"ИСКУССТВО ЯРОСЛАВСКОЙ И КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЕЛЬ XVIII–XX ВЕКОВ. Поиски, находки, открытия"
25 декабря 2008 — 8 февраля 2009
Министерство культуры РФ
Государственная Третьяковская галерея
Фонд «Общество поощрения художеств»
представляют выставку
ИСКУССТВО ЯРОСЛАВСКОЙ И КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЕЛЬ XVIII–XX ВЕКОВ
Поиски, находки, открытия
Инженерный корпус, 3-й этаж Лаврушинский, 12
Впервые после длительного перерыва Третьяковская галерея заново знакомит с таким феноменом в культуре русской провинции, как бытовой сословный портрет. Открытие интереснейшего пласта искусства, созданного в XVIII–XIX веках в Ярославской и Костромской губерниях крепостными мастерами и выходцами из «третьего сословия», на рубеже 1960-х – 1970-х годов стало сенсацией. Выставка собрала воедино более 150 экспонатов из шести музеев разных городов, включая Ярославль, Кострому, Рыбинск.
Наравне с творчеством самобытного художника Ефима Честнякова, сословный портрет Поволжья введен в музейный и научный обиход московскими специалистами во главе с С.Ямщиковым в творческом содружестве с музейщиками Ярославля и Костромы. Однако, хотя в 70-е и 80-е годы прошлого века наследие мастеров Ярославской и Костромской земель широко демонстрировалось в российской столице, с тех пор уже два новых поколения зрителей не видели масштабных показов этих работ.
Инициатор проекта – заслуженный деятель искусств, председатель Ассоциации реставраторов России, исследователь и пропагандист искусства русской провинции Савва Васильевич Ямщиков, в 2008 году отметивший 50-летие творческой деятельности. Выставка демонстрирует высокий уровень отечественной реставрации, давшей произведениям новую жизнь. Именно реставраторов, проделавших колоссальную работу, можно назвать первооткрывателями подлинных шедевров провинциальной живописи. Многие из собранных в проекте экспонатов теперь являются гордостью музеев Ярославля и Костромы, служа и визитной карточкой этих городов.
Ярославский регион, в XVIII–XIX столетиях переживший небывалый культурный подъем, более других богат мастерами, оставившими значимое творческое наследие. Сегодня их имена широко известны, а их произведения в музейных фондах волжских городов образуют большие монографические коллекции, из которых происходят привезенные в Москву произведения Дмитрия Коренева и Николая Мыльникова (Ярославль), Павла Колендаса (Переславль-Залесский), а также Григория Островского (Кострома). Замечательны женские портреты, а также образы из фамильной портретной галереи купцов Суриных кисти Ивана Тарханова (Углич). Большая часть наследия этого художника, который работал не только в Угличе, но в Ярославле и Рыбинске, дошла до наших дней, что редкость для искусства провинции.
В центральный зал выставки помещены произведения Г.Островского (1756–1814) – иконописца и живописца из Великого Устюга, возможно, крепостного дворян Черевиных. В запасниках Солигаличского краеведческого музея специалисты обнаружили 16 живописных портретов с подписью художника. Чаще всего Островский изображал представителей знатного дворянского рода Черевиных, чья усадьба была расположена близ старинного города Солигалич. Вероятно, просвещенные помещики позволили художнику посетить Москву и Петербург, а может быть, и Париж: ранние портреты мастера напоминают парсуны, но в дальнейшем он блестяще овладел приемами европейской живописи. По мастерству исполнения выделяются портреты Н.С.Черевиной (1774) и Д.П.Черевина (1774) в возрасте 6 лет. В войне 1812 года Дмитрий Петрович Черевин был начальником Костромского ополчения, отдал в его пользу все свое движимое имущество. Интересен и портрет Андрея Федоровича Катенина (1790) – дяди поэта Павла Катенина, друга А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова, участника восстания декабристов.
Наряду с наследием названных мастеров выставка позволяет подробно познакомиться с творчеством разнообразно одаренных анонимов – «неизвестных художников» XVIII-XIX веков. Несмотря на явно выраженную индивидуальность каждого из этих авторов, их произведения в целом укладываются в традиционную схему провинциального портрета, бытовавшего в городской среде.
Особый раздел экспозиции составляют картины Ефима Честнякова (1874–1961) из фондов Костромского музея-заповедника. Имя художника впервые громко прозвучало в конце 1970-х, когда выставки его работ прошли в Москве и Костроме, а затем в Париже, Турине, Флоренции. Несколько лет понадобилось, чтобы собрать и отреставрировать наследие мастера, хранившееся в деревенских избах и сильно пострадавшее от времени. Благодаря совместным усилиям музея Костромы и московских реставраторов свыше ста живописных полотен и несколько сот графических листов Ефима Честнякова были возвращены к жизни.
Музей Рыбинска гордится тем, что хранит раритетные полотна Ивана Вишнякова и Ермолая Камеженкова, которые не являлись уроженцами этого края. Так, безусловными шедеврами признаны парные портреты четы рыбинских помещиков Тишининых –единственные подписные работы И.Вишнякова.
Деятельность исследователей и реставраторов в последние два десятилетия принесла серьезные результаты, тем не менее поиски еще неизведанного в «провинциальном» искусстве продолжаются.
В подготовке проекта приняли участие:
Ярославский художественный музей; Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.
|