Вавилонская башня наших сердец
Пока еще позволяет время, пока Судия терпит и испытующий наши сердца ожидает от нас обращения, смягчим слезами жесткое сердце и будем питать благосклонную любовь к ближним. - Св. Григорий Двоеслов
Счастье - это когда тебя понимают. Помните? Это известная фраза из фильма "Доживем до понедельника". Я довольно долго хотела понять, почему эта фраза многих заставляет задуматься, почему с ней соглашаются? Ведь счастье - величина непостоянная: сегодня ты счастлив по одной причине, завтра по другой. Почему же понимание ближнего нам всегда доставляет радость и даже делает нас счастливыми? Но вот пришло время, и Господь ответил на мой вопрос - я встретила человека, который меня понял, и в то же время я сама осознала, насколько это важно - стремиться к пониманию ближнего, не скупиться на внимание к нему.
Человек - создание хотя и крепкое, но ранимое. Мы можем выдерживать жестокие испытания судьбы, но перед мелкой колкостью от собрата падаем. Мы в состоянии выдерживать тяжелые физические нагрузки, но от малого толчка в спину от того же собрата приходим в замешательство и снова духовно падаем. Мы способны тратить время на познание миров вселенной, но с великим трудом заставляем себя внимать ближнему, а то и вовсе не считаем это необходимым. Что это - парадокс? Имея все способности к тому, чтобы быть счастливыми и делать счастливыми наших ближних, мы почитаем это лишним и сами же оттого мучаемся!
Человек приходит в храм. Чаще всего, увы, это бывает в минуты скорбей. Человек ищет поддержки, понимания. Можем ли мы это дать ему? Вероятнее всего, да. На нашем скромном уровне - ведь мы не батюшки, которые призваны на пастырское служение, - мы вполне способны выдавить из нашего сердечка каплю внимания, сострадания и понимания, особенно если человек ведет себя как-то непривычно, странно. Не испугаться, не осудить, а принять с миром, понять в тяжелую минуту страждущего. Вспомните св.Анну Пророчицу, которую св. Илий счел пьяною. Он наблюдал за ней и видел, как она от того, что была в измождении, беззвучно, губами одними шептала слова молитв: "И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой, я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него". Вот так будут вознаграждены многие из тех, кто нам показался в храме каким-то "не таким".
Вспоминаю слова евангелиста Иоанна: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1Иоан., 4:18). Какой такой "боящийся"? Вероятно, и "боящийся" потерять покой свой ради ближнего, и вообще всякий, кто предпочитает страданию ближнего свое "я" и более - стесняется положить душу свою за други, - не обязательно на войне, в бою - в достаточно обычной неловкой ситуации, которая, возможно, навредит нам и принесет неприятности.
А ведь нельзя назвать твердою ту добродетель, которая остается непреклонною при виде страдания других (св. Григорий Двоеслов). Получается, что, прикрываясь "послушанием", "смирением", обыкновенной занятостью и не оказывая внимания нуждающемуся, не желая понять его, мы открываем себе, что не имеем этих добродетелей, потому что, будь добродетель тверда, уступила бы нужде ближнего, его болезни.
И как же мы страдаем от того, что нас не понимают! И сколько нелепых конфликтов рождается от нашего же невнимания к ближнему и нежелания понять его! Бывает, сорвется на нас ближний. Понятно - не хорошо это. Но что ж, все мы только идем путем спасения, совершаем ошибки и не потому, что мы злые и другим зла желаем, а по немощи, неопытности и… именно по невниманию, нежеланию понять брата. Сорвется ближний на нас, а отчего? Разве мы так неугодны ему? Нет. От усталости, от боли внутренней он кричит, ругается, обижает. Нам бы его приласкать, утешить, успокоить, а если это невозможно, выйти и помолиться тихонько за него. Но разве так бывает? Нет.
Мы, не стараясь понять несчастного и, вместе с тем, чувствуя свою "правость", осыпаем его замечаниями, обличениями - "спасаем" его. Или, что еще хуже, обижаемся и не даем огорчившему прощения. А ведь "огорчение происходит не столько от свойства оскорблений, сколько от нас самих", пишет свт. Иоанн Златоуст. Где же наше понимание? Разве есть люди, которые радуются тому, что обидели или накричали? Нет таких. Может, больной кто. А здоровый человек всегда переживает после, мучается, прощения ищет, кается. Пусть внешне этого и не заметно другим. Нам бы ему только навстречу пойти - он и рад будет, и помолимся вместе, с миром.
Все мы люди - творения Господа. Но мы не одинаковы. У нас различные воспитание, жизненный опыт, знания, разные стремления, мечты. Все мы по-разному переносим одну боль, будь она душевной или физической. Мы по-разному страдаем. И, хотя мы все братия и сестры во Христе, все мы разные. Дар это или наказание? Я не знаю. Но если при всей нашей разности мы не научимся понимать друг друга, оказывать внимание, любить, то как сможем сами ожидать от ближнего любви, а от жизни счастья?
Поэтому, по слову св. Григория Двоеслова, мы должны обращаться духом к ближнему, как бы далеко он ни находился от нас и что бы ни имел на нас, покориться ему душою, умилостивить смирением и благосклонностью, чтоб и Создатель наш, принимающий за вину дар, простил нам грехи, видя такое благоизволение нашего сердца. И тогда мы с вами обязательно будем счастливы!
А.Ольшанская
http://ivanovoconvent.ivnet.ru/_slovoUt/heartBabel.htm
http://ivanovoconvent.ivnet.ru/