Здравствуйте, Наталия.
Прочел Ваши сообщения в теме; как представляется, описанные проблемно – отрицательные состояния, которые бывают порою с Вами, можно назвать страхованиями, страхом.
В прошлом оптинские старцы поучали своих духовных чад на этот счет, например, следующими бесценными советами (быть может, и Вам что-то из этого пригодится и поможет):
В болезни вашей, думаю, прежде всего нужно вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, пред которым бы вы могли с полной верою и с совершенной искренностью смиренно исповедовать все тяготящее совесть вашу, начиная с шести лет и до сего дня, а во-вторых, если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, как Сам Господь сказал в Евангелии грешнице: «иди и к тому не согрешай» (Ин. 8, 11). — Если так поступите и вперед твердо решитесь хранить себя и свою совесть, то можно надеяться, что не только избавитесь от отягощающей вас тоски и страха, но и в самой телесной болезни, милостью и помощью Божиею, можете получить такое облегчение, какое будет вам полезно... (преп. Амвросий).
________________________________________
С таким крепким упованием христианским и верою не надобно иметь страха. Страх причиняет больший вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия, и без болезни болезнь приключается (преп. Макарий). ________________________________________
Иные боятся всякой всячины — и лягушек, и мышей, и тараканов, т. е. всего боятся, кроме Бога. А диавол, непримиримый враг наш... «яко лев рыкая, ходит всюду, иский кого поглотити» (1 Пет. 5, 8), но и тот без попущения Божия никакого зла человеку сделать не может, даже и над свиньями власти не имеет, т. е. кто свински живет, а кто со страхом Божиим жизнь свою проводит, около тех ополчается Ангел Господень (преп. Антоний). ________________________________________
Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога, а вы, по малодушию своему, всего боитесь, как и святой Давид сказал: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13, 5) (преп. Антоний). ________________________________________ Святой Давид говорит: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его» (Пс.33, 8). А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, тот не боится ни воров, ни мошенников. А для успокоения своего прочитывайте вы девяностый псалом, в коем Дух Святый говорит: не приидет к тебе зло, и беда не приблизится селению твоему, и прочее (преп. Антоний). ________________________________________
Должно бояться не холеры, а тяжких грехов, ибо смертная коса скосит человека, как траву, и без холеры. А посему все упование свое возложите на Господа Бога, без воли Коего и птицы не умирают, кольми паче человек (преп. Антоний). ________________________________________
...Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь (преп. Никон). ________________________________________
Страхи твои не что иное суть, как последствия прелести. Когда познаешь свою немощь и смиришься, то и они исчезнут (преп. Макарий).
...Что вам начал стужать страх, но и на сию брань пренужно понуждаться со всяким смирением и уповать на Господа, что хотя за тщеславие и гордость нашу попустилось, — не токмо страхованиями, но и мечтаниями враг диавол стужает и устрашает, но мы твердо да помним пророческие <стихи> псалма: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26, 3) (преп. Лев). ________________________________________
...Ты жалуешься на страх вражеский, который у тебя бывал в некоторые дни, начиная с самого вечера, а в продолжение ночи оканчивался нелепыми и неприятными весьма для тебя мечтаниями. Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, то полезно тебе, по примеру древних отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские приличные к тому слова, например: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся», и весь 26-й псалом. Также: «обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их» (Пс.117, 11—12). Еще: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною» и прочее (Пс. 34, 1). Еще: «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69, 2) и подобное. На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень (преп. Амвросий). ________________________________________
Пишешь о своих заботах, и страхах, и предположениях относительно будущего. — Положись на волю Божию, тверди себе, что будет то, что Богу угодно будет, и что Всеблагой Господь Божественным Своим Промыслом всячески устрояет о нас все благое, полезное и спасительное. — Страху же вражию старайся не поддаваться, а когда усилятся тревожные помыслы, отвечай им так, — с нами Бог, и прочее. «Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог. Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог. — Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог. — И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог. И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог» (преп. Амвросий).
________________________________________
***
В заключение сообщения напишу следующее:
- Войдя однажды в ограду спасающей нашей Церкви, впредь более ее не покидать, ни делом, ни словом, ни помышлением; смерти вечной подобно – оставление Церкви, или, так и не случившееся при жизни человека, вхождение в Нее.
- Решительно проститься с прошлым нераскаянным греховным наследием; как минимум, еще раз «перетрясти свою память, совесть и душу», и если что-то обнаружится, то твердой поступью - в направлении духовника,.. как бы ни было: тяжело, совестно, быть может,.. очень и очень стыдно.
- Стараться далее в своей жизни удерживать себя от греховных падений, а,.. свалившись» (… кто не падал,.. кто не падает из нас?..), - быстро «вставать»: каяться, исправляться, противоборствовать греху.
- Взращивать в себе духовного воина, способного с помощью Божией, успешно противостоять врагу, разить его - врага - наповал.
Священное Писание, святоотеческое наследие – в числе первых и главных учебных источников для духовной подготовки и духовного совершенствования Христова воина.
***
Помоги Вам Господь.
_________________
|