ФАРФОР, ФАЯНС, МАЙОЛИКА ИЗ СОБРАНИЯ ГТГ
10 ноября 2008 — 1 июня 2009
Крымский Вал, 10, зал №24
В рамках долгосрочного проекта «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники» развернута очередная сменная экспозиция скульптуры. Она представляет произведения 1930-х - 1970-х годов, выполненные в различных техниках керамики.
Фарфор, фаянс, майолику, терракоту объединяет исходный материал – обработанная огнем глина. При создании скульптуры используются разные ее сорта с всевозможными добавками. Соответственно виды керамики различают по свойствам обожженного черепка. Возможности керамики как художественного материала очень многообразны. Керамика способна органически объединить пластику (круглую форму или рельеф) с цветом. Вылепленный объем может быть дополнен росписью, простой окраской, рисунком.
Характерные качества ФАРФОРА – белизна, твердость, способность отражать свет. Кроме того, он обладает уникальными пластическими свойствами. Фарфор позволяет вылепить острые, тонкие формы, дать резкие контуры, воспроизвести мельчайшие детали, невозможные ни в одном другом виде глазурованной керамики. Вместе с тем в фарфоре не менее выразительно смотрятся обобщенные, цельные объемы с плавным перетеканием форм.
В экспозиции представлены работы Б.Я.Воробьева (скульптура «Лежащий белый медведь»), С.М.Орлова («Сказка», «Иванушка на Коньке-горбунке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Свои особенности имеет в фарфоре и жанр портрета. Небольшой масштаб позволяет легче, чем в станковой скульптуре создавать портретные фигуры в рост, придавая им жанровый характер и окружая различными предметами. Особенно выразительно выглядят театральные персонажи: «Карандаш (артист Н.М.Румянцев)» И.Г.Фрих-Хара, «С.В.Образцов» И.Л.Слонима, «К.Н.Лаптев в роли Риголетто» М.Т.Литовченко.
Фарфор часто используется в скульптуре малых форм. Однако в 1940-1950-е годы художники часто игнорировали их специфику, подражая другим видам искусств. Как монумент в миниатюре выглядит «Юрий Долгорукий» В.И.Мухиной, но при этом статуэтка отличается точно найденной мерой обобщенности.
На рубеже 1950-1960-х годов язык скульптуры обновляется, отражая перемены, которые происходят в советском искусстве. Делая акцент на обтекаемых объемах, выявляя тектонику композиции, опуская детали, скульптор А.Г.Сотников обыгрывает гладкую блестящую поверхность фарфора. Его белизну выразительно оттеняют нежные голубые, желтые, коричневые тона, придающие скульптурам благородство и драгоценность.
ФАЯНС – материал более пористый и менее пластичный, чем фарфор. Для получения фаянса используют то же сырье, что и для фарфора, меняется только состав добавок и режим обжига.
Особенно много произведений в фаянсе выполнил И.Г. Фрих-Хар. В 1930-е годы он сумел привлечь для работы на Конаковском фаянсовом заводе группу лучших московских художников, их произведения были успешно показаны на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
МАЙОЛИКА отличается от фарфора и фаянса тем, что создается из цветной глины, имеет толстый пористый черепок, который покрывают эмалью и расписывают. Представленные в экспозиции работы З.В.Баженовой и И.Г.Фрих-Хара, выполненные в этой технике, были сделаны на Гжельском керамическом заводе, который переживает возрождение в 1940-е годы.
В 1930-1950-е годы майолика широко использовалась для оформления станций московского метро, павильонов ВСХВ, создания фонтанов. В экспозиции монументальные возможности майолики демонстрируют торшеры «Елки», выполненные Фрих-Харом в 1955-1956 годах. Он любил использовать при создании фонтанов и светильников колоннообразные формы из фаянса, варьируя составляющие их детали. Декоративный эффект этих торшеров строится на стилизации мотива еловых веток и использовании перламутровых и металлических отблесков специальной глазури. Экспериментируя с покрытием, Фрих-Хар придает одной из елок более холодный и яркий, радужный колорит, насыщая другую переливами более глубоких и густых тонов.
ТЕРРАКОТА - цветная глина с пористой структурой, не покрываемая глазурью. Этот наиболее простой с точки зрения технологии вид керамики привлек внимание художников на рубеже 1950-1960-х, когда в искусстве стремились уйти от помпезности и пышности. В статуэтке «Фрих-Хар» М.П.Холодная подчеркивает свойства терракоты: выбирает естественный теплый цвет глины и разнообразит фактуру, имитируя поверхности различных предметов.
--------------------------------------------------------------------------------
Даже небольшое число работ этого зала дает возможность оценить разнообразие скульптурной коллекции музея и увидеть, что из материалов, часто использующихся в утилитарных целях, создаются уникальные по художественным достоинствам произведения.
|