Выставка "Ювелирпром. Красота на каждый день"
Государственый Исторический Музей, Кабинет Председателя 01.11.2010 - 31.01. 2011 гг.
На выставке представлена коллекция Натальи Александровны Конюк, состоящая из более чем двухсот серебряных ювелирных украшений: брошей, заколок, браслетов, подвесок, кулонов, колье, серег, запонок, выполненных с использованием позолоты, черни, эмали, ювелирных и поделочных камней, искусственных кристаллов, синтетических материалов, стекла. Она представляет образцы художественной продукции более 30 ювелирных предприятий 16 художественных центров из 7 республик СССР и охватывает период с 1930-х по конец 1970-х гг. Коллекция отличается несомненным художественным достоинством, отражает вкусы рядового советского человека, характеризуются сохранением традиций ювелирного искусства России предшествующих столетий. Именно поэтому на выставке демонстрируются массовые ювелирные украшения России XVII- начала ХХ вв. Сначала это была продукция отдельных мастеров, специализирующихся на изготовлении только одного типа предметов: цепочек, пуговиц, серег и т.д. В более позднее время украшения создавались ювелирными фабриками и пользовались не только всероссийской, но и мировой известностью. Представление о разнообразии серег, брошей, браслетов, цепей, кулонов, создаваемых крупными предприятиями, дают экспонируемые на выставке каталоги фирм Карла Фаберже и Иосифа Маршака, а так же эталонные по исполнению золотые украшения, ставшие образцами для массового производства серебряных изделий начала ХХ в. После Октябрьской революции на базе национализированных фабрик началось создание ювелирной промышленности советской эпохи, а в 1976 г. для модернизации производства и повышения качества массовой продукции был создан Ювелирпром. Интересной иллюстрацией к экспозиции служат фотографии готовой продукции и ее покупателей, торговые прейскуранты Ювелирпрома, рекламные издания отдельных предприятий. На выставке экспонируется уникальный, полученный из ГОХРАНа, комплект (настольная лампа и письменный прибор) из родонита с позолоченным серебром, аметистами, топазами, изготовленный в 1947-1954 гг. Элементы декора лампы, чернильницы и других входящих в письменный прибор предметов повторяются в ювелирных украшениях, что свидетельствует об универсальности художественных образов и их способности достигать уровня символов эпохи. 1970-е гг. породили парадоксальную ситуацию: чем больше было дефицита в продуктах питания и товарах повседневного спроса, тем азартнее, простаивая часами в очередях, люди приобретали украшения из драгоценных металлов, чья ценность казалась им абсолютной. Они делали жизнь советских людей на протяжении пятидесяти лет радостнее, интереснее, человечнее и были лучиками Красоты, к которой хотел приобщиться каждый.
|