. Хорошо пойдем другим путем. Малюта Скуратов по чьей инициативе задушил митрополита Филиппа? Сам или царь приказал? Митр. Иоанн по приведенной выше ссылке между прочим утверждает, что не душил.
|
|
|
|
|
Пост однако
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:18 |
|
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 18:04 Сообщения: 2759
Вероисповедание: Православный, МП
|
Александр_1970 писал(а): Если еще будет интересно, конечно.
Вот именно. И это самый важный вопрос:
Если не будет интересно, то что же тогда будет интересно? И будет ли интересно вообще. И наверно на это нужно уже сейчас ориентироваться.
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:21 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
http://www.rusprav.org/biblioteka/ioann ... ha/SD7.htm
Цитата: Для митрополита не были тайной планы его врагов. "Вижу, - говорил он, - готовящуюся мне кончину, но знаете ли, почему меня хотят изгнать отсюда и возбуждают против меня царя? Потому что не льстил я пред ними... Впрочем, что бы то ни было, не перестану говорить истину, да не тщетно ношу сан святительский" Какое-то время казалось, что заговорщики потерпят неудачу. Царь отказался верить в злонамеренность Филиппа, потребовав доказательств, которых у них не было и быть не могло.
Тогда, не надеясь найти "компромат" на митрополита в Москве, злоумышленники отправились на Соловки. Там Пафнутий Суздальский, Андрониковский архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин угрозами, ласками и деньгами принудили к лжесвидетельству против святителя Филиппа некоторых монахов и, взяв их с собой, поспешили назад. В числе лжесвидетелей, к стыду обители, оказался игумен Паисий, ученик святого митрополита, прельстившийся обещанием ему епископской кафедры.
Состоялся "суд". Царь пытался защитить святителя, но вынужден был согласиться с "соборным" мнением о виновности митрополита. Причем, зная по опыту, что убедить царя в политической неблагонадежности Филиппа нельзя, заговорщики подготовили обвинения, касавшиеся жизни святителя на Соловках еще в бытность его тамошним настоятелем, и это, похоже, сбило с толку Иоанна IV.
В день праздника Архистратига Михаила в 1568 году святитель Филипп был сведен с кафедры митрополита и отправлен "на покой" в московский монастырь Николы Старого, где на его содержание царь приказал выделять из казны по четыре алтына в день. Но враги святого на этом не остановились, добившись удаления ненавистного старца в Тверской Отрочь монастырь, подальше от столицы. До этих пор история взаимоотношений Грозного царя с митрополитом Филиппом очень напоминают отношения царя Алексея Михайловича с его "собинным" другом - патриархом Никоном, также оклеветанным и сосланным.
Однако торжество злоумышленников длилось недолго. В декабре 1569 года царь с опричной дружиной двинулся в Новгород для того, чтобы лично возглавить следствие по делу об измене и покровительстве местных властей еретикам-"жидовствующим". В ходе этого расследования могли вскрыться связи новгородских изменников, среди которых видное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской группой, замешанной в деле устранения святителя Филиппа с митрополии. В этих условиях опальный митрополит становился опаснейшим свидетелем.
Его решили убрать и едва успели это сделать, так как царь уже подходил к Твери. Он послал к Филиппу своего доверенного опричника Малюту Скуратова за святительским благословением на поход и, надо думать, за пояснениями, которые могли пролить свет на "новгородское дело". Но Малюта уже не застал святителя в живых. Он смог лишь отдать ему последний долг, присутствуя при погребении, и тут же уехал с докладом к царю <Иоанн, чрезвычайно щепетильный во всех делах, касавшихся душеспасения, заносил имена всех казненных в специальные синодики, которые рассылались затем по монастырям для вечного поминовения "за упокой души". Списки эти (являющиеся, кстати, единственным достоверным документом, позволяющим судить о размахе репрессий) поражают своей подробностью и добросовестностью. Имени святителя Филиппа в них нет. Нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита царь не давал. Эта широко распространенная версия при ближайшем рассмотрении оказывается заурядной выдумкой, как, впрочем, и многие другие "свидетельства" о "зверствах" Грозного царя.>.
Опасения заговорщиков оправдались. Грозный все понял, и лишь его всегдашнее стремление ограничиться минимально возможным наказанием спасло жизнь многим из них. Вот что пишут об этом Четьи-Минеи (за январь, в день памяти святого Филиппа):
"Царь... положил свою грозную опалу на всех виновников и пособников его (митрополита) казни. Несчастный архиепископ Новгородский Пимен, по низложении с престола, был отправлен в заключение в Веневский Никольский монастырь и жил там под вечным страхом смерти, а Филофей Рязанский был лишен архиерейства. Не остался забытым и суровый пристав святого - Стефан Кобылин: его постригли против воли в монахи и заключили в Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенском. Но главным образом гнев царский постиг Соловецкий монастырь.
Итеде итепе
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:37 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
Цитата: В 1592 году успешно закончился "крестовый" поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. "Радуйся, благочестивый Самодержец, - прислал гонца Иоанну князь Михаил Воротынскй, - Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны. Что прикажешь?" "Славить Всевышнего", - ответил Иоанн. Тогда же он обрел прозвище "Грозный" - то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России. "Не мочно царю без грозы быти, - писал современный автор. - Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы".
Это номер раз. Цитата: Да, Иоанн Грозный карал. По подсчетам "советского" историка Р. Г. Скрынникова, жертвами "царского террора" стали три-четыре тысячи человек (10). С момента учреждения опричнины до смерти царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это или мало. Притом, что периодическое возникновение "широко разветвленных заговоров" не отрицает ни один уважающий себя историк. Чего стоит хотя бы политическая интрига, во главе которой стоял боярин Федоров. Заговорщики предполагали во время Ливонского похода 1568 года окружить царские опричные полки, перебить их, а Грозного выдать польскому королю. Но царь, сколько мог, щадил...
Вот один из примеров. Московские казни 1570 года описаны современником событий Альбертом Шлихтингом, иностранцем. Не имея никаких причин преуменьшить масштаб (скорее наоборот), Шлихтинг рассказывает, что из трехсот выведенных на казнь были казнены лишь сто шестнадцать человек, а остальные - помилованы и отпущены. В летописи того времени названо примерно такое же количество казненных - сто двадцать человек. А в "Повести об Иване Грозном и купце Харитоне Белоулине", дошедшей до нас в списке конца XVI века, и вовсе говорится, что казнено было всего семеро, после чего "вестник прииде от царя, повеле всех поиманных отпустить".
Это два. Цитата: В двух крюковых стихирарях начала XVII века находятся две стихиры святому митрополиту Петру (на "Господи, воззвах...") с надписью "Творение царя Иоанна", две стихиры ему же ("на исхождение" - то есть на литии) с надписью - "Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича вся России" и две стихиры на сретенье "Пречистой Владимирской". Символично, что в Смутное время именно словами Грозного царя взывала Русская Церковь к Богородице, молясь о даровании мира и утверждении веры. И, наконец, Цитата: В день праздника Архистратига Михаила в 1568 году святитель Филипп был сведен с кафедры митрополита и отправлен "на покой" в московский монастырь Николы Старого, где на его содержание царь приказал выделять из казны по четыре алтына в день. Но враги святого на этом не остановились, добившись удаления ненавистного старца в Тверской Отрочь монастырь, подальше от столицы. До этих пор история взаимоотношений Грозного царя с митрополитом Филиппом очень напоминают отношения царя Алексея Михайловича с его "собинным" другом - патриархом Никоном, также оклеветанным и сосланным.
Однако торжество злоумышленников длилось недолго. В декабре 1569 года царь с опричной дружиной двинулся в Новгород для того, чтобы лично возглавить следствие по делу об измене и покровительстве местных властей еретикам-"жидовствующим". В ходе этого расследования могли вскрыться связи новгородских изменников, среди которых видное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской группой, замешанной в деле устранения святителя Филиппа с митрополии. В этих условиях опальный митрополит становился опаснейшим свидетелем.
Его решили убрать и едва успели это сделать, так как царь уже подходил к Твери. Он послал к Филиппу своего доверенного опричника Малюту Скуратова за святительским благословением на поход и, надо думать, за пояснениями, которые могли пролить свет на "новгородское дело". Но Малюта уже не застал святителя в живых. Он смог лишь отдать ему последний долг, присутствуя при погребении, и тут же уехал с докладом к царю <Иоанн, чрезвычайно щепетильный во всех делах, касавшихся душеспасения, заносил имена всех казненных в специальные синодики, которые рассылались затем по монастырям для вечного поминовения "за упокой души". Списки эти (являющиеся, кстати, единственным достоверным документом, позволяющим судить о размахе репрессий) поражают своей подробностью и добросовестностью. Имени святителя Филиппа в них нет. Нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита царь не давал. Эта широко распространенная версия при ближайшем рассмотрении оказывается заурядной выдумкой, как, впрочем, и многие другие "свидетельства" о "зверствах" Грозного царя.>. Опасения заговорщиков оправдались. Грозный все понял, и лишь его всегдашнее стремление ограничиться минимально возможным наказанием спасло жизнь многим из них. Вот что пишут об этом Четьи-Минеи (за январь, в день памяти святого Филиппа):
"Царь... положил свою грозную опалу на всех виновников и пособников его (митрополита) казни. Несчастный архиепископ Новгородский Пимен, по низложении с престола, был отправлен в заключение в Веневский Никольский монастырь и жил там под вечным страхом смерти, а Филофей Рязанский был лишен архиерейства. Не остался забытым и суровый пристав святого - Стефан Кобылин: его постригли против воли в монахи и заключили в Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенском. Но главным образом гнев царский постиг Соловецкий монастырь
Никто так и не прочитал исторический труд митрополита Иоанна? С сылками на исторические источники, объективно и полно описывающим эпоху правления Иоанна IV?
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Танюшка-печенюшка
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:40 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38 Сообщения: 8331
Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
|
Дубляж получился
_________________ Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
|
|
|
|
|
Лучик
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:54 |
|
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30 Сообщения: 22626
Возраст: 50 Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
|
Александр_1970 писал(а): Митр. Иоанн по приведенной выше ссылке между прочим утверждает, что не душил. И царь ему голову племянника не посылал? Т.е. официальное житие св. Филиппа – это ложь? Так что ли?
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 15:58 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Лучик писал(а): Александр_1970 писал(а): Митр. Иоанн по приведенной выше ссылке между прочим утверждает, что не душил. Т.е. официальное житие св. Филиппа – это ложь? Так что ли? А что такое "официальное житие"?
Там в приведенной мной цитате ссылка на Четьи-Минеи, между прочим. В последнем абзаце. Это как, такого же уровня авторитет?
То, что Грозный "замазан" в гонениях на митрополита Филлипа - довольно очевидно. Степень его вины - нет.
|
|
|
|
|
Александр_1970
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 13 ноя 2009, 16:08 |
|
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00 Сообщения: 24343
Возраст: 54 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
|
Вот например "жития святых" Дмитрия Ростовского. Еще один взгляд.
Цитата: Между тем слава о святом Филиппе дошла до благоверного царя и князя Иоанна Васильевича. В то время митрополит всей России Афанасий оставил престол[14]. Царь пожелал чтобы на престол Российской митрополии возведен был Святой Филипп, — и вот он вызывает святого в Москву для «духовного совета»[15]. Православный народ тогда пребывал сначала в мире и любви; враг же (диавол), видя это и искони ненавидя истину, воздвиг многомятежную бурю, возбудив вместо любви в православных христианах, ненависть друг к другу. При дворе среди бояр начались свары, ожесточенная вражда и всякого рода злоумышления друг на друга. Своим коварством и междоусобиями они в самом царе возбудили сильнейший гнев и ярость. От тех злых наветов боярских он начал бояться даже своих верных слуг, ближних родственников и друзей, и был в неукротимом гневе на бояр, видя в них своих врагов и крамольников. И вот он разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под именем опричников, которые состояли при особе царя и составили особое управление[16]. Опричники злоупотребляли данною им властью, угнетали народ, отнимали имущества, сопровождая свои разбои убийствами и пытками. Царь же верил в их верность и преданность, и потому управы на них нельзя было найти. В это время царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа. С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле. Филипп по своему смирению, отказывался от этого высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был возведен на митрополичью кафедру[17]. В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою. Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину[18]. К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие с ним[19] вместе с царскими советниками Малютою Скуратовым[20] и Василием Грязным[21] с их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались низвергнуть его с престола и уговаривали царя своего намерения не оставлять. Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола. В непродолжительном после того времени, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю. Одних из иноков ласками и мздоимством, других — обещанием высших духовных почестей, третьих — угрозами убедили они сделать нарекание на святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святителе непристойное. Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву. При этом они взяли с собою игумена Соловецкого Паисия, которому обещали епископский сан, и других клеветников, лжесвидетельствовавших на святого Филиппа. Немедленно был созван собор для суда над святителем. Прибывшие из Соловок клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь, услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, угодных ему, повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не оправдывался и стал снимать все знаки своего сана[22], но царь велел ждать судебного приговора. На другой день, когда святой митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе[23], царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями[24]. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь[25], причем святой много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святой находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород[26] и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келью святого. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем:
— Вот приблизился конец моего подвига, — и причастился Честных и Животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал:
— Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород.
Но Святой отвечал Малюте:
— Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою[27].
Между тем врагов святого Филиппа, восставших на него, в скором времени постигло наказание Божие. Царь, сознав свою несправедливость против святого мужа, и лукавство его врагов повелел разослать их в заточение по различным монастырям, а иных предал смерти[28].
По смерти царя Иоанна Васильевича, престол русского царства занял сын его, благочестивый царь и великий князь Феодор Иоаннович[29]. В седьмой год его царствования, в 21-м году по преставлении святого Филиппа, игумен Соловецкого монастыря Иаков и братия обратились с молением к благочестивому царю, чтобы он повелел перенести тело святого из Отроча монастыря в Соловецкий. Царь дал им на сие разрешение, и они нашли тело святого целым и неповрежденным, что тление не коснулось даже его одежд, а от мощей святого истекло миро и наполнило воздух благовонием.
|
|
|
|
|
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|