Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Посиделки


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 19:06 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
Поворот в отношении к церкви произошел в 1988 г. т.е. с момента празднования 1000-летия крещения Руси. Сведения о жизни церкви до 1988 г. можно найти в учебниках по истории РПЦ (1917-1991 гг.). В этой теме предлагаю делиться воспоминаниями очевидцев.

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 19:13 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
Много народа собиралось на Пасху около церкви и в ней. Милиции давали указание пропускать, прежде всего, верующих. Пароль был "Отче Наш". В те годы мало кто знал отче Наш, я помню как году в 1987 пьяный поляк на вокзале в Гродно предлагал 10 долл. (где -то 80 руб. в 87 г.) тому. кто наизусть прочитает Отче Наш. Хоть на латыни, хоть на ЦСЯ. Таким образом. знание отче наш уже показывало, что в церковь идет верующий человек.
оперативный комсомольский отряд отсекал пьяную молодежь из "фабры" (ПТУ-шники), которые приходили пьяными на крестный ход и начинали свистеть, отпускать скабрезные шуточки. Особо рьяных забирал в опорный пункт. где могли обстричь половину длинных волос (слева или справа) машинкой наголо или предлагали побоксировать ("ты же каждый день машешься район на район") с командиром отряда. пацану 18. а начальнику 24 года, студент, кмс по боксу.
пасху отмечали многие. как правило пасха отмечалась крашенными яйцами. каким-то типа куличом. продавались везде (название забыл)....и пьянкой. основное дело было на пасху сходить на кладбище. там выпить. зажечь сигарету. поставить на могилке выпить и закуску. один напился до беспамятства, проснулся на могилке от холода....но быстро нашел, чем похмелиться и что покурить.
Большинство даже толком и не понимали смысла Пасхи и знакомы были с Библией по какой-то постановке кукольного театра, ее часто показывали по телевизору. При этом атеистов идейных было мало, почти у всех были рецидивы языческого сознания, отсюда: гадание, заговоры, привороты.....к 88 г. набиравшее популярность астрология, большая вера в чудеса гипноза

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 20:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 17 дек 2010, 14:01
Сообщения: 8185

Вероисповедание: Православный, МП
Интересный материал.... Жаль, ничего не могу добавить.

_________________
Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, воздержимся от лицемерия. (Авва Аполлос Великий.)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 20:54 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30
Сообщения: 22621

Возраст: 50
Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
На Пасху в храме до 1987 года не была ни разу.
Что касается воспоминаний о храме того периода, вспоминаются очень добрые бабушки в Успенском соборе г. Владимира. Мне, тогда еще девочке, было всё интересно, красивое пение, запах ладана, в своем селе я бы никогда не рискнула пойти в храм на службу в то время.

_________________
Христианское имя - Елена


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 21:00 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10
Сообщения: 18697

Возраст: 45
Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
Интересен рассказ Солженицына:

Александр Солженицын. Пасхальный крестный ход





----------------------------------------------------------------------------
Источник: А. Солженицын. Малое собрание сочинений. В 7 т.
- М.: ИНКОМ НВ, 1991
----------------------------------------------------------------------------


Учат нас теперь знатоки, что маслом не надо писать все, как оно точно
есть. Что на то цветная фотография. Что надо линиями искривленными и
сочетаниями треугольников и квадратов передавать мысль вещи вместо самой
вещи.
А я недоразумеваю, какая цветная фотография отберет нам со смыслом
нужные лица и вместит в один кадр пасхальный крестный ход патриаршей
переделкинской церкви через полвека после революции. Один только этот
пасхальный сегодняшний ход разъяснил бы многое нам, изобрази его самыми
старыми ухватками, даже без треугольников.
За полчаса до благовеста выглядит приоградье патриаршей церкви
Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого лихого
рабочего поселка. Девки в цветных платочках и спортивных брюках (ну, и в
юбках есть) голосистые, ходят по трое, по пятеро, то толкнутся в церковь, но
густо там в притворе, с вечера раннего старухи места занимали, девчонки с
ними перетявкнутся и наружу; то кружат по церковному двору, выкрикивают
развязно, кличутся издали и разглядывают зеленые, розовые и белые огоньки,
зажженные у внешних настенных икон и у могил архиереев и протопресвитеров. А
парни - и здоровые, и плюгавые - все с победным выражением (кого они
победили за свои пятнадцать-двадцать лет? - разве что шайбами в ворота...),
все почти в кепках, шапках, кто с головой непокрытой, так не тут снял, а так
ходит, каждый четвертый выпимши, каждый десятый пьян, каждый второй курит,
да противно как курит, прислюнивши папиросу к нижней губе. И еще до ладана,
вместо ладана, сизые клубы табачного дыма возносятся в электрическом свете
от церковного двора к пасхальному небу в бурых неподвижных тучах. Плюют на
асфальт, в забаву толкают друг друга, громко свистят, есть и матюгаются,
несколько с транзисторными приемниками наяривают танцевалку, кто своих марух
обнимает на самом проходе, и друг от друга этих девок тянут, и петушисто
посматривают, и жди как бы не выхватили ножи: сперва друг на друга ножи, а
там и на православных. Потому что на православных смотрит вся эта молодость
не как младшие на старших, не как гости на хозяев, а как хозяева на мух.
Все же до ножей не доходит - три-четыре милиционера для прилики
прохаживаются там и здесь. И мат - не воплями через весь двор, а просто в
голос, в сердечном русском разговоре. Потому и милиция нарушений не видит,
дружелюбно улыбается подрастающей смене. Не будет же милиция папиросы
вырывать из зубов, не будет же она шапки с голов схлобучивать: ведь это на
улице, и право не верить в Бога ограждено конституцией. Милиция честно
видит, что вмешиваться ей не во что, уголовного дела нет.
Растесненные к ограде кладбища и к церковным стенам, верующие не то чтоб
там возражать, а озираются, как бы их еще не пырнули, как бы с рук не
потребовали часы, по которым сверяются последние минуты до Воскресения
Христа. Здесь, вне храма, их, православных, и меньше гораздо, чем
зубоскалящей, ворошащейся вольницы. Они напуганы и утеснены хуже, чем при
татарах.
Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню.
Уголовный рубеж не перейден, а разбой бескровный, а обида душевная - в
этих губах, изогнутых по-блатному, в разговорах наглых, в хохоте,
ухаживаниях, выщупываниях, курении, плевоте в двух шагах от страстей
Христовых. В этом победительно-презрительном виде, с которым сопляки пришли
смотреть, как их деды повторяют обряды пращуров.
Между верующими мелькают одно-два мягких еврейских лица. Может крещеные,
может сторонние. Осторожно посматривая, ждут крестного хода тоже.
Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро:
каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься - остолбенеешь.
И ведь кажется не штурмовики 30-х годов, не те, что пасхи освященные
вырывали из рук и улюлюкали под чертей - нет! Это как бы любознательные:
хоккейный сезон по телевидению кончился, футбольный не начинался, тоска,
- вот и лезут к свечному окошечку, растолкав христиан как мешки с отрубями,
и, ругая "церковный бизнес", покупают зачем-то свечки.
Одно только странно: все приезжие, а все друг друга знают, и по именам.
Как это у них так дружно получилось? Да не с одного ль они завода? Да не
комсорг ли их тут ходит тоже? Да может эти часы им как за дружину
записываются?
Ударяет колокол над головой крупными ударами - но подменный: жестяные
какие-то удары вместо полнозвучных глубоких. Колокол звонит, объявляя
крестный ход.
И тут-то повалили! - не верующие, нет, опять эта ревущая молодость.
Теперь их вдвое и втрое навалило во двор, они спешат, сами не зная, чего
ищут, какую сторону захватывать, откуда будет Ход. Зажигают красные
пасхальные свечечки, а от свечек - они прикуривают, вот что! Толпятся, как
бы ожидая начать фокстрот. Еще не хватает здесь пивного ларька, чтоб эти
чубатые вытянувшиеся ребята - порода наша не мельчает! - сдували бы белую
пену на могилы.
А с паперти уже сошла голова Хода и вот заворачивает сюда под мелкий
благовест. Впереди идут два деловых человека и просят товарищей молодых
сколько-нибудь расступиться. Через три шага идет лысенький пожилой мужичок
вроде церковного ктитора и несет на шесте тяжеловатый граненый остекленный
фонарь со свечой. Он опасливо смотрит вверх на фонарь, чтоб нести его ровно,
и в стороны так же опасливо. И вот отсюда начинается картина, которую так
хотелось бы написать, если б я мог: ктитор не того ли боится, что строители
нового общества сейчас сомнут их, бросятся бить?.. Жуть передается и
зрителю.
Девки в брюках со свечками и парни с папиросами в зубах, в кепках и в
расстегнутых плащах (лица неразвитые, вздорные, самоуверенные на рубль,
когда не понимают на пятак; и простогубые есть, доверчивые; много этих лиц
должно быть на картине) плотно обстали и смотрят зрелище, какого за деньги
нигде не увидишь.
За фонарем движутся двое хоругвей, но не раздельно, а тоже как от испуга
стеснясь.
А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми
горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с
твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них
тигров. А две из десяти - девушки, того самого возраста девушки, что
столпились вокруг с парнями, однолетки - но как очищены их лица, сколько
светлости в них.
Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто
вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат
папиросным дымом, их уши завешаны от ругательств, их подошвы не чувствуют,
что церковный двор обратился в танцплощадку.
Так начинается подлинный крестный ход! Что-то пробрало и зверят по обе
стороны, притихли немного.
За женщинами следуют в светлых ризах священники и дьяконы, их человек
семь. Но как непросторно они идут, как сбились, мешая друг другу, почти
кадилом не размахнуться, орарий не поднять. А ведь здесь, не отговорили б
его, мог бы идти и служить Патриарх всея Руси!..
Сжато и поспешно они проходят, а дальше - а дальше Хода нет. Никого
больше нет! Никаких богомольцев в крестном ходе нет, потому что назад в храм
им бы уже не забиться. Молящихся нет, но тут-то и поперла, тут-то и поперла
наша бражка! Как в проломленные ворота склада, спеша захватить добычу, спеша
разворовать пайки, обтираясь о каменные вереи, закруживаясь в вихрях потока
- теснятся, толкаются, пробиваются парни и девки - а зачем? Сами не знают.
Поглядеть, как будут попы чудаковать? Или просто толкаться - это и есть их
задание?
Крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в
шапках, с папиросами, с транзисторами на груди - первые ряды этой публики,
как они втискиваются в ограду, должны еще обязательно попасть на картину!
И тогда она будет завершена!
Старуха крестится в стороне и говорит другой:
- В этом году хорошо, никакого фулиганства. Милиции сколько.
Ах, вот оно! Так это еще - лучший год?..
Что ж будет из этих роженых и выращенных главных наших миллионов? К чему
просвещенные усилия и обнадежные предвидения раздумчивых голов? Чего доброго
ждем мы от нашего будущего?
Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех!
И тех, кто натравил их сюда - тоже растопчут.

10 апреля 1966
1-й день Пасхи

_________________
Мы все грешники: всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство.
Святитель Игнатий Брянчанинов.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 21:03 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
вообще среди прихожан доминировали бабушки, конечно, были и люди молодые, наверное, но их было как капля в море. лично я не встречал. православная интеллигенция концентрировалась, преимущественно, в москве и питере. в областных городах интеллигенция в пику атеизму увлекалась йогой, различными оккультными элементами ЗОЖ. Власть была готова допустить умеренный оккультизм в умах интеллигенции, чем христианскую веру. я даже не представлял где можно было купить библию. а вот Чаттерджи (индийский марксист); его книга издавалась. при желании можно было найти в крупных библиотеках. но такие книги просто крали из библиотек. кстати, прессовали за веру только "очки и шляпы", если грузчик или мездрильщик с кожзавода ходил в храм. то это мало кого волновало.

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 21:06 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
неправда, что три-четыре милиционера, больше, да и оперативные комсомольские отряды были не прочь размяться, погонять этих парней. там тоже отморозков хватало, но их власть лелеяла.

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 21:33 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 авг 2008, 14:38
Сообщения: 8331

Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
Из воспоминаний знакомой матушки, вдовы нашего духовника.
Цитата:
Вся жизнь в церкви

О протоиерее Михаиле Фролове и его матушке Елене Кузьминичне можно писать книгу. Как, наверное, практически обо всех священнических семьях того несладкого для Церкви советского времени.

Оба родом из Оренбургской области, города Сорочинск. Матушка Елена сама из семьи священнослужителя. Долгое время ее отец, Кузьма Акимович Калугин, служил дьяконом в местном храме, а будучи уже в солидном возрасте, был рукоположен в священники. По стопам отца пошли и братья – один стал белым священником и служил в Самаре, другой – архимандрит в Троице-Сергиевой лавре. Как они пришли к этому выбору – отдельная история.

Младшую Леночку в церковь носили буквально с пеленок. «Приведут меня, - рассказывает матушка Елена, - поставят на солее, я стою-стою, устану, сяду на коленочки – и усну. Пока служба идет – я сплю. Став постарше, сама все время ходила в церковь утром и вечером. Родители не пускали зимой, боялись, но я все равно бежала на службу. Приду домой, мама спрашивает: «С кем же ты из церкви шла?» А я, как сейчас помню, отвечаю: «С месячкой. Зашла во двор, калитку закрыла, а месячка там остался». Так и ходила – утром по солнышку, вечером – с месяцем».

В семье царили строгие нравы, детей сызмальства приучали к труду и молитве, постились по уставу все, поблажек не было никому, даже самым маленьким. Никто не сидел без дела, а о том, как пели родители, отец Косьма и матушка Федосья, матушка Елена вспоминает до сих пор: «Утром встают рано – и начинают петь псалмы. Мы, дети, спим еще в комнате, а они на кухне. Папа что-то делает (он в основном столярными делами занимался), мама готовит – и поют вместе». Пели и дети, вечерами на это специально выделялось время.

У семьи Калугиных был замечательный духовник, отец Даниил Фомин, бывший насельник Оптиной пустыни. Когда монахов из знаменитого на всю Россию монастыря разогнали, а сам монастырь превратили в сельскохозяйственную артель, он приехал в Сорочинск. И часто бывал у духовных чад вместе со своей сестрой, монахиней Архелаей. Он приходил и заводил беседу со взрослыми. А дети прятались за занавеску, чтобы родители не видели, и тихо, как мышки, сидели и слушали, быть может, далеко не все понимая, но впитывая как губка, основы христианской веры.

С Сорочинском храме пели монашки из разогнанных коммунистами монастырей, они сразу приметили прилежную дьяконскую дочку и взяли ее с собой на клирос. С этого момента Елена Кузьминична начала петь на клиросе. Так всю жизнь пела и читала в церкви, и когда училась в школе, и когда работала.

Со школой у матушки Елены связаны самые неприятные воспоминания. Когда Лена пошла в первый класс, учительница вызвала ее к доске. И громко спросила: «Леночка, вот интересно, мы еще не прошли буквы, а как же ты в церкви читаешь?» Будущая матушка нашлась ответить тут же: «А я наизусть». Но после этого вопроса одноклассники перестали звать ее по имени, перейдя на прозвища «попадья» да «попиха». «Одно время так тяжело было, никак не могла от мыслей этих оторваться, - сетует матушка. – А потом подумала: ну раз так меня постоянно называют, почему бы мне и не быть попадьей? Так и получилось».

Смутное время

С отцом Михаилом они познакомились, когда Елене было семнадцать лет, а ее будущий супруг уже перешагнул тридцатилетний рубеж. Он тоже был из верующей многодетной семьи. Его мама осталась одна с пятерыми детьми, когда муж погиб на фронте. Михаилу в то время было всего девять лет, и он был третьим по счету. Приходилось много помогать матери в нелегком крестьянском труде, приглядывать за младшими, пока подрастут. Может, отчасти и поэтому Михаил долго не мог жениться. Как рассказывает матушка Елена, он все просил Бога послать ему хорошую жену. И тут появилась она, и ему сразу стало понятно, что это та, которую он просил. Молодые люди ждали год до совершеннолетия Елены Кузьминичны, и в 1963 году обвенчались. В этом году супруги Фроловы отметили бы золотую свадьбу, но отцу Михаилу, увы, не довелось дожить до этого юбилея. Священник ушел из жизни в 2006 году, и матушка Елена с тех пор вдова.

Решение стать священником было принято не сразу – смутное время, религия под запретом и поступить в духовное учебное заведение было не так-то просто. Будущий отец Михаил работал на заводе, потом преподавал в школе и только через несколько лет пошел в семинарию. После ее окончания был рукоположен в сан дьякона и направлен служить в Пензу. Несладко приходилось семье священнослужителя в то смутное время. Особенно, когда пошли дети. Как-то раз, когда старшей дочке Фроловых было семь лет, они отправились на праздничную Пасхальную службу. Отец Михаил служил, матушка Елена собралась с дочкой на праздник – а тут заграждение из сознательных комсомольцев, требующих прекратить раздачу «опиума для народа». Если кто помнит те времена – на большие церковные праздники возле храмов дежурили дружинники, не пропускали молодых, ведь Богу молиться – удел отживающих свой век старушек. И когда семейство отца Михаила подошло к храму – комсомольцы стали стеной, чтобы не пропустить их внутрь. Да еще дочку, тоже Леночку, стали вырывать из рук матери. «У меня вдруг откуда-то столько сил появилось, - вспоминает матушка Елена, - что я схватила дочку так крепко, что они не могли разжать мои руки. Страшно было – а если не пропустят совсем? Батюшка дьяконом служил, служба могла сорваться». К счастью, убеждением и просьбами удалось прорвать оцепление. Позже, когда Фроловы уже жили в Куйбышеве, история повторилась точь-в-точь, только уже со второй дочкой, Ольгой. И вновь Елена Кузьминична не дала отнять у себя ребенка. Противостоять обществу приходилось практически во всем – доводилось и выслушивать уколы от коллег на работе, и отказывать классной руководительнице Лены в ее требовании снять в доме иконы, и не сметь перекреститься возле церкви. То, что переживала матушка Елена в детстве, отчасти пришлось пережить и дочерям - за глаза и их называли «попадьями». И, кстати, старшая дочка, Елена, тоже стала матушкой. А Елена Кузьминична не нарадуется теперь, что ее внукам не приходится испытывать то, что выпало на ее детство и юность.

«Матушкой быть не трудно»

«Матушкой быть нетрудно, - убеждена Елена Кузьминична. - Я воспитывалась в религиозной семье и не мыслю себе другой жизни. Если я в храм не иду, бывает, по состоянию здоровья, то внутри такая тоска, такая боль, что не пошла сегодня в церковь. Нет, не трудно быть матушкой. Но все-таки, с детства нужно быть в церкви. С улицы, то есть девушку неверующую, далекую от церкви, нельзя брать в жены будущему священнику, она же не выдержит такой жизни. Для меня помолиться, почитать псалтирь или Евангелие – в радость. Батюшка Михаил был строгий: поститься так поститься, молиться так молиться. Взял акафист читать, позвал меня – я все оставляю и иду за ним. И никогда мне в тягость это не было. А с улицы девочка – не поймет того, и будет постоянное разногласие в семье».

Воскресные дни они всегда начинали с церковной службы. Так было в семьях их родителей, в их собственных семьях, так происходит сейчас в семьях их дочерей. У Ольги растет сын Никита, у матушки Елены-младшей трое уже взрослых детей – Ксения, еще одна Елена (имя Елена у протоиерея Михаила Фролова было любимым) и Иван. Мальчики прислуживают в алтаре, девочки – поют. И все, как один, не мыслят себя вне церковной жизни.

На вопрос, в чем для нее роль матушки, матушка Елена просто отвечает - батюшке во всем помогать и поддерживать. А еще – воспитать своих детей верующими и добрыми людьми, чтобы люди рядом доброту эту чувствовали. И сейчас она с радостью наблюдает, что и у дочек получилось сохранить то, что они с отцом прививали им, и внуки растут такими же.

Разное было.

_________________
Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 22:05 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 22 дек 2013, 16:58
Сообщения: 7177

Откуда: Издалека
Вероисповедание: иное
Кулич в магазинах назывался кекс "весенний", творожная пасха - майский творожный торт.
До 88 года:
Кулич приносила в дом тётка, я любила только верхушку, за что не воспринимала магазинное оно было без верхушки, просто посыпано сахарной пудрой.
В моем доме отмечали и Пасху и еврейский Песах.
Яйца мы с бабушкой красили краски покупали на рынке. Как сейчас помню старушек, продававших краску и посыпку для куличей.
В церковь впервые зашла в 1989 году.
Она была полуразрушенная.
В детстве спросила бабушку, что такое Пасха, она мне ответила что в Пасху воскрес Христос, я тогда не знала кто это, но сам факт восхитил.
К Пасхе убирали могилы и вешали веночки.

_________________
Ядом напоила
Рядом прилегла
Ночь меня любила
Осень умерла
Ты гори гори
Лиловый день
День
Ты бери бери
Седая ночь


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 22 июл 2015, 22:22 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2004, 01:10
Сообщения: 26897

Возраст: 52
Откуда: Алёшкино
Вероисповедание: Православный, МП
Давеча в магазине бумажных книг видел "Лавра" автора Елены Чижовой. Вроде как о жизни семьи священника года так в 70-е. Кто-нибудь читал, что скажете?

_________________
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 23 июл 2015, 00:59 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 23 фев 2006, 23:47
Сообщения: 803

Откуда: Россия
Леонид Пантелеев (настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев) написал автобиографическую повесть «Верую!» Впервые опубликована в 1990 году, согласно завещанию писателя, через три года после его кончины. Понравилась.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 23 июл 2015, 08:37 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
В истории РПЦ Цыпина написано, что к 71 году в церкви были в основном пожилые прихожане за 50 лет. в это время моей бабушке было 68 лет, ее подружкам 60-70 лет. Моложе из посещающих церковь я не встречал. У большинства было начальное образование. церковно-приходская школа (как у моей бабушки). это и использовалось пропагандистами атеизма в обосновании "темности" прихожан и прихожанок в те годы.
Кураев писал, что до 87 года людям с ВО было крайне трудно поступить в семинарию. Но поступили же и закончили ее за два года художник Д. Смирнов (ныне проитерей), архим. Ивлев (физик околоземного пространства). очевидно. несмотря на все сложности. такие возможности были.

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 23 июл 2015, 08:52 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
Моя знакомая крестилось в 77 году в 35 лет. работала в почтовом ящике, ныне НПО "Энергия", но она была простой рабочей, не состояла в ВЛКСМ и КПСС. Всем рассказала, ее никуда не вызывали, не обсуждали. Тогда все-таки многих детей крестили. Человек проходил в жизни два раза через церковь: при крещении и отпевании. А вот в Западных Украине, Белоруссии, Молдавии ситуации была другой. По крайней мере церковь посещали в большие праздники, детей крестили, не редкостью было и венчание. интеллигенция тех регионов рассматривала воцерковление, не как средство спасения, а как "оппозиционность" власти, как уже отмечал в регионах РСФСР вольномыслие интеллигенции проявлялось в интересе к оккультноному, идеалистической философии в противовес материализму.
А вообще в то время люди духовно умирали. Было два интереса: или пьянка, или мещанское приобретательство (машина, кооператив, библиотека, дача......). какие-то порыва свободы духа устремляли людей не пьющих, не мещан в идеализм, йогу.
йога была популярна с 60-ых гг, точнее после 63 г., когда вышла книга И. Ефремова "Лезвие бритвы". в спортивно-физкультурных журналах приводились комплексы асан с фотографиями. но только до начала 70-ых. Но потом йога распространялась быстро, по рукам ходили репринтные книжечки, а в МГУ в начале 70-ых филолог зубков собирал аудитории на свои неформальные лекции о йоге. Вышел фильм: Индийские йоги, кто они. Церковь у людей отняли, но не особо препятствовали распространению восточных религий. Достаточно вспомнить массовое развитие карате с 78 г., где на занятиях были элементы медитации.
надо отдать должное, что многие увлекавшиеся "востоком". позднее в 90-ые пришли в церковь

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 23 июл 2015, 11:57 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 22 дек 2013, 16:58
Сообщения: 7177

Откуда: Издалека
Вероисповедание: иное
Ну про бездуховных людей это вы загнули, нам до духовности тех поколений плыть и плыть...

_________________
Ядом напоила
Рядом прилегла
Ночь меня любила
Осень умерла
Ты гори гори
Лиловый день
День
Ты бери бери
Седая ночь


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 24 июл 2015, 10:05 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 31 май 2015, 13:57
Сообщения: 698

Откуда: Кукуево
Вероисповедание: Православный, МП
Не помню чтобы в населенном пункте моей молодости в 70-80-х были действующие православные церкви, они были где-то далеко за городской чертой в глухих селах или соседних городах. Верующие в основном пожилые женщины добирались до них автобусом или по жд.
Нашу молодежь в те годы абсолютно не интересовала религия, разве что раз в год как правильно заметил Иван, набухавшись пройтись крестным ходом в праздник Пасхи.
Мы учились и ударно строили светлое будущее а в свободное время посещали бесплатные кружки и спортивные секции (коих надо заметить было множество) ходили в кино и на танцы. Кстати о секциях, карате у нас не было(преподавание восточных единоборств было под запретом) в основном л и т.атлетика, бокс- борьба, футбол-хоккей и непременно шахматы.
В начале 90-х начали восстанавливать православные храмы и одновременно хлынули в страну проповедники других религий, в среде интеллигентной молодежи стало хорошим тоном быть приверженцем какого либо учения, рабочим парням и девчатам( не всем конечно) и в эти годы религия была до фонаря даже на некоторых адептов смотрели как на чокнутых)
Вообще о тех годах можно книгу написать))


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 24 июл 2015, 12:24 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
про100людин писал(а):
Не помню чтобы в населенном пункте моей молодости в 70-80-х были действующие православные церкви

Это зависело от региона. В Сибири практические не было. Поэтому свою активность с 90-ых туда и направили протестанты, в центре РСФСР в областных городах были. например, в Костроме (население в 1979 г. 260 тыс. населения) ровно 3 по количеству административных районов, в Гродно (БССР)-2 действующих церкви и 1 костел (население было 200 тыс. чел.). да, в основном православные бабушки, но в Москве и Питере в среде интеллигенции формировались православные кружки: о. Дудко, отец А. Мень. про такую интеллигентную православную среду в начале 80-ых писал прот. Чаплин, ему было 14 лет. в ней он и вращался, аналогично и А. Кураев. в провинции церковная жизнь зижделась в основном в селах. в то время, как в первые три века христианство шло через города (как и на Руси после 988 г.), а в селах долго сохранялось язычество.

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 24 июл 2015, 12:35 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 июл 2015, 09:38
Сообщения: 262

Возраст: 63
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православный, МП
про100людин писал(а):
Кстати о секциях, карате у нас не было(преподавание восточных единоборств было под запретом) в основном л и т.атлетика, бокс- борьба, футбол-хоккей и непременно шахматы.

Тут надо учитывать хронологию, карате было запрещено осенью 84 г., а в начале 80-ых официальные секции плодились активно. В москве в ЦШК занятия вроде начались в 1975 году, туда было трудно попасть. Все меняется, все течет, мы тут подразумевали разные хронологические периоды. А секций было полно, но....молодежь из рабочих предпочитала бормотуху и драки район на район. последнимй феномен распространялся по простором СССР очень активно, были побоища, где участвовала с двух сторон до 120-140 человек. но это уже флуд!
Насчет книги, предлагаю открыть тему: воспоминания о СССР.

_________________
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Церковь до 1988 года
 Сообщение Добавлено: 24 июл 2015, 12:57 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 31 май 2015, 13:57
Сообщения: 698

Откуда: Кукуево
Вероисповедание: Православный, МП
Было такое дело жестокие драки район на район, город на село и т.д.
Открывайте тему Иван, думаю она будет интересна многим.


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 42

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: